Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, РАЗНОЕ

Акцентуации характера. Особенности взаимодействия с подростками, имеющими различные типы акцентуаций

irina_k200 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Цель рейтинговой работы – изучить акцентуации характера и особенности взаимодействия с подростками, имеющими различные типы акцентуаций. Задачи работы: • дать определение термину «акцентуация характера»; • познакомиться с историей термина «акцентуация характера»; • исследовать сущность и границы термина «акцентуация характера»; • рассмотреть степени выраженности акцентуации характера и отличие акцентуации характера от расстройства личности; • ознакомиться с классификациями акцентуаций характера К. Леонгарда и А.Е. Личко; • предложить рекомендации и выделить особенности взаимодействия с подростками, имеющими различные типы акцентуаций.
Введение

Характером называют своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичные для него индивидуальные способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях. Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности (например, к себе или к другим людям). Характер тесно связан с моралью, убеждениями и мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют социальную позицию индивида. Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования. Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Поэтому так важно придерживаться рекомендаций при взаимодействии с людьми, а особенно с подростками, имеющими различные типы акцентуаций, так как именно в этом возрасте акцентуации характера проявляются наиболее ярко.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРМИНЕ «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА» Определение термина «акцентуация характера» История термина «акцентуация характера» Сущность и границы термина «акцентуация характера» Степени выраженности акцентуации характера Отличие акцентуации характера от расстройства личности КЛАССИФИКАЦИИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Классификация акцентуаций характера Леонгарда Классификация акцентуаций характера Личко ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ. Сравнительная таблица типов акцентуации личности и характера
Список литературы

1) Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – М: Юрайт, 2020. – 266 с. 2) Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика / П.Б. Ганнушкин. – М: Юрайт, 2020. – 166 с. 3) Демьянов Ю.Г. Основы психиатрии: учебник для вузов / Ю.Г. Демьянов. – М: Юрайт, 2020. – 308 с. 4) Зейгарник Б.В. Патопсихология: учебник для вузов / Б.В. Зейгарник. – М: Юрайт, 2020. – 367 с. 5) Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский. – М: Юрайт, 2020. – 345 с. 6) Морозюк С.Н. Психология личности. Психология характера: учебное пособие для вузов / С.Н. Морозюк. – М: Юрайт, 2020. – 217 с. 7) Фесенко Ю.А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок: учебное пособие для вузов / Ю.А. Фесенко, М.И. Лохов, Е. В. Фесенко. – М: Юрайт, 2020. – 334 с.
Отрывок из работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРМИНЕ «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА» Акцентуация характера (акцентуация, акцентуация личности, акцентуированная личностная черта) – находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим [5]. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи [6]. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА» Термин «акцентуация» в 1968 году ввел немецкий психиатр Карл Леонгард (1904–1988), который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности» [1]. Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях [6]. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что, по его мнению, «население Берлина – это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % – стандартный тип людей» [4]. Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств. В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко (1926–1994) на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина (1875–1933) развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций [2]. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий Ганнушкина и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста [2]. На данный момент классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя и такой подход не является строгим или признанным научным сообществом [2]. Акцентуация в МКБ–10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z73). В данной классификации к диагнозу «акцентуация личностных черт» (Z73.1) относится поведенческий паттерн, характеризующийся необузданными амбициями, стремлением к высоким достижениям, а также нетерпеливостью с ощущением неотложности. СУЩНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ТЕРМИНА «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА» Нормальное состояние психики может плавно перетекать в акцентуацию, которая, в свою очередь, постепенно переходит в психопатию или расстройство личности [2]. Это звенья одной цепи, объединенные общими процессами с разной степенью выраженности. На данный момент классификация акцентуации и психопатии имеет чисто описательный (феноменологический) характер и не отражает сути формирующего их психического процесса [2]. Поэтому за основу классификации нужно брать не внешние поведенческие проявления акцентуаций и психопатий, а основные элементы психики и модели мира (как части психики), которые напрямую участвуют в образовании всех акцентуаций и психопатий [2]. Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности» [6]. Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно [6]: • Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни). • Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определенного периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени). • Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно. Хотя специально это обычно не подчеркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия») и вторично по отношению к нему [2]. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всем остальном они схожи [6]. А.Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту [7]. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых. СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА А.Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций [5]: • Явная акцентуация – крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм. • Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации. ОТЛИЧИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ОТ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ В отличие от расстройства личности (устар. «конституциональной психопатии»), акцентуация характера приводит к дезадаптации только в некоторых ситуациях [2]. Расстройство личности же – это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций, почти всегда сопровождающееся дезадаптацией [6]. При акцентуации особенности проявляются не везде и не всегда, в противовес расстройствам личности [6]. Дезадаптивные черты проявляются лишь иногда в определенных условиях, при тяжелых жизненных ситуациях или психических травмах. При расстройстве личности же патологические черты характера тотальны и относительно стабильны [4]. ? КЛАССИФИКАЦИИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация, была разработана Личко (в 1977) и основывалась на классификации психопатий Ганнушкина, выполненной в 1933 году [2]. КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛЕОНГАРДА Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы: • гипертимический – желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи; • дистимический – заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи; • аффективно-лабильный – взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны; • аффективно-экзальтированный – воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ; • тревожный (боязливый) – боязливость, робость, покорность; • эмотивный – мягкосердечие, боязливость, сострадание. К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнес типы [5]: • демонстративный – самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон; • педантичный – нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам; • застревающий – подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию; • возбудимый – вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты. К личностному уровню были отнесены типы: • экстравертированный; • интровертированный. Стоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду – это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нем, в то время как интроверт – ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нем. Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным – в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка. КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧКО Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированны. Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении (по типу гипертимии) и тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья [5]. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск. У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу. Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей. Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого. Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность [5]. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал – остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков. Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надежность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей. Люди с сенситивным (сензитивным) типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек [7]. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание. При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз – гипертимности и субдепрессии [5]. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела [5]. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъема и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов. Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостает интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, но у них он обычно не вызывает выраженной эйфории. Алкоголь для шизоидов способен играть роль «коммуникативного допинга», то есть облегчать контакты с другими людьми и вселять уверенность. Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряженностью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии. ? ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ Подростковый возраст является периодом становления характера, в это время формируется большинство характерологических типов [5]. Именно в этом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко [5]. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое: особенности нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов и т.д. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, акцентуации [6]. При гипертимном (сверхактивном) типе акцентуации необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность подростка [7]. Таким образом, основная задача – обеспечить полезные направления приложения детских сил и энергии, то есть идти по пути продуктивного использования активности. Желательно делегировать руководство в организации дел, развлечений, где требуется быстрота, разнообразие и находчивость. Особенно полезны занятия спортом, из наиболее подходящих можно назвать плавание (снижает возбудимость нервной системы) и единоборства (прививают навыки самоконтроля и самодисциплины). Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, «проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и недостаток контроля, необходимо избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передав ая инициативу в разговоре самому подростку [7]. Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Разное, 15 страниц
150 руб.
Реферат, Разное, 16 страниц
160 руб.
Реферат, Разное, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Разное, 11 страниц
100 руб.
Реферат, Разное, 11 страниц
100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg