Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование точности штрафных бросков у баскетболистов 14-15 лет

irina_k200 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Целью исследования выявить иерархию факторов, влияющую на результативность штрафных бросков с целью корректировки методики их совершенствования Объект исследования – тренировочный процесс подготовки баскетболистов старшего школьного возраста. Предмет исследования – результативность выполнения штрафных бросков под влиянием специальных упражнений, связанных с психологическим статусом. Новизна исследования заключается в том, что мы предлагаем на основе полученных данных рассматривать тренировку штрафного броска у баскетболистов 14-15 лет с точки зрения формирования процессов саморегуляции путем выполнения упражнений метода прогрессивной релаксации Эдмунда Джекобсона [2]. Задачи исследования: 1. Обзор научно-методических материалов 2. Оценить результативность выполнения штрафных бросков у баскетболистов 14-15. 3. Изучить количественные показатели выполнения штрафных бросков в ходе тренировочных занятий в юношеских командах в селе Алнаши 4. Изучить степень влияния факторов технической подготовленности баскетболистов на результативность штрафных бросков. 5. Разработать практические рекомендации к методике совершенствования штрафных бросков и проверить их результативность в ходе тренировочного процесса. Гипотеза исследования состоит в предположении, что внедрив предложенную методику обучения технике выполнения штрафного броска, баскетболисты Алнашской ДЮСШ улучшат свои спортивные показатели Методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы; 2. Педагогическое наблюдение; 3. Педагогический эксперимент; 4. Анкетирование; 5. Контрольные испытания; 6. Математико-статистическая обработка полученных результатов.
Введение

Актуальность. На точность штрафного броска в современном баскетболе наряду с техникой его выполнения влияет много факторов. Одним из них является ограничение времени на его выполнение. Штрафной бросок в игре является очень важной её частью. Многие игры заканчиваются с преимуществом команд в 1, 2 или 3 очка. Нередко судьбу игры может решить этот технический элемент. Трудно переоценить значение штрафных бросков для результата матча, здесь дело не только в очках, набираемых с помощью штрафных, но превосходстве тех, кто метко поражает цель этими бросками. Специалисты в области баскетбола сходятся во мнении о том, что на точность штрафных бросков во время игры влияют три основных фактора: -техника выполнения броска; -физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление), которое влияет на точность прицеливания, сохранение равновесия тела, создание усилия, расчет или ритм, координацию и сопровождение. -психологический аспект, включающий концентрацию внимания, собранность, уверенность и умение расслабляться [29;3;4; 18]. Нами установлено, что имеющиеся в теории методики по обучению и совершенствованию штрафного броска направлены на технику его выполнения и её сохранение в условиях физического утомления. Тренеры отмечают, что для эффективности тренировки, направленной на совершенствование штрафных бросков, целесообразно воссоздать условия, близкие к соревновательным: имитация шума болельщиков, искусственное повышение цены штрафного броска. Мы предполагаем, что выявление степени влияния технических показателей спортсменов позволят внести коррекции в существующую теорию подготовки баскетболистов в разделе повышения результативности штрафных бросков.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Анализ научно-методической литературы …………………………..5 1.1 Физиологические и особенности баскетболистов 14-15 лет………………………………………………………………………………… 5 1.2 Значение точности штрафного броска в баскетболе…………………….. 12 1.3 Факторы, определяющие эффективность выполнения штрафного броска у баскетболистов 14-15 лет ……………………………………………………….15 1.4 Методики совершенствования штрафного броска у баскетболистов высокой квалификации………………………………………………………….21 Глава 2. Организация и методы исследования……………... ………………...25 2.1 Цель и задачи исследования ………………………………………………..25 2.2 Методы исследования ……………………………………………………....25 2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы……………………………………………………………………….26 2.2.2 Метод экспертных оценок………………………………………………...26 2.2.3 Квалиметрия……………………………………………………………….26 2.2.4 Оценка уровня эмоциональной возбудимости игроков………………...26 2.2.5 Педагогический эксперимент…………………………………………….26 2.2.6 Методы математической статистики…………………………………….26 2.3 Организация и ход исследования…………………………………………..27 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ………………………...29 Выводы ………………………………………………………………………….37 Практические рекомендации …………………………………………………..39 Список использованной литературы ………………………………………….45 Приложения……………………………………………………………………..48
Список литературы

1. Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола. – М., 1986. – 80с. 2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. // Физкультура в школе – 1990. -№7 – с. 15-17. 3. Белов С.А. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.- 1990.-№6 – с. 17-18. 4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. - 224 с.: ил. – (Серия «Спорт»). 5. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: Автореферат дис…доктора пед. наук. – М. 1996. -43с. 6. Девяткин Ю.П., Цимбалюк В.А., Ячменев Л.А. Оценивание выступления в соревнованиях баскетбольной команды. Методические рекомендации. Омск: Омский ГИФК, 1988. – 40с. 7. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1997.-58с. 8. Донован Б. Упражнения для совершенствования // Планета баскетбол.- 2006. - №1. с.23-26. 9. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.-48с. 10. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебное пособие/ А.Г. Катранов, А.В. Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: изд-во Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта,2005. – 131с. 11. Коузи Б., Пауэр Ф., Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1969.- 183с. 12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – Пер с англ. Предисл. В.В. Давыдова, - М.: Физкультура и спорт, 1987. 224с. 13. Лосин Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 32с. 14. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Обучение баскетболу. – Волгоград, 1994.-35с. 15. Основы планирования и программирования подготовки баскетболистов высокой квалификации. Методические рекомендации. – Киев: Киевский ГИФК, 1991. – 27с. 16. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у баскетболистов: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Киев, 1990 – 23с. 17. Портнов Ю.М. Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов – М., 1988 – 76с. 18. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. // Под ред. а.- М.: Физкультура и спорт, 1997.- 480с 19. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изд-во «Шатон», 2002 – 66с. 20. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – м.: Физкультура и спорт. 1983, - 112с. 21. Родионов А.В. Психологическая подготовка баскетболистов: Методические разработки, М., 1987. -27с. 22. Родионов А.В., Воронова В.И. Психологические основы подготовки баскетболистов. – Киев: «Здоровья», 1989. – 135с. 23. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. ред. Ю.М. Портнова. – М.: Издательский дом «Академия», 1001. – 520с. 24. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998, -335с. 25. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1985. -10с. 26. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах. Учебное пособие, - Омск, 1991. -60с. 27. Яхонтов Е.Р. Спорт и система подготовки спортсменов: Программа подгот. магистров по спец.521903 / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта; Сост. Яхонтов Е.Р.; Под общ. ред. Евсеева С.П. - СПб., 1998. - 52с. 28. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978. -45с. 29. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. / Под ред.Е.Р.Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175с. 30. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с. 31. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е.Р. Яхонтов; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.: ПИО СПбГАФК, 2000. - 58с. 32. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учеб.-метод.пособие / Е. Р. Яхонтов; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2004. - 77с. 33. Яхонтов Е.Р.Индивидуальная подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е. Р. Яхонтов; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1975. - 48с. 34. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с. 35. Методическое пособие П.К. Петров – 2014.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы 1.1 Физиологические и психологические возрастные особенности баскетболистов 14-15 лет Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствуют проявлению наследственных (генетических) возможностей нервной системы. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направления передач мяча и т. п. В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов. К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные спортсмены уже могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, но и осваивать тонкости тактического мышления [32;33]. Программирование предстоящих движений должно отличаться у юных баскетболистов большой точностью, несмотря на недостаток времени. Многие действия в баскетболе (броски, передачи) весьма кратковременны. В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения. При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в разных условиях и при различной скорости перемещений. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размеры, веса и объема мяча, расстояния до корзины, угла броска приводило к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов по сравнению со спортсменами, которые разучивали эти броски в стандартных условиях. На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияние его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. Способность к решению простых зрительно – моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, переработки большего количества информации и выбора действий, решаются лучше с 14 летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит значительно большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность технических действий. У баскетболистов 13-16 лет уже достаточно повысилась устойчивость вестибулярного аппарата – даже после вращений на специальном кресле у них не нарушается деятельность скелетных мышц. Высокого развития чувства равновесия и устойчивости вестибулярного аппарата они достигают на 2-3 года раньше, чем сверстники, не занимающиеся систематической тренировкой. Для совершенного управления движениями большое значение имеют сигналы от мышц и кожи человека, которые информируют мозг о скорости движения и напряжения различных мышц, о положении рук и ног, о контакте с опорой и мячом. Мышечное чувство у наибольшей степени повышается у баскетболистов к 13-14 годам. Особенно оно развивается для тех суставов, которые имеют основное значение для игры. На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук; окостенение фаланг пальцев ног происходит у юношей – к 15-21 году, пальцев рук – на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте [29]. В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц к 17-18 годам составляет 44% и более от массы тела. Это обусловлено соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного остатка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качеств гибкости). Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период с 15 до 17-18 лет. В эти годы продолжается переход от детства к взрослости, к физической и духовной зрелости. Физическое развитие юношей и девушек протекает относительно спокойно. У них замедляется рост тела в длину, увеличивается и стабилизируется вес, быстро растет мышечная сила, развивается выносливость, повышается работоспособность. Постепенно сглаживаются характерные для подростков несоответствия в росте костей и мышц, сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В этом возрасте заканчивается половое созревание. Наступающая физическая зрелость расширяет возможности старшеклассников: им становятся доступны все виды силовых упражнений на выносливость. За счет развития этих качеств у них заметно повышаются спортивные результаты. В некоторых видах спорта ранняя юность является периодом максимальных достижений. Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. В процессе этой деятельности у них развиваются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, вырабатывать нравственные идеалы. Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах школы; использование более активных форм учебных занятий (уроков типа лекций, лабораторных работ, написания рефератов); участие в олимпиадах по различным предметам; установление связей с промышленностными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, с вузами. К будущей профессиональной деятельности готовят старшеклассников и занятия физической культурой и спортом. Они обеспечивают физическую закалку, воспитывают трудолюбие, выдержку и другие ценные психические и физические качества. К профессиональной деятельности старшеклассников побуждает и их новое положение в системе общественных отношений, связанное с получением паспорта в 14 лет, а в 18 лет – избирательного права и возможности вступить в брак. Перед ними встают новые, всё более сложные и ответственные задачи [29]. Учебно-профессиональная деятельность старших школьников определяет развитие их личности, познавательной деятельности, возникновение новых психических образований. Устремлённость в будущее - внутренняя позиция старших школьников. Если подросток живёт главным образом настоящим, то старший школьник устремлён в будущее. Он задумывается над своим призванием, стремится выбрать профессию. Это устремлённость существенно влияет на упрочнение связи между учебными и профессиональными интересами. Вступление во взрослую жизнь обычно сопровождается «ролевым экспериментированием». Старшеклассники как бы примеряют к себе различные социальные роли, на собственном опыте пытаются познать каждую из них. В смене этих, нередко противоположных ролей выражается внутренняя противоречивость процесса самоопределения. Познавательная деятельность учащихся старших классов характеризуется дальнейшим развитием теоретического мышления. Оно приобретает личностный и творческий характер. Совершенствуется наблюдательность, произвольная память, произвольное внимание. Развитие теоретического мышления обуславливается переходом от усвоения сравнительно конкретных начальных научных знаний к изучению всё более общих закономерностей. Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всём собственную точку зрения. Если подростку, встретившемуся с новым явлением, достаточно понять его, то старшему школьнику, кроме этого, интересно узнать, что известно о нём в науке и практике. Если имеются разные точки зрения, то он старается разобраться в них и составить собственное мнение. Творческий характер мышления проявляется в способности личности выходить за рамки обыденных представлений, искать непроторенные пути. Как показали беседы с тренерами; многие юные спортсмены критически относятся к тому, чему и как их учат. Они пытаются более целесообразно использовать свои индивидуальные достоинства или компенсировать недостатки. Однако под влиянием порыва чувств и юношеской увлечённости их действия не всегда оказываются рациональными. Значительные изменения происходят у старших школьников в эмоциональной сфере. У юношей и девушек заметно расширяется круг личностно-значимых отношений к различным сторонам жизни. Поэтому их эмоциональный мир значительно богаче, чем у подростков, отличается разнообразием и более высокой дифференцированностью переживаемых чувств. Всё это проявляется в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Настроение старшеклассников характеризуется большей устойчивостью и осознанностью. У них повышается способность контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния. Это связано и с более высоким уровнем развития воли по сравнению с подростками. Он характеризуется, преобладаем в волевой активности процессов сознательной саморегуляции: самоприказания, самоубеждения, самоободрения. Изменения в познавательной деятельности, эмоциональной и волевой активности у старших школьников сопровождается ростом их самосознания. Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно новые черты. К познанию своего внутреннего мира стремятся и подростки, но у старшеклассника как бы раскрываются глаза на самого себя. Он внезапно обнаруживает у себя целый мир новых чувств, связанных с красотой природы, восприятием музыки, ощущением собственного тела и др. юноша стремится к размышлению о самом себе, о своей непохожести на других, о своей зрелости. Повышенный интерес к своему внутреннему миру обуславливается позицией самоопределения старшего школьника. Конкретно это выражается в осознании к самооценке своих способностей, моральных, волевых и других качеств. Самооценка старшего школьника становится обобщённой (у подростка она сравнительно односторонняя и неустойчивая). Он способен полнее и глубже разобраться в своих мыслях и переживаниях, действиях и поступках, может составить о своём «Я» более устойчивое и полное представление. На основе самооценки качеств и свойств личности, а также успехов в деятельности и взаимоотношениях с людьми у старших школьников формируется самоуважение. Самоуважение – обобщённое отношение школьника к самому себе, отражающее степень принятия или непринятия себя как личности. У юных спортсменов с высоким самоуважением преобладает очень действенный мотив – стремление к успеху, однако они не редко переоценивают себя, проявляют самоуверенность, а иногда высокомерие, тщеславие, зазнайство. В старшем школьном возрасте происходят качественные сдвиги в нравственном сознании и поведении учащихся. У них вырабатываются собственные моральные взгляды и убеждения, основанные на уяснении очень сложных понятий о долге и чести, о чувствах личной гордости и собственного достоинства. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие оттенки многих нравственных понятий и поэтому довольно точно отличают упорство от упрямства, гордость от кичливости. Они предают большое значение развитию у себя тех нравственных качеств, которые особенно важны для установления дружеских отношений и взаимопонимания. Такими считают чуткость и верность, умение ценить дружбу и товарищество, умение прислушиваться к мнению других, уважать чувства и убеждения другого человека. Однако раннюю юность не следует переоценивать. Наблюдение и практика показывают, что некоторые учащиеся ко времени окончания средней школы проявляют ошибочные и незримые нравственные взгляды и поступки. Они не всегда могут разобраться в отдельных жизненных фактах, литературных произведениях, кинофильмах особенно зарубежных, не всегда оказываются противостоять взглядам чуждым нашему обществу. Всё это диктует необходимость усилению идейно-воспитательной работы с учащимися. У старших школьников интенсивно формируется мировоззрение. В его формировании особенно большая роль принадлежит обществознанию – предмету, который объединяет научные знания о развитии природы и общества в целостную систему, позволяет понять место человека в природе и обществе, пояснить характер его отношения к окружающей среде и к самому себе. 1.2 Значение точности штрафного броска в баскетболе Броски по кольцу – важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Игроки любого класса уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке техничного исполнения броска, доведение его до совершенства. Трудно переоценить значение штрафных бросков в современном баскетболе для результата матча. Здесь дело не только в очках, набираемых с помощью штрафных, но и в психологическом превосходстве тех, кто метко поражает цель этими бросками. Когда каждый фол неизбежно наказывается двумя очками со штрафных бросков, соперники теряют уверенность в оборонительной игре [29]. В баскетболе не так много хороших снайперов, и если игрок хочет таким стать, то все, что нужно – это наметить и выполнять. Для этого, прежде всего, нужно совершенствовать основы техники, требующей качественной и длительной тренировки. Осваивать и совершенствовать её необходимо с учетом тенденций современного баскетбола, четко осознавая, что «работа над штрафным броском сродни складыванию денег в банк: если ничего туда не внести, то и не сможете получить что-либо, когда это потребуется [8]. В качестве модельных характеристик для баскетболистов можно привести данные по точности реализации штрафных бросков в игре, разработанные кафедрой спортивных игр КГИФК – 80-83% попаданий в среднем за игру [15].К примеру, на одиннадцатом чемпионате Суперлиги России по баскетболу среди мужчин показатель точности штрафных бросков у 10-ти лучших игроков составил 86% Сайт Российской федерации баскетбола, 2008). Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а так же оптимальной траекторией полета и вращения мяча [4]. С точки зрения науки, высота траектории при разных видах бросков долго была предметом оживленных дискуссий. Получить ответ на вопрос помогает использование некоторых понятий тригонометрии и динамики. Если бы игрок обладал стопроцентной точностью, то высота траектории полета при броске определялась бы необходимостью послать мяч так, чтобы он прошел мимо поднятых рук защитника, и не задел ближнего края кольца. Чем ближе бы располагался защитник к игроку с мячом, тем выше потребовалась бы траектория полета мяча при броске. В этом случае высота траектории была бы обратно пропорциональна расстоянию между защитником и игроком с мячом. Поскольку игроки со стопроцентной точностью встречаются крайне редко (если вообще встречаются), то для решения проблемы нужны некоторые расчеты. Диаметр корзины равен 45 см. Если мяч спускается в корзину строго сверху по центру, площадь корзины и её диаметр находятся под прямым углом к линии полета мяча. Если мяч брошен под углом 60 градусов к плоскости корзины, то только 0,8661 части её диаметра проецируется под прямым углом к линии полета мяча. Если бросок сделан под углом 45 градусов, целью становится отрезок равный 0.7071 диаметра корзины. И, наконец, при броске под углом 30 градусов поражаемый участок уменьшается до 0,5 диаметра корзины. Таким образом, если угол вылета уменьшается, то уменьшаются и шансы на то, что мяч попадет в корзину. Поэтому чем меньше угол вылета мяча, тем больше должна быть точность расчета усилий в направлении его полета. Все это свидетельствует о преимуществе высокой траектории [29]. С другой стороны, при более высокой траектории мяч проходит большой путь, двигаясь к корзине. Поэтому если игрок допускает ошибку в расчете усилий, прилагаемых к мячу, то эта ошибка будет увеличиваться пропорционально пройденному мячом пути. Наиболее приемлемым является угол выпуска мяча при броске равный 58 градусам к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности [16]. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться наиболее мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, и при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу [3]. Скорость, с которой мяч отскакивает от кольца, зависит от коэффициента эластичности мяча, его массы и скорости полета. Кроме скорости полета, все остальные величины постоянны. Из этого следует, что для предупреждения быстрого отскока мяч надо бросать по возможности мягко, придавая ему минимальную скорость. С точки зрения динамики все броски лучше исполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Возможно, причиной этого является то, что многие игроки в качестве точки прицеливания выбирают переднюю дужку кольца. Если же игрок будет бросать с отскоком от щита, то при недолете мяч просто будет сваливаться в корзину после отражения от щита. Однако, имеет значение и то, что в различных залах кольца крепятся по-разному. Недаром в среде баскетболистов существуют понятия «жесткие» и «мягкие» кольца. «Мягкие» кольца принимают «гнилые» мячи – когда нет прямого попадания, но мяч, покатившись по дужке, всё же сваливается в корзину [17]. Надежность результатов при бросках появляется вместе со специфическими мышечными ощущениями, а они формируются на тренировках. Броски с закрытыми глазами, в частности, помогут проверить уровень мышечных ощущений. Движения при броске нужно тренировать до такой степени, чтобы они стали автоматическими. 1.3 Факторы, определяющие эффективность выполнения штрафного броска у баскетболистов 14-15 лет Большинство баскетболистов при выполнении штрафных используют бросок одной рукой сверху. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча – естественное продолжение броска, в то время как взгляд все еще направлен на цель. Сопровождение шагом гарантирует прохождение мяча по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы, благодаря чувствительным нервным окончаниям, помогают игроку контролировать мяч [26]. Основные требования при выполнении штрафного броска следующие: 1) Выполняй бросок быстро; 2) В исходном положении удерживай мяч близко к туловищу; 3) Если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину; 4) Выпускай мяч через указательный палец; 5) Сопровождай бросок рукой и кистью; 6) Постоянно удерживай взгляд на цели; 7) Полностью сосредотачивайся на бросок; 8) Для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно [28]. Физическое состояние игрока тоже может оказать большое влияние на точность выполнения штрафных бросков. Особенно ярко это проявляется при реализации этих бросков в концовках матчей игроками, которые провели максимальное количество времени на площадке. Такое состояние игрока выражается потерей равновесия тела, что приводит к раскоординации действий ног, рук и туловища; а так же к неправильным расчетам мышечных усилий и как следствие – неправильная траектория полета мяча. Для меткого штрафного броска очень важно сохранять невозмутимость, не злиться на соперника, на партнеров. Игрок должен быть на сто процентов уверен в том, что точно выполнит штрафной. Такая уверенность вырабатывается на тренировках, когда раз за разом посылаешь мяч в корзину. Бывает и так, что баскетболист на тренировках с поразительной точностью поражает цель, но в игре положение резко меняется: точность пропадает. Большинство исследований объясняет резкое несоответствие результатов, показанных на тренировках и в процессе игры, психологическим давлением, оказываемым на спортсмена[7]. Скорее всего, так и есть, одно дело бросать, когда от результата ничего не зависит, другое – когда один штрафной может повлиять на итог матча. Успешность и стабильность соревновательных действий, в том числе и выполнения штрафных бросков, обусловлена грамотной психологической подготовкой к соревнованиям. Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.) [20]. Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности, Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовится к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение длительного времени, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и в секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки[21]. Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями. Естественно, что лучшей школой психологической является участие спортсмена в соревнованиях. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического напряжения и не редко - причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях – это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок и приобретение спортивного мастерства спортсменов [20]. Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию или матчу. Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему проявляется и закаляется, но формируется он в тренировочном процессе [12]. Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: -Спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 60 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg