Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Реализация права.

irina_k200 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Темой данной курсовой являются особенности форм реализации права. Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос, какие существуют формы реализации права и что они из себя представляют, каковы особенности каждой из них. Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем: - раскрыть понятие реализации права; - рассмотреть каждую из форм реализации права; - изучить их особенности; - рассмотреть проблемы реализации права.
Введение

Проблемам реализации права всегда уделялось большое внимание в юридической науке, однако, чем глубже ученые углублялись в данный процесс, тем более трудными становились поставленные пред учеными задачи. Формирование правового государства предполагает строгое соблюдение законов, именно поэтому проблемы реализации права приобрели большую практическую значимость. Крайне важно произвести анализ деятельности правореализации с самых различных сторон, ибо путь от создания до воплощения закона в жизнь, в фактическое его исполнение людьми очень сложен и зависит от множества факторов. Именно эти условия и факторы во всем их разнообразии и составили предмет научного изучения. Изучая эту тему, необходимо понимать, что представляют собой различные формы реализации права. Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право является высшей социальной ценностью, но только тогда когда его принципы реализуются в действия социального общения. В правовом государстве с одной народ стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан руководствоваться конституцией и законами, принятыми ранее, более того, он должен руководствоваться не только собственными, но и федеральными законами, а так же законами субъектов. Во всяком случае, он реализует их в форме соблюдения. Правоспособно воздействовать на поведение людей, но это будет лишь мотивационное воздействие. Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, для воплощения в жизнь. Если эти условия не соблюдаются, нормы права теряют свое назначение. В наш период кризисов и реформ применение права становится особенно важным, поскольку только государство в состоянии обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений. В механизме правового регулирования общественных отношений реализация права имеет большое значение, поскольку в большой степени от этого зависит, в полной ли мере будет осуществлен реальный порядок в стране и будет ли обеспечена свобода личности. Основной задачей правореализации является то, чтобы эффективно переводить предписания норм права в правомерное поведение субъектов права. Проблемы реализации права являются значимыми, актуальными и требующими постоянного решения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ПОНЯТИЯ ПРАВА И ЕГО ФОРМЫ 1.1 Нормы права……………………………………………………………………..5 1.2 Формы реализации права………………………………………………………11 2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ 2.1 Понятие и формы реализации норм международного публичного права….20 2.2 Международный механизм реализации………………………………………21 2.3 Внутригосударственный механизм реализации……………………………...25 2.4 Правовые основания судебного применения норм международного права.27 2.5 Мирное разрешение международных споров………………………………...32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
Список литературы

1. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 - 640с. 2. Горохова, С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 317 с. 3. Калина, В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 291 с. 4. Кич, И.С. Теория государства и права / Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016. 5. Кожевников, В. В. Теория государства и права: монография / В.В. Кожевников, И.Н. Сенин, А.И. Красман. – Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. – 174 с. 6. Кочубей, А.Г., Болдырев, С.Н. Теория государства и права / Философия права. 2015. № 1 (68). С. 56-60. 7. Краснов, Ю.К. Теория государства и права: учебник/Ю.К. Краснов. -М.: Юстицинформ, 2014. -280 с. 8. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 384 с 9. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 208 с. 10. Маркелова, Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. № 12 (24). С. 505-506. 11. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 816 с. 12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 464 с. 13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 560 с. 14. Осипов, М.Ю. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. С. 410-416. 15. Певцова, Е.А. Теория государства и права и проблемы развития образовательного законодательства //Право и закон 2014. № 1. 16. Плетников, В.С., Плетникова, М.С. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. 17. Рогачев Е.С. Теория государства и права: практикум/ Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 89-92. 18. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 195 с
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЯ ПРАВА И ЕГО ФОРМЫ 1.1 Нормы права Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом[6, с.53]. Право в таком значении принято называтьпозитивным правом. Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами - правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называютестественным правом. Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта (например право собственности или право быть и избранным в органы власти). Это так называемоеправо в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят оправе в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право[7, с.86]. Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов. Объектом правопониманиямогут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. Содержание правопониманиясоставляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем[8, с.20]. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других. Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию. Выделяют два типа правовых систем – международное право и внутреннее (национальное) право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права. Общие чертыследующие: обе системы представляют собойсовокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное правообладают сходной структурой:: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы[3, с.91]. Средиотличительных чертпринято выделять: - предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования; 2)способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения; 3)источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международноправовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций; 4)субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели. Международное правоможно определить как особую систему права – совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц[3, с.91]. Однако с течением времени увеличивались и развивались отношения между государствами, в связи с чем соотношение международно-правовых и национальных норм становилось предметом изучения не только ученых- юристов, но и философов, теологов, богословов. В XIX в. утверждаетсяпринцип суверенного равенстваи происходитразмежевание внутригосударственного права с международным правом. Именно тогда был заложен фундамент и основа соотношения международного и внутригосударственного права как равновеликих, но взаимодействующих правовых систем. Доктринальные разработки этого вопроса получают все более качественный и глубокий характер, вследствие чего на свет появляются концепции соотношения международного и внутригосударственного права, получившие условное название монистической и дуалистической доктрин. Современное международное право по-новому оценивает соотношение международного и внутригосударственного права, исходя из тех реалий, которые привнесла в нашу жизнь глобализация Каждая национальная правовая система отражает суверенитет государства и его неодинаковые подходы к увязыванию собственных интересов на международной арене. Общие правила ведения дел в мировом сообществе вырабатываются путем признания их ценности и регулятивности для государств-участников. В то же время общепризнанные принципы и нормы международного права влияют на национальные правовые системы» [2, с.52]. Международное частное право (далее МЧП) «колеблется между территориальной сущностью внутригосударственного права и универсальностью международного публичного права... Это придает международному частному праву гибридный характер и представляет его как чрезвычайно усложненную область права». МЧП затрагивает правовое регулирование отношений, которые имеют международный характер, но при этом подчиняются национальным законам отдельных государств. Современная глобальная правовая система состоит из двух самостоятельных, автономных нормативных систем - системы международного права и национально-правовой системы. Международное и национальное (внутригосударственное) право не изолированы друг от друга, а тесно связаны, взаимозависимы и взаимодействуют. Международное право налагает обязательства на государство; национальное право регулирует, каким образом эти обязательства будут выполнены. На сегодняшний день МЧП целесообразно квалифицировать каксамостоятельную подсистему национального права. Одновременно можно предположить, что в перспективе основным инструментом развития МЧП будут выступать международные договоры и наднациональные нормативные правовые акты. Потенциально можно прогнозировать обособление МЧП в самостоятельную систему, занимающую в глобальной правовой системе промежуточное положение между международно-правовой и национально-правовой системами. «Система МЧП формируется по мере «расширения» предмета МЧП и повышения роли этой отрасли науки и права в условиях глобальных интеграционных процессов, что приводит к возникновению новых институтов (подотраслей) МЧП, формирующихся в условиях разнообразных частноправовых коллизий национальных норм и юрисдикции различных государств». 1.2 Формы реализации права Исто?чник (фо?рма)пра?ва- способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник иформувыраженияправа, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормыправа, аформу выражения - как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником. Источник (форма) права- внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: 1. Правовой обычай. 2. Судебный прецедент. 3. Нормативный правовой акт. 4. Нормативный договор[1, с.62]. Правовой обычай Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообщеобычай- правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки.Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота- сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе). Судебный прецедент- решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же. Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права. Нормативный правовой акт- документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники) [5, с.74]. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Международное право, как и любое право, существует в виде норм. Эти нормы должны быть где-то закреплены в четко фиксированных формах (во внутригосударственном праве – это конституции, законы, подзаконные акты; в международном праве – это международные договоры, международные обычаи). Поэтому формальные источники – юридическая категория, она составляют предмет изучения юридических наук. Юридическая природа всех источников международного права едина – соглашение субъектов международного права. Нормы права появляются в результате правотворчества, выражающегося в основанном на компромиссе согласовании воль и позиций субъектов. В результате согласованные нормы права фиксируются для более точного и длительного применения в каких-либо формальных источниках – договорах, обычно-правовой практике и т.п. объектом международного права понимается всё то, на что направлено его действие, по поводу чего субъекты права могут вступать в определенные правоотношения: это - материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий. Материальные блага– территориальные пространства (сухопутное, морское, воздушное, космическое), материальные ресурсы (естественные и рукотворные). Нематериальные блага– мир, правовые режимы, правовые статусы, права и свободы. Действия– заключение договора, оказание помощи, проведение пограничной линии. Воздержание от действий– невмешательство, ненападение, невыдача лиц[12, с.87]. Под предметом международно-правового регулирования понимаются те общественные отношения, в которые вступают субъекты международного права относительно вышеобозначенных объектов. Согласно общей теории права, источники права – это условия происхождения и формы закрепления, внешнего выражения и существования правовых норм Это применимо и к международному праву. Юридическая природа всех источников международного права едина – соглашение субъектов международного права. Нормы права появляются в результате правотворчества, выражающегося в основанном на компромиссе согласовании воль и позиций субъектов. В результате согласованные нормы права фиксируются для более точного и длительного применения в каких-либо формальных источниках – договорах, обычно-правовой практике и т.п. Поэтому источник международного права выступает как форма и нормотворчества, и закрепления согласованных норм права, и самого существования этих норм. Но для всех конкретных правоприменителей источник права – это, прежде всего, форма «жизни» права, место «физического» закрепления и нахождения правовой нормы, место, откуда они могут юридически «питаться», в случае необходимости «черпая» необходимую информацию о тех или иных нормах права. Итак, источники международного права (в юридическом смысле) – это официально-юридические формы признания, закрепления и существования норм международного права. Под реализацией правапонимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и иных участников общественных отношений. Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни. Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение[13, с.74]. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей – объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Принятие нормативного акта – это лишь предварительный этап правового регулирования. Главное же состоит в том, чтобы на практике осуществлять те меры, которые стали общеобязательной нормой, но еще не воплотились в действительность. Правовая норма реально существует лишь тогда, когда она выполняется всеми и повсеместно. Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования. Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К стимулам относится осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности – лишение определенных благ, непосредственное принуждение В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права: 1) соблюдение – воздержание от поступков, запрещенных действующим правом; 2) исполнение – совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания; 3) использование – осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению; 4) применение – активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов[14, с.86]. Согласно приведенной классификации использование правомочий может проявляться и в таких действиях, в результате которых не возникают правоотношения (участие в демонстрации, осуществление свободы слова), и при заключении договоров и соглашений, и при подаче имеющих юридическое значение жалоб и заявлений, хотя очевидно, что характер подобных действий различен. Нормы права могут реализовываться вне правоотношений и посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений. Одной из форм реализации норм права вне правоотношений является воздержание от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство, причинение имущественного или морального вреда и т.д.). Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. Вне правоотношений нормы права могут реализоваться в форме активных действий по реализации прав и исполнению юридических обязанностей, причем специфика этих действий такова, что они прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий (участие гражданина в демонстрации, осуществление конституционного права свободно высказывать свое мнение на митингах и собраниях, соблюдение правил дорожного движения и т.д.). Деятельность органов, организаций и отдельных лиц, связанная с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, в свою очередь подразделяется на две самостоятельные группы. Во-первых, правоотношения могут возникать между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу. Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключают разного рода договоры, сделки (заем, наем квартиры, завещание и т.д.), а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица[16, с.85]. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры. Во-вторых, правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия. В правоотношениях подобного рода участвуют государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, возникают отношения власти и подчинения. Если первую форму реализации норм права через правоотношения можно условно назвать гражданско-правовой, автономной, то вторую – административной. Так называемая административная форма также неоднородна. В одних случаях активной стороной, инициатором возникновения правоотношения являются гражданин, организация или подчиненный орган. Обычно такие правоотношения возникают на основе одностороннего заявления разрешить по существу какой-либо вопрос или спор (подача заявления о назначении пенсии, кассационной жалобы, заявления подсудимого об отводе суда, осуществление права законодательной инициативы и т.д.). Орган, обладающий властными полномочиями, несет в этом случае обязанность рассмотреть данное заявление (жалобу) и вынести по нему мотивированное заключение или решение. Однако такое заявление еще не предопределяет содержание вынесенного решения. В других случаях правоотношение может быть создано (изменено или прекращено) на основе властного распоряжения компетентного органа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg