Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая коррекция произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности

fedianastia 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (АНТИПЛАГИАТ) >65% Цель исследования: изучение особенностей развития и коррекция произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность произвольного внимания. 2. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 3. Рассмотреть игровую деятельность как средство коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 4. Провести исследование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности.
Введение

Актуальность проблемы изучения особенностей свойств внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью определяется, прежде всего, необходимостью коррекции и развития внимания этих детей для оптимального овладения ими учебной деятельностью, поскольку внимание играет важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребёнка с нарушением интеллекта. Внимание обеспечивает отбор поступающей информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, направленность и избирательность познавательных процессов. Часто непонимание учебного материала, возникновение ошибок при выполнении заданий, неумение проводить работу над заучиванием текстов, выполнением рисунков объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не плохой памятью или слабой сообразительностью, а недостаточной внимательностью. Объект исследования: свойства внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Методы исследования представлены следующими группами: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме. 2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам («Запомни и расставь точки»; «Найди и вычеркни»; методика «Пьерона Рузера»). Цель исследования: изучение особенностей развития и коррекция произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность произвольного внимания. 2. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 3. Рассмотреть игровую деятельность как средство коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 4. Провести исследование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности. Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования внимания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); особенностей психического развития детей младшего школьного возраста (Е.Д. Хомская, Г.В. Разумова, В.С. Мухина, С.В. Липень, А.Л. Венгер); закономерностей психического развития умственно отсталых детей (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский и др.).
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического исследования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности 1.1. Подходы к изучению проблемы развития внимания в трудах отечественных и зарубежных исследователей 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 12 1.3. Игровая деятельность как средство коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 19 Выводы по главе 28 2.Современное исследование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности 2.1. Организация и ход исследования 30 2.2. Анализ результатов исследования 34 2.3 Система работы по коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности 41 Выводы по главе 49 Заключение 52 Библиографический список 54 Приложение 60
Список литературы

1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. - 2008 - №11 - С. 62-64. 2. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов / И. Л. Баскакова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. – 128 с. 3. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1977. – С. 81–88. 4. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с. 5. Белопольская Н.Л., Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет / Н.Л. Белопольская. - Когито-Центр, 2013. - 135 с. 6. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ А.И. Божович. М.: Академия, 2005. 290 с. 7. Бордовская Н. В. Психология и педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. Розум. – Издательство Питер, 2010. – 432 с. 8. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие / Быкова И.С., Краснощекова И.В. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. 162 с. 9. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М.: Владос-Пресс, 2007. 160 с. 10. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 11. Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979. – 96 с. 12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1960. – 500 с. 13. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 150 с. 14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Юрайт, 2002. – 336 с. 15. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. М.: Академия, 2009. С. 97 229. 16. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. Саратов: Вузовское образование, 2013. 288 с. 17. Гозова А.П. Изучение психического развития аномальных детей / А. П. Гозова, Ю. А. Кулагин, И. В. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова //Дефектология. – 1983. № 6. - С. 13-16. 18. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. – 576 с. 19. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями (часть I) / Л.П. Григорьева // Дефектология. 2002. № 1. С. 3-13. 20. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. М.: Юрайт, 2013. 608 с. 21. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 111-115. 22. Дормашев Ю. Б. Психология внимания: Учебник. - 3-е изд., испр. / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. М.: Флинта, 2002. 376 с. 23. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. М.: Академия, 2004. 464 с. 24. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. КАРО, 2013. 336 с. 25. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / Д.Н. Исаев. СПб.: СпецЛит, 2011. 463 с. 26. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 444 с. 27. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2010. – 96 с. 28. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников //Начальная школа. – 2004. №11. – С. 49-51. 29. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 35-36. 30. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе: монография. Саратов: Вузовское образование, 2013. – 161 с. 31. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Высшая школа, 2013. 109 с. 32. Кривова М.А. Развитие внимания в начальной школе / М. А. Кривова // Школьный психолог. 2003. № 46. С. 25 – 29. 33. Кукшина В. С. Коррекционная педагогика. М.: Издательский центр «МарТ», 2004. – 302 с. 34. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167с. 35. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И. Ю. Левченко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с. 36. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. 120 с. 37. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С. В. Лиепиня //Дефектология. – 1977. - № 5. - С. 20-25. 38. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения / Б. Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 10 18. 39. Мастюкова Е.М. Дети с нарушением умственного развития / Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с. 40. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченко, И. А. Бонк. М.: Эйдос, 1996. – 114 с. 41. Методика Пьерона-Рузера (для детей 6-7 лет) // Диагностика познавательных способностей: методики и тесты /учебное пособие- сборник/ В.Д. Шадриков. М.: Альма Матер, 2010. С. 169 - 171. 42. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. 43. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов/ Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2012. 397 с. 44. Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте / Л. И. Переслени // Дефектология. – 1979. №5. – С. 23 – 31. 45. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью / Г. М. Понарядово //Вопросы психологии. – 1982. - № 2. - С. 51-52. 46. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Питер.: СПб., 2001. – 256 с. 47. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006. – 479 с. 48. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. / под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М.: Просвещение, 2010. – 462 с. 49. Разумова Г.А. Особенности внимания младших школьников / Г.А. Разумова// Начальная школа. Плюс до и после. 2005. – № 4. С. 35 41. 50. Резникова Е.В. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы: методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2013. - 107 с. 51. Рожкова Л.А. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики / Л. А. Рожкова, Л. И. Переслени // Дефектология. 2001. №4. С. 3- 11. 52. Романов В.Я. Психология внимания / В. Я. Романов, Ю. Б. Дормашев. М.: Информ. реклам. изд. фирма «Тривола», 1995. – 347 с. 53. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2012. 192 с. 54. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012. 720 с. 55. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 56. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. М.: Педагогика, 2010. 206 с. 57. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 400 с. 58. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 464 с. 59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: Проспект, 2014. 462 с. 60. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1999. – 104 с. 61. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 167 с. 62. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с. 63. Ягодовский К.П. Наглядность преподавания в специальных школах / К. П. Ягодовский// Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М.: Просвещение, 1974. – Вып. 7. – 52 с.
Отрывок из работы

Проведенный анализ психологической и педагогической литературы по определению понятий и проблем произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью подтвердил, что изучением данного вопроса занимались как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Исследователи, занимавшиеся данной проблемой отмечают, что внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Основным видом внимания выступает непроизвольное внимание, возникающие без какого-либо намерения и усилий. Основными свойствами внимания выявлены: объем, переключаемость, распределение, концентрация и устойчивость внимания. Для успешного освоения знаний, умений, навыков и возможностей в общеобразовательном учреждении важно, чтобы ребенок был внимателен, умел распределять свое внимание, а также концентрировать его на протяжении учебного дня. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование свойств внимания; развитие умения слушать и понимать предлагаемый материал и информацию. В рамках данной работы была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МКС(К)ОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 209 во 2 классе. В исследование приняло участие 10 человек, возраст детей 8-9 лет. Психолого-педагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап. В работе был использован комплекс методов: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; 2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», методика «Пьерона Рузера». Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования. Для создания психолого-педагогических условий коррекции развития произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами была разработана и проведена программа. Программа помогла нам в развитии таких свойств внимания как: устойчивость, концентрация, объем внимания, избирательность, сниженное распределение внимания. Таким образом, из результатов полученных данных можно сделать вывод, что разработанная программа психолого-педагогической коррекции развития произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является эффективной.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg