Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

rax-lays 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Работа была защищена в Казанском Федеральном Университете на оценку-отлично
Введение

Введение Актуальность работы: в настоящее время информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми оброзовательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми особыми образовательными потребностями, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить цель нашего исследования. Цель исследования: Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий при формирование лексико-грамматического строя речи. Объект исследования: особенности лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха Предмет исследования: процесс использования информационных компьютерных технологий при формирование лексико-грамматического строя речи. Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной, при использование информационно-компьютерных технологий Задачи: 1. Изучить теоретические основы использования информационно- компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи 2. Провести экспериментальную работу по использованию информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи Методологическая основа: Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания... Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Практическая значимость исследования данная работа рекомендована в использование сурдопедагогам, учителям-логопедам, педагогам школ, родителям для работы с детьми с нарушением слуха по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-компьютерных технологий. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающая шесть параграфов, списка использованной литературы и приложений, общий объем работы составляет 37страниц
Содержание

Содержание Введение ……………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы использования информационно- компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи …………………………………………………6 1.1 Анализ использования информационно--компьютерных технологий в работе логопеда …………………………………………………6 1.2 Развитие лексико-грамматических строя речи у детей с нарушением слуха………………………………………………………………14 Выводы по главе I ………………………………………………………20 Глава II. Экспериментальная работа по использованию информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи ……………………………………21 2.1 Обследование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха………………………………………………………………21 2.2 Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха с использованием информационно-компьютерных технологий ……………………………………………………26 Выводы по главе II ………………………………………………………..32 Заключение ……………………………………………...…………………33 Список используемой литературы …………………………….………….35 Приложения …………………………………………………….………….38
Список литературы

Список используемой литературы 1. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / Светлана Евгеньевна Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии / Александр Павлович Бизюк // СПб.: Речь, 2005. 3. Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) / Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. - М.: Педагогика, 2001 4. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Галина Анатольевна Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. 5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Лев Семенович Выготский // М.: Изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2004. 6. Гадасина, Л.Я. Дидактические игры в работе логопеда / Л.Я. Гадасина // Дошкольная педагогика. – 2001. 7. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004 8. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Коррекционная педагогика.- 2003. - № 6 (18). 9. Горчакова А.М. Система коррекционно-логопедической работы по формированию сукцессивных функций у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Логопедия. – 2004. - № 1 (3). 10. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения / О.Е. Грибова // Дефектология, 1999.- № 3. – С. 3-11. 11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / Ольга Евгеньевна Грибова. – М.: Айрис-Пресс, 2005. 12. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm 13. Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Науч. ред. О.В. Защиринская // СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 180 с. 14. Елецкая, О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе / Ольга Вячеславовна Елецкая, Наталья Юрьевна Горбачевская // М.: ТЦ Сфера, 2005 15. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика, 2006 16. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1997 17. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / София Давыдовна Забрамная, Юлия Александровна костенкова. – М.: В.Секачев, 2001. 18. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm 19. Калягин, В.А., Овчинникова, Т.С. Методы психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / Виктор Александрович Калягин, Татьяна Сергеевна Овчинникова. СПб.: Каро, 2004. 20. Козырева, О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. 21. Коровин К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся / под ред. Р.М. Боскис. - М.: 1995 22. Козырева, Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками / Лариса Михайловна Козырева // Ярославль, Академия развития, 2006. 23. Косякова, О. О. Логопсихология: учебное пособие/ Ольга Олеговна Косякова, Ростов- на Дону: Феникс, 2007. 24. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Галина Федоровна Кумарина [и др.] // М.: Издательский центр «Академия», 2001. 25. Корнев, А.Н. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: Гипотезы и факты / А.Н. Корнев // Логопед. – 2005. - № 5. 26. Колегова, И.И. Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах / И.И. Колегова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2005. 27. Крылова, Е.В. Дидактическая игра как средство развития речевых и неречевых процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Е.В. Крылова // Логопедия. – 2004. - № 4 (6). 28. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003. 29. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7. 30. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.. 31. Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец // М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЖЭК», 2003. 32. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефект. Фак. Пед. вузов. В 5 кн. Кн. V. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 200
Отрывок из работы

Глава II. Экспериментальная работа по использованию информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи 2.1 Обследование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха Экспериментальное исследование проводилось на базе Специальнаой (коррекционной) общеобразовательной школы I-II вида им. Е. Г. Ласточкиной.Контингент детей составил 16 человек в возрасте 10-11 лет (3-4 класс) Исследование проводилось в начале марта 2016 года. Обследование проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально. Основная цель исследования – экспериментально проверить наличие лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха. При обследовании детей учитывалось то, что дети с нарушением слуха с трудом вступают в контакт с посторонними людьми, а так же они не понимают в полном объеме не знакомые слова. И в исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми, а так же адаптировалась методика и прорабатывались инструкции, инструкция озвучивалась на простом и доступном языке. Для работы использовалась тестовая методика Фотековой Т.А. (см. Приложение №1), которая включает в себя 6 серий заданий различных уровней сложности. Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Достоинства методики: удобна для диагностики, для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль), для построения индивидуальной коррекционной работы, для комплектования подгрупп для занятий, для отслеживания динамики речевого развития Данная методика направлена на определение уровня сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи. Материалы: картинки, сводная таблица регистрации результатов. Для данной работы были взяты: Серия 3 «Исследование грамматического строя речи» и серия 2 «Исследование словаря и навыков словообразования» Серия 3. Исследование грамматического строя речи состоит из 5 заданий, которая включает в себя по 10 упражнений. За выполнение каждого из упражнений правильно дается от 0 до 1 балла, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования состоит из 3 заданий. Первая серия заданий включает в себя 10 упражнения, вторая – 5 упражнений и третья - 25 упражнений. Всего 50 упражнений. За выполнение каждого из упражнений правильно дается от 0 до 1 балла, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Всего за каждое правильно выполненное задание ребенку дается от 1 до 10 баллов. Для проведения данного эксперимента каждому ребенку предоставлялись картинки с заданиями и с инструкцией его выполнения, или задания выполнялись на слух. После проведенного исследования были выявлены следущие результаты развития лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха, результаты которого отражены в таблице №1. № задания Среднее значение 1 60% 2 55% 3 55% 4 50% 5 55% 6 55% 7 40% 8 60% Таблица №1. Данные успешности выполнения заданий детей с нарушением слуха (по средним баллам). Количественные результаты исследования выявили недостаточную сформированность словообразовательных навыков – большинстве это касалось образования уменьшительных форм существительных и образования относительных и притяжательных прилагательных. Качественный анализ полученных результатов показал следующее. В первой части обследования детям предлагалось задание типа: повторение предложений, верификация предложений из слов в начальной форме и добавление предлогов в предложения. По результатам исследования нужно отметить, что с заданиями дети справились успешно; среди выявленных отклонений нарушения количества в линейности порядка слов и аграмматизма не обнаружено. Дети часто пользовались стимулирующей помощью. Затруднения вызывали расставление в предложения таких предлогов как «около», «под»; образование множественного числа существительного «ухо» в именительном и родительном падежах – дети либо не отвечали, либо форма была образована неверно. В словообразовании были выявлены ошибки следующих типов: 1) изменение нормативного суффикса ненормативным того же значения с сохранением корня мотивирующего слова. 2) При образовании названий детенышей животных часто называли уменьшительно-ласкательную форму названий взрослого животного или добавляли окончания слова которое было дано на образец. 3) при образовании прилагательных от существительных выбирали неправильные суффиксы: «дом из кирпича» - «кирпичевый», «шуба из меха» - «мехныя», «медведивая лапа», заменяли прилагательные существительным: «банка из стекла» - «банка»; наблюдалось наложение суффиксов: вместо «кошачья лапа» - «кошкина», наблюдались лексические замены: «шуба из меха» - «теплая», вместо «львиная лапа» - «большая». 4) Наблюдалось воспроизведение прилагательного, семантически далеко предполагаемому. 5) наложение суффиксов, например, вместо «кроваточка» - «кроватыночка» Результаты данного исследования показывают, что у детей с нарушениями слуха нарушены многие компоненты лексико-грамматического строя речи. Задания дети выполняли медленно, часто требовалось повторять инструкцию, нужна была стимуляция для продолжения действия. Анализируя данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, были сделаны выводы об уровне развития отдельных сторон лексико-грамматического строя, сложившийся у детей на данный момент. Результаты эксперимента отражены в диаграмме №1.1 Диаграмма 1.1 Данные успешности выполнения заданий контрольной группы (по средним баллам) Диаграмма наглядно показывает, что уровень лексико-грамматического строя у детей с нарушением слуха сравнительно ниже, чем у детей без речевых нарушений. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающих упражнений и в группе детей детского сада без нарушений речевого развития, необходимо включение упражнений в виды деятельности детей в ходе режимных процессов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg