Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках физической культуры с использованием кейс-технологий

irina_k200 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся начальной школы Предмет исследования: формирование нравственно-этической ориентации младших школьников с помощью кейсовых заданий на уроках физической культуры. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование кейсовых технологий на уроках физической культуры возможно при формировании нравственно-этической ориентации младших школьников. Цель исследования: разработка, теоретическое и методическое обоснование проекта по формированию нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках физической культуры. Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика может быть использована в процессе физического воспитания и формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках физической культуры. Положения, выносимые на защиту: 1. Кейс-технологий с успехом могут быть использованы при организации занятий по физической культуре с целью формирования нравственно-этической ориентации младших школьников. 2. Результаты исследования показателей сформированности нравственно-этической ориентации младших школьников указывают на недостаточный уровень сформированности 3. Проект формирования нравственно-этической ориентации младших школьников предполагает применение кейс-технологий занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях и требует создания… условий.
Введение

Особая роль в духовно-нравственном воспитании молодого поколения принадлежит школе, так как традиционно именно школа является тем социальным институтом, который целенаправленно занимается формированием мировоззрения, идейных установок, ценностных ориентаций. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане Российской Федерации. Школа - основное звено в системе воспитания молодежи. В ФГОСе начального общего образования прописана необходимость духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающие принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. ФГОС основного общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы относит освоения социальных норм и правил поведения. ФГОС среднего общего образования одним из необходимых личностных результатов освоения основной образовательной программы выделяет необходимость формирования нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. «Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающие от родителей и от педагогов» . [Цыгикало, А.С., «Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема» / А.С. Цыгикало, Международный студенческий научный вестник № 5 -Часть 4-2015 -595 с.] В связи с введением в образовательный процесс ФГОС, одним из наиболее важных моментов воспитания, развитии, обучения в современной начальной школе является целенаправленная воспитательная работа классного руководителя с учениками начальных классов. Данный вид работы направлен на формирование нравственных качеств и ценностных ориентаций учащихся младших классов в современной начальной школе. Несмотря на то, что во ФГОСах каждой ступени образования мы видим необходимость воспитания нравственной личности, на практике мы видим, что данные требования выполняются недостаточно. Рассмотрим некоторые статистические данные, которые характеризуют нравственную проблему, сложившуюся в России из материалов, опубликованных Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа, предназначенным для обсуждения в Государственной Думе РФ : в России самый высокий в мире процент сирот; с начала 1990-х гг. смертность от алкоголя в России самая высокая в мире. Ситуация с детьми особенно тяжелая: острое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется отстраненность детей от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности; очень высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних; 45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы; катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; на январь 2006 года были официально признаны лицами, страдающими алкоголизмом около 60 тыс. детей; критичный уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; наблюдается устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними; Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции. Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств. Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.А. Реана(Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И., Психология и педагогика: Учебное пособие./ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум, ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000- 432 с.), Л.Е. Балашова(Балашов Л.Е.,Занимательная философия: Учебное пособие./Л.Е.Балашов, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с. ) ,В.П. Беспалько(Беспалько,В.П., «Слагаемые педагогической технологии»/В.П.Беспалько ;М.: Педагогика, 1989.—192 е.) и др., в которых раскрывается сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся (П.И. Пидкасистый (Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для вузов. / П. И. Пидкасистый ; ответственный редактор П. И. Пидкасистый — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2011. — 502 с. — (Бакалавр. Академический курс)), А.М. Новиков(Новиков,А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей/А.М.Новиков – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.), Г.Н. Козлова(Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений./С.А.Козлова,Т.А.Куликова -2-е изд.,перераб. И доп.-М.:Издательский центра «Академия».-2000.-416 с.), и др.) Такие авторы как В.В. Давыдов(Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. – 287с), Т.А. Данилина(Данилина Т.А.,Зедгенидзе В.Я.,Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. /М.:Айрис-пресс,2004.-160 с. )и др. рассматривали в своих трудах возрастные особенности школьников, а также особенности воспитания нравственности на разных ступенях обучения. А.П. Панфилова(Панфилова, А. П. П167 Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.), В.В. Петрусинский(Петрусинский, В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения: для специалистов и преподавателей,внедряющих в учебный процесс современные методы и средства обучения. / В.В.Петрусинский, М.: Высшая школа, 1987. — 192 с) и др. рассматривали в своих исследованиях проблему введения и адаптации инновационных технологий в современной системе образования,в том числе кейсовых технологий. ФГОС НОО ориентирует учителей на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода. Одной из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является актуальной и, в то же время, не до конца изученной задачей. Методика использования кейс-технологий в образовательных учреждениях не разработана, в том числе на урок физкультуры. Кейс-метод, в отличие от многих других известных способов, позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Анализ кейсов позволяет активно и емко усваивать знания, а также накопить определенный багаж информации для применения на практике, что может оказаться в жизни более полезным, чем знание теории. В процессе анализа и разбора кейсов развивается аналитическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки, необходимые в современном мире. Таким образом, актуальность исследования в социальном аспекте обусловлена необходимостью формирования нравственно-этической ориентации младших школьников, в том числе с помощью кейсовых технологий на уроках физической культуры, что можно видеть исходя из результатов оценки уровня сформированности нравственно-этической ориентации младших школьников; в методическом аспекте недостаточностью методических разработок по формированию нравственно-этической ориентации с использованием кейс-технологий на уроках физической культуры; в теоретическом-потребностью в теоретическом осмыслении необходимостью формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках физической культуры. Проблема исследования заключается в поиске наиболее оптимальных путей формирования нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках физической культуры, в том числе с использованием кейс-технологий.
Содержание

Введение 2 Глава I. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования нравственно–этической ориентации у младших школьников на уроках физической культуры посредством кейс-технологий 9 1.1. Нравственно-этическая ориентация как универсальное учебное действие 9 1.2. Современные технологии и подходы к формированию нравственно-этической ориентации в процессе физического воспитания в школе 14 1.2.1. Особенности формирования нравственно-этической ориентации в младшем школьном возрасте 18 1.2.2.Общая характеристика инструментов педагогического воздействия при формировании нравственно-этической ориентации младших школьников 23 1.3.Кейс-технологии как средство формирования нравственно-этической ориентации у младших школьников на уроках физической культуры 26 Резюме по 1 главе 36 Глава II. Задачи, методы и организация исследования 37 2.1. Задачи исследования 37 2.2.Методы исследования 38 2.2.1.Методики оценки нравственно-этической ориентации младших школьников 44 2.3. Организация исследования 49 Резюме по 2 главе 50 Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 51 3.1.Результаты анализа образовательной среды 51 3.2.Результаты оценки уровня сформированности нравственно-этической ориентации младших школьников 56
Список литературы

Отрывок из работы

Глава I. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования нравственно–этической ориентации у младших школьников на уроках физической культуры посредством кейс-технологий 1.1. Нравственно-этическая ориентация как универсальное учебное действие Введение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), одним из основных требований которого является формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), поставило перед образовательными учреждениями важнейшую задачу раскрытия личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирования ответственности за свои поступки. Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться и получать знания, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. - 41 с) ФГОС НОО предъявляет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: предметным, метапредметным и личностным. Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. В начале школьного обучения личностные УУД самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. «Нравственно-этическая ориентация включает: — формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; — ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; — знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); — выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; — формирование моральной самооценки; — развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; — формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой» .( Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.) В науке целостного термина «нравственно-этическая ориентация» не встречается, но в разных научных исследованиях можно найти определения каждого из понятий в отдельности. Стоит начать с определения понятия нравственная ориентация школьников. Ожегов С.И. понимает данный термин как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Вышеизложенные взгляды на сущность понятия «нравственное воспитание» перекликаются со взглядами крупнейших отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX века. Загрекова Л.В. отмечает, что « под нравственным воспитанием понимались: помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды; превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды; формирование характера и убеждений. Нравственное воспитание нужно осуществлять в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении». (Загрекова Л.В.,Николина В.В. «Дидактика»/Л.В.Загрекова,В.В.Николина М.: Высшая школа, 2007. — 385 с.) В научной литературе целостно сформулированное понятие нравственно-этической ориентации встречается только у А.Г. Асмолова: «Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действий в условиях морального конфликта и включает следующий компоненты: 1) выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; 2) ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций; 3) ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание» (Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.) Исследование развития морального сознания ребенка показало, что к моменту перехода из дошкольного образовательного учреждения в младшую школу он усваивает три моральные нормы: норму справедливого распределения, норму взаимопомощи и норму правдивости: «Норма справедливого распределения предполагает наличие имущественных отношений между субъектами ситуации» (Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.). Реализация данной нормы обеспечивается с помощью способности ребенка выделить морально-нравственную суть ситуации. Нравственное содержание ситуации: «Норма взаимопомощи основывается на сопереживании одного человека трудностям другого человека». (Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.). Способность сопереживать другому человеку предполагает возможность увидеть ситуацию с его точки зрения. - «Норма правдивости тесно связана с несоблюдением нормы правдивости, что предполагает наличие лжи и обмана» (Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.).. Но необходимо помнить, что ложь и обман возможны только тогда, когда человек это осознает, другими словами, различает реальную и предполагаемую им сложившуюся обстановку. Следовательно, понятия «моральная ориентация» и «нравственное воспитание», можно объединить в один общий термин – «нравственно-этическая ориентация». Анализ научной литературы, вышеуказанные определения нравственной ориентации и нравственного воспитания позволяет выделить характеристики, которые являются конструирующими особенностями нравственно-этической ориентации: - Во-первых, А. Г. Асмолов выделяет критерии сформированности нравственно-этической ориентации: « структура ценностного сознания; уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора» (Асмолов ,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»/. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.). - Во-вторых, «нравственно-этическая ориентация включает: • формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на « своих » и « чужих»; • уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения-знание основных моральных норм (справедливое распределение, распределение, правдивость, честность, ответственность); выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; • формирование моральной самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, которые представляют угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Все вышеперечисленные характеристики должны войти в определение нравственно-этической ориентации. Итак, нравственно-этическая ориентация - это способность давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; способность к самооцениванию, которое обеспечивается через формирование в учебной деятельности рефлексивного отношения к себе; нравственно-этическое оценивание ребенком своих поступков на основе усвоения системы моральных норм. 1.2. Современные технологии и подходы к формированию нравственно-этической ориентации в процессе физического воспитания в школе На сегодняшний день система нравственного воспитания в школе переживает противоречивый период развития. С одной стороны, как верно отмечается в Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации»( Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».-М.:Минспорттуризм,2008.-39.с),в обществе повышается интерес к занятиям физической культурой, строятся, хотя и не так интенсивно, спортивные площадки, региональные Центры по Олимпийским видам спорта и стадионы; повышается уровень компетенции тренеров и преподавателей физической культуры. С другой - отсутствуют инновационные технологии, которые учитывали бы современные знания о психологии и особенно нравственном развитии учащихся и формировании их нравственно-этической ориентации. На данный момент в учебно-методической литературе отсутствуют авторские методики, технологии или подходы к организации нравственного воспитания и формирования нравственно-этической ориентации в процессе физического воспитания, однако существуют общие методические указания к воспитанию нравственности на уроках физической культуры, такие как убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Используя метод убеждения, учитель разъясняет правила поведения, подталкивает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку справиться с неуверенностью в своих силах, исправлять недостатки в поведении. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важным является личный пример учителя, а также чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на воспитание детей. Большое воспитательное воздействие имеет внешняя среда. Влияние среды тем выше, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей прямой раздражитель для окружающей среды: внешний вид учителя, отношение к детям, уровень профессиональных навыков; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке, и т. д., т. е. вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание. При подведении результатов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и стойкого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнений для развития таких физических качеств,как сила,выносливость, т.д.., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств. Выполнение на уроке упражнений, связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах, способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учитель должен объяснять детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но, именно с помощью этих знаний, каждый ученик может и должен развивать смелость, решительность и самообладание. Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д. В зависимости от степени усложнения задачи, соответственно, оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелым, более уверенным. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д. Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно важны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В большей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку. Несмотря на то, что на данный момент отсутствуют авторские методики, нам удалось обнаружить одну. Например, опытно-экспериментальная работа Логинова В.В, в которой он, опираясь на ряд исследователей (Былеева Л.В.,1982;Гусейнов А.А.,1988;Кабирова О.Р.,2001;Козлов Н.В.,2006;) разработал и апробировал программу для младших школьников «Формирование нравственной культуры в физкультурном образовании» объемом 48 часов. «Занятия проводятся один раз в неделю как третий урок физической культуры или за счет школьного компонента. Эффективным психолого-педагогическим приемом является использование внеклассного и внешкольного времени организации физкультурно-тренировочных занятий. Апробированная технология может быть рекомендована как в базовой, так и в вариативной части уроков физической культуры». Отличительной особенностью этой программы является то, что способствует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и обработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение проблем).Кроме того, программа направлена на то, чтобы научить оценивать состояние своего тела. Несмотря на то, что найден метод нравственного воспитания в процессе физического воспитания, он не вполне охватывает формирование морально-этической ориентации. Так, в настоящее время отсутствуют авторские методики, технологии или подходы к организации нравственного воспитания в процессе физического воспитания, однако была обнаружена методика Логинова В.В. Инновационных технологий и программ на данную тему недостаточно, что подчеркивает актуальность исследования, так как общие методические указания к воспитанию нравственности на уроках физической культуры не позволяют наиболее широко и оптимально решать проблему нравственного воспитания и формирования нравственно-этической ориентации в современном мире. 1.2.1. Особенности формирования нравственно-этической ориентации в младшем школьном возрасте « Нравственность рассматривается сегодня как важнейший аспект формирования и развития личности человека, начиная с первых этапов развития общества, отношений с другими людьми, семьей, коллективом, обществом, трудом и свои обязанностями. А также какой-то частью их жизни, которая связана с делами человека, его реальным поведением и практическими действиями » (Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // О. Селиванова ,Воспитание школьников. -2008. -№ 10. -С. 21–23.) В философском словаре нравственность рассматривается как «система внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек». Под нравственностью понимают «этические нормы, правила поведения, а также иные, определяемые этими качествами понятия» (Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ .высш. пед. учеб. завед. / А.В. Сластенин, Г.И. Чижакова.– М.: Издательский центр Академия», 2003.–192 с.) Нравственные отношения довольно трудно отделить от этики и морали. В области этики приняты такие аспекты, как нравственное отношение и моральное сознание. Данные стороны являются взаимообусловленными. Нравственное сознание реализуется в рамках системы конкретных действий людей, которые действуют как форма проявления собственно нравственных отношений. Можно говорить о том, что нравственные отношения являются практически сформированными отношениями между людьми на основании моральных норм, взглядов, а также принципов поведения. При анализе научных исследований было выявлено, что в качестве важного элемента структуры морали выступают именно нравственные отношения, которые формируются в процессе нравственной деятельности человека. Мораль осуществляет регуляцию отношений в повелительной манере, которая предписывает, как следует относиться к трудовой деятельности, окружающим людям, Родине. Можно говорить о том, что по содержанию нравственные отношения существенным образом зависят от сферы деятельности, в которой они проявляются. По форме они определяются теми требованиями, которые регулируют отношения людей к некоторым категориям ситуаций. В качестве примера одного из таких требований выступает любое понятие морального сознания, которое представляется человеку как основное на данный момент идейное побуждение. Моральное сознание и нравственные отношения теснейшим образом связаны и не могут существовать отдельно друг от друга. «Представление собственно нравственных отношений становится невозможным при отсутствии нравственных представлений и чувств. В то же время данные чувства и представления должны быть воплощены в определенного рода нравственных отношениях, в противном случае они могут быть бесполезными и иллюзорными» ( Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2000. - 246 с.) При анализе психолого-педагогической литературы выявлено, что в качестве основной формы нравственных отношений выступает общение. Именно в процессе общения проявляется истинная сущность человека, его личное "Я", а также его моральный облик.(Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования России. 2008. № 5. С. 71–74.) Работая над проблемами нравственного развития младших школьников, следует учитывать их возрастные и психологические особенности: 1. Склонность к игре. В условиях игры ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игровых отношениях больше, чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. 2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7 лет не могут собрать свое внимание на любом объект более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий. 3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с недостаточным опытом. Исходя из возраста детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня: ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. К 10-11-ти годам нужно, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Не стоит говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На третьем уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!». Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. 4. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в какой-либо деятельности. Учебная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. В младшем школьном возрасте она в значительной степени влияет на развитие ребенка, определяет появление многих новообразований, особенно в нравственной сфере личности. В воспитании младших школьников, как считает Ю. К. Бабанский, ключевой стороной является нравственное воспитание: « Дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях ». (Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М. учеб.пособие, 1999.- 374с.) Э.П. Козлов считает, что « развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого лежит потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия. Здесь стоит перейти ко второй стороне вопроса о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для 24 становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это возможность развития каждого из них на основе двух других. Таким образом, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, так как и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь тогда, когда ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей. Из этого следует, что учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности только тогда, когда он владеет определенным содержанием, или знает, что делать и для чего. Во-вторых, следующий компонент, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов представляет собой следующее: на сегодняшний день обучение в начальной школе в основном направлено на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы. При этом предполагается, что в ходе данного процесса идет умственное нравственное развитие. Частично это положение можно считать верным, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой-то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, само собой, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся » (Козлов, Э.П Воспитание нравственного сознания школьников / Э. П. Козлов; Отв. ред. Н. Д. Носков. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 287 с.) Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что особенностями формирования нравственно-этической ориентации в младшем школьном возрасте являются: Использование элементов игры во время учебного процесса, т.к. учащиеся в младшем
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg