Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Соотношение понятий «регион» и «экономический район»

irina_k200 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Предмет исследования – управление региональной экономикой. Объект исследования – регион и экономический район. Цель исследования – изучить соотношение понятий регион и экономи-ческий район. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия регион и экономический район. 2. Проанализировать понятия регион – как основная часть простран-ственной экономической системы района. 3. Исследовать соотношение понятий регион и экономический район.
Введение

Понятие «регион» трактуется настолько многозначно представителями разных региональных наук (более того, даже внутри каждой из них), что регион у экономико-географа, регионального экономиста или представителя политической регионалистики имеет весьма разное содержание. М. Д. Шарыгин, рассматривая районирование (то есть процесс выделения районов = регионов) как механизм территориальной дифференциации общества, выделяет следующие его формы: отраслевое, сложноотраслевое и интегральное (в том числе «наиболее интегральное» общественно-географическое) районирование [3, с. 194]. Многое в понимании региона зависит от того, какова методологическая база исследования. Так, если используется системный подход (на наш взгляд, в региональных исследованиях наиболее эффективный), важно то, что понимается под элементом региона и его системообра¬зующими связями. Актуальность исследования. В отечественной общественной географии на советском этапе ее развития системный региональный подход проявился первоначально в выделении понятия «экономический район» (что, по наше-му мнению, идентично понятию «экономический регион», поскольку термины «район» и «регион» ? синонимы). Это было вызвано практической направленностью экономической географии на изучение размещения производительных сил. Впоследствии, по мере перехода к изучению других пространственных аспектов общества, возникло понятие «соци¬ально-экономический район». Затем термин «регион», который широко использовался другими региональными науками (региональной экономикой, региональной социологией, политической регионалистикой), стал постепенно вытеснять из обращения прежний термин «район». Он стал рассматриваться как субъект управления с широким содержанием, пытающимся охватить все объекты, явления и процессы, расположенные на территории региона. Если рассмотреть все расположенные на определенной территории объекты и связи между ними, можно говорить о регионе вообще, объекте той региональной науки, о становлении которой писал в свое время У. Изард [1], или об интегральном регионе, результате интегрального районирования. В действительности же представители разных наук, когда говорят о регионах, обычно имеют дело с отраслевым или сложноотраслевым районированием.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы понятия регион и экономический район 5 1.1. Понятие «экономический район» 5 1.2. Регион как объект и субъект государственного управления 8 2. Особенности соотношения понятий регион и экономический район 15 2.1. Регион – как основная часть пространственной экономической системы района 15 2.2. Характеристика основных этапов управления регионом 20 Заключение 25 Список использованной литературы 26
Список литературы

1. Государственное управление: основы теории и организации. /Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статут, 2017. 2. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2016. 3. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. – М.: МАРТ, 2017. 4. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Сфера, 2015. 5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2017. 6. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. 7. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управле-ние. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2015. 8. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление. – М.: ИНФРА-М, 2016. 9. Чагучиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 10. Шарыгин М. Д. Современные проблемы экономической и социальной географии. Пермь, 2018. 11. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход // Балтийский регион. ? 2018. ? № 2. – С. 35-44
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы понятия регион и экономический район 1.1. Понятие «экономический район» Экономический район определяется как территориальная часть народного хозяйства, имеющая специализацию в масштабе страны, сложившуюся под влиянием территориального разделения труда, природных и социальных свойств территории. Экономические районы характеризуются большим набором показателей, среди которых важнейшими являются: 1. Географическое положение района, размер и природные особенно-сти территории, природные ресурсы экологическая ситуация; 2. Население, его численность, динамика, национальные особенности, трудовые ресурсы. Городское и сельское расселение. 3. Хозяйственный комплекс, его объем и доля в стране. Профиль хо-зяйства и специализация в масштабе страны. Факторы и ограниче-ния современного развития. Связь с другими районами. 4. Перспективы, возможности, проблемы дальнейшего развития. В экономической географии принято деление России на 11 крупных экономических районов как основных территориальных подразделений ее хозяйственного комплекса. В разрезе этих районов изучается современная география народного хозяйства страны, разрабатывается ее важнейший раздел ? регионалистика. В период советской власти эта сетка районов достаточно широко использовалась органами государственного управления как основа долгосрочного территориального планирования и прогнозирования размещения производства, для мониторинга регионального развития страны. Эти районы характеризуются следующими показателями. Таблица 1 Основные экономические районы России 2015-2018 гг. Эти параметры соответствуют размерам среднеевропейских государств. Все районы сформированы из политико-административных единиц, без нарушения их границ. Выделение экономических районов составляет слож-ную методическую задачу, особенно в условиях резко неравномерного раз-мещения хозяйства страны, больших контрастов в уровне освоенности, заселенности, природно-ресурсных условий. Поэтому выделенные районы сильно различаются между собой. В условиях реформирования экономики России, как было видно из предыдущих глав, происходят заметные изменения географии и структуры хозяйства, меняются объемы и специализация производства экономических районов. Заметное снижение роли районов Центральной России и, напротив, ? возрастание доли производства Поволжья, Урала и Зап. Сибири, что говорит о сдвиге производства в восточные районы страны. Возможно, эти изменения будут настолько значительными, что повлияют на сложившуюся сетку экономических районов. Поэтому изучение современных изменений в географии хозяйства и в развитии районов составляет важную часть экономико-географического анализа и дает основу для ее совершенствования. Таблица 2 Компоненты, элементы, связи экономического района Элементы Компоненты Связи Экономический регион Хозяйствующие субъ-екты Производственные фонды Поставки сырья, топлива, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции Финансовые ресурсы Финансовые потоки Кадры Воспроизводство рабочей силы Менеджмент Управление производством Рассмотрим структуру экономического региона (района), основу которого составляет экономическая система. Как известно, она может быть представлена как результат взаимодействия следующих функциональных подсистем: земля ? труд ? капитал ? предпринимательские способности. В таком случае она включает следующие компоненты: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, производственные фонды и финансовые ресурсы, управление. Все эти компоненты должен включать и экономический регион, что в обобщенном виде и отражает таблица 2. В качестве его элементов выступают прежде всего хозяйствующие субъекты, и системообразующую роль играют именно их взаимные связи. Тем самым можно учесть все компоненты экономической системы. Производственные фонды и персонал (включая управленцев, менеджеров) составляют собственный потенциал хозяйствующего субъекта. В сфере производства товаров они обеспечивают поступление сырья и полуфабрикатов от их производителей, финансов из банков, поставки гото-вой продукции потребителям. Производство услуг отличается тем, что место поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции занимают получение извне и поставки на внешний рынок услуг. Система «экономический регион», отражая пространственную организацию экономической составляющей региона, имеет тесные связи с отраслевыми регионами, формирующимися на основе других составляющих региона ? социальной, демографической, расселенческой и пр. По формированию кадров он взаимодействует с геодемографическим и расселенческим регионами, во взаимодействии с которыми, а также с социальными, этническими и социально-экологическими регионами, а также с природными регионами (с которыми он связан поставками сырья и условиями функционирования) экономический регион образуют более широкую региональную систему ? социально-экономический регион (район). Регионы могут быть субъектами управления, и тогда включают в себя политические компоненты; в таком случае речь идет о политических регио-нах, представляющих собой административно-территориальные образования государств. Муниципальные образования можно считать микрорегионами. 1.2. Регион как объект и субъект государственного управления Любые реформы и программы обновления России, ее социально-экономического устройства могут быть осуществлены в процессе государ-ственного управления развитием регионов. Тем не менее в настоящее вре¬мя все еще не существует общеприемлемой концепции региональной поли¬тики, а практика управления развитием регионов непомерно сложна и про-тиворечива. С началом рыночных преобразований необходимость управления регио¬нальным развитием лишь формально рассматривалась в качестве одного из ключевых элементов общей экономической стратегии. Принятая в 1990-х гг. модель общефедеральной региональной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов с федерального бюджета на местные бюджеты, на доходы и сбережения граж¬дан. Однако в такой огромной стране, как Россия, со сложной территориаль¬ной организацией общества достижение стабильности и желательной соци¬альной ориентации оказывается возможным лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства. Поэтому госу¬дарственное управление региональным развитием имеет своим объектом регион как административно-территориальное и территориально-хозяй¬ственное образование. Региональное образование, с точки зрения управления его развитием, имеет совокупность пространственно совпадающих частей социального, природно-ресурсного, экономического и иных потенциалов государства, по отношению к которому можно производить соответствую-щие регулятивные действия как со стороны общегосударственных органов, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления данной территории. В лице региональных (субъектов Российской Феде¬рации) органов государственной власти регион как субъект управления реа¬лизует себя в планировании и регулировании социально-экономических про¬цессов на территории, что конкретно проявляется в совершенствовании со¬циальной и производственной инфраструктуры [5, с. 234]. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, ес-ли соседствуют относительно стабильные, так называемые доноры-реци-пиенты, и абсолютно депрессивные территории. В России проблемы общего¬сударственной устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации усугубляются естественными и привнесенными диспропорциями северных и несеверных территорий. К примеру, на российском Севере проживает 12 мил¬лионов человек, а его территории составляют примерно половину всей север¬ной территории мира, но на зарубежном Севере живут всего 500 тысяч чело¬век. При этом северные территории ? это, как правило, всегда дотационные регионы, которые без государственной поддержки не могут обеспечить даже необходимый минимум социальных гарантий населению [4, с. 56]. Ослабление государственного регулирования усилило остроту и про-тиворечивость территориальных проблем. Почти вся территория России относится теперь к разного рода проблемным регионам. Передача государ-ством своих полномочий по решению значительной части социальных про-блем на места при фактическом отказе от объективно необходимых регу-лирующих функций в данной сфере привела к нарастанию социально-демографической напряженности, к продолжению разрушения общности социального пространства страны, усугубляемых еще и тем, что различия между отдельными российскими регионами гораздо больше, чем между европейскими государствами. Отсутствие управлен¬ческого механизма социально-экономического вы-равнивания территорий на фоне общего кризиса ведет к дальнейшей диффе-ренциации в развитии регионов по экономическим и социальным показате-лям, что является одной из причин их стремления к суверенизации. Отсут-ствие целенаправленной, научно обоснованной региональной политики государства и эффективных механизмов ее реализации, является угрозой не только проводимым ре¬формам, но и целостности страны. Региональная политика в условиях федеративного государственного устройства ? стержень для всех других сфер жизнедеятельности общества. Децентрализация управления экономикой привела к ослаблению роли ре-гиона как объекта федерального уровня и возрастанию роли управленче-ских функций на региональном уровне. Поэтому целью государственной региональной политики в настоящих условиях является разработка про-граммных механизмов ее реализации на основе поиска новой роли государ-ства, эффективных форм, методов, средств и ресурсов его деятельности, направленной на развитие регионов, обусловленное характером политиче-ских, экономических и социальных реформ, особенностями переходного периода. Региональная политика государства должна быть прежде всего полити-кой недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций. Отсюда и неизбежное вмешательство по этому поводу в развитие практиче-ски каждой территориальной единицы. Здесь необходим тонкий баланс цен-трализации и децентрализации, державности и автономности, естественных различий и неизбежного нивелирования. В соответствии с этим региональное развитие следует рассматривать как многоаспектную проблему, требующую для своего решения системы мер в различных «плоскостях», включая соци¬альную, экономическую, политическую, правовую, культурную, демографи¬ческую, этническую и др [9, с. 309]. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона, с одной стороны, связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной степени опре-деляется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. С другой стороны, односторонняя ориен¬тация рыночного хозяйства только на экономические приоритеты в ущерб социальным ставит под угрозу существование рыночной экономики и госу¬дарства в целом. Поэтому необходим баланс социальной и экономической составляющих государственного регулирования, представляющих собой со¬отношение целей развития общества и средств их достижения (стоит отме¬тить, что чрезмерное увлечение социальной составляющей ведет к порожде¬нию коллективного иждивенчества, снижает значение стимулов к труду). Пропорционально развивая экономическую и социальную составляющие, можно осуществить прорывы на разных направлениях в жизнедеятельности региона и поднять уровень благосостояния населения, что в конечном счете определяет степень успеха той или иной региональной государственной по¬литики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg