Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая подготовка школьников 15-17 лет, занимающихся волейболом

irina_k200 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Цель исследования: показать важность психологической подготовки школьников 15-17 лет, занимающихся волейболом. Объект исследования: тренированный процесс школьников 15-17 лет, занимающиеся волейболом. Предмет исследования: психологическая подготовка школьников 15-17 лет, занимающиеся волейболом. Гипотеза: мы предполагаем, что психологическая подготовка школьников, занимающихся волейболом, поможет улучшить их эмоциональное состояние, что благоприятно скажется на спортивных результатах. Задачи исследования: 1.Изучить и проанализировать методическую литературу, характеризующую психологическую подготовку волейболистов. 2. Подобрать и использовать психологическое тестирование для выявления уровня психологической подготовленности у школьников 15-17 лет, занимающихся волейболом, до и после эксперимента. 3. Разработать методику для улучшения психологической подготовленности мальчиков 15-17 лет, занимающихся волейболом. 4.Определить эффективность разработанной методики, направленной на улучшение психологической подготовки школьников, занимающихся волейболом и сделать вывод.
Введение

Актуальность темы. Волейбол – командная спортивная игра. Этот вид спорта по популярности не отстает от других игровых видов спорта. Играя на площадке, разделенной сеткой, главная цель игроков - направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. Волейбол популярен как среди школьников, так и среди лиц старше 20 и 30 лет, этот спорт любят многие, взрослые с интересом играют в любительских командах, а школьники, помимо занятий на физической культуре, занимаются в кружках в школах и в секциях по волейболу. Школьникам любого возраста часто не хватает двигательной активности, уже с начальных классов они подвергаются риску развития гиподинамии, так как много сидят за партами на уроках и, приходя домой, садятся за уроки или за компьютер. Чтобы увеличить подвижность учеников, в школьное время вводят различные физкультминутки, подвижные перемены и уроки физической культуры. А так же повышению активности способствуют спортивные секции. И это часто спортивные кружки в школах, такие как футбол, волейбол, баскетбол, с недавнего времени карате или хореография. Каждый вид спорта пользуется спросом среди школьников, но мы будет рассматривать именно занятия волейболом. Командным играм всегда присущ сильный дух соперничества. Это не выступления по гимнастике, где спортсмены выступают по очереди и потом ждут результатов. В командной игре все решается сразу на площадке, игроки находятся лицом к лицу с соперниками, напряжение и волнение на пределе. Чтобы выдержать это напряжение и хорошо сыграть, нужна специальная психологическая подготовка. Особенно в подростковом возрасте, а именно в 15-17 лет, когда психологическое состояние не стабильно, в этом возрасте личность человека продолжает формироваться. А так же в игре нужна слаженная дружная команда, в которой спортсмены смогут чувствовать друг друга, создавать игровые комбинации из 6 человек, а так же сумеют друг друга поддерживать. Психологическая подготовка спортсменов важна в любом виде спорта, так как тренировочный процесс и участие в соревнованиях требуют от спортсменов специфических качеств, навыков, знаний и умений, предельного напряжения физических и духовных сил[36]. Без помощи специальной психологической подготовки здесь не обойтись. Мы не можем получить полное представление о спортсмене без психологии, понимания тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор. Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических[11]. Термин «психологическая подготовка» в спорте чаще всего используется для обозначения широкого круга действий спортсменов, тренеров и руководителей команды, направленных на формирование и развитие психических качеств личности в процессе тренировок для дальнейшего успешного выступления в соревнованиях. Психическая готовность — состояние волейболиста, которую он приобретает в результате подготовки (в том числе и психологической), которая позволяет ему достигнуть высоких результатов в соревновательной деятельности. Психологическая подготовка в волейболе целиком направлена на развитие, формирование и совершенствование психических качеств личности спортсмена, умение управлять своими эмоциями и вовремя реагировать на эмоции соперников и членов своей команды, которые необходимы для успешной деятельности волейбольной команды. Психологическая подготовка является одной из сторон использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов в повышении качества спортивной подготовки игроков волейбольной команды. Психология спорта в целом, и волейбола в частности, очень важна и достаточно мало изучена в настоящее время. В основном, психологическая поддержка волейболистов ложиться на плечи тренера. Однако не каждый тренер в состоянии обеспечить полноценное психологическое развитие спортсменов. Главной проблемой, как и во многих видах спорта, является и вовсе отсутствие психологической подготовки, либо ее пренебрежение. Вследствие недостаточного внимания к психологической подготовке, тренеры не всегда могут увидеть тех результатов на соревнованиях, которых хотели бы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………………………..………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………………………………...………..…………..6 1.1.Психология спорта и основы психологической подготовки школьников …………………………………………………………………………………………..6 1.2.Средства и методы психологической подготовки школьников занимающихся волейболом…………………………………………………………………………..13 1.3. Психологические особенности школьников 15-17 лет ……....…………...….23 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………30 2.1. Методы исследования ………………………………………………...………..30 2.2. Организация исследования…………………………………………………...….32 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………..29 3.1. Анализ результатов эксперимента…………………………………………….36 3.2. Описание результатов формирующего эксперимента………………….…….38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ….……45 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………………….……..47 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………..………………………….51
Список литературы

1. Абрамов И.К. Психологическая подготовка спортсмена / научная статья– 2013, [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.allbest.ru/ (дата обращения 15.02.20). 2. Бабушкин, Г.Д. Модель управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованиям [Текст] // Спортивный психолог. -2009. - № 2. - С. 37-39. 3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– СПб.: Питер, 2006. – 528 с.; 4. Васильева Т.Н. Курс лекций и лабораторный практикум по физиологии спорта. 2011 – 52с.; 5. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с. 6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.: Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002 - 288 с. 7. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с. 8. Зайцева, Т.М. Теория психологического тренинга / Т.М Зайцева - М.: Физическая культура и спорт, 2006. - 356с.; 9. Зиамбетов В.Ю., Миногина Е.В. Воспитание специальной выносливости у девушек волейболисток 18-19 лет в тренировочном процессе. / Международный форум специалистов по проблемам науки и образования в сфере физической культуры, адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Сборник статей. 2013. Изд.: ОГПУ (Оренбург); 10. Зинатуллин Р. , Чандра Бхедана Пранаяма / Авторский блог о йоге, - 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://yogalib.ru/chandra-bhedana/ (дата обращения: 14.10.19). 11. Ильин, Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с. 12. Кларк, Л. SOS. Обуздай свои эмоции. Как справиться с тревогой, гневом и депрессией / Линн Кларк; пер. с англ. М. Колесниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 301 с; 13. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.; 14. Лалаян, А. А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям [Текст] / А. А. Лалаян // Психология / под общ. ред. П. А. Рудика. ? М. : ФиС,1974. ? С. 459-511. 15. Макаров Н.Н. Общая психология / Эмоции – стенические и астенические эмоции, Науч. Статья – 2015 - 1С. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=stenicheskie-astenicheskie-emociy (дата обращения 15.02.20). 16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с. 17. Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. // В.П. Некрасов и др.: - М.: ФиС, 2005. - 132 с. 18.Никитушкин В.Г. основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта, учебник. Советский спорт 2013 - С.177-226 19. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – С.208. 20. Ножилова С.В., Мельников А.А. Введение специализированного разнообразия в тренировочный процесс волейболисток 12-14 лет для оптимизации процесса обучения. / Ярославский педагогический вестник – 2011 - №2 – Том 2 (Психолого-педагогические науки); 21.Нурисламов, С. В. Эмоции и их место в системном подходе психологической подготовки спортсмена [Текст] / С. В. Нурисламов // Материалы международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений «СпортМед-2009». – М., 2009. ? С.188-190. 22. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. – М. : ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. ? 863 с. 23. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г. 24. Петрушин В., Психология, Антистрессовое дыхание индийских йогов / науч. Статья – 2014, [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://music-health.ru/antistressovoe-dyhanie/ (дата обращения: 14.10.19). 25. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808с.; 26. Психология спорта : хрестоматия / Под ред А.Е. Тарас - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2007. - 375 с. - (Библиотека практической психологии). 27.Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - М., 1969. 28.Речкалова О.Л. Уч. Пособие, Особенности психологической подготовки в различных видах спорта / Курган, - 2014г. 29.Родионова, М. Х. Психологическое сопровождение в профессиональном спорте [Текст] / М. Х. Родионова // Образование, воспитание, спорт : традиции и иннова- 82 ции: материалы 2-й городской научно-практической конференции – М. : Прометей МПГУ, 2010. – С. 118-123. 30.Рубин, В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика [Текст] / В.С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с. 31.Семин, Д. К. Формирование состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров : автореферат дис. … канд. пед. наук / Д. К. Семин. – М. : Педагогический институт физической культуры Московского государственного педагогического университета, 2007. – 28 с. 32.Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [Текст] // Спортивный психолог. - 2007. - № 1. - С. 37-42. 33. Спиридонов, Н. И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье [Текст] / Н. И. Спиридонов. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1980. – 107 с. 34. Средства и методы психологической подготовки спортсмена. URL: http://gled. myorel.ru/page/1/166.html – 2013г. (дата обращения 04.03.20). 35.Туревская Е.И., Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста, науч. Статья, Тула – 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur08.htm#1_1 (дата обращения 04.03.20). 36.Худяков В.П., Кищенко С.Э. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию, Науч. статья – 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://docplayer.ru/64252406-Psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-v-komandnyh-vidah-sporta-k-trenirovochnomu-processu-i-sorevnovaniyu.html (дата обращения 15.02.20). 37. Шайхтдинов, Р. З. Личность и волевая готовность в спорте [Текст] / Р. З. Шайхтдинов. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 112 с. 38. Юров, И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте [Текст] / И. А. Юров. – М. : Советский спорт, 2006. – 162 с. 39. Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76 40. Loehr, J. E. Maintaining technique under pressure [Text] / J. E. Loher, T. Gullikson // World-class tennis technique / P. Roetert, J. Groppel (eds.). – Champaing, IL., 2001. – P. 131-146. 41. World Drug Report 2018; executive summary, conclusions and policy implications. United Nations Office on Drugs and Crime. UNODC Research; 2018, Sales No. E.18.XI.9: 12 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.unodc.org/wdr2018/en/exsum.html (дата обращения 04.03.20).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. 1.1 Психология спорта и основы психологической подготовки школьников. Основу спортивной деятельности составляют две взаимосвязанные стороны: тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» относится в основном к тем психологическим основам, которые связаны с осуществлением тренировок и соревнований. Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований. Комплекс мероприятий психологического обеспечения тренировки и соревнования условно делится на четыре составляющих компонента: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием и поведением спортсмена. Следует отметить, что эффективность психологического обеспечения тренировки и соревнования зависит от активного использования всех этих компонентов как единого целого, другими словами, от суммы данных компонентов. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий тем или иным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму[1]. Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подготовка к конкретному соревнованию[1]. Спортивная тренировка – это не только напряжение мышц, но и умственное и психологическое напряжение. Умение слушать и услышать преподавателя; во время усталости контролировать нервное напряжение и оставаться спокойным; умение находить общий язык с тренером и участниками команды; преодолевать волнение, стеснение как на тренировочно-учебном занятии, так и на соревнованиях. Это все спорт, на каком уровне бы он не был, любительском или профессиональном. Только на профессиональном уровне нужна уже более глубокая диагностика и проработка психологических аспектов занятия. По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции[15]. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме. Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости». Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции. Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы в поведение человека[16]. Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее: 1. Эмоциональные переживания, связанные со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе спортивных занятий. Повышенная мышечная активность, составляющая характерную и необходимую особенность спортивных занятий, если они протекают нормально, всегда сопровождается образным состоянием эйфории (повышенной оживлённости действий, речи и т.п.), стеническими чувствами бодрости и жизнерадостности. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызывает астенические эмоции: упадок сил, неудовольствие и другое. 2. Эмоциональные переживания, связанные с изучением новых элементов и страхом, что что-то может не получиться или получится не сразу. Эти эмоции отражают состояние повышенной общей работоспособности организма, переживание успеха в выполнении данного действия и вызванное этим сознание личного превосходства: приятно ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своих силах. Эти чувства соотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли, направленные на преодоление значительных трудностей, что является существенной чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий. И, наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении нового или трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и прочие. Переживания при выполнении новых или опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие. 3. Эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Эти эмоции всегда имеют очень напряжённый характер, в них отражается большие усилия, направленные на достижение победы или наилучшего результата. По своей интенсивности они намного превышают те эмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневной деятельности. Нередко они получают своеобразное отражение в мимике эмоционального напряжения. В процессе спортивной борьбы при удачном выполнении ответственного приёма (например, когда волейбольный мяч забит в ворота противника) эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурного аффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадка сил, неуверенности в себе. Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего название "спортивной злости" и имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям. 4. Эстетические эмоции. Чаще всего они бывают связаны с восприятием ритма движений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенство выполнения физического упражнения. Эти чувства возникают при восприятии внешней обстановки, в которой протекают спортивные занятия или соревнования. Её торжественность, красивое внешнее оформление места занятий, одинаковая форма, в которую одеты участники, присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность - всё это создаёт у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность. Когда же внешняя обстановка спортивных соревнований слишком обыденна, это может привести к появлению у спортсмена астенических эмоциональных переживаний. 5. Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т.п.). Особенно ярким является чувство ответственности перед участниками своей команды, в команде победа зависит от каждого человека, любая невнимательность со стороны спортсмена, потеря мяча, может привести в проигрышу. Такая ответственность сильно давит и вызывает чувство тревоги и различные переживания. Все эти чувства являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была. Таким образом для спортивной деятельности характерны: а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер; б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции - от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое; в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др. Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер. Внутренняя психологическая неготовность - это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов или просто сильных команд). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат. Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия[30]. Соревнования считаются наиболее напряженным временем для спортсмена. От него или от команды многого ожидают окружающие и спортсмен не хочет никого подвести. Но как раз в такие моменты еще присутствует поддержка со стороны, которой до этого, возможно, не был. Например, от друзей, родственников, одноклассников и учителей. Соревновательный период требует специальной психологической подготовки. Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных заня-тий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом выс¬шего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обу¬чение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения[2]. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе трени-ровок. Она проводится параллельно с технической, тактической подго¬товкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических про¬цессов, состояний, свойств личности. Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти-мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус-тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут-ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы[27]. Психология спорта имеет важное значение в спортивной подготовке спортсмена, а особенно команды, т.к. в команде еще присутствуют внутренние личностные связи между участниками команды, которые могут либо улучшить психологический фон на занятиях, либо ухудшить его. Всем преподавателям следует обращать должное внимание психологической подготовке спортсменов, если они хотят повышать уровень их мастерства и получать лучшие результаты на соревнованиях. 1.2.Средства и методы психологической подготовки школьников занимающихся волейболом. Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа. Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный[11]. Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов. Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов. Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику. Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу. Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа[11]. Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты: • лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.); • естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная). Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности. Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа. Спецификой спортивных игр является то, что это командные игры, поэтому здесь важна сплоченность и согласованность действий игроков. Даже при хорошей психологической подготовке отдельных игроков, игру не выиграть, если нет командного духа. В связи с этим, в волейболе необходимо уделять внимание одновременно и психологической подготовке отдельных игроков, и психологической подготовке команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций, чередование удач и неудач, физическое напряжение, влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний. У спортсменов сила раздражителей, действующих на центральную нервную систему в соревновательных условиях, очень велика. Это приводит к резкому повышению возбудимости коры головного мозга и изменению условно-рефлекторной деятельности, что является физиологической основой появления сомнений, неуверенности в своих силах, скованности и лишней напряженности в движениях. Поэтому игроки могут допускать двигательные ошибки. В связи с этим, психологическая подготовка в волейболе должна предусматривать эффективные средства для снижения эмоционального возбуждения[28]. Волейбол – командный и игровой вид спорта. В таких видах спорта психология занимает главенствующую место, т.к. взаимодействия происходят как между игроками в команде, так и со своими соперниками. И чаще всего борьба происходит лицом к лицу друг к другу, что добавляет напряжение в тренировки и соревновательную деятельность. Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов. Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсменов на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику – как противоборство, а по отношению к партнерам по команде – как сотрудничество, взаимосодействие. Самое напряженное время для спортсмена – предсоревновательный и соревновательный период. Когда все возможности организма на пределе, как физические, так и психологические. Эти периоды у большинства спортсменов сопровождаются волнением и “мандражем”. Для успешного выступления спортсмена на соревнованиях важна организация досуга накануне. Необходимо заполнить свободное время делами, культурными мероприятиями, чтобы спортсмен не томился от безделья и тягостных изматывающих раздумий и переживаний о предстоящем итоге выступления. К сожалению, именно это и наблюдается чаще всего. Использование самими спортсменами перед соревнованием каких-то способов сугубо индивидуально. Одни спортсмены уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Известная американская бегунья Кэтти Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее: «Ищу грохота. Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут». Другие отвлекаются от предстоящих соревнований: например, будущий чемпион олимпиады в беге на короткие дистанции В. Борзов бродил по залам выставок картин. Третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни – тренируются как обычно[11]. Поэтому, одной из задач тренера или психолога является помощь в нахождении наилучшего способа психологической “настройки” организма перед предстоящими стартами. Состояние готовности не охватывает промежутки между соревнованиями и может даже перед некоторыми из них вообще не возникать или проявляться в слабой форме [11]. Как утверждает А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию – целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему (таблица 1) [6]. Таблица 1 – Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни) Элементы готовности Характеристика 1. Трезвая уверенность в своих силах Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований 2. Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели Продолжение таблицы 1 3. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований 4.Высокая помехоустойчивость Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию 5. Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно моральноэтическим нормам По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы: 1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные). Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова – важнейшее средство психической подготовки; 2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные); 3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные). Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg