Глава 1. Банковская гарантия - новый институт российского гражданского права
1.1. Предпосылки возникновения банковской гарантии в Гражданском кодексе Российской Федерации
Банковская гарантия представляет собой новый, ранее не, известный отечественному законодательству способ обеспечения гражданско-правовых обязательств. Институту банковской гарантии посвящен параграф 6 главы 23 ГК РФ, в котором содержится 12 статей (с 368 по 379).
В большинстве публикаций, посвященных банковской гарантии, авторы признают принципиальную новизну этого института. В то же время встречались мнения о произошедшей «реабилитации» банковской гарантии. Так, С. В. Сарбаш, в частности, указывает: «с банковской гарантией в период советского законодательства происходили определенные метаморфозы, в результате которых в разделе «Обязательственное право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик гарантия как способ обеспечения обязательств была отождествлена с поручительством (п. 6 ст. 68 ОГЗ). Сейчас, будучи реабилитированной, банковская гарантия является самостоятельнымспособом обеспечения обязательств». Далее, тот же автор уже высказывает диаметрально противоположное мнение о банковской гарантии: «данный способ обеспечения исполнения обязательств, хотя и созвучен ранее существовавшему способу под названием «гарантия», в корне отличен от него и является новым институтом для Кодекса».
Сравнительный анализ гарантии по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. и Основам гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (далее по тексту - ОГЗ) с одной стороны, и банковской гарантии по ГК РФ 1994 г. с другой, позволяет сделать вывод об общности их правовой природы - как способа обеспечения исполнения обязательств, и определенной созвучности в названии. В принципе, само проведение сравнительного анализа этих двух правовых конструкций имеет не больше правовых оснований, чем сопоставление банковской гарантии с любым иным способом обеспечения исполнения обязательств.
В советский период развития гражданского законодательства гарантия представляла собой - «некий суррогат поручительства ..., приспособленный к плановой централизованной экономике». Но, несмотря на указанную производную сущность, гарантия имела большее распространение в имущественном обороте, чем поручительство. Объяснялось это, прежде всего, тем, что, хотя в отношениях по договору поручительства могли участвовать любые субъекты, в действительности граждане почти не использовали в своих отношениях поручительство. Напротив, гарантия применялась только в отношениях между хозяйствующими организациями, и в связи с этим, именно гарантия получила достаточно широкое распространение и четкую правовуюрегламентацию на уровне подзаконных актов. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года отсутствовало определение гарантии как самостоятельного способа обеспечения обязательств. Единственная статья 210 с одноименным наименованием «Гарантия» отмечала особый, указанный выше субъектный состав, и отсылала к нормам, посвященным поручительству, что и послужило фактическим основанием для вывода об однородной сущности гарантии и поручительства. Детальное административно-правовое регулирование гарантии осуществлялось нормативными актами Госбанка СССР, была даже утверждена типовая форма гарантии. При этом гарантия выполняла не только свою основную функцию - обеспечение обязательств, но и одновременно являлась «санкцией, применяемой Госбанком в отношении хозоргана, не имеющего собственных оборотных средств в пределах норматива ... вследствие отклонения от нормального выполнения плана». Интересные положения относительно использования гарантии в советский период были высказаны Е. С. Компанеец. Отмечая реальное практическое значение гарантии в противовес залогу, он также указывал, что «... по своему характеру в практике применения ее Госбанком гарантия неоднородна. В подавляющем большинстве случаев - это санкция. Но иногда она должна быть отнесена к одной из мер обеспечения договорных обязательств». К анализу поручительства и гарантии, выявлению общих черт и различий в советский период обращались многие советские юристы, и дальнейшее исследование указанных способов обеспечения обязательств не является целью настоящей работы.
С введением в действие с 3 марта 1992 г. на территории Российской Федерации Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991года, гарантия фактически перестала существовать и стала понятием, синонимичным поручительству.