ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ С ТОВАРАМИ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ.
1.1 Место, роль и структура таможенных органов Российской Федерации.
Современная таможенная система России представляет собой, централизованный механизм по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Таможенные органы — это органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в области таможенного дела, имеющие специальные права и обязанности, цели и задачи.
Деятельность таможенных органов ведется на основании законодательства Российской Федерации, а также Таможенного кодекса ЕАЭС, межгосударственных и межправительственных документов и соглашений.
Рисунок 1.1 - Место таможенной системы в структуре исполнительных органов РФ
Все таможенные органы Российской Федерации представляют собой единую систему, действующую по единому плану под единым управлением. В эту систему входят различные структурные подразделения, начиная от Федеральной таможенной службы, и заканчивая множеством таможен и таможенных постов Российской Федерации.
Рисунок 1.2 - Структура таможенной системы РФ
В соответствии с целями и задачами, указанными в законодательных документах, таможенные органы реализуют все свои компетенции с помощью функций, которые они исполняют. Эти функции принято делить на две большие группы:
Во-первых, это основные функции, которые также могут называться отраслевыми или внешними. Непосредственное исполнение таможенными органами своих обязанностей, административные формы. К функциям относятся: таможенный контроль, получение платежей, осуществление инновационной деятельности, предоставление различных льгот и скидок при пересечении товаров границы Российской Федерацией и прочее.
Во-вторых, существуют дополнительные, или обеспечивающие функции, которые также могут называться внутренними. Это вся дополнительная работа, направленная на то, чтобы таможенная служба Российской Федерации была в состоянии исполнять свои основные, первоочередные функции. К обеспечивающим функциям относят подготовку кадров, финансовое, техническое, материальное обеспечение таможни, проведение организационных мероприятий, направленных на улучшение функционирования механизма таможенной службы РФ.
Естественно, являясь частью правоохранительной системы и государственного органа, таможенные органы Российской Федерации имеют значительные полномочия и права, которые их реализуют в целях исполнения своих основных функций и задач.
Рисунок 1.3 - Структура центрального аппарата ФТС России
Выполняя свои функции, согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 259 таможенные органы имеют право:
- Принимать меры, предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
- Требовать документы и сведения, в том числе по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет, представление которых предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
- требовать от лиц подтверждения полномочий на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела или совершение определенных действий;
- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, для преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- использовать в своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, формируют, ведут и используют банки данных о лицах, товарах (предметах) и фактах;
- обмениваться информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также в соответствии с настоящим Федеральным законом с таможенными органами иностранных государств по вопросам таможенного дела;
- осуществлять в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями;
- разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
- беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие административного правонарушения, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможенных органов, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомятся с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела;
- реализовывать иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все действия, которые может использовать таможенная служба Российской Федерации, обязательно указываются в законе и регламентируются, с целью их точного и законного исполнения.
Для таможенных органов Российской Федерации предусмотрены следующие правовые формы деятельности:
Во-первых, правоустановление. С помощью этой формы деятельности таможенные органы создают и публикуют соответствующие документы, нормативные акты, правила, регламенты, которые должны быть обязательными для всех лиц, попадающих в сферу деятельности таможенных органов.
Во-вторых, правоприменение. С помощью этой формы деятельности таможенные органы реализуют свои непосредственные действия по реализации своих прав и обязанностей в сфере таможенного контроля Российской Федерации, обеспечивают исполнение государственных таможенных правил.
В-третьих, правоохрана. С помощью этой формы деятельности таможенные органы осуществляют контроль за всеми участниками ВЭД, контролируют исполнение требований, актов, правил, регулирующих документов, установленных законодательством и таможенными органами. Могут приниматься соответствующие меры ответственности, если выявляют нарушения законодательства РФ.
Вся деятельность таможенных органов осуществляется на основании соответствующих принципов, которым она должна соответствовать.
- принцип законности;
- принцип равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
- принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
- принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
- принцип ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Евразийского экономического союза и законодательстве РФ о таможенном деле;
- принцип единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
- принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
- принцип совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыт управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах России.
1.2 Сущность временного хранения товаров.
В первую очередь, безусловно, необходимо определить сущность и понятие временного хранения товаров. Это понятие раскрывается в 16 главе статьи 98 Таможенного кодекса ЕАЭС. В соответствии с ним понятие временное хранение товаров определяется так: " Под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса)".
Необходимо понимать, что временное хранение товаров является неотъемлемой частью механизма таможенного оформления и контроля. Связано это с тем, что на практике немедленно произвести таможенное действие с тем или иным товаром, пересекающим таможенную границу союза, невозможно. На это влияет масса различных причин, например необходимость произвести документальное оформление, в том числе получение необходимых документов, выполнение особых требований законодательства, определение таможенной процедуры, которая соответствует данному товару.
Пока будет приниматься решение по всем этим вопросом, товар должен находиться на временном хранении, в специальном месте, предназначенном для такого хранения, где он будет в безопасности, но при этом будет контролироваться таможенными органами, обеспечивающими сохранность товара.
Рисунок 1.4 - Общие положения о временном хранении товаров
В современном законодательстве достаточно детально раскрываются вопросы, связанные с требованиями к местам временного хранения товаров.
При этом необходимо понимать, что товары, хранящиеся на таких складах, ещё не выпущенные в свободный оборот, и, следовательно, все склады временного хранения, независимо от того, являются они постоянными или временными, в любом случае являются зонами таможенного контроля.
Непосредственно помещение товаров на временное хранение осуществляется в соответствии с главой 16, статьи 100 ТК ЕАЭС, в которой указано что: " Для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.",.
Виды этих документов приведены в «Классификаторе видов документов используемых при таможенном декларировании.
Особенностью современного законодательства является то, что в соответствии с развитием средств электронного контроля и электронного оформления, все необходимые разрешения и заявлении могут быть оформлены и представлены в таможенные органы Российской Федерации в электронном виде.
Следующим этапом оформления процедуры временного хранения товаров является их регистрация. Такая регистрация должна быть осуществлена в течение короткого времени, а конкретно за срок в один час . В соответствии с таможенным кодексом указано, что срок учитывается со следующего дня после момента подачи документация на товар таможенному органу.
При этом российский федеральный закон от 03.08.2018 № 289 “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
устанавливает, Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в течение одного часа с момента подачи таких документов в таможенный орган с учетом времени работы таможенного органа и выдает лицу, указанному в части 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов..
По истечении указанного срока поступившие товары уже считаются находящимися на временном хранении. Срок такого временного хранения устанавливается положениями статьи 101 Таможенного кодекса ЕАЭС и составляет 4 месяца. Необходимо отметить, что этот срок может быть продлен, но для этого требуется письменное обращение лица, которая имеет соответствующие полномочия по отношению к данному товару. При этом такое продление может быть оформлено один раз на срок, не превышающий срок начального хранения.
Лица, имеющие соответствующие полномочия по отношению к товару, в течение этого срока имеют право совершать необходимые операции, которые нужны для того, чтобы обеспечить их сохранность. Это может быть осмотр, измерение товаров, перемещение, необходимое для сохранения обслуживание товаров.
Выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в случаях:
а) помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС;
б) передачи товаров в соответствии с № 289-ФЗ уполномоченному органу;
в) отбора проб и образцов товаров;
г) осуществления соответствующих процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
д) обратного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза (пункт 2 статьи 381 ТК ЕАЭС);
е) вывоза товаров с таможенной территории Евразийского союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Евразийского союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу Евразийского союза;
ж) помещения товаров на другой склад временного хранения в случае, установленном ФЗ № 289-ФЗ;
з) выполнения лицом, приобретшим товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, требований, установленных частью ФЗ № 289-ФЗ;
и) вынесения постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, о возврате изъятых товаров;
к) иных случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ
2.1 Требования к складам временного хранения и их владельцам
Очевидно, что для временного хранения товаров необходимо не только юридическое оформление, но и физическая возможность хранения этих товаров. Такую возможность представляют склады временного хранения.
Складом временного хранения будет являться особое помещение либо открытая, но огороженная площадка, которая официально предназначена для использования в качестве склада временного хранения, на которой имеется всё необходимое оборудование, персонал, и возможность обеспечить сохранность товаров, одновременно не позволяя получить к ним доступ третьим лицам. Кроме того, такая площадка должна обеспечить таможенным органам возможность проведения необходимых операций для осуществления таможенного контроля.
Имеет место перечень требований, которым должны соответствовать склады временного хранения. Необходимо отметить, что требования достаточно просты и логичны. Так, например, среди важнейших требований к складам временного хранения отмечается то, что они должны иметь подходящие к ним транспортные пути с твёрдым покрытием, которые обеспечивает загрузку и разгрузку товаров в любой момент времени вне зависимости от погодных условий. Транспортные пути должны обеспечивать возможность свободного подъезда транспортных средств, которые будут перевозить хранящиеся на складе товары.
При этом на территории склада временного хранения должно быть и дополнительное место, на котором можно осуществлять функции таможенного контроля и досмотра. Отмечается, что такой досмотр и контроль необходимо осуществлять в любое время года в независимости от погодных и климатических условий.