Глава 1. Свобода труда в системе конституционных прав граждан в РФ.
1.1 Понятие и сущность конституционных прав граждан
Права человека - неотъемлемые свойства каждого человека и главные признаки его существования. Государство не "даёт" права, оно лишь укрепляет их в законе и гарантирует реализацию. В данном случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, мешает их осуществлению либо создает условия для реализации прав только для определенной категории лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве употребляются ещё категории "права гражданина", "права личности".
Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом лишь в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, любой гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, имеющих отношение к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Потому правомерен термин "гражданские права и свободы", который объединяет обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равноправия между людьми, так как их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Данные права обычно подразумевают вероятность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным обществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указаные права только лицам, устойчиво связаным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (к примеру, соблюдать конституцию, платить налоги и т.п.).