Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Специфика системы управления социально-культурной сферой.

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Цель данного проекта – раскрыть основы управления социокультурной сферой, обозначить функции и методы данного процесса, а также показать основы проектирования в области управления как в общем, так и на примере требований к деятельности менеджера.
Введение

Социально-культурная сфера занимает важное место в жизни каждого человека. Актуальность исследования управленческой деятельности в сфере культуры связана с повышением роли культуры в социально-экономических преобразованиях, переосмыслением культурной политики, ее приоритетов и средств их достижения. Известный американский психолог Гарольд Абрахам Маслоу ставит потребность в самовыражении и само актуализации на самую вершину своей знаменитой пирамиды, а ведь эти важные потребности человека не смогли бы в полной мере реализоваться при отсутствии в нашем обществе средств создания культурных ценностей, государственных и общественных институтов, которые помогают человеку в полной мере проявить себя в разных областях творчества. Управление социально-культурной сферой сегодня активно дополняет прежде развитую форму управления организациями и дает возможность субъектам культурной политики реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 4 1.1 Классификация функций социокультурной деятельности 4 1.2 Принципы социокультурной деятельности 8 2 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 13 2.1 Сущность и основные черты управления социально-культурной сферой 13 2.2 Функции и методы управления социально-культурной сферой 15 2.3 Проектирование как одна из основных составляющих управления в социально-культурной сфере 19 2.4 Механизм осуществления проектирования в социокультурной сфере 24 2.5 Особенности деятельности менеджера социально-культурной сферы 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 36
Список литературы

1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. – СПб., 2008. – 792 с. 2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. – СПб.: Концерт, 2012. – Т. 1. Методология и методика постижения культуры. – 400 с.; Т. 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. – СПб.: Концерт, 2012. – 448 с. 3. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н. К. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 223 с. 4. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. – 480 с. 5. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 396 с. 6. Жданова, Е. И. Основы арт-менеджмента : учеб. пособие / Е. И. Жданова ; рец. Л. С. Жаркова. - М. : МГУКИ, 2008. - 116 с. 7. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность : учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с. 8. Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социо-культурного проектирования: Учебное пособие. – СПб, 1998. 9. Народная художественная культура: Учебник для вузов / Под науч. ред. Т.Н. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой. -М., 2000. 10. Новаторов Е. В. Маркетинг личности. МГУКИ, 2009. 11. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: МГУКИ, 2010, – 173 с. 12. Рудич М.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технолоии: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.208с. 13. Рябков, В.М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ – начало XXI вв.): монография / В. М. Рябков. – М.: МГУКИ; ЧГАКИ, 2009. – 480 с. 14. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. Пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2004. – 512 с. 15. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М. : МГУКИ, 2003. - 296 с. 16. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга : учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Министерство образования Российской Федерации, Московский государственный университет культуры и искусств. - М.: [б. и.], 2010. - 272 с. 17. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социо-культурного менеджмента: Учебник. - М.: МГУКИ ,2008. - 611 с. 18. Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США. - СПб.: СПбГУКИ, 2003. 19. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / В. А. Ядов. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 567 с. 20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с. 21. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.
Отрывок из работы

1. Социально-культурная деятельность как сфера человеческих отношений 1.1 Классификация функций социокультурной деятельности Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности имеет серьёзные отличия). В ходе совершенствования способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде. Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлено, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельный народов. Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, - характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Они часто применяются при классификации культур. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п. Можно говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во все времена и при всех различиях природно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимоотношений, общие для всех времен и народов, — вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры Социокультурную деятельность можно разделить на пять основных видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается "в социокультурной деятельности человека как общественного существа" . Н.Н. Ярошенко утверждает, что "социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы" . Социально-культурную деятельность можно определить, как целенаправленный, специально организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс. В обществе коллективного интеллекта, активно развивающихся и внедряющихся информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт и другие виды социально-культурной активности. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер и зависит от способностей конкретной личности. Процесс приобщения к культурным ценностям идет от личности к ценностям культуры, и задача социально-культурных институтов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом социально-культурных знаний, умений и навыков и содержанием творческой деятельности личности, связанной с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации, саморазвитии, реализации своих способностей. В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности. Большинство ученых выделяют следующие общие функции социокультурной деятельности: • производство новых знаний, норм, ценностей; • накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей; • воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; • коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; • социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; • рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Социокультурная деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции социокультурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. 1.2 Принципы социокультурной деятельности В ходе взаимодействия с окружающей средой происходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы, развивается язык и т.п. С течением времени изменяются источники культуры, они осознаются каждым новым поколением как более глубокие и древние. Кроме того, с течением времени внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают ее отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания. В этом смысле культура выступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления и трансляции ценностей. Культура — это явление, органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиями человека по созданию "нового мира", "второй природы", или, как считал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 —1945), "ноосферы", то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти. Современная социально-культурная деятельность по своему внутреннему содержанию давно перешагнула объем и рамки прежней культурно-просветительной работы. Существенно трансформировались функции социокультурного менеджмента, все более важную роль начинают играть, наряду с просвещением, культурно-творческая, рекреационно-оздоровительная, развлекательная и социоинтеграционная функции. В настоящее время в число активно действующих субъектов социально-культурной сферы входят не только традиционные культурно-просветительные учреждения, но и новые учебные центры, учреждения системы дополнительного образования, разнообразные структуры социально-защитного и социально-педагогического профилей, оздоровительно-рекреационные объекты, социокультурные ассоциации, движения, сообщества и т. д. К традиционным видам просветительной деятельности в настоящее время можно добавить виды, имеющие ярко выраженный социальный и социально-педагогический характер . Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум, культура и деятельность. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, "в точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность "исторически застывшего", но и субъективность актуально воспринимаемого и практически осуществляемого, т. е. как персоналистическая реальность" . Исследование сущности понятия социально-культурная деятельность началось в 50-х гг. XX столетия. Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил ее как "сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности", как эффективное средство воспитания. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям. В российскую науку термин социально-культурная деятельность введен М.С. Каганом, который, рассматривая человеческую деятельность "как двухуровневую биосоциальную систему, складывающуюся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ — в социокультурную деятельность человека как общественного существа", считал, что первым уровнем этой системы является биологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфически человеческая деятельность (социокультурная): "…У человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде". Социокультурная деятельность как процесс, отражая логику педагогического взаимодействия, выступает как связь субъектов этого взаимодействия. В этом смысле система социокультурной деятельности состоит из следующих компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. культура менеджер проектирование приоритет Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс. В связи с активными социально-культурными изменениями меняются место и роль социокультурной деятельности в обществе. В исследованиях Н.И. Лапина определены основные принципы социокультурного подхода, к которым относятся: 1) Принцип человека активного (homo activus) является исходным в социокультурном подходе; он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как биосоциокультурного существа по отношению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo activus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового, социокультурного явления. 2) Принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. 3) Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами, функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов деятельности, входящих в это общество. 4) Принцип симметрии и взаимообратимости социальных процессов означает, что каждому процессу, воплощающему динамику общества как целостной системы и имеющему определенную направленность, соответствует противоположно направленный (симметричный, парный) процесс, а при переходе процесса из одной стадии в другую он может превращаться в свою противоположность (интеграция – в дезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональную природу: одни из парных процессов обеспечивают воспроизводство соответствующих структур, другие – их изменение. 5) Принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого означает, что по мере удаления системы от точки равновесия нарушается симметрия процессов и структур, повышается вероятность бифуркации и перехода к новому, необратимому состоянию системы как целого" . Опираясь на эти принципы, можно представить современное общество как большую самодостаточную социокультурную систему, трансформирующуюся в результате действий и взаимодействий человека. ? 2. Управление социально-культурной сферой 2.1 Сущность и основные черты управления социально-культурной сферой Под управлением понимается система деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы. Управление в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Обычно специфику управления в сфере культуры связывают с особенностями "духовного производства". "Продукты" такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость). Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает "непривлекательная" для бизнеса. Во всем мире некоммерческий сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п. 2.2 Функции и методы управления социально-культурной сферой Методы управления – это инструменты, способы воздействия управляющего субъекта на различные управляемые объекты, в качестве которых выступают трудовой коллектив, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы (финансы, материально-техническая база.) Методами управления называется совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления на управляемый объект (руководитель – на возглавляемый им коллектив). Методы управления классифицируют по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия – при использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности работы. Можно выделить методы формального и неформального воздействия, соотношение которых в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, его поведение в коллективе. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку различают: 1) Организационные методы (в том числе административные); 2) Экономические методы; 3) Социально-психологические методы. Организационные методы включают регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия. Административные методы управления занимают особое место в такой системе и включают приемы и способы воздействия субъектов управления на объект на основе силы и авторитета власти: законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Эти методы устанавливают и регулируют обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного. Основным административным методом управления является метод принуждения, требующий от подчиненных неукоснительного принятия распоряжения вышестоящего органа к исполнению, критика или обсуждения не допускаются. Метод принуждения реализуется в устной или письменной форме. Устный приказ – это прямое внушение, требующее от руководителя как субъекта власти большой психологической силы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 32 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 28 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg