Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Совершенствование механизма казначейского контроля в финансово - бюджетной сфере

irina_k200 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
Целью магистерской работы является разработка мер совершенствования механизма казначейского контроля в финансово – бюджетной сфере. Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является государственный финансовый контроль. Предметом исследования является механизм казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере. Вопросы совершенствования государственного финансового контроля требуют всестороннего исследования и предопределяют постановку цели и задач выпускной квалификационной работы. Для реализации поставленной цели определен следующий круг задач: ? охарактеризовать понятие и сущность государственного финансового контроля; ? рассмотреть виды, формы и методы современного государственного финансового контроля; ? выявить место Федерального казначейство в системе органов государственного финансового контроля; ? исследовать организационно–правовые основы казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере; ? проанализировать реализации функций по контролю в финансово-бюджетной сфере; ? оценить эффективности казначейского контроля в финансово – бюджетной сфере; ? определить основные направления совершенствования механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере ? разработать меры по усовершенствованию механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере; ? оценить эффективности предложенных мер по совершенствования механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере. Современные исследования сосредоточены на вопросах организации системы государственного финансового контроля. Общие вопросы организации государственного финансового контроля освещаются в трудах отечественных специалистов: М. В. Романовской, О. В. Врублевской, И. В. Кушнира, А. Г. Грязновой, Е. В. Маркина, Ю. А. Крохиной. Наибольшее внимание уделяется вопросам совершенствования системы государственного контроля и создания эффективной целостной системы государственного финансового контроля. Указанные вопросы исследуются в работах А. И. Лукашова, Т. Ю. Фокиной, А. Н. Чернявского, С. Е. Прокофьева, Е. В. Бергаль, А. М. Минитаевой и других. Информационную базу исследования составили и Бюджетный кодекс РФ, материалы Минфина РФ, Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по Брянской области, отчетные данные органов власти, статьи и материалы научно-практических конференций и другие источники. Методологическую основу исследования составляют метод статистического анализа, метод классификации, структурно-логический метод, графический метод, сравнительное сопоставление, анализ и синтез. Научной новизной являются построение модели внутреннего государственного контроля, основанной на риск-ориентированном подходе. Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая содержит: введение; два раздела; заключение, список использованных источников и приложения. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что основные ее выводы и положения развивают методологические основы управления государственными финансами, формируют современные подходы к развитию системы государственного финансового контроля, определяют условия обеспечения его эффективности. Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанные в исследовании рекомендации и предложения по совершенствованию системы внутреннего государственного финансового контроля могут быть использованы органами государственной власти как направления модернизации системы государственного финансового контроля в целом.
Введение

На современном этапе развития, в условиях замедления темпов экономического роста, сокращения доходной базы бюджетов всех уровней одной из главных задач, поставленных перед органами Федерального казначейства, является повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. Для достижения поставленной цели требуется решение множества задач, в число которых входит совершенствование механизма внутреннего государственного финансового контроля. Проблемы развития и совершенствования государственного финансового контроля на сегодняшний день весьма актуальны. Роль государственного финансового контроля в настоящее время возрастает, поскольку изменяются социально-политические условия и условия хозяйственной жизни в России, усложняются связи и отношения в финансово-экономической сфере, происходит увеличение количества субъектов и расширение сфер финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, изменяется законодательство, совершенствуются схемы финансовых преступлений. Изменения в сфере экономики стали поводом для того, чтобы создать принципиально новую, целостную, функционирующую на единых принципах, многостороннюю систему государственного финансового контроля.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5 1. Теоретико-методические основы государственного финансового контроля………………………………………………………………………….10 1.1 Понятие и сущность государственного финансового контроля………..10 1.2 Виды, формы и методы современного государственного финансового контроля………………………………………………………………………….16 1.3 Федерального казначейство в системе органов государственного финансового контроля………………………………………………………......22 2 Анализ эффективности реализации казначейского контроля в финансово – бюджетной сфере………………………………………………………………...42 2.1 Организационно–правовые основы казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере………………………………………………………………..42 2.2 Анализ реализации функций по контролю в финансово-бюджетной Сфере………………………………………………………………………….…48 2.3 Оценка эффективности механизма казначейского контроля в финансово- бюджетной сфере………………………………………………………………..59 3 Совершенствование механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере………………………………………………………………..69 3.1 Основные направления совершенствования механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере……………………………………...69 3.2 Предложения и мероприятия по совершенствования механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере……………………..74 3.3 Оценка эффективности предложенных мер по совершенствования механизма казначейского контроля в финансово-бюджетной сфере………...64 Заключение………………………………………………………………………73 Библиографический список ………………………….…………………………74
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 27.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» 2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ: (в ред. от 12.12.2019) / СПС «КонсультантПлюс» 3. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 05.04.2013 № 41-ФЗ : (в ред. от 28.03.2017) / СПС «КонсультантПлюс». 4. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 // СПС «КонсультантПлюс». 5. О Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 // СПС «КонсультантПлюс». 6. О порядке ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 // СПС «КонсультантПлюс». 7. О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 // СПС «КонсультантПлюс». 8. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 // СПС «КонсультантПлюс». 10. Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, в случаях предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552 // СПС «КонсультантПлюс». 11. О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 // СПС «КонсультантПлюс». 12. О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 // СПС «КонсультантПлюс». 13. О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2016 № 104н // СПС «КонсультантПлюс» 14. О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] : приказ Министерства финансов РФ от 29.07.2016 № 127н // СПС «КонсультантПлюс». 15. Об особенностях казначейского сопровождения расчетов по государственным контрактам в рамках ГОЗ [Электронный ресурс] : письмо Федерального казначейства от 27.03.2017 № 07-04-05/05-262 // СПС «Консультант-Плюс». 16. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронныйресурс] : принята Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля от 17.10.1997// СПС «КонсультантПлюс». 17. Артюхин Р.Е. Новая реальность казначейской системы / Р. Е. Артюхин // Бюджет. — 2015. - №11.-С. 12-17. 18. Артюхин Р. Е. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации / Р. Е. Артюхин // Финансы. — 2016. - №3.- С. 3-7. 19. Багданова Л. В. Теоретические основы оценки расходов регионального бюджета / Л В. Багданова // Региональная экономика и управление. — 2014. — №4.-С. 16. 20. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник /А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. — М. : ЮНИТИ, 2015. — 687 с 21. Бубнов В. А. Финансирование региональной экономики / В. А. Бубнов // Вестник самГУПС. -2016. — № 2. — С. 67-75. 22. Бандурин В. В. Проблемы современного состояния бюджетного устройства российской Федерации / В. В. Бандурин // МИР. - 2015. — № 2. — С. 1-12. 23. Бергаль Е. В. Внешний и внутренний финансовый контроль в системе государственного контроля: региональный аспект / Е В. Бергаль // Государственный аудит. — 2016. — № 3. - С. 7-13. 24. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система РФ : учебник / А. М. Годин, И.В. Подпорина. - М. : Дашков и Ко, 2013. — 526 с. 25. Грязнова А. Г. Финансы : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. — М.: Финансы и статистика, 2018. - 501 с. 26. Дробозина Л. А. Финансы : учебник / Л. А. Дробозина. — М. : ЮНИТИ, 2017. — 527 с 27. Давыдов Р. Х. Современный статус Федерального казначейства как органа государственного финансового контроля / Р. Х. Давыдов // Инновационная наука. — 2016. — № 5-2. - С. 216-218. 28. Исаев Э. А. Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства / Э. А. Исаев // Бюджет. — 2016. — №9. - С. 42-44. 29. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва. -2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2019. - 128 с. 30. Костина В. М. Роль органов Федерального казначейства в сфере закупок / В. М. Костина // Экономика Алтайского края. — 2017. — № 1.- С. 45-50. 111 Крохина Ю. А. Бюджетное право России / Ю.А. Крохина. - М.: Юрайт, 2019. - 346 c. 31. Лукашов А. И. Казначейская система России расширяет функционал / А. И. Лукашов // Бюджет. - 2015. — №9. - С. 42-45. 32. Лукашов А. И. Отдельные аспекты казначейского сопровождения государственных контрактов / А. И. Лукашов // Финансы. - 2015. — № 8. — С. 30-33. 33. Медведева Н. Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками / Н. Г. Медведева // Символ науки. — 2015. — № 7. - С. 95-99. 34. Мартыненко С. В. Казначейство: централизация сервисов и функций / С. В. Мартыненко // Бюджет. - 2017. - №4. - С. 40-43. 35. Мартыненко С. В. Проблемы первой линии/ С. В. Мартыненко //Бюджет. - 2017. - №1.- С. 40-42. 36. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России / А. М. Минитаева // Научноеобозрение. - 2017. — № 2. - С. 76-80. 37. Поляк Г. Б. Бюджетная система России : учебник / Г. Б. Поляк. — М. :ЮНИТИ, 2012. - 703 с. 38. Прокофьев, С. Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России / С. Е. Прокофьев // Финансы и кредит. — 2015. — № 10. - С. 2-11. 39. Прокофьев С. Е. Модернизация системы государственного финансового контроля в Казначействе России / С. Е. Прокофьев // Бюджет. — 2017. — №2.-С. 38-43. 40. Прокофьев С. Е. Развитие расходно-операционного блока Казначейства России: краткосрочные перспективы / С. Е. Прокофьев //Финансы. — 2017. —№4.-С. 12-18. 41. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - М.: Юрайт, 3-е изд., 2018. - 523 с. 42. Семибратский М. Б. Бюджетная стратегия региона в новых экономических условиях / М. Б. Семибратский // Научные ведомости. — 2014. — №1.- С. 41-45. 43. Сафонова А. Г. Совершенствование механизма финансового контроля Федерального казначейства / А. Г. Сафонова // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 5. - С. 155-160. 44. Федулова С. Ф. Финансы: учебное пособие / С. Ф. Федулова. — М.: КноРус, 2017. — 426 с. 45. Фокина Т. Ю. Новые направления в контрольной деятельности органов Федерального казначейства / Т. Ю. Фокина // Финансовый вестник. —2016. — № 12. - С. 55-61. 46. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru. 47. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Брянской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: https://bryansk.gks.ru. 48. Управление Федерального казначейства по Брянской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: https://bryansk.roskazna.ru. 49. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru.
Отрывок из работы

1 Теоретико-методические основы государственного финансового контроля 1.1 Понятие и сущность государственного финансового контроля Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений. Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. С учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый аудиторский финансовый контроль. Государственный контроль осуществляется в различных сферах финансовой деятельности и является одной из важнейших функций процесса управления финансами, осуществляемого на любом уровне. Контроль осуществляется в рамках всех видов финансовых правоотношений: за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов. Предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях. Исходя из законодательных основ и установленных предметов ведения, на федеральном уровне можно выделить следующие виды контроля: президентский контроль, парламентский контроль и правительственный контроль.(рис. 1). Рисунок 1- Виды государственного контроля Президентский контроль, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента России по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством. Парламентский контроль в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии, законодательные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления. При этом органами высшего государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Правительственный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, возложен на Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом Министерство финансов Российской Федерации также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы. Таким образом, субъектами организации и осуществления процесса государственного финансового контроля также являются: специальные подразделения Администрации Президента РФ, Федерального собрания страны, Правительства России, иные правоохранительные и контрольно-надзорные органы, контрольные органы Главных распорядителей средств федерального бюджета, а также контролирующие органы, учреждённые представительными и исполнительными структурами субъектов РФ. Можно сделать вывод, что основы финансового контроля в Российской Федерации закладываются Конституцией РФ исходя из принципа разделения власти, где основная нагрузка по контролю приходится на органы исполнительной власти, которые и осуществляют управление государственными финансами. При этом с научной точки зрения считается, что закрепление в Конституции РФ основных принципов, присущих всей деятельности государства, а именно законности, федерализма, единства финансовой политики, гласности, участия граждан в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также плановости позволяет осуществлять действенный государственный финансовый контроль. Стоит отметить, что в настоящее время понятие государственного финансового контроля не закреплено в российском законодательстве. Долгое время под государственным финансовым контролем понималась деятельность, связанная с проверкой учетных записей и наблюдением за полнотой поступления государственных доходов. В Бюджетном кодексе РФ под государственным финансовым контролем рассматривается контроль, осуществляемый в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В научной и учебной литературе нет единых подходов к определению понятия «государственный финансовый контроль». По мнению Т. М. Ковалевой, государственный финансовый контроль - это система действий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию государственных денежных фондов. М. В. Романовская и О. В. Врублевская определяют государственный финансовый контроль как элемент управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Данные определения рассматривают понятие «государственный финансовый контроль» в узком смысле, подразумевая под ним только процесс контроля над государственными финансами, необходимыми государству для выполнения своих функций. Более подробно данное понятие раскрывается у таких авторов как С.Ф.Федулов, Кушнира, С.Е. Прокофьева, А. Г. Грязновой и Е. В. Маркина, Ю. А. Крохиной. По мнению С.Ф.Федулов а государственный финансовый контроль -это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. С. Е. Прокофьев считает, что государственный финансовый контроль - это совокупность действий и процессов по проверке соблюдения государственными и иными органами, а также органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового и иного связанного с ним законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, эффективности и результативности использования государственных финансовых и иных ресурсов. С правовой точки зрения, по мнению Ю. А. Крохиной, государственный финансовый контроль рассматривается как контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны. По мнению авторов А. Г. Грязновой и Е. В. Маркина, «государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства». Указанные определения в целом одинаковы, однако с нашей точки зрения, более точным представляется последнее определение, так как оно характеризует государственный финансовый контроль с точки зрения субъектов и объектов контроля, а также указывает основные признаки государственного контроля, его цели и задачи. Отсюда следует, что государственный финансовый контроль является неотъемлемой составляющей государственного управления и представляет собой строго регламентируемый процесс управления финансовыми ресурсами государства, осуществляемый контролирующими органами власти, главной целью которого является обеспечение законности, рациональности образования, распределения и использования государственных денежных фондов для обеспечения эффективного социально-экономического развития страны. 1.2 Виды, формы и методы современного государственного финансового контроля Организация эффективного контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств становится одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства. В современных условиях значительно повышается внимание Правительства Российской Федерации не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но и, прежде всего, к обоснованности этих расходов с точки зрения их эффективности. Сегодня, когда перед государством в целом, и финансовыми органами в частности, стоит задача по повышению качества управления общественными финансами, именно эффективность контрольных действий является одним из главных инструментов при ее решении. Следует отметить, что в современных условиях государственный финансовый контроль можно охарактеризовать как довольно сложную систему состоящую из множества элементов. К основным элементам системы государственного финансового контроля относятся: субъект, объект, предмет, виды, формы и методы. Рассмотрим виды государственного финансового контроля, представленные на рисунке 2. Рисунок 2 - Виды государственного финансового контроля В соответствии с законодательством, государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, региональными и муниципальными контрольно-счетными органами. Основной задачей органов Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности, а также оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. В соответствии с законодательством в полномочия органов внешнего государственного контроля входят: 1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; 2) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; 4) контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О счетной палате РФ» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». В рамках своих полномочий и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органы Счетной палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют следующие мероприятия: - проводят проверки, ревизии, анализ, обследования; - направляют объектам контроля представления, предписания; - направляют финансовым органам, уполномоченным принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения: - осуществляют производство по делам об административных правонарушениях. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют органы Федерального казначейства, с учетом полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органы государственного и муниципального финансового контроля, и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется как специализированными органами, наделенными исключительными контрольными полномочиями, так и органами исполнительной власти, на которые возложены контрольные полномочия в дополнение к иным функциям (Министерство финансов Российской Федерации, таможенные и налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Основной задачей внутреннего государственного финансового контроля является выявление нарушений в использовании финансовых средств. В соответствии с законодательством в полномочия органов внутреннего государственного контроля входят: 1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов 3) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. 4) контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках своих полномочий органы внутреннего государственного контроля осуществляют следующие мероприятия: - проводят проверки, ревизии и обследования: - направляют объектам контроля акты, заключения, представления и предписания; - направляют органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; - осуществляют производство по делам об административных правонарушениях. Можно отметить, что действующая в России система органов государственного финансового контроля соответствует международным и европейским принципам контроля. Разграничение внутреннего и внешнего контроля соответствует положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, согласно которым контрольные функции должны осуществлять высший контрольный орган, являющийся внешним по отношению к объекту контроля, и внутренние контрольные службы, созданные внутри ведомств и организаций. Законодательно закреплены также две формы финансового контроля включающие предварительный и последующий контроль. При этом предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. Таким образом, субъектами государственного финансового контроля, в соответствии с вышесказанным являются органы внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. При этом принцип разделения властей предполагает не только разграничение компетенции, но и должное взаимодействие между органами внутреннего и внешнего контроля, обусловленное тем, что цели и задачи государства универсальны для всей системы государственного финансового контроля Предметом государственного финансового контроля могут быть: 1) нормативно-правовые, распорядительные, гражданско-правовые, плановые, платежные, отчетные и иные документы; 2) регистры различных видов учета и соответствующие им первичные источники; 3) технологические процессы и отдельные операции; 4) бюджетные средства, а также иные материальные ресурсы и их использование; 5) производные показатели (например, эффективность и результативность осуществления бюджетных расходов); 6) информационные системы и результаты их внедрения и функционирования. Ключевым предметом государственного финансового контроля является, прежде всего, контроль соблюдения бюджетного законодательства, а также определенных сегментов гражданско-правового законодательства, включая правоотношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для государственных нужд. Исходя из этого, объектами государственного финансового контроля могут быть не только участники бюджетного процесса и государственные (муниципальные) учреждения, но и такие коммерческие организации, как государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах, а также кредитные организации, юридические лица, индивидуальные предприниматели и ряд категорий физических лиц, получающие финансовые средства за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотрим объекты государственного финансового контроля (рис. 3). Рисунок 3 - Состав объектов государственного финансового контроля В рамках правовых изменений произошло смещение акцента в определении объекта государственного финансового контроля в пользу отдельных субъектов управления государственными финансами. Во многом это продиктовано стремлением расширить сферу государственного финансового контроля, вовлекая в нее не только получателей бюджетных средств, но и иные организации, не являющиеся таковыми. Перечисленные элементы системы государственного финансового контроля составляют в совокупности механизм контроля, который реализуется в пределах предметов ведения уполномоченных органов власти с применением соответствующих методов организации государственного финансового контроля. Рассмотрим методы государственного финансового контроля представленные на рисунке 4. Рисунок 4 - Методы государственного финансового контроля Можно сделать вывод, что современная система государственного финансового контроля представляет собой сложный механизм, включающий следующие элементы, представленные на рисунке 5. Рисунок 5 - Механизм государственного финансового контроля Изменения в сфере экономики стали поводом для того, чтобы создать принципиально новую, целостную, функционирующую на единых принципах, многостороннюю систему государственного финансового контроля. Таким образом, важнейшей задачей в сфере государственного и муниципального управления становится развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля. При этом главным итогом развития системы государственного финансового контроля должно стать повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов. 1.3 Федерального казначейство в системе органов государственного финансового контроля На сегодняшний день одним из главных органов государственного финансового контроля является такой исполнительной орган государственной власти как Федеральное казначейство. Организация деятельности органов Федерального казначейства регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» и Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Органам Федерального казначейства в системе государственного финансового контроля законодательно определена роль исполнения функций субъектов внутреннего государственного финансового контроля. В соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральным казначейством осуществляются следующие функции, представленные на рисунке 6. Рисунок 6 - Функции Федерального казначейства Законодательством предусмотрены следующие бюджетные полномочия для органов Федерального казначейства. Рассмотрим основные полномочия органов Федерального казначейства на рисунке 7. Рисунок 7 - Полномочия органов Федерального казначейства Рассматривая функции и полномочия органов Федерального казначейства, можно сделать вывод, что основные направления деятельности органов казначейства сконцентрированы в области исполнения федерального бюджета Российской Федерации и управления доходами и расходами бюджета. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а ее полномочия в части государственного финансово-бюджетного контроля переданы органам Федерального казначейства. Таким образом, в условиях сокращения ревизионного аппарата объем и характер поставленных перед органами Федерального казначейства задач и функций становится сложнее и многообразнее. При этом перед органами казначейства встает задача не просто освоить новые полномочия, но и обеспечить наиболее качественный процесс реализации данных функций. До принятия решения о передаче функций последующего контроля, контрольные полномочия органов Федерального казначейства ограничивались проведением предварительного контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета, санкционированием бюджетных расходов. В настоящий момент, казначеи осуществляют полный цикл бюджетного контроля: от предварительного, проводимого в момент совершения операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения бюджета, с применением мер ответственности к лицам, совершившим нарушения действующего законодательства . Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере включает в себя не только контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и контроль за соблюдением требования законодательства о контрактной системе. Следует обратить внимание, что принятие новых полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере существенно изменило роль Федерального казначейства в контрактной системе. В соответствии с Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 27.12.2019) "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности. Результативность процесса зависит от того, как выстроен и функ-ционирует его механизм. Если в технике механизм является жестко струк-турированным понятием, то в системе экономических отношений понятие механизма является достаточно условным. В процессе диссертационного исследования под механизмом нами будет пониматься совокупность форм и методов деятельности, обеспечивающих достижение определенного ре-зультата. При рассмотрении механизма управления основополагающим явля-ется выделение характера связей между объектами и субъектами и опреде-ление методов обеспечения этих связей с заданным результатом. Механизм казначейского контроля и сам казначейский контроль сле-дует различать, поскольку - понятие казначейского контроля объясняет цель и особенность этой формы контроля, определяет субъекты и объекты казначейского кон¬троля; - процесс казначейского контроля означает последовательность этапов в процессе осуществления казначейского контроля; механизм казначейского контроля определяет правила и формы взаи-модействия субъекта и объекта в процессе казначейского контроля, и таким образом является более общим понятием, чем казначейский кон¬троль и процесс казначейского контроля. Субъектами казначейского контроля являются органы федерального казначейства. В совокупности объектов казначейского контроля выделяются две основные группы, связанные с двумя основными направлениями деятельности органов федерального казначейства - исполнением бюджета по доходам и расходам - это: - кредитные организации, контролируемые на предмет своевременности перечисления платежей в доход бюджета, - главные распорядители и распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, контролируемые на предмет целевого использования бюджетных средств. Исследование сущности казначейского контроля и процесса его осуществления, позволило структурировать механизм казначейского контроля. В основе исследования механизма необходимо было определить уровни и основания проведения казначейского контроля. Особенностями казначейского контроля являются административные механизмы его проведения с принятием последующих административных или экономических санкций, в случае обнаружения несоответствия выявленных значений параметров. Поскольку казначейский контроль - это вневедомственный контроль, это означает, что для его проведения нужна соответствующая нормативно-правовая база. Поэтому нормативно-правовое обеспечение является важным элементов казначейского контроля.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Финансы, 73 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg