Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики

shahov_2020 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2020
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за К. Маслач, определяем синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
Введение

Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно – исторического опыта. Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Оно стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. В 70-е годы ХХ столетия исследователи обратили внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). На определенном этапе своей деятельности они неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них часто развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Было обнаружено, что эти изменения вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Так появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания и его структуру. C. Маслач определяет данное понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». В последние годы особенно остро встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. Не каждый педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей - все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива. Синдром эмоционального выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье всей организации. Актуальность исследования эмоционального выгорания у педагогов обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в данной сфере. Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных психологических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Ведь от здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его обучающих. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли, коммуникации. В связи с этим проблемой исследования является необходимость знания симптомов выгорания педагогов начальной школы, а также профилактика данного синдрома для предотвращения необратимых последствий. Исследования профессионального и эмоционального выгорания представлены в зарубежной науке: C. Maslach, S. Jakson, E. Aronson, A. Pines, S. Walker, M. Cole, M.P. Leiter и др., и отечественной практике: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Е.С. Старченкова и др. Цель исследования - изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики. Задачи исследования: - изучить состояние данной проблемы в научной литературе; - рассмотреть особенности развития синдрома выгорания у педагогов начальной школы; - отобрать комплекс методик, позволяющих выявить причины развития синдрома эмоционального выгорания педагогов начальной школы; - исследовать уровень профессионального выгорания у педагогов начальной школы. - определить способы и средства профилактики и устранения синдрома эмоционального выгорания. База исследования: МБОУ СОШ №13 и МБОУ СОШ №16 г. Красноярска. Объект: педагоги начальных классов общеобразовательной школы. Предмет исследования: особенности синдрома профессионального выгорания педагогов начальной школы. Гипотеза: уровень эмоционального выгорания педагога начальной школы взаимосвязан с удовлетворенностью работой в процессе длительной профессиональной деятельности и зависит от его педагогического стажа и возраста. Для достижения цели и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы: 1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) Эмпирические: анкетирование, диагностика уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко, опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (автор - К. Маслач). 3) Методы качественного и количественного анализа результатов исследования. Методологической основой исследования выступили труды зарубежных исследователей синдрома эмоционального выгорания (Буриш М., Маслач К., Морроу Э.), а также труды отечественных психологов, раскрывающие особенности синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова). Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов, отмечены особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (81 наименований). Объем выпускной квалификационной работы составляет 89 страниц. В работе содержится 4 таблицы и 3 рисунка.
Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3 Глава 1. Особенности развития синдрома профессионального выгорания...…8 1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития……………………………………………………………………………8 1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы………………………………………………….…………………………24 Глава 2. Экспериментальное изучение профессионального выгорания у педагогов начальной школы……………………………………………….……34 2.1 Организация, методы и методики исследования………………….……….34 2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………...44 Глава 3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов начальной школы……………………………………………………….………..51 3.1 Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания………………………...………………………………………………51 3.2 Возможная программа профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов начальной школы……………….……………………….64 Заключение…………………………….…………………………………………71 Библиографический список……………..………………………………………73 Приложение………………………………………………………………………81
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. 2. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. - 2003. - №25. 3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии N 5, 1988. 4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989. 5. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. - №2.- С.52-60. 6. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Психологический журнал №5. 1992. 7. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2014. - 116с. 8. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб: Речь, 2014. - 272с. 9. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А.Бикеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 348 с. 10. Богословский, В.В. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова. - Москва: Просвещение, 2011. - 383с. 11. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панфенов. - М.: Норма, 2013. - 218 с. 12. Бойко, В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении[Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2011. - 474 с. 13. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 381с. 14. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2015. - № 7. - С. 17-18. 15. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / С.А. Боровикова. - М.: Просвещение, 2014. - 151с. 16. Варламова, Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования [Текст] / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2014. - № 9. - С. 30-34. 17. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2013. - 317 с. 18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991. 19. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С.Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. - 261 с. 20. Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - Минск, «Народная света», 2011. - 450с. 21. Гордиенко, В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]: монография / В.Н. Гордиенко. - Иркутск: ПРАЙС, 2013. - 382с. 22. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012. - 416 с. 23. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени [Текст] / М. Грабе. - СПб.: Речь, 2012. - 96 с. 24. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009.-№10.-С.53-64. 25. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c. 26. Демьянчук, Р.В. Как не сгореть у учительского стола [Текст]: советы психолога / Р.В. Демьянчук / Под. ред. Л.М. Шипициной (серия «Психологическая наука - школе»). - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 93с. 27. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук - М.: Просвещение, 2006. - 138 с. 28. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность [Текст]: психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202c. 29. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 33с. 30. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб. 2002. 31. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2 изд. М. - Логос, 2004. 32. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - СПБ: ЛГУ, 2013. - 234с. 33. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]: учебник / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2011. - 297 с. 34. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.171. 35. Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю.Ласовская, С.А. Ильина. - Новосибирск: НГМУ, 2006. - 31 с. 36. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст]: учебное пособие / А.Б. Леонова. - Харьков, 2014. - 316с. 37. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. - 511с. 38. Лизинский, В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности [Текст]: учебник / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 588c. 39. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. - 2005. - №21. - С.150-153. 40. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - М, 2013. - 582с. 41. Мальцева, Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя [Текст]: дис.канд.псих.наук. / Н.В. Мальцева. - Екатеринбург, 2011. - 225с. 42. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К.Маслач. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 43. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1987. 44. Мерзлякова, Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников [Текст] / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2014. - №8. - С. 90-91. 45. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М. Митина. - М.: «Дело», 2011. - 216с. 46. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика [Текст] / Л.М. Митина // Школа здоровья. 2013. - С. 55-59. 47. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст]: учебник / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Флинта, 2011. - 571с. 48. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М.Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с. 49. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учеб. пос. / И.В.Молочкова.-Челябинск: ЮУрГУ, 2005.-130 с. 50. Немов, Р.С. Общая психология. Психология личности [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c. 51. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2011. - №9. - С. 74-79. 52. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст]: монография / В.Е. Орел. - Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 330 с. 53. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - 56 с. 54. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический журнал. М.,1990. 55. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 668 с. 56. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Б.В.Кайгородова, Н.В.Майсак. - Астрахань: ИД «Астраханский университет, 2011. - 207 с. 57. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 10. - С. 81. 58. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов [Текст]: учебник / Под ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2011. - 533с. 59. Радев Е. Как контролировать и справиться с синдромом выгорания (направления управления) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 1. С. 99-104. 60. Реан, А.А. Психология личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288c. 61. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2011. - 496с. 62. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2012. - №3. - С. 85-95. 63. Россинский Ю.А. Качество жизни и психическое здоровье врачей / Ю.А.Россинский, В.Я.Семке, Н.В.Асланбекова. - Павлодар: РГКП, 2008. - 319 с. 64. Рубинштейн, М.М. Проблема учителя [Текст] / М.М. Рубинштейн // Под редакцией В.А. Сластёнина. - М.: Просвещение, 2014. - 176с. 65. Рычкова, В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / В.В. Рычкова. - Чита: ЧИПКРО, 2015. - 75с. 66. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: Психотерапия, 2014. - 256 с. 67. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст]: сборник текстов / Г. Селье. - М.: Наука, 2012. - 394 с. 68. Селье Г. “Стресс без дистресса” М.,1982. 69. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2015. - 224 с. 70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. 71. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999. 72. Трунов, Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.В. Трунов // Журнал практического психолога, 2011. - №8. - С. 84-89. 73. Филина, С.О. «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст] / С.О. Филина // Школьный психолог. - 2013. - №36. - С. 15-18. 74. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст]: учебное пособие / Т.В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2011. - 356с. 75. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,1994., N6. 76. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2011. - 192 с. 77. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко - СПб.: Речь, 2009. - 114 с. 78. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. 2002. 79. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст] / Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 66-73. 80. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] / Ю.А. Юдчиц // Журнал практического психолога, 1998. - №7. - С. 7-11. 81. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя [Текст] / Н. Янковская // Народное образование. - 2015. - № 6. - С. 147-155.
Отрывок из работы

1. Особенности развития синдрома профессионального выгорания 1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов начальной школы, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Существуют ситуации, когда талантливый педагог становится профессионально непригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. Научный и практический интерес синдрома выгорания обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg