Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Изучив теоретические вопросы по проблеме коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии, необходимо провести практическое исследование. Экспериментальная работа состояла из двух этапов – констатирующий, формирующий. Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить наличие или отсутствие страхов у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО. Задачи: 1. Подобрать диагностические методики для диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста. 2. Провести диагностические методики для выявления страхов у детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать и оформить полученные данные.
Введение

Актуальность исследования. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность не только не теряет своей актуальности в наши дни, но даже обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни. Современный дошкольник находится под влиянием большого количества различных факторов, которые так или иначе существенно влияют на его личностно-эмоциональное развитие, а именно: изменились игры и игрушки, в детской литературе появились новые персонажи, с которыми дети переживают иные жизненные ситуации. Дошкольный возраст является подходящим этапом для закладывания основ гармоничного развития ребенка, формирования личности. Однако на современного ребенка в ситуациях социальной нестабильности влияет немало отрицательных факторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь смерти, темноты, одиночества, болезней и так далее. Для ребёнка страх является психотравмирующим фактором, на котором позднее «строятся» многие взрослые комплексы, а в некоторых случаях и более серьёзные психические отклонения. Поэтому, проблема изучения вариантов преодоления страхов у детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет. Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, однако, до сегодняшнего дня, малоизученным остается вопрос о возможности преодоления данного симптомокомплекса у дошкольников методом сказкотерапии. Современные исследователи (А.И. Захаров, A.M. Прихожан, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что с помощью сказкотерапии можно преодолевать такие проблемы детей, как нарушения самооценки, трудности в общении и так далее. Особую эффективность сказкотерапии авторы видят в работе с детьми дошкольного возраста. Это ученые связывают с тем, что у детей хорошо развит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умения рассматривать проблемы с различных аспектов. Именно поэтому метод сказкотерапии используют при ведении коррекционной работы по борьбе с детскими страхами. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому темой нашего исследования является: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».Объект работы – коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Цель исследования – обосновать и разработать программу коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования: 1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования. 2. В ходе практического изучения получить информацию о страхах детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать программу коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу исследования составили положения: Методы исследования: теоретические методы анализа психолого-педагогической научной литературы; изучение педагогического опыта; обобщения; сравнения; диагностические методики, целенаправленное наблюдение за деятельностью дошкольников. Теоретическая значимость Практическая значимость
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7 2 МЕТОДЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 8 3 ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА 17 4 СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Список литературы

1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 2000. –224 с. 2. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –СПб, 2006. –208 с. 3. Ионова Н. В., Горбунова В. А. Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54542. 0,4п.л 4. URL:http://ekoncept.ru/2014/54542.htm
Отрывок из работы

2 МЕТОДЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА Методы исследования: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»; проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова; «Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка». 1. «Страхи в домиках» А.И. Захарова. Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Инструкция: Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать в черный дом нужно те страхи, которые ребенок признал, как страшные, в красный – не страшные. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься..». Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Обработка результатов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту детей контрольной группе на число определенных нами детей. 0-12 – низкий уровень выраженности страха 13-15 – средний уровень выраженности страха 16-29 – высокий уровень выраженности страха Так, высокий уровень выраженности страха предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, ребенок не достаточно общителен, проявляет подозрительность и недоверчивость к окружающим. Средний уровень страха предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы. Низкий уровень страха характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы. 2. Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова. Цель: выявление страхов у детей. Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь!». «А как я ее вижу? – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании. Детям предлагается инструкция: «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш. Интерпретация: Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности. Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе. Низкий уровень страха –достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения. 3. Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка Карта предназначена для фиксации эмоционально-аффективных проявлений у детей. На основании результатов наблюдения можно делать выводы как о состоянии эмоциональной сферы отдельных детей, так и о эмоциональном благополучии группы детей в целом. Данная методика применительна к детям дошкольного возраста для получения психологом общих представлений о личности ребенка на основе наблюдений за ним. Наблюдение ведется во время проведения остальных методик, признаки фиксируют в бланке. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу в планировании коррекционной работы. Таким образом, применение данных методик позволит получить информацию о страхах детей старшего дошкольного возраста и разработать программу и методические рекомендации по их коррекции. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 139 г. Магнитогорска, в сентябре 2019 года, в исследовании принимали участие 11 детей 6 лет, из них 4 девочки и 7мальчиков. Дети активные, но есть такие, которые не всегда охотно участвуют в образовательной деятельности. Было отмечено, что в группе присутствует некая напряженность в общении, а так же, не всегда присутствует взаимовыбор симпатий. В течение дня дети играют с разными партнерами, но многие предпочитают отстраненность, не стремятся к общению. Было замечено, что группа детям нравится. Воспитатель проводит образовательную деятельность по планированию. Воспитатель внимательна к каждому, ошибки прорабатываются с каждым ребенком. У воспитателя налажены теплые и доверительные отношения с группой, он легко может управлять детьми. Большинство детей довольно активные, порой веселые, добрые, идут на контакт. Атмосфера в группе в основном положительная. Коллектив достаточно дружный. В группе эффективно реализуется модель развивающей среды. Успеваемость в группе средняя. Нами была проведена диагностика по методике «Страхи в домиках» А.И.Захарова Страхи имеют особенность включения как инфантильных тем, т.е. тех, которые по возрасту соответствуют младшему возрасту, так и возрастных. Инфантильные темы: укол, боль, кровь, высота, неожиданные звуки; типичные темы: одиночество, темнота, замкнутое пространство. Возрастные темы: страх смерти, страх смерти родителей, страх наказания, страх ошибиться, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны, страх заболеть, перед засыпанием. При выделении видов страхов мы опирались на частоту повторяемости ответов. А за критерий отбора взяли 100%. Проведенная методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова позволила выявить виды и количество страхов, присущих данной группе детей старшего дошкольного возраста. Результаты представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты диагностики по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова Исходя из полученных результатов, как видно на рисунке 1, 100% (11 человек) испытывают страх смерти, 91% (10 человек) – боятся смерти родителей, у 91% (10человек) – наблюдается страх глубины, 82 %(9 человек) – испытывают страх темноты, кошмарных снов, пожара, войны, у 73% (8 человек) испытуемых наблюдается страх наказания, пожара, огня и неожиданных звуков, 64%(7 человек) – имеют страх одиночества, сказочных персонажей, врачей, уколов и боли. В данной группе среднее количество страхов у детей начинает от 15, что определяет высокий уровень выраженности страха и предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, напряженность, пугливость, тревожность, малообщительность, проявление подозрительности к окружающим. Далее нами проводилась проективная методика «Мои страхи» А.И.Захарова. Рисование – творческий акт, который позволяет ощутить радость свершений, быть собой и выражать свободно свои чувства, переживания, и мечты. С помощью рисунков можно лучше понять интересы детей, их переживания и страхи. А. И. Захаров отмечает, что когда ребенок рисует, то он перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование страхов детьми снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках дети могут реализовать свой страх, дать выход своим чувствам. Это помогает снять травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важен еще тот момент, что это рисование происходит в жизнерадостной атмосфере со сверстниками (поддержка с их стороны). Методика позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в старшем дошкольном возрасте (6 лет). Результаты представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Результаты диагностики по проективной методике «Мои страхи» А. И. Захарова Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у детей данной группы. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Так 63% (7 человек из 11-ти) изобразили приведений, 46% (5 детей из 11) нарисовали различных сказочных персонажей (из компьютерных игр, и монстров), 36% (4 человека) нарисовали насекомых, 9 % (1 ребенок) изобразил огонь, 9 % (1 ребенок) нарисовал смерть родителей, 9 % (1 ребенок) изобразил стихии. Все детали и особенности, интерпретируемые в каждом из рисунков, которые определяют у ребенка (астению, агрессивность, субдепрессию и т.д.), показывают и доказывают лишь то, чего боится ребенок. Проводилась интерпретация каждого рисунка и его деталей. Из 11 человек в группе, серые и темные цвета использовали 8 детей, что подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Оставшиеся 3 ребенка использовали яркие, светлые цвета и насыщенные краски указывает на активный жизненный тонус и оптимизм. В основном дети рисовали смазанные образы, или рисунки, в которых было выражено большое число отчетливых, но непересекающихся линий. Лишь 2 из 11 детей использовали широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствовали предварительные наброски последующие, изменяющие первоначальный сюжет дорисовки, что показывает уверенность и решительность. Полученные результаты по представленным двум методикам дополняют выводы, сделанные исходя их наблюдения за особенностями личностного развития детей. Наблюдение производилось во время проведения остальных методик. Данная методика показала, что общий результат тревожности в группе испытуемых высокий. Это дает нам возможность сказать о том, что для данных испытуемых характерны эмоциональная неустойчивость и повышенное беспокойство. Результаты представлены на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты диагностики по карте наблюдений за особенностями личностного развития ребенка Из рисунка 3 мы видим, что 64% (7человек) имеют изменчивое настроение, 64% (7 человек) испытуемых отвечали тихим голосом, у 55% (6 человек) наблюдалась плаксивая интонация (у некоторых испытуемых вплоть до слез), 36% (4 человека) – во время проведения методик дергали ногой, рукой, у 36% (4 человека) отмечались признаки мимики – был бегающий взгляд, 73% (8 человек) – во время процедуры проведения не могли усидеть спокойно. Подводя итог, хотелось бы отметить, что во время знакомства и проведения всех трех методик, дети, в основном, были настроены доброжелательно. Несколько детей старались внимательно слушать и выполнять задания по инструкции. Частично были заинтересованы, некоторые довольно часто отвлекались, но старались выполнить каждое задание. Многие дети стеснялись, но некоторые вели себя довольно раскованно. Данная карта наблюдений показывает, что дети во время выполнения заданий переживали, отвечая на определенные вопросы. Таким образом, по результатам проведенных методик, мы можем утверждать, что практически у каждого ребенка данной группы выявлено большое количество страхов – это дети в количестве 11 человек, из них 4 девочки и 7 мальчиков. Представленные выводы явились основанием для разработки программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, представленной в следующем подразделе нашего исследования 3 ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА Цель программы – психолого-педагогическая коррекция наиболее выраженных страхов детей старшего дошкольного возраста при помощи метода сказкотерапии. Задачи программы: 1. Устранить либо снизить наиболее выраженные страхи детей старшего дошкольного возраста. 2. Развить умение справляться с мышечными зажимами. 3. Отработать навыки уверенного поведения. 4. Отработать навыки взаимодействия с партером. 5. Развить творческое мышление дошкольников. Программа психолого-педагогической коррекции обеспечивает снижение наиболее распространенных страхов в дошкольном возрасте. Критерии эффективности программы: – повышение уверенности в себе; – снижение количества страхов; – улучшение взаимоотношений в группе сверстников. Ожидаемые результаты: проведение занятий будет способствовать снижению количества страхов, окажет положительное влияние на раскрытие своего «Я». Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (по Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой). 1 этап. Ритуал «входа» в сказку Цель – создать настрой на совместную работу (войти в сказку). Игры на сплочение. Например, взявшись за руки совершается «сплачивающее» действие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg