Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Анализ социокультурного регионального развития Китая в период Западного Чжоу

irina_k200 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Целью данной курсовой работы является анализ социокультурного развития одной из уникальнейших династий – династии Западная Чжоу. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи курсовой работы: • Проследить заимствование чжоусцами шаньской культуры; • Изучить особенности социальной стратификации; • Провести социокультурный анализ Западной Чжоу; Объектом исследования является Китай в эпоху Западной Чжоу, пред-метом – социокультурное развитие. В данной работе будет использоваться социокультурный анализ. Методом междисциплинарного изучения будут исследованы процессы жизни общества, которые будут основываться на историческо-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа, культура Западного Чжоу будет исследована в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается как связанная с человеческой деятельностью реальность, не зависящая от природных аспектов.
Введение

Непрерывное развитие культурной составляющей Китая, этнические и политические традиции, а также географическая удаленность и изолирован-ность этой страны от других центров мировой культуры ¬– именно эти два фактора способствовали развитию истинно китайской культуры, которая до сих пор привлекает внимает учёных со всего мира. Китайская цивилизация зародилась около 4500 лет назад, за всё время её существования с 2070 г. до н.э. и по 1912 г на китайском троне сменилось 14 династий. Каждая из них имела свою собственную культуру, которая повлияла на общее развитие Китая.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГЛАВА I. ПЕРИОД ЗАПАДНОГО ЧЖОУ 4 1.1. Становление Западного Чжоу 4 1.2. Концепция Небесного Мандата 5 1.3. Социально-политическое устройство государства Западного Чжоу 6 1.4. Хозяйственно-экономический уклад Западного Чжоу 8 1.5. Выводы по Главе I 10 2. Глава II. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД ЗАПАДНОГО ЧЖОУ 11 2.1. Народности Западного Чжоу 11 2.2. Религия Западного Чжоу 13 2.3. Культура Западного Чжоу 15 2.4. Социокультурное развитие общества Западного Чжоу 17 2.5. Литература и письменность Западного Чжоу 19 2.6. Бронзовые изделия Западного Чжоу 22 2.7. Выводы по Главе II 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Список литературы

1. Итс Р.Ф. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII в. / Р.Ф. Итс, Г.Я. Смолин. – Санкт-Петербург: Изд-во Учпедгиз, 1961. – 10-11с. 2. А.И. Редколл и др. Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев [и др.]; Москва: Изд-во ИВ РАН, 2014. – 900 с. 3. А.И. Редколл Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая/ А.И. Редколл// Вып. 15— С. 27-39. 4. Л. Н. Булдыгерова История Китая: учебное пособие / Л. Н. Бул-дыгерова. //Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та — 2016. —168 с. 5. Д. Елисеев История Китая, Корни настоящего/ Елисеев Д; ред. А.П. Санина – Изд-во Евразия, 2008. – 274 – 277 с. 6. Всемирная история. Том 3 Век железа. /А. Н. Бадак, [и др.]; ред. И. А. Алябьева, Т. Р. Джум. – Изд-во Харвест, 2003. 7. А.В. Меликсетова История Китая: учебник / А.В. Меликсетова. ¬¬-– Москва: Изд-во МГУ, 2007. – 36 – 45 с. 8. Х.Г. Крил Империя Западная Чжоу / Х.Г. Крил. ¬¬¬– Москва: Ста-новление государственной власти в Китае, 2001.
Отрывок из работы

1. ГЛАВА I. ПЕРИОД ЗАПАДНОГО ЧЖОУ 1.1. Становление Западного Чжоу Китайская цивилизация имеет длинную историю. Благодаря древним письменным источникам, нам известно, что Китаем за всю его историю управляло 14 династий. В данной работе речь будет идти о второй династии, династии Западная Чжоу (1045 по 770 год до н. э). Первая исторически достоверная династия Шан контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Однако, пришли западные вассалы и свергли Шан, образовав новую династию Чжоу. Период правления Чжоу подразделяется на Западная Чжоу (XII–VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII–III вв. до н. э.). Среди огромного количества династий, правивших в мире, Чжоу является одной из самых уникальных. Она одна из самых долго царствовавших. Однако из 800 лет существования, чжоуские императоры правили лишь 300 лет. В период Чжоу в Китае происходит становление государственной вла-сти, формируется система управления, идет становление бюрократии. 1.2. Концепция Небесного Мандата Говоря о становлении династии Чжоу, нельзя не упомянуть о Небесном Мандате. Свергнув Шанцев, будущим правителям Западной Чжоу было необходимо показать легитимность своей власти, именно поэтому один из основателей Чжоу-гун провел религиозно-идеологическую реформу, сутью которой было провозглашение династии правящей. На территории будущей столицы Лои, он собрал всех лидеров Чжоу и шанцев, где провозгласил доктрину, которая на протяжении нескольких тысячелетий была доминирующей в китайском политическом мышлении – концепцию Небесного Мандата. О Мандате Неба говорил ещё У-Ван, но именно Чжоу-гун придал концепции историческую обоснованность и оформленность, что обусловило её использование в качестве важнейшего элемента китайской теории управления. Согласно Мандату Неба, власть правителя считалась легитимной только в том случае, если ему покровительствовал бог Шанди, живущий на небе и олицетворявший его. Но поскольку Шанди был богом шанцев, а Небо было единым и никому не принадлежало, именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только мудрый, добродетельный, и справедливый правитель мог получить покровительство от Неба на власть в Поднебесной. В понимании Шанцев, Небо было местом, откуда обожествлённые предки смотрят на их деяния, однако с приходом чжоусцев, Небо стало абстрактным символом всего божественного. [Меликсетова, 2002, с. 30] Пытаясь отстоять свою власть, Чжоу-гун ввёл понятие «дэ». Понятие «дэ» было схоже с кармой, её можно было накапливать или утрачивать. Считалось, что если Небо не одобряет деяния вана, то оно обрушало на его владения засуху или другие природные катаклизмы. Если же Небо удовлетворено, то оно никак себя не проявляет. Согласно этому правилу, Шанские правители утратили своё «дэ» и Небо лишило их власти, передав её чжоуским правителям. Вскоре введение «Небесный Мандата» оправдало себя, Чжоуский ван был провозглашен Сы-ном Неба и его Единственным земным воплощением, наделённым силой «дэ». Считалось, что Небо вручило ему землю и подданных, и поэтому его власть является легитимной. Старший Сын Неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, принадлежавшие к тому же роду, оказывали ему высшие почести. 1.3. Социально-политическое устройство государства Западного Чжоу Династия Чжоу имела зачатки раннего феодализма. Его признаки можно наблюдать уже на начальных стадиях формирования государства. В самом начале развития династии соблюдалась иерархическая система рангов. Самый высший ранг имел «ван» или правитель. Он передавался старшему сыну по наследству. Остальные дети опускались на ранг ниже и получали соответствующие наследственные владения. Далее они также оставляли старшему сыну свой чин, последующие спускались ещё ниже. Следующими по рангу были главы крупных семейных кланов. Чжо-уская династия разделила их на пять высших аристократических титулов– гун, хоу, бо, цзы, нань, и пять родовых владений – хоу, дянь, нянь, вэй, которые считались внешними, и цай – внутренним. Те, кому принадлежали внешние владения, были официальными правителями княжеств. Они признавали сакральный сюзеренитет вана и легитимность его власти, но каждый из них действовал самостоятельно, исходя из собственных интересов. Те, кому было пожаловано внутреннее владение, являлись высшими сановниками – дафу. [Меликсетова, 2002, с. 34] Общинное землепользование землей было организовано по принципу «колодезных полей» (цзинтянь). Земля свободных общинников делилась на две категории: частное поле – сы тянь, и общественное поле – гун тянь. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте, который отправлял его управителю, а тот, в свою очередь, отсылал собранное вану. Частные поля находились в индивидуальном пользовании каждой семьи. Однако собственностью владельцев эти поля не были. После смерти отца или старшего брата, земля передавалась старшему сыну от первой жены. Казённые земли, в свою очередь, передавались чиновникам в качестве жалованья. [Меликсетова, 2002, с. 35] Сельскую общину, называемую «линь», составляли пять семей. Пять общин, составляющие «деревни», называли «ли». Четыре объединившиеся деревни представляли «кланы», которые назывались «цзу». Пять кланов или «цзу» преобразовывались в «группы» или на китайском «дан». Пять групп-дан составляли округа или «чжоу». Пять чжоу образовывали «сян» или «область», состоящую из более 12 тысяч дворов. Области-сян являлись высшей административной единицей. Во главе областей стояли управители, которых называли цин. [Исаев, 2007, с. 24] Многочисленный слой общества Западного Чжоу представляли рабы. Сначала рабов называли «минь», позднее их стали называть «лиминь» или «мяоминь». Рабы рассматривались в роли имущества и не принимались за людей, они не имели абсолютно никаких прав. Чаще всего рабы служиил на полях, обрабатывали их, намного реже они были ремесленниками, торговцами, скотоводами или же слугами. Чаще рабский слой общества составляли пленники; осужденные за уголовное преступление, наказание за преступление распространялось на всех близких родственников судимого; рабами становились по наследству. В эпоху Чжоу у рабов появилось право иметь семью, до этого у них абсолютно не было прав, ведь они считались скотом. Принадлежность к тому или иному рангу определяла строго регламентированный образ жизни. Это касалось абсолютно всех сфер жизнедеятельности: быта, одеяния, еды, формы и размера дома, его убранства, отношений между высшими и низшими чинами. От того, к какому рангу принадлежал человек, зависело даже количество деревьев на могиле. Это делалось для того, чтобы можно было определить занимаемое место в обществе, которое в династии Чжоу, как сказано выше, определялось исключительно по происхождению. Однако бывало и такое, когда наследники высоких рангов могли стать простолюдинами или быть изгнаны за измену. Всё это даёт основу полагать, что государство Западная Чжоу было патриархальной общиной. Ремесленничеством и торговлей занимался простой люд. Повышение ранга простого люда было жёстко пресечено, в обществе Западной Чжоу богатство не могло изменить расположения на иерархической лестнице. Даже самые богатые торговцы всё равно оставались простым людом. 1.4. Хозяйственно-экономический уклад Западного Чжоу В хозяйственно-экономическом укладе чжоусцы многое заимствовали у предшественников-шанцев. Земля и рабочие руки по-прежнему являлись главным богатством. За крестьянскими семьями сохранилось право на аренду земли. Перераспределение производимой продукции происходило по государственным каналам, а также в виде оплаты данью, различными подношениями и дарами. Как и большинство обществ, которые развивались в этот период, в чжоуском Китае вся экономика была сосредоточена на сельскохозяйствен-ном производстве. Одним из величайших достижений Чжоу было увеличение этого производства путем расселения фермеров на землях у реки Янцзы. Крестьяне выращивали рис и пшеницу, что способствовало увеличению населения. Рост населения привел к увеличению потребности в продовольствии и большему количеству работников, что означало увеличение сельскохозяйственного производства. Благодаря этому все больше и больше территорий стали открытыми для сельского хозяйства. В 1046-771 гг. До н.э. небольшие города начали развиваться вблизи крепостей, которые контролировались местными аристократическими лордами. Крестьянские фермеры и ремесленники обменивались некоторыми товарами, в том числе инструментами, сельскохозяйственными товарами и нефритом. Чжоуское общество пользовалось системой «колодезных полей», которые представляли аграрные комплексы из девяти наделов. Восемь наделов обрабатывали отдельные семьи, а срединный надел обрабатывался всеми в пользу господина. Система «колодезных полей» хоть и регулировала аграрный сектор, но не стимулировала его развитие. Дело в том, что по сравнению с эпохой шанцев число высокопоставленных лиц взросло и вместе с этим числом потребителей дани. Прежде чем дойти до государственной казны, дань проходила через руки привилегированных чинов и удельных князей. Каждому из них из казны выделялось столько, сколько нужно было на обеспечение собственной семьи. Удельным князьям помимо семьи было необходимо содержать войска. Для крестьян же выросло количество выплачиваемой дани. Дань взросла, однако качество пахотных земель стремительно ухудшалось, а население стремительно росло. На данное время нет сохранившихся достоверных статистических данных о количестве земли, приходившейся в чжоускую эпоху в среднем на душу населения. Но по расчётам, сделанным на основании различных источников, это число составляло меньше 1 га, приблизительно 0,7 га. Пахотные земли в обязательном порядке искусственно орошались че-ловеком. Регионы бассейна Хуанхэ даже в то время отличались разнообразием природных зон и ландшафтов, имея разные гидрологические условия. Поэтому на территории государства главной проблемой были разобщённые, обладающие разными водными режимами, экосистемы. Отсюда следовало, что водохозяйственная деятельность должна была вестись комплексно. Для регуляции стоков вод и защиты хозяйства от наводнений и паводков требовались различные сооружения, такие как: дамбы, плотины разных типов, водохранилища, а также искусственные водные артерии. В условиях относительно маленьких владений соорудить данные водохозяйственные системы и с их помощью повысить плодородие почв, было невозможно. Итак, крестьяне работали на крохотных клочках истощённой земли, получая мизерные урожаи. Отсутствие стимула поиска средства для повы-шения количества урожая у них не было, это следовало из того, что большую часть урожая приходилось отдавать арендодателям. Остававшейся продукции было недостаточно для содержания не только себя, но и маленькой семьи. Постоянная угроза голодной смерти не давала им делать запасы на случай неурожая или природных катаклизмов. Чжоуские крестьяне еле сводили концы с концами, ни о каком товарообмене не могло быть и речи. Ведь даже орудия труда или одежда были казёнными. Крестьянские семьи не имели никакого имущества, ведь они даже не считались владельцами собственного жилья. Именно поэтому многие крестьяне, не имея и гроша за спиной, имели обычай уходить от плохого господина. Об этом есть упоминания в древнейшем сборнике «Шицзина»: Ты, большая мышь, жадна, Моего не ешь пшена... Кинем мы твои поля — Есть счастливая земля. Да, счастливая земля. В той земле, в краю чужом, Мы найдём свой новый дом. [Штукин, 1957, с.7] Положение служивых и солдат было немногим лучше положения кре-стьян. Массовая нищета являлась главным фактором закрытия ремесленных лавок, а также препятствовала развитию торговли. Фактически, страна оказалась на той стадии натурального хозяйства, из которой уже начало выходить Шанское государство. 1.5. Выводы по Главе I Период становления государства Западного Чжоу проходил в нелегких условиях, как внешних, так и внутренних. Чжоуским правителям приходилось вести постоянную борьбу с покорёнными народами царства Шан. Во времена правления династии Западного Чжоу, Китайскому народу пришлось пережить множество трудностей. Свержение Протогосударства Шан, образование абсолютно нового государства, западные вассалы на троне, Мандат Неба, ранний феодализм, голод. Однако, всё это оставило след не только в истории, но и в культуре, а также повлияло на мировоззрение последующих поколений. А какой именно след в культуре и в мировоззрении китайцев оставила Династия Западного Чжоу, предлагаю рассмотреть в следующей главе. 2. Глава II. СОУИОКУЛЬТРУНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД ЗАПАДНОГО ЧЖОУ 2.1. Народности Западного Чжоу Государство Западное Чжоу состояло из огромного числа владений и княжеств и фактически не имело единой границы. На его обширных территориях, рядом с, собственно, владениями чжоуских ванов и в промежутках между ними, обитали и многие другие народны. Чжоусцы делили их по этническим и культурным признакам. Себя и прямых потомков шанского населения они называли «хуася», всех остальных обитателей Китая и соседних государств они считали «варварами». Происхождение и этнокультурные характеристики «варваров», обитавших на территории чжоусцев, к сожалению, точно не известны. Некоторые из них могли иметь центральноазиатские корни. Другие, вероятно, были коренным населением, произошедшим от «варварских» народностей ещё шанской династии. В бассейне реки Хуанхэ шло этническое слияние чжоусцев с нечжо-ускими народностям, взаимопроникновение культур. В то время в бассейне Янцзы взрастало «варварское» государство Чу (XI в. — 223 г. до н. э.). С VIII в. до н. э. Чу поглотило ближние владения. Одно за другим оно завоёвывало южные чжоуские владения, постепенно направляя наступление на север. В 706 г. до н. э. правитель царства Чу провозгласил себя ваном равным чжоускому. Есть все основания предполагать, что царство Чу было представителем иного этнокультурного комплекса, чем сами чжоусцы и появившееся объединение хуася. Начавшееся противостояние Чу и Западночжоуского государства носило не просто военно-политический характер. Оно сулило вырасти в противоборство между различными народами и их культурными ценностями. Как говорилось выше, этническое слияние разных народностей оказало значительное влияние на развитие культуры. Теперь во многих памятниках культурного наследия, таких как бронзовые сосуды, отслеживается смешение разных техник литья, а также различные орнаменты, присущие не только чжоуским мастерам. Также смешение культур прослеживается в древних письменных ис-точниках. Всё это описано в таких произведениях как «Шицзин» (Книга пе-сен), «И-цзин» («Книга перемен») и «Чжоу ли» («Законы Чжоу»). В Западной Чжоу был «стандартизированный» разговорный язык, ко-торый считался огромным достижением в истории Китая. Этот разговорный язык использовался во многих китайских династиях и является одним из самых известных достижений династии Чжоу. Этот язык также называют древнекитайским или архаичным. Язык помог сплотить общество и был одним из факторов, способствующий устойчивому правлению Чжоу. Поскольку они говорили на одном языке, историкам намного легче понять и изобразить то, что происходило во времена династии Чжоу и последовавших за ними династий. 2.2. Религия Западного Чжоу Что касается религии, то чжоусцы, как и шанцы, поклонялись своим обожествлённым предкам, а конкретно, предкам своих правителей. В конце Западного Чжоу их уже не именовали термином «дэ», ему на смену пришло слово Шанди, что у шанцев означало совокупность их высших предков, шан-ди, в раннем Чжоу это значило — Божественную силу, которая имела отношение к предкам и ассоциировалась с Небом, фактически обозначало всё то же Небо, единственное высшее божество, которое признавали чжоусцы. Небу от имени вана, сына Неба (тянь-цзы), торжественно преподносили жертв. Подобные жертвы приносились на алтаре Земли, шэ, который был у каждого влиятельного аристократа, в каждом княжестве, а также и в любой деревне. Всеобщее поклонение умершим правителям постепенно заменялось поклонением предкам в рамках каждого клана. [Васильев, 2000, с.24] Согласно более поздним данным конфуцианского канона Ли Цзи ван имел в свой храм предков, где имелось семь алтарей мяо для жертвоприно-шения умершим предшественникам. Крестьяне в то время не имели храмов в честь предков, как правило, вместо храмов у них были алтари с дощечками, на которых были написаны имена близких им по времени покойников. Степень родства и близость к верхам влияли на сроки траура по умершим. В общем же чжоуские верования и представления в отличие от шан-ских разделились: особое государственное значение приобрёл культ Неба; определённую роль стали играть культы земли (шэ) на всех уровнях, вплоть до крестьянского; что касается центрального, у шанский культ правящих предков, имел место быть и в Чжоу. Никаких других божеств и храмов чжоуская религия не знала, однако, на низших уровнях народностей поклонялись явлениям природы, создавали свои тотемы, «учили» магию и занимались знахарством. Как говорится выше, чтобы задобрить духов предков и природы, им приносили, дабы они не наслали катаклизмы и беды на страну. Похожие от-ношения у чжоусцев были и с духами шэ, если не сделать жертвоприноше-ние, то не будет урожая; не отстоишь город с алтарём духов земли от разру-шения врагами — потеряешь свою землю. Даже взаимоотношения аристо-кратии с духами умерших предков и с самим великим Небом имели, как было и в Шан, явно прагматическое значение: небесные силы помогали живым, в то время как вторые напоминали им о своём существовании принесением жертв. Религия и политика очевидно переплетались между собой. Главным доказательством этого явления были надписи на бронзовых сосудах. Они служили "пропагандистским" инструментом для выражения идей господства, подчеркивая важность правительства. Бронзовые надписи — это не просто документы, описывающие, как царь назначал регионального правителя или чиновника и дарил ему драгоценные товары. Описания таких церемоний включают в себя клятвы утверждений, слова о своем долге по отношению к более ранним королям Чжоу. Мандат небес, который получил царь, распространялся и на чиновников империи Чжоу. Возрождение верноподданнических связей между царем и региональ-ными правителями выразилось также в своеобразном архаизме в украшении сосудов, в котором простые древние узоры были возрождены и заменены "эксцентричными и яркими" украшениями раннего Западного Чжоу. Цари Чжоу эпохи реформ хотели вернуться к искренним временам царей Вэнь и У, когда религия играла более непосредственную роль в легитимации власти. Следует обратить внимание на то, что с раннего Чжоу практика гада-ний на костях и панцирях (использовалась во времена Шан) была замещена гаданием на стеблях тысячелистника. Впоследствии, уже в Восточном Чжоу, эта практика гадания была хорошо разработана.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 41 страница
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg