Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика работы над совершенствованием качеств чтения на уроках в начальной школе

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, в начальной школе должны сформировать ребенка, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования навыков чтения у младших школьников? Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования являются уроки родного языка, а его предметом - педагогические условия, способствующие эффективности совершенствования техники чтения.
Введение

Актуальность данной работе придает проблема снижения у детей интереса к чтению. Она имеет масштаб общемировой тенденции. В России, как и большинстве развитых стран, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным и политическим делом. Чтение должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современных школ, как обеспечение исторической преемственности поколений, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков к образованию и самореализации, желание к обучению в дальнейшем жизни ребенка. Главная задача учителей - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, с удовольствием. Большую роль в этом возрасте продолжают играть иллюстрации, взаимодействие со взрослыми, основанное на материале книг: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное писательское творчество. Дети различаются по уровню чтения, интересам, начитанности. Однако есть возрастные черты читательского развития: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное чувство восприятия, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы. Особенности чтения младших школьников…………………………………………………………………………5 1.1. Подходы к обучению детей чтению…………………………………5 1.2. Работы педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников……………………………………………………………11 Глава 2. Методика работы над навыком чтения…………………………..14 2.1. Качества навыка чтения………………………………………………..14 2.2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца…………...16 2.3. Работа над правильностью и беглостью чтения………………………18 2.4. Работы над сознательностью чтения…………………………………..26 Заключение………………………………………………………………………….35 Список использованной литературы…………………………………...................36
Список литературы

1. Блонский, П.П. Педология: Кн. для преподават, и студ. высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 288 с. 2. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – 2-е издание, перераб, и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 272 с. 3. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г.Егоров. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2009. – 264 с. 4. Жиренко, О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс / О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. 5. Зайцев, В.Н. Резервы обучению чтению / В.Н. Зайцев. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с. 6. Климанова, Л. Обучение чтению в начальных классах / Л. Климанова // Школа, 2007 – №18. 7. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.В. Кубасова. – М.: «Академия», 1997. – 144 с. 8. Литературное чтение: учебник для 1 класса образовательных учреждений / [Г.С. Меркин, С.А. Болотов]; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 96 с. 9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб, пособие для студентов высших пед, учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е издание, испр. – М.: «Академия», 2004. – 464 с. 10. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы / Е.И Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. 11. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. Высш., учеб., заведений / [М.П. Воюшкина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшкиной. – М.: «Академия», 2010. – 288 с. 12. Мухин, С.С. Учимся быстро читать / С.С. Мухин // Директор школы, 2001 - №4. 13. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. 14. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей / сост. И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 2007. – 143с. 15. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. Для учителя / М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с. 16. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И Оморокова. – М.: Просвещение, 2003. – 165 с. 17. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: «Академия», 1995. – 496 с. 18. Светловская, Н.Н. Обучение чтению / Н.Н. Светловская // Начальная школа, 2000 - №2 – С. 5. 19. Светловская, Н.Н. Обучение чтению: Детская книга и детское чтение / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Олл. – М.: «Академия», 1999. – 248 с. 20. Светловская, Н.Н. «Разговор по существу темы», или «Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности» / Н.Н. Светловская // Начальная школа, 2000 - №2 – С. 241. 21. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2003. – 600 с. 22. Усанова, О.Н. Обучение чтению / О.Н. Усанова. – М.: Просвещение, 2005. – 203 с. 23. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. 24. Федин, С.Н. Как научить ребёнка читать / С.Н. Федин. – М.: Просвещение, 2006. – 82 с. 25. Федоренко, И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний / И.Т. Федоренко. – Киев: Радянська школа, 1980. – 94 с. 26. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей / Н.А. Цыпина. – М.: Просвещение, 2004. – 199 с. 27. Чтение. 1-4 классы: тесты для проверки техники и выразительности чтения / сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 89 с. 28. Чуракова, Н.А. Литературное чтение: 1 класс: Учебник/Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2011. – 72 с. 29. Шварц, Л.М. Психология навыка чтения / Л.М. Шварц. – М.: Просвещение, 2001. – 248 с. 30. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 2002. – 80 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности чтения младших школьников 1.1. Подходы к обучению детей чтению. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: 1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. 2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. 3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в тексте. Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими. Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна: • Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; • Слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия; • Зависимость от жизненного опыта; • Связь с практической деятельностью ребёнка; • Ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания; • Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; • Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи; • Преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развитие его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдёт осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становиться основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определённых условиях становиться средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Для развития всех этих качеств использую специальные задания, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Какова структура речевой деятельности? Первый её уровень - мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младших школьников являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения. Второй уровень деятельности - ориентированно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определения темы, установления связей, прогнозирование содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста, моделированием его содержания. Третий уровень любой деятельности - исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, использует различные действия: размечает тексты, подчёркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чём же смысл событий и поступков, или выделяет путём анализа главную мысль в научно-популярной статье. Результатом, продуктом действия с текстом становится понимание его смысла. Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат - произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а, следовательно, в художественном тексте - это понимание образного, эмоционального и логического содержания, а при чтении научно-популярных текстов - осмысление логических связей, содержания и основной мысли. Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно - познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро. Само формирование восприятия читаемого - также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста - от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению. При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И.Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл. Овладев инструментом чтения - его техникой и пониманием текста, ребёнок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра, при чём восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать - это особое умение. Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры. Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя. Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил её инструмент - технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно-ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя. Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки. Познавательный интерес является ведущим мотивом - целью учебной и читательской деятельности школьников. Вначале - это просто желание научиться читать, испытываемое всеми детьми. Затем - побольше узнать, найти в книге ответы на интересующие вопросы. И, наконец, удовлетворить хоть в какой-то мере ненасыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества. Следует, однако, заметить, что среди многих учителей, особенно начальной школы, бытует мнение, что формирование познавательных мотивов осуществляется, главным образом, ещё до начала активной учебной деятельности детей в школе. На самом деле, эти мотивы формируются в процессе самой учебной и читательской деятельности и являются продуктом их правильной организации. Такие мотивы Д.Б. Эльконин называл учебно-познавательными и считал их формирование важнейшей задачей уже в начальной школе. В результате исследований психологов установлено, что формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы будет наиболее успешным, если все занятия проводятся на достаточно высоком уровне трудности. При этом используются дифференцированные задания разной степени трудности, стимулируется и поощряется самостоятельное составление учащимися различных учебных задач, перед учащимися ставятся чёткие и ясные цели, ученики усваивают способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив - потребность читать книги и умение ориентироваться в мире книг. Эта проблема убедительно раскрыта в работах Н.Н. Светловской. 1.2. Работы педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников. Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Основы методики чтения заложены в трудах К.Д. Ушинского. Он стремился соединить с чтением сообщение детям разнообразных элементарных знаний и ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания. Методической системе Ушинского был чужд какой-либо шаблон, схематичность. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Многообразные задачи уроков чтения наиболее успешно решались комплексно в системе предмета «Русский язык», который всегда считался главным, центральным предметом в начальной школе. Вопросы образования, воспитания и развития в этом предмете решались на основе взаимосвязи трёх сторон этого учебного предмета: развития речи, усвоения грамматики и правописания, изучения произведений народной словесности и литературы. Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное овладение сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе. Через слово Ушинский вводил ребёнка в область духовной жизни народа. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей естественно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той - же среды - отечественного языка. Методическая система Ушинского разрабатывалась и совершенствовалась его последователями: В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным, Н.Ф. Букановым. В.П. Вахтеровым, Д.И. Тихомировым. Тихомиров дал конкретные указания к разбору прочитанных статей, изложил методику работы над выработкой навыка сознательного чтения. Придавая большое значение развитию логического мышления, он описал последовательность работы над предложениями, частями произведений и над выяснением его идеи, разработал приёмы составления плана, впервые высказал мысль об обобщающих уроках. В.Л. Стоюнин считал недопустимым, что ученика беспрестанно останавливают и требуют от него объяснения каждой фразы по известным вопросам. Целью чтения он считал создание «полного образа», что возможно только при целостном восприятии содержания через выразительное чтение. Обобщение и систематизация методов занятий по чтению даётся в статьях В.Г. Горецкого, который уделяет много внимания вопросам дифференцированного подхода к урокам в зависимости от содержания и жанровых особенностей произведения. М.И. Оморокова в ряде пособий и статей успешно разработала научные основы и конкретные приёмы обогащения словаря и развития навыков связной речи учащихся на уроках чтения, а также принципы организации уроков чтения. Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение. В последние годы уроки чтения претерпевают значительные изменения в связи с тем, что появились вариативные программы и учебники. Учителя получили возможность создавать свои варианты программ и учебников с учётом особенностей детей своего класса. Глава 2. Методика работы над навыком чтения 2.1. Качества навыка чтения Современная методика понимает навык чтения, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н. Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без видения внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения. Известный психолог Т. Г. Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» (1953) рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т. Г. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т. е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно. Об этом же писал С. П. Редозубов: «Еще и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники” чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения». Таким образом, уже в 50-е годы XX столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т. Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения. Однако становление навыка чтения - процесс очень непростой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка. 2.2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации (Т. Г. Егоров). Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операции: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т. е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т. д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное. Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит и классе определенный режим работы: • Упражнения в чтении должны быть каждодневными; • Отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; • Учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; • Учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; • Специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. 2.3. Работа над правильностью и беглостью чтения. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности н беглости. Здесь имеют место два направления: • Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; • Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М. И. Омороковой и описанного В. Г. Горецким, Л. Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения. Правильность чтения - это чтение без искажений, т. е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава: • Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; • Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); • Вставка произвольных элементов в единицы чтения; • Замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципацияь- способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg