Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности правового регулирования рекламной деятельности

irina_k200 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объем работы 70 страниц, 47 использованных источников. РЕКЛАМА, РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РЕКЛАМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Цель дипломной работы – исследовать особенности правового регулирования рекламной деятельности. Методологическую основу составляет совокупность общетеоретических и специальных методов, среди которых: историко – сравнительный, комплексный, социологический, статистический, теоритический анализ источников литературы, нормативный правовых актов, метод правового моделирования и т.д. Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, устанавливается цель и задачи работы. В первой главе рассматривается общая характеристика рекламы и рекламной деятельности в Республике Беларусь. Вторая глава раскрывает договорные отношения в сфере рекламной деятельности. Третья глава посвящена особенностям правового регулирования рекламы в сети Интернет, анализу нормативных правовых документов, регулирующих рекламу в сети Интернет. В заключении сформулированы основные выводы к дипломной работе.
Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что рекламная деятельность занимает важнейшее место в современной белорусской действительности, что обусловлено ролью рекламы в экономике и построении рыночных отношений. Государство обязано защищать граждан от недобросовестной рекламы, способной ввести их в заблуждение, что и является основной целью административно – правового регулирования рекламной деятельности в Республике Беларусь. В настоящее время реклама – это необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности. Без нее сложно представить успешное продвижение товаров на рынке. Рекламная деятельность затрагивает интересы миллионов людей, становится неотъемлемой частью их жизни. При этом следует учитывать тот факт, что у различных участников экономической деятельности интересы не всегда совпадают. Более того, они часто входят в противоречие. Вполне очевидно, что рекламодатель заинтересован в увеличении своей прибыли, для чего становится необходимым обеспечить сбыт рекламируемых товаров по максимально высоким ценам. Потребитель, которому адресуется данная реклама, напротив, больше внимания уделяет характеристикам и свойствам товара и желает приобрести его по более низкой цене. Данное противоречие является достаточно упрощенным, однако нередко перерастает в конфликт между участниками рекламных коммуникаций. Вероятность его возникновения значительно повышается, если кто – либо из участников нарушает правила «честной игры» (например, агрессивно навязывает продукт, использует в рекламе лживые утверждения и т.д.). Таким образом, реклама в рыночных условиях оказывает влияние не только на экономическую систему в целом, но и на развитие отрасли, деятельности предприятий и потребителей. Данное воздействие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Как известно, реклама – это информация. Она может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В процессе развития глобальных информационно – коммуникационных технологий появилась новая площадка для борьбы рекламодателей за внимание потребителей, а именно – Интернет. Еще несколько лет назад Интернет рассматривали в основном как огромную библиотеку, главной задачей которой была помощь в поиске необходимой информации и организации доступа к ней. В настоящее время, в период «коммуникационного» этапа своего развития, основной задачей сети Интернет стала помощь в поиске желательных партнеров для организации и предоставление ей необходимых средств, требуемых для создания различных видов коммуникаций. Итоги последних исследований показали, что благодаря использованию Интернет - технологий можно принести организации реальную экономию и прибыль. Благодаря развитию Интернета для рекламы представились уникальные возможности. К основным преимуществам следует отнести: – стремительность распространения информации; – отсутствие дополнительных расходов на изготовление печатной продукции; – отсутствие затрат на оплату почтовых и транспортных тарифов. В последние годы всевозможные рекламные организации резко увеличили собственное присутствие и деятельность в Интернете. За последние несколько лет можно наблюдать множество примеров того, как Интернет и социальные сети позволили расшириться рекламной сети, заполонить собой все сайты и порталы. Существует множество видов Интернет – рекламы: медийная, контекстная, рубричная, поисковая реклама и т.д. Теперь Интернет – мир заполнен всякого рода Интернет – рекламой. Это обусловлено доступностью, упрощенным алгоритмом необходимых действий и невысокой ценой. Несмотря на все плюсы существования рекламы, Интернет – рекламы в рыночных отношениях, наше государство испытывает некоторые трудности в законодательном регулировании сферы рекламной деятельности. Целью данной работы является исследование рекламной деятельности как составного элемента рыночных отношений, изучение особенностей правового регулирования рекламы в сети Интернет. Цель исследования включает в себя следующие задачи исследования: - обознаить общую характеристику рекламы и рекламной деятельности в Республике Беларусь; - рассмотреть договорные отношения в сфере рекламной деятельности; - исследовать особенности правового регулирования рекламы в сети Интернет. Объектом исследования является рекламная деятельность как составная часть рыночной экономики. Предметом исследования данной работы является рекламная деятельность в административно – правовом аспекте. В соответствии с целью исследования и поставленными задачами работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список использованных источников. В работе были использованы следующие методы: историко – сравнительный, комплексный, социологический, статистический, теоритический анализ источников литературы, нормативный правовых актов, метод правового моделирования и т.д. При исследовании вышеперечисленных вопросов были использованы: нормативные акты: законы, указы, кодексы Республики Беларусь, регулирующие рекламную деятельность, работы таких авторов, как Алулич И.Л., Аснович Н.Г., Бондаренко Н.Л.,Горельская А.Н., Кузнецова О.Б., Бернадская Ю. С., Богацкая С. Г., Кензина Ц. З., Кострикова А. С., Захарова Е. А., Назаров И. С., Симонян Т. В., Соловьев Б. А., Черняховская Т. Н., Шестопалова Е. И. и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 8 1.1 Историческое развитие рекламной деятельности в Республике Беларусь 8 1.2 Понятие, правовая природа и виды рекламы 14 1.3 Система источников правового регулирования рекламной деятельности 20 ГЛАВА 2 ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24 2.1 Виды договоров, заключаемых в сфере рекламной деятельности 24 2.2 Заключение, изменение, расторжение договора о рекламе 28 2.3 Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора 32 ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 39 3.1 Теоретические основы рекламы в сети Интернет 39 3.2 Нормативные правовые документы, регулирующие рекламу в сети Интернет 44 3.3 Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Список литературы

1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. / И. Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск :Выш. шк., 2009. – 511 с. 2. Аснович, Н. Г. Информационно-рекламная деятельность: учебно - метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1. / Н. Г. Аснович. – Мн.: БНТУ, 2004. – 91 с. 3. Белорусская реклама вчера и сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.partal.by/publications/belorusskaya_reklama_vchera_16.html. Дата доступа: 24.09.2019. 4. Чижикова, Н. С. Основные тенденции развития рынка рекламы в Республике Беларусь / Н. С. Чижикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://lib.ibteu.by/bitstream/handle/22092014/1902/Чижикова_Байбардина_Основные.pdf?sequence=1&isAllowed=y. Дата доступа: 26.09.2019. 5. Блудчая, О. В. Развитие и роль рекламы в Республике Беларусь / О. В. Блудчая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/3855/Блудчая%20О.В.%20Развитие%20и%20роль%20рекламы.pdf?sequence=1&isAllowed=y. Дата доступа: 27.09.2019. 6. Теребей, А. П. Понятие и основные признаки рекламы по законодательству Республики Беларусь / А. П. Теребей // XV Республиканская научно-методическая конференция молодых ученых: сб. материалов: в 2 ч., Брест, 17 мая 2013 г. / М - во образования Респ. Беларусь, Брест. Гос. Ун-т имени А.С. Пушкина; под общ. ред. В.В. Здановича. – Брест: БрГУ, 2013. – ч. 1. – с. 155-157. 7. Теребей, А.П. Общее понятие о рекламе / А.П. Теребей // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 8. Кузнецова, О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: автореф. дисс. … канд. юридич. наук / О. Б. Кузнецова // Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. – М., 1999. – 26 с. 9. Черячукин, Ю. В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: автореф. дис. д-ра юрид. наук. – М.: 2003, 23 с. 10. Уткин, Э. А. Рекламное дело / Э. А. Уткин. – М.: Эксмо, 2000. – 272 с. 11. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: принят 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и дополнениями от 17 июля 2018 г. № 135-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 12. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З с изменениями и дополнениями от 17 июля 2017 г. № 52-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 13. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 14. О реализации закона Республики Беларусь «О рекламе»: постановление Сов. Министров Респ. Беларусь, 12 нояб. 2007 г., № 1497: в ред. постановления Сов. Министров Респ. Беларусь от 23.09.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019. 15. О товарных знаках (знаках обслуживания): Закон Республики Беларусьот 15 июля 2009 г. № 44-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 16. Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 17. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 98-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 18. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 29 октября 2015 г. № 313-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 19. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 20. О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий: Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 с изменениями и дополнениями от 6 октября 2015 г. № 6 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 21. О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта: Закон Республики Беларусь от 18 июня 2013 г. № 36-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 22. Сарнавская, Н. Н. Правомерность договора аренды рекламного пространства / Н. Н. Сарнавская // Промышленно-торговое право. – 2012. – № 12. – С. 22-29. 23. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право: особенная часть. Ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Бондаренко. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 160 с. 24. Налоговый кодекс (общая часть): Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019. 25. О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: постановление Пленума Высшего Хозяйственного суда Респ. Беларусь от 16 дек. 1999 г., № 16: в ред. постановления Пленума Высшего Хозяйственного суда Респ. Беларусь от 26.09.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019. 26. Вареник, В. Алгоритм действий по получению разрешения (паспорта) на средство наружной рекламы / В. Вареник // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019. 27. Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Сов. Министров Респ. Беларусь, 17 февр. 2012 г., № 156: в ред. постановления Сов. Министров Респ. Беларусь от 26.01.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020. 28. Колбасин, Д. А. Гражданское право в 2-х томах / Д. А. Колбасин. – М.: Академия МВД Республики Беларусь, 2008 г. – Т. 2. – 231 с. 29. Сергеев, А. П. Гражданское право / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – М.: Проспект, 2011. – 798 с. 30. Суханов, Е. А. Гражданское право / Е. А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 750 с. 31. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 15 декабря 1998 г.: принят Палатой представителей 11 ноября 1998г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 32. Решение Экономического суда Гомельской области от 13 января 2016 г., дело № 293-10/2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020. 33. Кензина, Ц. З. Понятие и особенности интернет-рекламы / Р. И. Бережной, Ц. З. Кензина // Молодой ученый. – 2016. – № 27.2. – С. 15-17 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/131/36446/. Дата обращения: 23.01.2020. 34. Брежнева, В. М. Сущность и виды Интернет - рекламы / В. Я. Башкатова, В. М. Брежнева // Современные тенденции экономики и управления. Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 19-26. 35. Бортникова, А. А. Понятие Интернет -рекламы, ее особенности и виды / А. А. Бортникова // Маркетинг, маркетинговые исследования и технологии активных продаж. – 2016. – № 14. – С. 29-36. 36. Тулупов, В. В. Теория и практика рекламы / В. В. Тулупов. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2006 – 526 с. 37. Иванов, А. Контекстная реклама / А. Иванов, А. Бабаев, Н. Евдокимов. – СПб.: Питер, 2011. – 230 с. 38. Ромат, Е. В. Реклама: теория и практика, 8-е издание / Д. В. Сендеров, Е. В. Ромат. – Спб.: Питер, 2013 – 410 с. 39. Чапко, Е. Б. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности Е. Б. Чапко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xvii/mim_uses_xvii_32015.pdf. Дата доступа: 24.01.2020. 40. Захарова, Е. А. Роль интернет - рекламы и оценка ее эффективности / Е. А. Захарова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4651. Дата доступа: 24.01.2020. 41. Бернадская, Ю. С. Основы рекламы [Текст]: учебник для студентов вузов / Ю. С. Бернадская [и др.]; под ред. Л. М. Дмтриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 351 с. 42. Бигель О. В. Как нарушали «Закон о рекламе» белорусские компании и агентства в начале 2009 года / О. В. Бигель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.by/novosti-rynka/kak-narushali-zakon-o-reklame-belorusskie-kompanii-i-agentstva-v-nachale-2009-goda/. Дата доступа: 26. 01. 2020. 43. Государственная регистрация рекламных игр: [Электронный ресурс] // Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/ads/games/reg.html/. Дата доступа: 26. 01. 2020. 44. Процедура регистрации рекламных игр / В. Гривцов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gb.by/novosti/ekonomika/protsedura-registratsii-reklamnykh-igr-i/. Дата доступа: 27. 01. 2020. 45. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 135 – З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 46. Об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194 – З с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2006 г. № 208 – З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 47. Молчан, Е. Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь. Брэндинг / Е. Молчан // Труды МИУ: сб. науч. ст. / Минский институт управления. – Минск, 2003. – Вып. 4: Студенческие научные исследования. – С. 14-17. 48. О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 8 сентября 2006 г. № 1161 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020. 49. Назаров, И. С. Подборка судебных дел, связанных с размещением рекламы в Интернете / И.С. Назаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/12-interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/. Дата доступа: 27.01.2020. 50. Реклама в Интернете: что надо знать? / Е. Масловкая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://realt.by/news/article/9988/. Дата доступа: 28.01.2020.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 1.1 Историческое развитие рекламной деятельности в Республике Беларусь История рекламы начала свой путь в далеком прошлом, пройдя сложный путь своей эволюции. За все время своего существования, реклама удовлетворяла специфические потребности человека в общественных коммерческих коммуникациях. Вместе с тем ее роль то возрастала, то резко снижалась. Этот сложный процесс определялся, прежде всего, эволюцией развития производственных отношений и изменением целей рекламодателей. Важным фактором развития рекламы являлось также наличие свободы выбора у адресатов рекламных обращений в сфере политики, экономики, личной и социальной жизни [1, c. 375]. История рекламы, насчитывающая уже тысячелетия, тесно связана с процессом развития человеческого общества и его экономической жизни. Элементы рекламы использовали и древние римляне, и средневековые ремесленники. Однако качественно новый рубеж в развитии рекламного дела был достигнут в 50 – х гг. ХХ века при переходе развитых стран к «рынку покупателя». Данный тип рынка отличается тем, что в нем преобладает предложение над спросом. Данная особенность предоставляет покупателю возможность выбирать. Однако в такой ситуации обостряется проблема сбыта, что в значительной степени усложняет положение продавцов. Указанный период характеризуется широким внедрением в экономическую практику концепции маркетинга – новой философии предпринимательства, девиз которой: «производить то, что продается». Основной упор в рыночной деятельности маркетинга делается на эффективное удовлетворение потребностей. Рынок по маркетинговой концепции представляет собой совокупность действительных и потенциальных потребителей. Маркетинговый подход к управлению рыночной деятельностью показал высокую эффективность на практике [2, c.5]. Справедливо утверждение, что у истоков белорусской рекламы стояли выдающиеся люди. Чего стоят только такие имена, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий. Именно они делали первую белорусскую рекламу. Происходило это в Витебске в начале 1920 – х годов. Так, Марк Шагал, руководил украшением улиц Витебска к первой годовщине Октябрьской революции. К этому событию он создал несколько рекламно – агитационных панно. Позже, когда Шагал уехал из Витебска, графика улиц города перешла к «супрематической команде» Малевича. Тут появились плакаты Лисицкого, витебские трамваи покрылись рекламно – агитационным оформлением. Достаточно широко было поставлено в Беларуси и 1920 – е годы и дело выпуска плакатов. В большинстве своем это была реклама политического характера, однако выпускались плакаты и другого содержания. Например, известный белорусский художник Язеп Дроздович создал в 1921 году плакат «Сонца навукi скрозь хмары прагляне ясна над нашай замлёй…», посвященный теме народного образования. В то время плакатов выпускалось много. В газете «Звязда» того времени читаем: «При въезде в любой город Минской губернии, в любое местечко, вы видите только что расклеенные плакаты, печатные там, где есть типографии, рукописные – где их нет»[3]. В короткое время новой экономической политики (далее – НЭП) в Беларуси, как и по всей советской стране, стала активно развиваться торговая реклама. Большое значение тогда придавали наружной рекламе, проще говоря, вывескам частных лавочек, которые в то время появились в большом количестве. Такая реклама служила не только наглядной вывеской лавки, но и была ее украшением. Она имела свой художественный язык – простой, яркий, лаконичный. Разрабатывались определенные качества стиля вывесок: крупный масштаб, контрастность, грубоватая декоративность. Однако скоро НЭП был свернут, а с ним стала сворачиваться и торговая реклама. В 1930 – е годы этот вид рекламы в Беларуси, находился в глубоком кризисе. Реклама в области культуры была несколько в лучшем положении. Здесь печатная реклама имела четкие функциональные задачи – пропагандировать деятельность газет, издательств, кино, театров и т.д. Она по-прежнему находила свое признание сред людей и оставалась важнейшим средством информации [3]. Как известно, в первые послевоенные годы было не до рекламы. Все силы были направлены на возрождение хозяйства, на восстановление городов и сел. Товаров тогда выпускалось недостаточно, спрос значительно превышал предложение. В такой ситуации люди не нуждались в рекламе. Однако это не означает, что реклама тогда отсутствовала полностью. В коллекции Белорусского союза дизайнеров, например, имеется рекламный плакат с таким текстом: «Пейце пiва пiвавараных заводаў Белбродтрэста». Так что, как видно из истории, торговая реклама все же была. Имелась также реклама зрелищных мероприятий; спектаклей, концертов, киносеансов. В середине 1950 – х годов в советской рекламе намечаются определенные перемены, связанные с началом эпохи так называемой «оттепели». Рекламе начали уделять большее значение, в ней увидели средство воспитательного воздействия на людей, инструмент стимулирования культурной и производственной деятельности. 1960 – е годы стали новым этапом в развитии белорусской рекламы. Это было время подъема дизайна в Советском Союзе. Тогда был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики с филиалом в Минске, который стал разрабатывать новые приемы дизайна рекламы. Вскоре в Беларуси начинает свою деятельность крупная рекламная фирма «Белторгреклама». Большое внимание стали уделять повышению художественных качеств рекламы. Художники – рекламисты начали стремиться к композиционной выразительности логичности изобразительной формы, способной вместить в себя глубокое содержание, старались обогатить средства художественного языка, делая акцент на освоении изобразительной метафоры [3]. Рассмотрим более подробно развитие рекламы в Беларуси в последние два десятилетия. В 1980 – 90 – е годы достаточно активно развивался белорусский рекламный плакат. Кроме издательства «Агитплакат» до 1991 года в издательстве «Беларусь» существовала специальная редакция, которая занималась выпуском плакатов, а также почтовых открыток. Для развития этого вида искусства было много сделано такими художественными редакторами, как Н. Совляк, А. Шелюто и В. Маев. Ряд белорусских плакатов тогда получил международное признание. Например, работа С. Войченко, А. Шелюто и В. Цеслера «От года мира до мира без войн» в 1986 году была удостоена Гран – при Международного бьеннале плаката в Варшаве и специального приза Генерального секретаря ООН [3]. Большое внимание в Беларуси уделялось также наружной рекламе. Особенно широко данная область развивалась в 1990 – е года. С самого начала здесь одно из лидирующих мест заняло OOO Color Express. Зародилась эта фирма в 1993 году, когда несколько оптимистов решили заняться наружной рекламой и сделать более разнообразным и узнаваемым облик белорусской столицы. Началось все с исполнения Color Express рекламы для фирмы Philips. Тогда это была первая надкрышная реклама зарубежной компании в Беларуси, и размещалась она на проспекте Скорины (теперь проспект Независимости) напротив универсама «Центральный». После этого были заказы от Ferrero, Philip Moris, Motorola, Xerox, Moulinex и др. Фирма расширила свой штат, ее специалисты используют новейшие технологии по изготовлению и установке наружной рекламы. Среди других фирм, занимающихся наружной рекламой, можно выделить, например, «Black and White». Однако ведущую роль в этой области играет государственное предприятие «Минскгороформление», с ним обязаны согласовывать свои разработки все фирмы, занимающиеся наружной рекламой [3]. C 1995 г. в мировых конкурсах оказывались победителями такие агентства, как «Белая Корона», «Гольфстрим», «Пигмалион», «Крынь», «Рефорте», «Фокус – группа», «Ред График», «Альфа Радио», радиостанция «Би – Эй» и др. Они завоевывали звание финалистов на международных фестивалях в Минске, Киеве, Лондоне, Каннах, Риге [4]. В Республике Беларусь ежегодно составляется рейтинг креативности по результатам участия и побед участников в ряде международных фестивалей рекламы. Организаторы рейтинга креативности отмечают, что впервые в 2014 г. позицию лидера завоевало агентство NEF/TBWA. Уверенное второе место уже несколько лет подряд занимает PRKVADRAT. AIDAPioneer впервые заняло третье место. В течение последних трех лет лидирующую позицию в сводном рейтинге занимало агентство TDIGroup, которое в 2014 г. направило свое позиционирование и условия на российский рынок. На протяжении 2006 – 2013 гг. наблюдается стабильный темп роста «игроков» рынка рекламных услуг Республики Беларусь, что свидетельствует о его развитии и востребованности данного спектра услуг [4]. Наибольший удельный вес на рынке рекламных услуг Республики Беларусь приходится на г. Минск, в 2006 г. удельный вес которого составлял 74,92%, однако к 2013 г. он уменьшился на 12,82 процентного пункта и составил 62,10%, что объясняется развитием рекламного бизнеса в других регионах Республики Беларусь. Наибольшее количество субъектов в 2013 г. имеют частную форму собственности (703 ед., или 94,5%). На государственную форму собственности приходится 1,6% и на иностранную – 3,9%. Данная динамика прослеживается за весь анализируемый период. С 2010 г. доля частной формы собственности субъектов рекламного рынка уменьшилась на 1,6%, государственной – увеличилась на 0,2%, иностранной – выросла на 3,7%. По оценке консалтинговой компании «Медиа Аудит» объем рекламного рынка по основным медиасегментам (телевидение, радио, пресса, наружная реклама, Интернет и др.) в первом полугодии 2014 г. составил 67 млн. долл. США с учетом средней скидки. По сравнению с первым полугодием 2013 г. наблюдается рост рекламных бюджетов на телевидении, в наружной рекламе, Интернете [4]. На данный период времени темпы роста рынка медийной рекламы в сети Интернет самые высокие, однако телевидение в Беларуси остается самым значимым сегментом рекламного рынка: его доля в первом полугодии составляет 49% от всего рекламного рынка. За последние годы в Республике Беларусь сфера рекламной деятельности начала развиваться в значительной степени, что связано с прямой зависимостью успешного товарооборота от рекламы. Созданы новые рекламные агентства, в фирмах организованы отделы и службы, занимающиеся вопросами организации рекламы и продвижением товаров и услуг. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует более 600 рекламных агентств. Они уже имеют свою сформированную специализацию, некоторые из них занимаются продажей площадей, а другие представляют собой крупные дизайн – центры. Кроме того, имеются рекламные агентства полного обслуживания, а также те, кто занимается разработкой проектов рекламных кампаний (креативисты). Рекламные услуги получили широкое распространение в Республике Беларусь, в нашей стране их предоставлением занимается более 20 фотостудий, а также видеостудии и телекомпании. Основными средствами распространения рекламы являются газеты, журналы, телевидение и Интернет. Важная роль отводится радио. В Беларуси насчитывается около 80 радио – и телекомпаний. Большую роль играет наружная реклама [5]. Реклама прошла долгий путь своей эволюции, служила людям средством распространения информации на разных этапах истории. Рекламная деятельность оказывает влияние на различные сферы жизни общества: политическую, экономическую и социальную. В настоящее время она является незаменимым способом продвижения торговли, становясь неотъемлемым элементом экономики. 1.2 Понятие, правовая природа и виды рекламы Происхождение слова «реклама», по предположениям некоторых ученых, связано с латинским «reclamo», что переводится, как «кричать», «выкрикивать». Само слово «реклама» в общепринятом значении начало употребляться с середины XVII в [6, c. 133]. Еще в древности люди искали подходящие способы для распространения устной рекламы. Этим занимались так называемые зазывалы, которые брали за это соответствующее вознаграждение. Письменная реклама вощеных дощечек и папирусных свитков, размещалась на зданиях, а также на придорожных камнях. В настоящее время существуют не только разнообразные виды рекламы, но и различные способы ее распространения. «Реклама – двигатель торговли» - известное высказывание предпринимателя царской России И. Метцеля стало девизом современного бизнеса, в связи с чем достигает своего развития рекламный бизнес, как за рубежом, так и в Республике Беларусь [7, c. 155]. От понятия «реклама» следует отличать понятие «рекламная деятельность», под которой понимается деятельность гражданина или организации по выполнению работ по производству, проектировании рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению) [1, c. 114]. Одной из актуальных проблем правового регулирования в области рекламы и рекламной деятельности является отнесение рекламы к тому или иному объекту гражданских прав. Следует отметить, что по этому поводу ученые не сходятся в едином мнении. Остановимся на данной теме более подробно. Черячукин Ю. В. предлагает рассматривать коммерческую рекламу как форму распространения информации (сведений, представлений), независимо от используемых средств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний [9, c. 4]. Другой исследователь данной области, Уткин Э. А., в своем труде «Рекламное дело» утверждает, что реклама является системой мероприятий, с помощью которых стимулируется сбыт продукции на рынке благодаря использованию для этого специальных рекламных средств [10, c. 74]. Следовательно, Уткин Э. А., как и Черячукин Ю. В., подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско – правовой природе относится к числу услуг. При этом согласно ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) охраняемая информация и услуги относятся к самостоятельным объектам гражданских прав, которые имеют различное гражданско – правовое регулирование [11]. Белорусский законодатель в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определил рекламу как информацию об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [12]. Для определения правовой природы рекламы необходимо остановиться на законодательном определении термина «информация». Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [13]. Реклама по своей сути близка к информации, однако эти понятия существенно отличаются друг от друга, в частности, по следующим параметрам: 1) по области применения – реклама используется в имущественном обороте, а информация в любой области; 2) по характеру – реклама носит добровольный характер, информация же может носить как добровольный, так и принудительный характер; 3) по направленности воздействия – действие рекламы направлено на неопределенный круг лиц, действие информации в зависимости от способа ее распространения может быть направлено на определенный либо неопределенный круг лиц; 4) по функциям – основной функцией рекламы признается привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, функция информации – распространение определенных данных. Полагаем, что вышеуказанное сравнение по некоторым параметрам информации и рекламы показывает, что понятие рекламы является уже понятием информации, то есть реклама является производным понятием от информации: любая реклама является информацией, но не каждая информация относится к рекламе. Таким образом, в действующем белорусском законодательстве реклама определяется через совокупность информации. Исходя из того, что рекламой является информация, а под информацией понимается распространение определенных сообщений, то, следовательно, рекламой является также определенная деятельность, которая относится к числу услуг. Вышеизложенные факты позволяют говорить о том, что реклама – это деятельность по распространению определенного вида данных, которая относится к услугам, как к особому виду объектов гражданских прав. Закон Республики Беларусь «О рекламе» определяет несколько видов рекламы, которые выделяются в зависимости от их содержания: 1) надлежащая реклама (добросовестная реклама) представляет собой отдельную категорию рекламы, размещение (распространение), производство которой осуществлены в порядке со всеми нормами действующего законодательства Республики Беларусь (данная разновидность рекламы не выделена в Законе о рекламе); 2) ненадлежащая реклама (недобросовестная реклама) – это скрытая, недостоверная, ложная, неэтичная, а также иная реклама, при размещении (распространении), производстве которой нарушены нормы действующего законодательства Республики Беларусь о рекламе; 3) контрреклама – информация о ненадлежащей рекламе, распространяемая рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем, допустившим нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе (далее – нарушитель) 4) социальная реклама представляет собой рекламу прав, охраняемых законом интересов граждан или организаций, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, государственных программ в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, а также других мероприятий социального характера, которые направлены на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные члены [12]. Согласно ст. 26 Закона о рекламе ненадлежащая реклама включает недобросовестную, недостоверную, неэтичную и скрытую рекламу. Недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина. Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности. Неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан; порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями; государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы; какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар; дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром; содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина; сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина; вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя. Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Согласно ст. 26 Закона о рекламе использование ненадлежащей рекламы не допускается. В зависимости от способа распространения можно выделить следующие виды рекламы: 1) реклама с использованием электросвязи – реклама, размещенная (распространенная) посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты; допускается только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы; рекламораспространитель обязан по первому требованию абонента или адресата незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы в адрес этого абонента или адресата; 2) наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их с использованием технических средств, специально предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) рекламы, за исключением транспортных средств; 3) реклама на транспортном средстве – реклама, размещаемая на транспортных средствах (автомобильные транспортные средства, троллейбусы, трамваи) [14]. В зависимости от объекта рекламирования Закон о рекламе выделяет: 1) рекламу лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники (ст. 15 Закона о рекламе); 2) рекламу ветеринарных услуг (ст. 16 Закона о рекламе); 3) рекламу алкогольных напитков и табачных изделий (ст. 17 Закона о рекламе); 4) рекламу пива и слабоалкогольных напитков (ст. 18 Закона о рекламе); 5) рекламу оружия и продукции военного назначения (ст. 19 Закона о рекламе); 6) рекламу о трудоустройстве и учебе граждан Республики Беларусь за границей (ст. 20 Закона о рекламе); 7) рекламу риэлтерских услуг (ст. 21 Закона о рекламе); 8) рекламу ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан (ст. 22 Закона о рекламе); 9) рекламные игры и реклама лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари (ст. 23 Закона о рекламе). Законом Республики Беларусь «О рекламе» не рассматриваются некоторые виды рекламы: политическая, PR (пиар) и др. [12]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реклама – это не только средство распространения информации о товаре в целях получение прибыли, но и система мероприятий, с помощью которой стимулируется сбыт продукции на рынке. Ученые, занимающиеся исследованием данного вопроса, не сходятся в едином мнении об определении понятия рекламы. Закон о рекламе выделяет множество видов рекламы, которые классифицируются по отдельным признакам. 1.3 Система источников правового регулирования рекламной деятельности Рекламная деятельность подлежит правовому регулированию, что объясняется несколькими причинами: 1) она имеет свойство влиять на психику людей, имеет эмоциональное коммуникативное воздействие; 2) реклама осуществляется массово, с помощью СМИ; 3) реклама стимулирует товарооборот, играет на доверчивости людей, подталкивает их тратить денежные средства; Фирма, рекламируемая свой товар, обязана избегать в своей рекламе обмана, способного вызвать формирование ложных представлений о рекламируемой продукции у получателей рекламы. Не допускается введение в заблуждение (славословить, расхваливать свой товар до неразумных пределов) и дискриминации (единичные покупатели успели приобрести, а для большинства – товара нет в продаже). Соблюдение прав потребителей требует исполнения этических норм в рекламе. Нормативные акты правительства и иные нормы закона стоят на защите данных норм в рекламе. Основными направлениями осуществления регулирующей функции в сфере коммуникации и рекламной деятельности выступают: а) конкуренция – при достижении ею определенной степени реклама становится качественнее, лучше финансируется у фирм-лидеров; б) консъюмеризм – реклама осуществляется при соблюдении прав потребителя; В Республике Беларусь осуществлением регулирующих функций в сфере коммуникации и рекламной деятельности занимается правительство, а именно Министерство торговли. Министерство экономики и их департаменты по предпринимательству и защите прав потребителя, а также Министерство юстиции, Торговая палата и Министерство информации в свою очередь тоже регулируют меры рекламы, но наибольшая роль отводится Министерству торговли. Помимо ранее упоминавшегося Закона о рекламе, существуют другие нормативные правовые акты, регулирующие сферу рекламной деятельности: - Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (от 17 мая 2011 г.) [16]; - Закон Республики Беларусь «О товарных знаках (знаках обслуживания)» (от 15 июля 2009 г.) [15]; - Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (от 8 января 2018 г.) [17]; - Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (от 29 октября 2015 г.) [18]; - Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (от 17 июля 2008 г.) [19];
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg