Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством организации внеурочной деятельности

irina_k200 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Объектом исследования является процесс развития читательских интересов у младших школьников. Предмет исследования – условия организации внеурочной деятельности, способствующие успешному развитию читательских интересов у младших школьников Цель данного исследования – разработать условия организации внеурочной деятельности, положительно влияющие на развитие читательских интересов младших школьников и проверить их эффективность В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий: внеурочная деятельность, интерес к чтению, читательский интерес. 2. Изучить уровень развития читательских интересов учащихся начальной школы на констатирующем и контрольном этапах. 3. Апробировать формы внеклассной работы, способствующие развитию у младших школьников читательских интересов. 4. Разработать рекомендации для детей и родителей по развитию читательского интереса. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательских интересов младших школьников будет способствовать такая организация внеурочной деятельности при которой: – учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы; – расширяется круг чтения младших школьников; – систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы внеурочной деятельности. Для решения выдвинутых задач будут использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования и эмпирические: анкетирование, эксперимент, наблюдение. Структура работы состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Введение

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека [42]. Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е. В. Квятковского, Е. П. Крупника, В. А. Левина, Н. Г. Морозовой, Ю. В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М. М. Бахтин, Г. И. Богин, Л. Г. Жабицкая, О. Б. Коман, З. Н. Новлянская, Ю. У. Фохт-Бабушкин. Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (В. Г. Горецкий, О. В. Джежелей, Л. Ф. Климанова, З. И. Романовская, Н. Н. Светловская). Л. П. Братухина утверждает, что читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [46]. Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий "провал" и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент [6]. Среди других причин падения читательского интереса многие авторы называют следующие: • недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, • направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, • слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников [52]. Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Общество живет и развивается так, как оно учится, а учится так, как читает. Читателей именно бумажных носителей информации становится меньше, что приводит к системному кризису. Более двадцати лет назад были предложены нормы по скорости чтения для учеников с первого по десятый класс. Выпускник школы должен был читать 330 слов в минуту. Качество чтения при этом не оговаривалось. Сейчас старшеклассники читают со скоростью 160 – 180 слов в минуту. Коэффициент усвоения (мера качества усвоения текста) не превышает 30%. Парадокс, но продуктивность чтения за последние 20 лет резко снизилась. Если раньше было 48% непродуктивных читателей, то сейчас эта цифра выросла значительно, практически до 67%, и это не может не настораживать [5]. Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают. В связи с этим не стоит останавливаться на достигнутых результатах. Результаты анализа современной ситуации в России показывают, что проблема формирования читательских интересов у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. [52] Недостаточная разработанность проблемы, развития читательского интереса, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования.
Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3 1 Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников посредством внеурочной деятельности……………….…………..7 1.1 Понятие читательского интереса и подходы к выбору методов обучения чтению……………………….……………………………………..7 1.2 Особенности читательских интересов младших школьников. Факторы, влияющие на развитие читательского интереса у младшего школьника…………………………………………………………………....14 1.3 Использование активных форм и методов работы в обучении учащихся для формирования читательского интереса у младшего школьника во внеурочной деятельности….……………………………….20 2 Практическое исследование условий внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса младших школьников…………………...………………………………………………….26 2.1 Организация и методы исследования…………..………………………26 2.2 Изучение читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе……………………………………………….……..27 2.3 Опыт организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательского интереса младших школьников……………....…35 2.4 Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе …………………………………………………………..39 Заключение……………………………………………………………………….49 Список литературы………………………………………………………………51 Приложения……………………………………………………………………...54
Список литературы

1. Айзерман А. С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / под ред. Н. И. Кудряшева. – М., 2018. – С. 46 – 65. 2. Алексеевская А. Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников / А. Т. Алексеевская. – М., 2018. – 18 с. 3. Андреев В. И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе / В. И. Андреев. – М., 2018. – С. 314 – 315. 4. Антонова Е. С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после / Е. С. Антонова. – 2016. – №12. – С. 27 – 28. 5. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин / под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 479 с. 6. Боброва Т. Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников / Т. Н Боброва. – Вологда, 2018. – С. 54 – 59. 7. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы. В 2 ч / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. – М.,2018. – 594 с. 8. Болотина Л. Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л. Р. Болотина, Д. И. Латышина. – М.: Просвещение, 2018. – С. 6 – 9. 9. Бушнина Е. И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя / Е. И. Бушнина. – М., 2018. – 59 с. 10. Вульфов В. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / В. З. Вульфов, М. М. Поташник. – М.: Просвещение, 2018. – С. 14 – 18. 11. Выдыш С. Л. Сущность внеклассной воспитательной работы./ С. Л. Выдыш. – Педсовет – 2017. – №3. – С.14 – 17. 12. Гончаренко Н. И. "Внеклассная работа в начальной школе" / Н. И. Гончаренко. – Л., 2017. – 164 с. 13. Джежелей О. В. Готовимся к урокам внеклассного чтения О. В. Джежелей, А. В. Сергеева, Т. В. Игнатьева. – М.: АРКТИ ЛАРГОС, 2018. – С. 28 – 41. 14. Збарский И. С. Внеклассная работа по литературе / И. С. Збарский, В. П. Полухина. – М. – 2017. – 152 с. 15. Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М. А. Зобнина // Начальная школа. – 2017. – №8. – С. 35 – 43. 16. Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М., 2018 – 2019. 17. Конавалова В. П. Внеклассная работа по литературному чтению / В. П. Конавалова. – М., 2018. – 69 с. 18. Копылова Н. А. После уроков. Организация внеклассной работы с учащимися по литературе / Н. А. Копылова. – М., 2018. – С. 78 – 82. 19. Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / сост. В. А. Лазарева. – М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2018. – 40 с. 20. Лейтес Н. С. Психология одарённости детей и подростков / Н. С. Лейтес. – М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 416 с. 21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – В 2-х т – М., 2018. – С. 214 – 267. 22. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2018. – 158 с. 23. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко. – Соч., т. 5. – М., 2018. – С. 123 – 168. 24. Макеева С. Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования / С. Г. Макеев // Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 70 – 89. 25. Мануйлов В. А. Литературные игры. / Сборник. Пособие для руководителей литературных кружков и библиотекарей / В. А. Мануйлов. – М. – Л. – 215 с. 26. Мельников Н. А. Внеклассная работа по литературе в начальной школе: Метод. пособие для студентов по специальности "Русский язык и литература" / Н. А. Мельников. – Гродно. – 2018. – 112 с. 27. Ниталимова Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова. – М.: Ментор, 2018. – №1. – С. 11 – 13. 28. Новосельцева Т. А. HYPERLINK http://festival.1september.ru/authors/260 – 731 – 373. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе – журнал "Начальная школа". – №1. – 2018. 29. Панчешникова Л. М. Методическое пособие для вузов / Л. М. Панчешникова. – М.: Просвещение, 2019. – 187 с. 30. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения / Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2019. – С. 44 – 65. 31.Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2019. – №1. – С. 11 – 18. 32. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2018. – 512 c. 33. Словарь русского языка / С. И. Ожегова. – М: Локид-Пресс, 2018. – 912 с. 34. Степанов В. К. Активизация внеурочной работы в начальной школе / В. К. Степанов. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с. 35. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М., 2018. – 450 с. 36. Тихонова Е. П. Читательский дневник для начальной школы Е. П. Тихонова // Школьная библиотека. – 2018. – №6. – С. 40 – 41. 37. Тумина Л. Е. Кружок сочини сказку / Л. Е. Тумина. – М., 1995. – С. 313 – 325.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников посредством внеурочной деятельности 1.1 Понятие читательского интереса и подходы к выбору методов обучения чтению Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, – с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста [18, с. 44]. Несмотря на продолжающиеся споры о способах обучения чтению, определен обязательный элемент: освоение соответствий между буквами и звуками. Этот шаг – первый, но не последний на пути к глубокому и полному овладению родной речью. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой – фонологическим. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления: – Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ – умение манипулировать фонемами. – Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики. Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта. Лингвистический метод. Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками. Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50 – 100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах. Метод целого текста. В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода – сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей – фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно. Метод Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методика относится к фонетическим методам, ведь склад – это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке» [9]. В современном обществе одной из главнейших проблем в развитии общества является проблема детского чтения. Одним из главным средством формирования и развития духовных чувств и качеств личности ребенка является вдумчивое чтение произведений литературы, размышление над прочитанными книгами. В связи с этим целенаправленная организация читательского интереса у младшего школьника должна выступать первоочередной задачей работы любого образовательного учреждения, в первую очередь начальной образовательной школы. По мнению С. Маршака, личность младшего школьника формируется под воздействием прочитанных книг, так как именно литературе отводится роль транслятора духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Чтение произведений является своеобразным диалогом между школьником и книгой, требующим усердия, работы ума и сердца. Главной задачей уроков чтения является формирование из младшего школьника в «талантливого читателя» [Волкова Родительские собрания в начальной школе. – Вып. 5/ авт.-сост. Г. Т. Дьячкова, Е. В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142 с., С. 87]. «Только в детстве книга действительно влияет на нашу жизнь. Далее мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, благодаря ей меняем свои взгляды, но главным образом находим в книге только подтверждение тому, что в нас заложено….»[3] – писал Грэм Грин. Немаловажную роль в жизни школьника играет чтение литературы, потому что чтение вырабатывает предопределенное мировоззрение, установленные нормы поведения и художественный вкус. Таким образом данное понятие внесли такие ученые, как М. Горький, Д. Б. Эльконин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Л. А. Николаева, А. С. Макаренко, О. И. Никифорова, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выгодский, З. И. Романовская, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Светловская, Л. И. Белонькая, Н. Г. Чернышевский, Т. Д. Полозова. Многие эти ученые в своих трудах анализируют такие главные стороны этого подхода, как предназначение чтения, литературы в деле формирования растущего поколения, проблемы психологической природы детского чтения, линии формирования читателя. Этот вопрос, вопрос воспитания интереса к чтению является и остается нерешенной в методическом плане. Этот вопрос о том, что чтение будет сильным орудием обогащения собственного и общественного опыта ребенка, средством самопознания и формирования, сложится ли заинтересованность и надобность в чтении книг, зависят от фактора ситуаций обучения, устремленных на развитие личности и начал читательской культуры. В России вопрос о формировании интереса к чтению был поднят В. Г. Белинским. Он не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей – словесников В. Я. Стоютина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения В. Г. Белинского. «Он вдохнул – живую душу в школьную схоластику» – говорил Острогорский. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, которую мы переживаем сегодня. Выход из такой ситуации наметился к началу 20 века, когда на помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н. А. Рубакина, Л. С. Выготского, А. А. Потебни. Многие ученые то, что современные школьники в настоящее время стали меньше проявлять интереса к чтению. Причиной того послужило то, что помимо книг появилось множество других источников информации, в том числе средства массовой информации, Интернет – ресурсы, электронные книги и так далее. В начальной общеобразовательной школе причиной такого спада интереса младших школьников к чтению литературы является несовершенство процесса обучения, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных технологий формирования читательского интереса младших школьников. Впервые в нашей стране определение «читательский интерес» было введено и описано Х. Д. Алчевской, Н. А. Рубакиным. Формирование интереса к чтению литературы младших школьников представлено в работах многих ученых, таких как Г. И. Богин, Л. Г. Жабицкая, В. А. Левин, М. М. Рубинштейн и многих других. Е. П. Климова определяет читательский интерес, как интерес к чтению, желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме. Такой тип интереса наблюдается у школьника, который только приобщается к процессу чтения. Выражается такой интерес в желании понять основной смысл напечатанных в тексте слов, очень часто сопровождается стремлением продемонстрировать умения окружающим [Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март, С. 117]. Многие ученые дали определение понятию читательский интерес. Читательский интерес – это проявление активного отношения читателя к накопленному человечеством опыту, который заключен в книгах, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию этого опыта из литературных источников. Интерес к чтению выступает побудительной силой, заставляющая младшего школьника взять книгу, прочитать ее, получить от этой книги эмоционально-положительное наслаждение и отразить свои впечатления от прочитанного. 3 критерии изучения степени развитости интереса у младших школьников к чтению книг: – пассивная развитость проявляется, когда школьник берет книгу и рассматривает картинки без целевой направленности и не проявляет интереса, не проявляет впечатления от прочитанного учебника; – активная развитость проявляется, когда школьник просит почитать книгу, но без целевой направленности, иногда отражает свои впечатления в изобразительной деятельности; – целевая направленность проявляется, когда школьник постоянно просит почитать книгу, рассматривает структуру и содержание книги, старается самостоятельно научиться читать. Сущностные характеристики формирования читательского интереса у младшего школьника: познавательная активность, эмоциональная окрашенность и избирательность. Интерес к чтению – это феномен, связанный с развитием познавательного интереса, активности обучающегося, который характеризуется эмоциональной окрашенностью, наличием собственного читательского отношения к произведении, устойчивой внутренней мотивацией осуществления читательской деятельности. В наше время учителями начальной общеобразовательной школы используются различные педагогические средства, которые позволяют эффективно формировать читательский интерес младших школьников. Эти критерии зависят от возможностей и способностей самого учителя, его опыта и компетенции, а также от возможностей образовательной организации. Формирование интереса к чтению проходит четыре ступени: первая – знание звуков и букв, вторая ступень – слоговое чтение (обучение грамоте); третья ступень – овладение целостных приемов чтения (3-4 классы), четвертая ступень – синтетическое чтение. Образованный навык чтения объединяет в себе технику чтения и осмысление текста. Данные составляющие взаимосвязаны и основываются друг на друге. Улучшение техники чтения увеличивает осознание младшего школьника, а простой для осмысления текст воспринимается быстрее и правильнее. В начале воспитания навыка формирования чтения главное значение отдается его технике, и потом на восприятие текста. Усвоение соотношений между буквами и звуками – это первый на пути к прочному и абсолютному изучению родной речью. На принципе алфавитного порядка основан подход фонетики, который в основе лежит проговаривание букв и звуков (фонетике), которое накапливает достаточное количество знаний, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В звуко-буквенном подходе есть два направления: – метод систематичной фонетики (когда читаешь целые слова школьники постепенно изучают звуки, соответствующим буквам, и упражняют на сочетании этих звуков. Порой программа содержит в себе и фонетический анализ – умение действовать со звуками. – метод внутренней фонетики, который уделяет особое внимание наглядному и смысловому чтению. Школьников учат видеть или идентифицировать слова не с помощью букв, а через рисунок, и анализируя известные слова, осваиваются звуки, означаемые буквами. Хотя эффективность этого метода ниже, чем у метода систематической фонетики. Многие исследователи выявили, что способности к чтению взаимосвязаны со знанием букв и звуков, умением вычленять звуки в устной речи. Эти навыки при первоначальном обучении чтению являются даже значимее, чем общий уровень интеллекта. – лингвистический метод. Школьники, когда поступают в образовательное учреждение, имеют высокий запас слов, и это метод предполагает начать обучение на тех словах, которые часто применяются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Собственно на этих примерах, ребенок изучает соотношения между буквами и звуками. 1.2 Особенности читательских интересов младших школьников. Факторы, влияющие на развитие читательского интереса у младшего школьника Концентрируя немалый интерес на эту способность учащегося, преподаватель может достигнуть большой результативности в домашней работе по литературному чтению. На основе позитивных эмоциональных волнений возникают и укрепляются необходимости и влечения человека. Чтение литературы – довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый человек, который читает книгу, откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, так, например, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого – ум, рассудочность подавляет, и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности. В литературе особое значение придается изучению индивидуальностей, интересов младших школьников. По словам Д. Н. Узнадзе на первом этапе овладения навыком формирования чтения младшего школьника интересует само чтение, именно чтение доставляет удовольствие как процесс, а не только как средство ознакомления с интересным содержанием. По словам Д. Н. Узнадзе, тенденция действия и улучшения механизма чтения, лежит в основе того обстоятельства, что ребёнок с целью интереса, удовольствия, развлечения начинает читать книги. Данное положение, выдвинутое Д. Н. Узнадзе, в настоящее время соответствует действительности, но со временем отношение ребёнка к чтению книг меняется, интерес исчезает [Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 416 с.; С.101]. Главную роль в решении задачи формирования читательского интереса, умении работать с книгой, пробудить заинтересованность к художественному слову принадлежит урокам чтения. Анализ программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников, обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения. Основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой стороне чтения (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к младшему школьнику на начальном этапе формирования читательского интереса, направлены на знания, умения и навыки школьника, а не на его индивидуальное развитие. Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей. Дети младшего школьного возраста реагируют на текст эмоционально. Переживания детей, связанные с текстом является большой ценностью для начальной школы. Если «сегодняшняя» школа ставит перед собой задачу эмоционального развития детей, решить эту задачу непросто, потому, что нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития младшего школьника за период обучения. Еще одна особенность формирования интереса к чтению детей младшего школьного возраста – это отождествление художественного мира и реального. Данный период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Данный период выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Также можно отметить наличие у обучающегося начальной школы чуткости к слову и к художественной детали. Школьник реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые могут и не заметить. У младших школьников бывает эффект присутствия, который означает способность ребёнка жить в образе. Еще одной особенностью читательского интереса школьников, читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму. Когда дети младшего школьного возраста читают, в первую очередь, они видят героев, сюжет, отдельные события, но не строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы. Обучающийся в процессе чтения сам не замечает и пропускает мимо без осмысления, и просто не может понимать, что это. Особенности формирования процесса чтения у младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке преподавателю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором. Иногда трудно выделить главный результат урока: понимание авторской позиции или личные переживания школьника по прочитанному. Скорей всего, эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка. Существует в современном мире два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование детей младшего школьного возраста и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно преподаватель начальных классов должен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Видеть, осознавать прочитанную литературу присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции – истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы преподавателя начальной школы – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Преподавателю начальной школы важно помнить, что чтение и мотивированное любознательность, целенаправленный интерес, педагогически особенно важен, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. В формировании интереса к чтению младшего школьника прослеживаются в следующие этапы: подготовительный, этап формирования умения читать, этап подготовки мотивированного и осознанного целостного подхода к процессу чтения, этап чтения «про себя» и этап подведения итогов. Эти этапы в формировании читательского интереса тесно связаны друг с другом. Этапов формирования интереса к чтению характеризуют такие факторы – понимание роли и значения чтения в жизни человека, способность выразить себя в слове, стать квалифицированным читателем. Продолжительность данных этапов и степень выраженности указанных факторов для каждого этапа различна. Поскольку существует генетическая взаимосвязь между этапами читательских интересов и общим уровнем развития младших школьников, это зависит от особенностей формирования интереса и от уровня развития конкретной личности. Роль преподавателя на уроках чтения имеет главную роль, поскольку определяющую судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Дети, которые любят читать, которые влюблены в литературу, преподаватель сам влюбляет в неё и своих учеников. И обратим внимание, что на существование такой системы Е. Н. Ильина: «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», основой которой является преподавание литературы как искусства. Для него урок литературы (чтения) – это урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, это жизнь, а не предмет в расписании. Особенностью уроков литературы Е. Н. Ильина является строгое следование закону «Трёх О»: — Очаровать книгой; — Окрылить героем; — Обворожить писателем. На уроках литературы Е. Н. Ильина создаются такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять – это додуматься самому! Любой предмет, который преподают в школе, кроме литературы, даёт младшему школьнику готовые знания, которые ученик должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературном чтении школьник младшего возраста добывает знания самостоятельно, сопереживая персонажам произведения и автору произведения. Через сопереживание школьник может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь персонажей произведения добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить не пережитое. А. Н. Леонтьев, известный психолог, выделяет основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей [Составитель Попова Г. П. Классные часы. 4 класс/ сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. -271с, С. 214-267]. Е. И. Бушнина представляет внеурочную деятельность как совокупность различных видов деятельности, обладающую широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка [Горецкий В. Г., Тикунова А. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие.- М.: Дрофа, 1996. – 160с., С. 59]. В настоящее время Интернет – это один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи своей страны. 1.3 Использование активных форм и методов работы в обучении учащихся для формирования читательского интереса у младшего школьника во внеурочной деятельности Внеклассное чтение является одним из основных направлений в работе преподавателя начального образования. В методике преподавания внеурочной деятельности утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся младшего возраста, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 81 страница
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg