Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательного интереса младших школьников на основе применения информационных технологий на уроках математики

fedianastia 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (АНТИПЛАГИАТ) >65% Цель исследования: подобрать задания с применением информационных технологий, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики Задачи исследования: 1) изучить учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, 2) освоить различные формы и методы развития познавательного интереса на основе применения информационных технологий при обучении математике в начальной школе, 3) провести эксперимент по использованию информационных ресурсов и средств учителем математики в начальной школе на уроках математики, 4) экспериментально проверить эффективность разработанной модели, совокупности ее компонентов, условий формирования познавательного интереса младших школьников, а также технологию ее реализации в процессе обучения в начальной школе, 5) разработать методические рекомендации для учителя.
Введение

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют сегодня новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. И теперь работа с компьютером является привлекательной для школьников видом деятельности. Поэтому в современном мире интерес к виртуальному получению знаний – это один из мощных мотивов школьников к познанию. При поступлении в школу (6 - 7 лет) у первоклассников, в основном, уже имеется опыт общения с компьютерными устройствами. Из этого следует, что начинать обучение необходимо с младшего школьного возраста, ведь самые прочные и долгие знания ребенок получает в начальной школе. Объектом исследования: процесс обучения математике. Предмет исследования: развитие познавательного интереса младших школьников на основе применения информационных технологий на уроках математики. Приступая к выпускной квалификационной работе, мы поставили себе следующую цель. Цель исследования: подобрать задания с применением информационных технологий, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики Задачи исследования: 1) изучить учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, 2) освоить различные формы и методы развития познавательного интереса на основе применения информационных технологий при обучении математике в начальной школе, 3) провести эксперимент по использованию информационных ресурсов и средств учителем математики в начальной школе на уроках математики, 4) экспериментально проверить эффективность разработанной модели, совокупности ее компонентов, условий формирования познавательного интереса младших школьников, а также технологию ее реализации в процессе обучения в начальной школе, 5) разработать методические рекомендации для учителя. Гипотеза исследования: использование подобранных нами с заданий с применением информационных технологий будет эффективно способствовать развитию познавательного интереса младших школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников на основе применения информационных технологий на уроках математики 7 1.1. Применение информационных технологий в начальной школе 7 1.2. Познавательный интерес и его развитие в начальной школе 12 1.3. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики путем применения информационных технологий 17 Глава 2. Экспериментальная работа развитию познавательного интереса младших школьников на основе применения информационных технологий в процессе обучения математики в начальной школе 28 2.1. Содержание экспериментальной работы 28 2.2. Результаты экспериментальной работы 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Список литературы

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. – 215 с. 2. Амонашвили Ш. А.. Здравствуйте, Дети! М.: Просвещение, 1983. 3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. – 335 с. 4. Бобко И.М., Молокова А. В., Молоков Ю. Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. Новосибирск. СИОТ РАО, 1996. -122 с. 5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 6. Видерхольд Д. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование, 1995, № 3, с. 67. 7. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. – 159 с. 8. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Математика и конструирование. М.: Просвещение, 1996. 9. Высоцкий И. Р., Данилова Н. П. Компьютер на уроках // Информатика и образование, 1999, №7, с. 81-84. 10. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. Киров, 2003. 11. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования, 2005, № 4(5). 12. Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации современного образования// Современная педагогика, 1990, №2, с. 71-79. 13. Ефимов В. Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников//Начальная школа, 2009, №2, с. 38. 14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. – 192 с. 15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н\Д.:Феникс,1997. - 296-297 с. 16. Интерактивный тренажер по математике для 1 класса к учебнику Н.Б.Истоминой //Компьютерная программа. DVD-ROM.: Акелла, 2009. 17. Истомина Н. Б. Математика 1 класс. Учебник. М.: Ассоциация XXI век, 2009. 18. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1997. -85 с. 19. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 143-144 с. 20. Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. – 192 с. 21. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 256 с. 22. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии, 1996, № 2, с. 14-17. 23. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии // Начальная школа: пособие для учителя. Ростов н\Д.: Феникс, 2003. -448 с. 24. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л.: ЛГУ, 1972. – 220 с. 25. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996, № 5-6, с. 48-54. 26. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Наука, 1960. – 268 с. 27. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 1976. - 53-60с. 28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 29. Методика начального обучения математике / под. ред. В.А. Дрозд. Минск, 2005. – 56 с. 30. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание,1979. №2, с. 5. 31. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.- 51-52 с. 32. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. М.: Просвещение, Владос, 1995.–507 с. 33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М: Тривола, 1998. – 352 с. 34. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. – 240 с. 35. Оксман В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность. Педагогика, 1990. – 68 с. 36. Педагогический, энциклопедический словарь \ гл. ред. Б.М. Бим – Бад. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. – 528с. 37. Петерсон Л. Г. Математика 1 класс. Учебник в 3-х частях. М.: Баласс, 2000. 38. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа, 1993, № 12, с. 14 – 19. 39. Развитие творческой активности школьника / под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. – 160 с. 40. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. Математика, 2002. №7. – 26-29 с. 41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. - 576 с. 42. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. М.: Просвещение, 1988. – 320 с. 43. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знания, 1983. – 96 с. 44. Формирование интереса к изучению у школьников / под ред. О. К. Марковой. М.: Просвещение, 1986.- 192 с. 45. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1999. – 288 с. 46. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. – 176 с. 47. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? // Знание, 1985, № 11, с. 80. 48. Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. М.: БИНОМ, 2004.- 320 с. 49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. – 190 с. 50. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Просвещение, 1995. – 160 с. 51. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975. 52. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.- 29 с. 54. http://nsc.1september.ru 55. http://pedsovet.su
Отрывок из работы

Познавательный интерес психологи, а также педагоги изучают с различных сторон. Но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы развития и воспитания [47]. Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон, например: как устойчивую черту личности человека, как мотив учения, а также как сильное средство обучения. И для того, чтобы активизировать учебную деятельность младшего школьника, необходимо систематически развивать, возбуждать, укреплять познавательный интерес школьника и как мотив, и как стойкую черту личности, и как сильно мощное средство обучения школьников. Математика для большинства учащихся достаточно сложный предмет, требующий умственной нагрузки на протяжении всего периода обучения. Огромная умственная нагрузка ведёт к снижению заинтересованности в изучаемом предмете и её повышение в данном случае зависит от методики преподавания и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Правильно построенная учебная работа подразумевает, что каждый учащийся активно вовлечён в учебный процесс. Такую активность можно достичь отнюдь не речевыми занятиями, а использованием мультимедийных средств, важнейшая особенность которых интерактивность, подразумевающая, что учащиеся являются не просто пассивными слушателями, но и вовлечены в процесс, играя роль активных деятелей. Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что использование на уроках математики информационных технологий способно не только обеспечить прочное и сознательное овладение младшими школьниками системой математических знаний и умений, но и способствует развитию познавательного интереса младших школьников как ведущего мотива учебной деятельности. А он выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности, творчества в учебно-познавательной деятельности. Мультимедийные средства в преподавании математики не только упрощают задачу учащимся, но и в какой-то степени способны облегчить труд преподавателя. В школах и высших учебных заведениях, имеющих хорошую материальную базу, имеются электронные учебники и компьютерные классы. Благодаря электронным учебникам преподаватель может дать часть информации на самостоятельное изучение, а не монотонно диктовать её под запись, ввиду того, что её просто негде будет взять учащимся дома. Классы, оснащенные компьютерами, позволят чаще проводить закрепление изученного материала посредством тестирования. При этом компьютер сразу выдаёт результат и преподавателю не нужно проводить целый вечер за проверкой тестов. Цель исследования достигнута – мы подобрали задания, направленные на процесс развития познавательного интереса у детей на уроках математики на основе применения информационных технологий. Задачи исследования решены. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы выявлены теоретические основы использования информационных технологий с целью развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения математике. А также определены роль и место информационных технологий в развитии познавательного интереса младших школьников в рамках современной образовательной парадигмы. Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, которое реализуется в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира, важнейшее образование личности. Оно формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Интерес младшего школьника к окружающему миру и желание познать и освоить все новое – это является основой формирования этого качества. Развитие познавательных интересов зависит от уровня познавательной потребности учащегося, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса – с другой. В процессе развивающего обучения у младших школьников складываются познавательные интересы на уровне любознательности. Нами проведён анализ практики использования информационных технологий в процессе обучения математике с позиции их влияния на развитие познавательного интереса младших школьников и выявлена её эффективность. В практической части исследования выдвинута гипотеза о том, что применение информационных технологий в процессе обучения математике позволит повысить уровень познавательного интереса младших школьников. Познавательный интерес учащихся оценивался до и после формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. После проведённого эксперимента интерес к математике, как предмету изучения, и желание ею заниматься у младших школьников из экспериментальной группы значительно повысились, а из контрольной группы – повысились, но незначительно. В экспериментальной группе произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса. Дети, которые находились ранее на низком и среднем уровнях сформированности познавательного интереса, в большинстве случаев улучшили свои показатели. У учащихся экспериментальной группы уровень успеваемости, где обучение происходило с помощью информационных технологий значительно повысился. Гипотеза исследования подтвердилась, а именно: формирование познавательного интереса у младших школьников будет более эффективным, если использовать задания с применением информационных технологий на уроках математики у младших школьников, выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg