Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие словесной памяти у обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью посредством дидактических игр на уроках по предмету «Мир природы и человека»

fedianastia 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.09.2020
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (АНТИПЛАГИАТ) >65% Цель исследования: изучить особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «словесная память» в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть особенности словесной памяти младших школьников с легкой умственной отсталостью. 3. Провести анализ сформированности словесной памяти у младших школьников с легкой умственной отсталостью. 4. Разработать методические рекомендации по развитию словесной памяти у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Введение

Память - совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование. Этот сложный по своей структуре процесс опирается у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов. Памяти детей с умственной отсталостью свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низким объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение - непрочностью; воспроизведение - низким объемом, искажением материала, привнесениями. Объект исследования: словесная память младших школьников с легкой умственной отсталостью. Предмет исследования: упражнения и игры как средства развития словесной памяти младших школьников с легкой умственной отсталостью. Цель исследования: изучить особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «словесная память» в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть особенности словесной памяти младших школьников с легкой умственной отсталостью. 3. Провести анализ сформированности словесной памяти у младших школьников с легкой умственной отсталостью. 4. Разработать методические рекомендации по развитию словесной памяти у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов и методик исследования: 1) теоретические: анализ литературы; 2) эмпирические: тестирование по методикам: диагностика словесной памяти; 3) математические. Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения. Теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов как Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, И.М.Соловьёва, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Г.С. Костюка, А.Н. Лебединского, Л.С. Забрамной, С.Д., Катаева А.А., Стребелева Е.А., В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой. Практическая значимость работы: теоретические и практические материалы, предложенные в исследуемой работе могут быть использованы психологами, педагогами и родителями при работе с умственно отсталыми детьми.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6 1.1. Онтогенез словесной памяти 6 1.2. Влияние нарушения интеллекта на развитие словесной памяти у детей младшего школьного возраста 14 1.3. Анализ ФГОС НОО в контексте развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью на уроках по предмету «Мир природы и человека» 18 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 27 2.1. Изучение развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 27 2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию словесной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках по предмету «Мир природы и человека» посредством дидактических игр 35 2.3. Проверка эффективности коррекционно-педагогических воздействий по развитию словесной памяти у обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью на уроках по предмету «Мир природы и человека» в дидактических играх 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Список литературы

1. Аверченко Л. К. Психология и педагогика: Учебное пособие / Аверченко Л. К., Николаенко В.М., Залесов Г. М.; под ред. В. М. Николаенко. М.: ИНФРА-М, 2000. 175 с. 2. Аксенова О.В. Методологические особенности проведения диагностической программы, направленной на изучение памяти умственно отсталых младших школьников // Символ науки. – 2018. – № 11. – С. 111-112. 3. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения/ Редкол. Б.Л. Есипов, Ф.Ф. Королёв, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 371 с. 4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2016. – 164 с. 5. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 288с. 6. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. – М.: МОДЭК, 2010. – 183 с. 7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. 8. Бороздина Г. В. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2014, 480 с. 9. Бочарова А.С. Развитие памяти старших дошкольников, имеющих умственную отсталость, с помощью метода сказкотерапии // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2015. – № 9. – С. 82-86. 10. Бумаженко Н. И., Швед М. В., Матуйзо Е. В. Изучение особенностей развития механической и словесно-логической памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Витебского дзержинского университета. - 2016. № 3(92). - С. 83 87. 11. Владимирова С.В. Психологические факторы повышения продуктивности словесно-смысловой памяти человека: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2004. 145 с. 12. Волынкина Е.Н. Особенности взаимосвязей памяти и представлений у детей с нормой и умственной отсталостью // Научные и практические результаты в технических, общественных, естественных и гуманитарных науках. Перспективы их развития. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научные и практические результаты в технических, общественных, естественных и гуманитарных науках. Перспективы их развития». – СПб.: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента», 2015. – С. 31-34. 13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2016. – 199 с. 14. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2013. - 654 с. 15. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. /Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с. 16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель, 2009. - 613 с. 17. Городилова С. А. Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития. // Вестник гуманитарного образования. - 2017. № 1. - С. 39 42. 18. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. 19. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Сметанина Д. А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 111-115. 20. Дубицкая Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012. - 332 c. 21. Ерахтина А.И. К вопросу о возможностях развития произвольной памяти у младших школьников с умственной отсталостью // Наука на благо человечества – 2016. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ. – М.: Факультет специальной педагогики и психологии, 2016. – С. 16-18. 22. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-педагогических комиссий – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. – 195 с. 23. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Сфера, 2012. – 365 с. 24. Зверева Н.В., Балакирева Е. Произвольная модально-специфическая память у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза: оценка эффективности запоминания // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2017. – № 2. – С. 23-28. 25. Звягина С.В. Методы и приемы работы со словарными словами обучающихся младших классов с умственной отсталостью // Вестник науки. – 2018. – Т. 2. – № 9 (9). – С. 40-42. 26. Зинченко П.И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. зап. Харьк. пед. института иностранных языков. 1939. Т. 1. 27. Калмыкова Е.А., Кудинова В.А. Использование игры в коррекции недостатков памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 56-60. 28. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 191 с. 29. Клыпутенко В.В., Алексеева И.В. Особенности изучения процессов памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – 2017. – С. 57-59. 30. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c. 31. Крысько В. Г. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 480 с. 32. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 553 с. 33. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2014. – 275 с. 34. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Текст. / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. - 312 с. 35. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/book/luriya_a/malenkaya_knigka_o_bolshoy_pamyati.html 36. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. 37. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 288 с. 38. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии.4-е изд., М: Владос, 2003. 688с. 39. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. М.: Ардарики, 2005. 232 с. 40. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. - 160 с. 41. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Просвещение, 2009. – 512 с. 42. Пешкова Н.А. Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Акмеология. – 2016. – № 2 (58). – С. 123-126. 43. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. 777 c. 44. Пустовая А.В. Отграничение умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций у детей школьного возраста // Северный регион: наука, образование, культура. – 2016. – № 1 (33). – С. 65-69. 45. Пьянкова Ю.В. Диагностика развития процессов памяти у младших школьников с умственной отсталостью // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 24 (36). – С. 98-99. 46. Рахманова Д.З., Абдуллоева Д.С. Основные пути развития психологических процессов детей с умственной отсталостью // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 135-137. 47. Роговенко А.И. Психологические особенности видов памяти младших школьников с умственной отсталостью // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 27. – С. 40-44. 48. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии / С. Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012. 720 с. 49. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c. 50. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. М.: Владос, 2013. 368 с. 51. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с. 52. Соловьёв И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст]: Сравнение и познание отношений предметов / Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1966. - 224 с. 53. Спирина А.А. Особенности нарушений памяти и методы ее восстановления у детей с умственной отсталостью // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 252-265. 54. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 672 с. 55. Страшко Е.О. Критерии диагностики развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 157-158. 56. Сумарокова В. А. Исследование объема памяти при разных способах восприятия материала // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. - 2016. - С. 181 183. 57. Сумарокова В. А. К вопросу об объеме вербальной памяти школьников. // Вестник университета Российской академии образования. - 2017. № 5. - С. 44 50. 58. Тамабаева М.К., Мухажанова А.Ж., Ульянова М.А., Никитина В.А. Влияние дидактических игр на развитие памяти у детей с умственной отсталостью // Научный альманах. – 2015. – № 11-2 (13). – С. 389-392. 59. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта. Монография. // Под общей редакцией Н. В. Скоробогатовой, Н. Л. Лихачевой. - Шадринск, 2015. - 279 с. 60. Ушинский К.Д. Русская школа. – М.: Институт русской цивилизации, 2016. – 688 с. 61. Фонград Е.А. Особенности памяти умственно отсталых школьников // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 2411-2414. 62. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c. 63. Черыкова Е.Е. Развитие связной устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью при составлении предложений, связных рассказов с помощью приемов мнемотехники // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 59. – С. 111-114. 64. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Академия, 2018. – 260 с. 65. Эмирова К.Э. Особенности памяти у детей с умственной отсталостью // Психология. Социология. Педагогика. – 2015. – № 6 (49). – С. 23-26.
Отрывок из работы

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы можем отметить, что память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. При помощи памяти мы связываем прошлое, настоящее и будущее. Память присутствует во всех видах и уровнях деятельности, потому что, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Словесная память в развитии детей младшего школьного возраста имеет немаловажное значение. Процесс обучения в школе строится на основе данного вида памяти. У детей с нарушением интеллекта возникают различные нарушения памяти: объем и точность памяти снижаются по сравнению с нормально развивающимися детьми, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса памяти. Дети с умственной отсталостью тратят больше времени на эту задачу, чем нормально развивающиеся дети. Без достаточного уровня формирования слуховой памяти возникают значительные трудности в обучении. Эффективным средством развития слуховой памяти является дидактическая игра. Она оптимизирует поведение ребенка. Ребенок с удовольствием подчиняется правилам игры, что делает его поведение осмысленным и осмысленным. Ребенок учится контролировать себя, действовать правильно, поэтому лучше запоминать необходимый материал. Для результативного использования дидактических игр в обучении необходимо соблюдать последовательность в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться такие дидактические принципы как: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Для достижения цели исследования необходимо было провести опытно-экспериментальную работу. На констатирующем этапе нам нужно было выявить уровень развития памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Результаты нашей экспериментальной работы показали, что дети имеют невысокие показатели уровня развития словесной памяти. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили, что необходимо осуществлять целенаправленную работу по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр, направленных на формирование словесной памяти. В течение эксперимента регулярно проводились дидактические игры. На контрольном этапе исследования был отмечен рост уровня развития слуховой памяти у детей, что подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр - упражнений. Таким образом, наше предположение о том, что развитие словесной памяти у младших школьников с умственной отсталостью будет происходить более успешно, при использовании дидактической игры, подтвердилась.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg