Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игровое взаимодействие как средство формирования дружелюбия дошкольников

irina_k200 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Игровое взаимодействие как средство формирования дружелюбия дошкольников». Объект исследования: Игровое взаимодействие дошкольников как средство формирования дружелюбия дошкольников. Предмет исследования: программа сюжетно - ролевых игр для формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников. Гипотеза исследования: заключается в следующем – формирование дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешней если: Определить возможности игрового взаимодействия, cоставить и реализовать программу сюжетно-ролевых игр. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность формирования дружелюбного отношения детей старшего дошкольного возраста, в игровом взаимодействии. Задачи исследования: 1. Раскрыть содержание понятия «дружелюбие» 2. Определить возможности игрового взаимодействия в формировании дру-желюбия дошкольников 3. Составить и реализовать программу сюжетно-ролевых игр, как средство формирования дружелюбия детей дошкольного возраста «Дружим в игре и в жизни» 4. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования формиро-вания дружелюбия в жизни детей посредством игрового взаимодействия. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимо-дополняющих методик исследования: теоретических (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы) и эмпирических (диагностические методики, методы математической статистики). Методологическую основу исследования составили работы, посвященные теоретическим основам в области дошкольного образования, посвященные вопросам формирования взаимоотношений детей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, В.Г. Утробина и др.). База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 19 г. Калининграда. В исследовании приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Введение

Cложные экономические, социальные условия жизни в современной России являются причиной существующей враждебности в отношениях между людьми. В свою очередь, это приводит к проявлениям агрессии, жестокости, нетерпимости, и равнодушия даже между близкими. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы и беззащитны к социальному влиянию, поэтому часто переносят подобное отношение в группу детского сада, что очень плохо влияет на развитие их личности [35, c.75]. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка. В этом возрасте закладываются базисные основы личности, формируются различные виды деятельности, возникает способность к произвольности поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, активно развивается эмоционально-волевая сфера. Также происходит динамичное развитие дружелюбия детей в общении, в различных видах деятельности, прежде всего, в игровой. В это время закладываются основы дружелюбия, терпимости, чуткости в межличностных отношениях [12, с.238]. ФГОС ДО определяет миссию дошкольного образования, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, содействие развитию различных видов активности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, формированию базового доверия ребенка к миру, овладение достижениями культуры и создание условий для позитивной социализации ребенка. Поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействия в разных видах деятельности. Стандарт направлен на решение ряда задач, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. [2, Гл.1, п.1.6]. Ребенок имеет право на такой уровень жизни, какой необходим для его физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития [1, ст 29]. Большой вклад в изучение особенностей развития детей дошкольного возраста сделали такие авторы, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие. Проблема межличностных отношений детей была представлена в работах таких педагогов - психологов, как С.А. Козлова, Я.Л. Коломинский, В.И. Логинова, В.Т. Нечаева, Д.И. Фельдштейн, В.В. Шпалинский и другие. В отечественной педагогике и психологии проблему дружелюбных отношений детей дошкольного возраста изучали такие авторы, как А.И. Аржанова, Л.Я. Гозман, В.П. Залогина, И.С. Кон, Н.Г. Косолапова, А.Д. Кошелева, Т.В. Лаврентьева, А.А. Леонтьев, В.А. Лосенков, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев и другие. Методики исследования сформированности дружелюбных отношений представлены в работах Т.А. Абрамовой, Ю.А. Афонькиной, Р.Н. Калининой, Г.А. Урунтаевой, В. М. Холмогоровой и других. Методы и приемы формирования дружелюбных отношений разрабатывали и изучали такие авторы, как В.В. Абраменкова, Е.И. Изотова, М.И. Лисина, Т.Д. Марцинковская, Е.В. Некифорова, А.В. Петровский, Л.П. Почеверина, Т.А. Репина и другие [32, c.82]. Во многих исследованиях акцентируется внимание на недостаточной методической разработанности процесса по формированию дружелюбия детей дошкольного возраста. Это объясняется недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Содержание

Введение………………………………………………………………………......3Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .............................................................7 1.1 Дружелюбие как педагогическая цель дошкольного образования ...........7 1.2 Возможности игрового взаимодействия в формировании дружелюбия дошкольников…………………………………………………………................13 1.3 Программа сюжетно-ролевых игр как средство формирования дружелюбия детей старшего дошкольного возраста «Дружим в игре и в жизни»..................................................................................................................21 Выводы по главе I……………………………………………………………...30 Глава II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДРУЖЕЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...........................................................................................................31 2.1 Сформированность дружелюбия дошкольников на констатирующем этапе эксперимента........................................................................................................31 2.2 Реализация программы сюжетно-ролевых игр «Дружим в игре и в жизни» ………………………………….............................................................................40 2.3 Оценка результатов формирования дружелюбия в жизни детей посредством игрового взаимодействия…………………………………….......45 Выводы по главе II……………………………………………………………..50 Заключение……………………………………………………………………...51 Список использованной литературы………………………………………..52 Приложение……………………………………………………………………..61
Список литературы

I.Правовые и иные акты 1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) 2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Гл.1, п.1.6, Гл.2, п.2.6, Гл.3, п.3.2.1,п.3.2.5, п.3.3.2https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ II. Научная и учебная литература 3. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства :учебник / В.В. Абраменкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. ? 431с 4. Арцишевская И.Л., Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников «Учусь дружить» - М., 2016. 5. Алиев М.Н., Вестник Башкирского государственного педагогического университета им.Алиева, / Развитие одаренности младших школьников [Текст] /М.Н. Алиев, Воспитание и обучение детей младшего возраста. /. … Игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста, 2018 6. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / СПб.: «Детство-пресс», 2014. 566 с. 7. Бабаева, Т. И. У школьного порога [Текст] / Т. И. Бабаева. ? М. : Просвеще-ние, 1993. ? 128 с. 8. Беляевская А. Научи меня играть.//Журнал «Обруч» [Текст] —2018.№2.–С.28–29 9. Безрукова В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 937 с 10. Гогоберидзе А. Г.,Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с. 11. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3—7 лет./ Н.Ф. Губанова — Москва; Мозаика Синтез; 2018. — 100с. 12. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от пяти до семи. —Изд.испр.и перераб.—Екатеринбург; Рама Паблишинг, 2015. —С.576–( Серия «Развитие личности ребенка». 13. Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения / Р. Калинина. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2004. - 155 14. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. №6. С.60-67. 15. Маскаева Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой. .//Журнал «Дошкольник» [Текст] —2018.№3. – С.75–78 16. Маклаков А.Г.Общая психология. Учебник для с вузов /А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2019. — С.583 17. Менджерицкая Д.В., Воспитание детей в игре//Журнал «Дошкольное воспитание» [Текст] — 2018. –№6 С.12–16 18. Плотникова Е.В. Моя лучшая игра. Сборник методических разработок. — Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Развивающее образование», 2017. — С. 149 19. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 2011 20. Сарафанникова Н.С., Методы и методика воспитания дружеских симпатий в ДОО https://scienceforum.ru/2015/article/2015008018 21. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. 22. Смирнова Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. 23. Слепцова И. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства: причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО//Журнал «Дошкольное воспитание»[Текст] — 2017. –№6 С.11–14 24. Самылова О.А. Развитие отношений в дошкольном возрасте.//Журнал «Дошкольник» [Текст] —2018.№5. – С.53–55 25. Усова А. Роль игры в педагогическом процессе детского сада//Журнал «Дошкольное воспитание» [Текст] — 2018. –№9 С.65–67 26. Усова А. Роль игры в педагогическом процессе детского сада //Журнал «Дошкольное воспитание»[Текст] — 2018. –№8 С.69–71 27. Эльконин Д.Б., Психология игры./Д.Б.Эльконин – Москва : Просвещение, 2014. — 136 с. 28. Эльконин Д.Б., Игра: её место и роль в жизни и развитии детей.//Журнал «Дошкольное воспитание» [Текст] — 2018. –№3 С.17–24 29. «Эберли, Шерил. 365 правил этикета, которые полезно знать каждому ребенку. Игры, занятия и другие веселые способы, чтобы помочь детям научиться хорошим манерам»: Издательство «Э»; Москва; 2015; — С.163 III. Справочные источники 29. Ефремова Т.Ф.Толковый словарь русского языка. — 2-е изд., исп. —М.:ООО«Издательство Астрель», 2004.—814с. 30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азбуковник— 1999. — С. 944 IV. Интернет- ресурсы и иные электронные ресурсы 31. Асмолов А. Г.Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09629-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 109 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/428210/p.109 (дата обращения: 16.12.2019). 32. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 170 с. 33. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 151 — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452593/p.151 (дата обращения: 22.03.2020). 34. Веракса Н.Е.Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 446 с. (дата обращения: 15.12.2019). 35. Веракса Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 446 с. — (Бакалавр. Академический курс). —— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 173 (дата обращения: 22.03.2020). 36. Вестник образования, науки и техники http://xn--j1agcz.net/pub/vest002.pdf 37. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. —272 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»). 38. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. 39. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. (дата обращения: 14.12.2019). 40. Изотова Е.И.Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. (дата обращения: 15.01.2020). 41. Коллектив авторов. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения — ООО Издательство «Питер», 2014[Электронный ресурс] — Режим доступа https://bookz.ru/authors/kollektiv-avtorov/do6kol_n_180/page-3-do6kol_n_180.html 42. Крежевских О.В.Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. 43. Курочкина, И. Н.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Этикет : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 134 с. (дата обращения: 14.12.2019). 44. Козлова С. А. [и др Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.] ; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ. — 195 с. (дата обращения: 10.12.2019). 45. Козлова С. А. [и др.] ; Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / под редакцией С. А. Козловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 168 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 53 — (дата обращения: 21.03.2020). 46. Коломийченко Л. В. [и др.]. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06323-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 185 — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/454166/p.185 (дата обращения: 22.03.2020). 47. Конончук О.Ю. Социально-психологические игры как эффективное средство в развитии социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2017.№ 3. С. 68–71. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n3/Kononchuk.shtml (дата обраще-ния: 23.03.2020) 48. Микляева Н. В. [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов /— 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 450 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 118 — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/448289/p.118 (дата обращения: 21.03.2020). 49. Методическая копилка "Вам это поможет в работе с дошкольниками" — «№17 "Белочка"» — Педагогам — Формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности http://www.ds17.detkin-club.ru/teachers/65724 50. NatalijaKuch. Vorschulerziehung in Finnland – VersucheinesVergleichsmit der Vorschulerziehung in Deutschland. Studienarbeit. GRIN Verlag, 2017, ISBN 978-3-640-48458-4. 51. Немов Р. С.,Психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 292 с. (дата обращения: 15.12.2019). 52. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 275 с—— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 70 — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/456815/p.70 (дата обращения: 24.03.2020). 53. Рубинчик Ю.С., Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки / 2015 — №8 С. 250-252. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/376103 54. Смирнова, Е. О., Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — с. 109 (дата обращения: 21.03.2020). 55. Савенков А. И., [и др.] ; Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 339 с. —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 244 — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/447961/p.244 (дата обращения: 21.03.2020). 56. Солнцева О.В., Проектирование социальной ситуации развития ребенка в образовательной программе дошкольного образования ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Издательство: Эдисьон Пресс (Москва)ISSN: 2220-9700 57. Шаповаленко И. В.,Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 457 с. (дата обращения: 15.12.2019). 58. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с. 59. Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. – С.24–33. 60. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста
Отрывок из работы

ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙCТВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Дружелюбие как педагогическая цель дошкольного образования Что такое дружелюбие? Различные словари дают такие толкования слова «дружелюбие»: Дружелюбие — положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее отношение к людям, чистые чувства стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному разрешению возникающих конфликтов. Дружелюбие — это тип отношений друг другу, основанный на уважении, признании прав. Дружелюбие — это теплое чувство, лишенное мелких обид. Дружелюбие, как качество личности, лежит в основе воспитания детей в мире, в любви к нему, к спокойному уравновешенному образу жизни. В толковых словарях, Д.Н Ушакова, С.И Ожегова, В.В Виноградова, Т.Ф Ефремовой, дружелюбие толкуется как, дружеское отношение, дружеское чувство, приязнь, доброжелательное отношение, дружеское расположение. [29, c.177] Т.И. Ерофеева также рассматривает дружелюбие как один из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу, основу, на которой развивается устойчивое положительное отношение к окружающим. Она раскрывает составляющие дружелюбия, к которым относятся: умение договориться в общем деле, учитывая интересы других детей; оказание помощи в различных ситуациях; справедливое решение разногласий и конфликтов; умение проявлять сочувствие к окружающим, предвосхищать и предотвращать неблагоприятные для других последствия; честность по отношению к сверстникам; проявление внимания [19]. Г.П. Лаврентьева обращает внимание на то, что дружелюбие к сверстникам проявляется при условии сформированности направленности на другого ребенка, развитии способности понимать его эмоциональное состояние. Такие отношения выражаются в проявлении заботы, отзывчивости, приветливости [31]. Т.И Бабаева усматривает проявление дружелюбия в активном интересе детей друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками, умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, оказать посильную помощь. По ее мнению, доброжелательное отношение старших дошкольников в развитом виде выражается в стремлении к содержательному, эмоционально-положительному общению на основе дружеского сотрудничества [7, c.31]. М.Н. Сокольникова характеризует дружелюбие дошкольников как общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, в готовности оказать помощь и вступать в сотрудничество в совместной деятельности [65, с. 11]. Слово «дружелюбие» очень близко по значению понятию «гуманный» (направленный на благо других, проникнутый любовью к человеку) [30, c.178]. С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, как дома, так и в детском саду, поэтому воспитывать гуманные чувства и дружелюбие нужно начинать с детства. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими [3, с.111]. Так, в ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». [2.Г.3,п.3.1]. Дружелюбие - одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть дружелюбным - это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям [9, с. 249]. Во многих психологических концепциях подчеркивается, что наряду с отношением к самому себе (самооценкой, самопринятием, уверенностью или неуверенностью в себе) для полноценного развития человека очень важно его отношение к другим людям. Примечательно, что именно в детстве у ребёнка закладывается обобщённое отношение к людям в целом. Человек в процессе всей своей жизни проходит определённые психосоциальные стадии развития, считал всемирно известный психолог Эрик Эриксон. Каждой из них соoтветствует свой кризис и свое психическое образование, которое будет играть определённую роль на cледующих этапах жизни. Первая стадия по Эриксону – период младенчества, когда формируется доброжелательное отношение к другим людям – базовое дoверие или недоверие к социальному миру [52, с.70]. Ребёнок либо воспринимает окружающих людей как заботливых, надёжных, доброжелательных к нему, и в этом заключается основа дружелюбия. Либо окружающие кажутся ему невнимательными, занятыми своими делами и, возможно, даже враждебно настроенными. В таком случае он становится недружелюбным. Эриксон подчеркивает важные элементы формирования базового доверия-недоверия. Основой для формирования доверия служит получаемая ребёнком материнская любовь. Формирование базового доверия не завершается в период младенчества, процесс развивается и изменяется в течение всей жизни, особенно в детстве [34, с.173]. Чувство симпатии и дружелюбия проявляются у многих детей очень рано. Характер детских взаимодействий зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Родители очень часто недооценивают дружелюбие своих детей поэтому спонтанно относятся к процессу воспитания, для этого воспитателю надо уделять особое внимание работе с родителями. Воспитатели и родители должны работать вместе. Только во взаимодействии возможны позитивные результаты. Исходя, из этого одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми. В детском саду для воспитания дружелюбия между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью». Эти правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения. Итак, дружелюбие детей старшего дошкольного возраста – это отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. Я.Л. Коломинский, описывая структуру отношений, выделяет в ней три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [28, c.156]. Когнитивный компонент межличностных отношений охватывает психические процессы, с помощью которых человек, взаимодействующий с окружающими, познает индивидуальные особенности партнеров: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимоотношения и взаимопонимание складываются на основе специфики взаимных восприятий. Эмоциональный компонент взаимоотношений включает отрицательные и положительные переживания, появляющиеся у человека в результате влияния психологических особенностей окружающих (антипатии, симпатии, неудовлетворенность, удовлетворенность, разочарование, восхищение, сочувствие и т.д.). Этот компонент является основным регулятором в неофициальных взаимоотношениях людей. Поведенческий компонент выполняет главную роль в регулировании взаимоотношений. В него входят действия, которые выражают отношение человека к окружающим людям или группе в целом, а также невербальные средства общения [28, с.157]. Таким образом, анализ научно-педагогической литературы позволил определить, что дружелюбие детей дошкольного возраста – это отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. В структуре дружелюбия можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Педагогической целью дошкольного образования по формированию дружелюбия у дошкольников является: овладение ребенком основными культурными навыками в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. 1.2 Возможности игрового взаимодействия в формировании дружелюбия дошкольников "Для того чтобы игровая деятельность детей в период дошкольного детства не исчерпывала свой развивающий потенциал, необходимы определенные условия ее развития: •?профессиональная?компетентность?педагога,?выражающаяся? в грамотно организованном педагогическом сопровождении развития детской игровой деятельности; •?организация?предметно-пространственной?среды,?соответствующей возрасту и детским игровым интересам; •?создание?возможностей?для?обогащения?игрового?опыта?дошкольников стихийным путем — через общение с более старшими по возрасту детьми" [45. c,51]. Современный детский сад — это место, где дошкольник получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Задача педагога — создание культурной среды развития для каждого ребенка и оказание ему помощи и поддержки в активном освоении культурного опыта. Педагогическими условиями воспитания дружелюбия у дошкольников являются: — речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей); — продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду; — разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек; — взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании [10. c,285]. Социально-личностное развитие и воспитание и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей в освоении культурного опыта; — проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства. Необходимым условием воспитания дружелюбия является обеспечение эмоционально-комфортного состояния детей в детском саду. Воспитатель оценивает: — эмоциональные проявления ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно чувствует себя в детском саду; — общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений; — личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность. Умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка позволяет выбрать адекватную тактику в воспитании дружелюбия. В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения соблюдается принцип единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений в формировании культурных навыков и привычек, создание активных побуждений детей к выполнению правил культуры поведения в разных видах деятельности и режимных процессах. Необходимо сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социально-ценные побуждения. В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен), способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах и правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей. Культура поведения ребенка основана на дружелюбии, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила как обязательные для всех. На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются. Увеличивается объем правил. Они становятся разнообразнее и начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований. Рассмотрим методы и приемы воспитания дружелюбия с помощью игрового взаимодействия. Методы воспитания - это способы педагогического воздействия воспитателей на осознание, волю, чувства, характер, темперамент и другие психические свойства личности воспитуемых, чтобы выработать у них необходимые качества. Условно методы, применимые к детям старшего дошкольного возраста, можно поделить на группы прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого влияния предполагают мгновенную реакцию ребенка и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного влияния предполагают создание ситуации, в которую включается ребенок, при этом формируется установка на проявление его определенной позиции к родителям, сверстникам, обществу [39,c,128]. Эффективным методом воспитания дружелюбия может быть организация совместной игровой деятельности дошкольников. Как известно, игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: - Социально - коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; -Художественно - эстетическое развитие; - Физическое развитие. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: «….- для детей дошкольного возраста(3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)» [23, c.12]. Эмоциональное развитие Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания [41, с.92]. Интеллектуальное развитие Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радости, эмоций, обладающий великой воспитательной силой. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить, что в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага», а это способствует нарастанию агрессивности в детской среде. В игре со сверстниками, как в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, активно формируются или перестраиваются психические процессы, и здесь очень важна роль педагога, которая заключается в поддержании инициативы, помощи в составлении сюжета, в выполнении различных действий, разрешении конфликтных ситуаций, ненавязчивых подсказках. Умелый «невидимый» партнер, умеющий деликатно повернуть игру в русло дружелюбия, – вот кем должен быть воспитатель в игре [31, c.134]. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружелюбия между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии возрастных и индивидуальных особенностей детей [54, с. 247]. Возрастные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте. В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъективного взаимодействия между детьми которая осуществляется по ходу совместной деятельности. Формирование взаимодействия проходит медленно и осложняется различными негативными проявлениями, ребенок ещё не умеет учитывать интересы сверстника, видеть в нем такое же существо, как и он сам. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные с целью привлечь к себе внимание, ребенок в основном пытается заинтересовать сверстника собой, но не всегда находит взаимопонимания. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все ещё нужны поддержка и внимание взрослого. К четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 4-5 лет происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. В 5-6лет значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем ("Кто будет..."). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре "Театр" выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. В 6-7 лет большую значимость приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдается и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения [54, с.178]. Таблица 1 Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстниками [38,c.350]. Вид мотива Взаимодействие дошкольников деловой мотив под воздействием которого дошкольник побуждает сверстника к общению в качестве партнера по практическому взаимодействию, у обоих возникают положительные эмоциональные состояния от самого процесса совместной деятельности; личностный мотив который проявляется в феномене " невидимого зеркала", т.е дошкольник видит в действиях сверстника отношение к самому себе и почти не замечает в нем все остальное; Познавательный мотив под воздействием которого осуществляется общение со сверстником как с равным ребенку партнером, что можно использовать для развития познания и само познания Таблица 2 Ведущие мотивы общения у дошкольников [56, c.297]. Возраст мотив 3-4года деловые с четко определившимися личностными 4-5 лет деловые, личностные, при доминировании первых. 5-6 лет деловые, личностные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных. 6 -7лет деловые, личностные Итак, мы сделали вывод, что для того чтобы игровая деятельность детей в период дошкольного детства "исчерпывала" свой развивающий потенциал, необходимы определенные условия ее развития: •?профессиональная?компетентность?педагога,?выражающаяся? в грамотно организованном педагогическом сопровождении развития детской игровой деятельности; •?организация?предметно-пространственной?среды,?соответствующей возрасту и детским игровым интересам; •?создание?возможностей?для?обогащения?игрового?опыта?дошкольников стихийным путем — через общение с более старшими по возрасту детьми [44. c,57]. 1.3 Программа формирования дружелюбия детей старшего дошкольного возраста «Дружим в игре и в жизни» Для формирующего этапа исследования, была спланирована программа сюжетно-ролевых игр, как средство формирования дружелюбия детей дошкольного возраста. Цикл включает 10 сюжетно - ролевых игр Программа формирования дружелюбия детей старшего дошкольного возраста «Дружим в игре и в жизни» Содержание: 1.Целевой раздел Пояснительная записка 1.1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы 1.2.Цель и задачи программы 2. Содержательный раздел 2.1.Принципы подхода к формированию программы 2.2.Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2.3.Режим и формы занятий 2.4.Ожидаемые результаты способы их проверки 2.5.Формы подведения итогов реализации программы 2.6.Планируемые результаты освоения программы 3. Организационный раздел 3.1.Комплекс сюжетно-ролевых игр 3.2. Материально-техническое обеспечение 3.3. Методическое сопровождение программы Пояснительная записка
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 98 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg