Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

rax-lays 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Работа была защищена в Казанском Федеральном Университете на оценку - отлично. Цель исследования: выявление особенностей межличностных отноше-ний подростков с нарушением слуха. Объект исследования: межличностные отношения подростков. Предмет исследования: особенности межличностных отношений под-ростков с нарушенным слухом. Задачи: - провести теоретический анализ проблемы межличностных от-ношений в подростковом возрасте; - выявить особенности межличностных отношений подростков с нару-шенным слухом; - провести эмпирическое изучение особенностей межличностных отно-шений подростков с нарушенным слухом; - разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений подростков с нарушенным слухом. Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также в данной работе мы методику Л.А.Головей и О.Р.Рыбалко «Оценка отношений подростка с классом» и «Социометрическую методику» Дж.Морено. Контингент испытуемых составил 28 человек в возрасте 14-15 лет, среди них 14 подростков с нарушением слуха и 14 - с сохранным слухом.
Введение

Введение Актуальность проблемы исследования. Потребность в общении, в непосредственных контактах с другими людьми – одна из главных со-циальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы. В подростковом возрасте, когда личностное общение становится при-оритетным, потребность в доверительных отношениях наиболее акту-альна, вопросы личностного самоопределения выдвигаются на первый план - происходят качественные изменения в межличностном общении. Благоприятное развитие личности и успешность социализации подростка с нарушением слуха во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения[6]. Процесс социализации социализации индивида с нарушением слуха протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуни-кативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации. Отставание в речевом развитии, относительная изолированность неслышащего от общества затрудняет контакт с партнёрами по общению, ограничивает накопление опыта межличностного познания, препятствует адекватному субъект-субъектному пониманию, что делает проблему изучения межличностных отношений особенно актуальной для сурдопсихологии[11]. Изучением процессов формирования межличностных отношений зани-мались такие учёные как Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Гера-сименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина. Актуальность выбранной нами темы исследования обуславливается тем, что своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности индивида с нарушением слуха, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха – социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии[21].
Содержание

Содержание Введение …………………………………………………………………. …3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития межличностных отношений у подростков с нарушениями слуха …………………. 6 1.1 Межличностные отношения в психологии ……………………… 6 1.2 Особенности межличностных отношений у подростков с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………… 10 Выводы по главе I ………………………………………………………… 16 Глава II. Исследование межличностных отношений подростков с нарушениями слуха ………………………………………………………….. 18 2.1 Организация и методики экспериментального исследования меж-личностных отношений подростков …………………………………….…… 18 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений у подростков с нарушением слуха ………………………… 21 Выводы по главе II ………………………………………………………. 30 Заключение ……………………………………………………………….. 31 Список используемой литературы …………………………………….... 34 Приложение ………………………………………………………………. 37
Список литературы

Список литературы 1. Алемаскин, М. А. Межличностные отношения трудновоспитуе-мых школьников в коллективе класса [Текст] / М. А. Алемаскин // Проблемы социальной психологии. - М. , 2000 – 190 c. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г. М. Андреева. - 5-е изд. , испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 363 с. 3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллек-тиве [Текст] / Н. П. Аникеева – М. : Просвещение, 2009 – 224с. 4. Белинский, В. Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих [Текст] // Вопросы сурдопедагогики. — М. , 2009 – 18c. 5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 224 с. 6. Богданова, Т. Г. , Антонова Г. А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников. // Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. М. , 2006 – 103 c. 7. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Бос-кис. – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с. 8. Вийтар, Э. А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников. // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М. , 2005. 9. Вийтар, Э. А. Исследование межличностных отношений и ин-терперсональной перцепции слабослышащих школьников [Текст] / Э. А. Вийтар // Дефектология, №4, 2003. – С. 3 – 27. 10. Волков, И. П. Социометрические методы в социально- психоло-гических исследованиях / И. П. Волков. – СПб. : СПбГУ, 2002. -88 с. 11. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению. – М. : Владос, 2008. – 224 с. 12. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М. , Лань, 2003. – 656 с. 13. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. М. : Из-дательство: Педагогика, 2005. – 368 с. 14. Гамезо М. В. , Петрова Е. А. , Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М. : Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. 15. Герасименко Ю. А. , Карпова Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2004. 16. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Психология подростка : хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с. 17. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 2007. – 348 с. 18. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология, 1999 №3. – с 52-70. 19. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г. Л. Зайцева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 192 с. 20. Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2005. - 336 с. 21. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М. : Академия, 2009. – 224 с. 22. Мудрик А. В. Психология и воспитание : учебно-методическое пособие / А. В. Мудрик. – Москва: Московский психолого-социальный ин-ститут, 2006. – 472 с. 23. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с. 24. Осницкий А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с по-мощью "Фильм-теста Рене Жиля" // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 55-62. 25. Петрова, В. Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка. Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И. М. Соловьева и др. – М. , 2009. – 342 с. 26. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : ПЕР СЭ, 2005. – 494 с. . 27. Пуйк Т. Э. Особенности оценки и самооценки социально значи-мых черт личности у глухих школьников. // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М. , 1998.
Отрывок из работы

Глава II. Исследование межличностных отношений подростков с нарушениями слуха 2.1 Организация и методики экспериментального исследования межличностных отношений подростков Социальное здоровье человека, тем более в подростковый период, во многом определяется социальными установками индивида, характером межличностных отношений, признанием микрогруппы, прошлым опытом и особенностями самовосприятия. Восприятие индивидом группы влияет на протекание межличностных контактов[15]. Для выявления особенностей межличностных отношений подростков с нарушением слуха мы провели констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе ГБСКОУ «Специальная (коррекци-онная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида им. Ласточкиной»» Советского района г. Казани и МБОУ «Гимназия №20» Советского района г.Казани. Исследованием было охвачено 28 детей подросткового возраста (14 учеников с нарушением слуха и 14 - без нарушения слуха). Для изучения особенностей межличностных отношений нами были ис-пользованы методики: методика Л.А. Головей и О.Р. Рыбалко «Оценка от-ношения подростка с классом» и «Социометрическая методика» Дж.Морено. Методика Л.А. Головей и О.Р. Рыбалко «Оценка отношения подростка с классом» позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоя-тельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствую-щее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезности для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим». Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим». На основании трех описанных гипотетических типов восприятия инди-видом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтер-нативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией (полный текст анкеты представлен в приложении 1). Вторая нами использованная методика – это социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, которая применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп, выявить социальный статус каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе. Цель данной методики – диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений. Нами были розданы бланки социометрического опроса, список членов группы. Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа, а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью. Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания. Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователи при этом гарантировали тайну индивидуальных ответов. В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в отношениях с учащимися. Опрос был проведен индивидуально с каждым учащимся. Были созданы все условия для того, чтобы опрашиваемые не общались между собой. В ходе опроса мы постоянно напоминали об обязательности ответов на все вопросы, не торопили испытуемых с ответами.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg