Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые положения государственных и муниципальных предприятий в современном гражданском праве

irina_k200 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере гражданско-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регламентирующие деятельность государственных и муниципальных Целью исследования является комплексное исследование гражданско-правовой доктрины, посвященной правовому статусу унитарных предприятий, а также норм гражданского права, регулирующих правовое обеспечение деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Поставленная цель достигается поэтапным решением ряда частных взаимосвязанных задач, к важнейшим из которых относятся: - раскрытие понятия и содержания государственных и муниципальных унитарных предприятий; - изучение классификации унитарных предприятий; - выявление особенностей правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий; - анализ организационных особенностей государственных и муниципальных унитарных предприятий; - изучение специфики деятельности и организации унитарных предприятий; - раскрытие актуальных проблем правового регулирования деятельности унитарных предприятий. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов, частнонаучные методы (исторический, логический, анализа и синтеза, научной классификации), частноправовые (историко-реконструктивный, формально-юридический, сравнительно-правовой, аналогии и другие). Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе: Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, Постановления Правительства РФ, иные нормативные акты. Эмпирическая основа исследования обусловлена как его методикой, так и эмпирической базой, включающей в себя теоретический и практический материал, собранный за время работы над темой. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обобщении имеющихся знаний о гражданско-правовом регулировании деятельности унитарных предприятий на различных этапах их развития. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы могут быть использованы в теории гражданского права для дальнейших исследований деятельности унитарных предприятий, а также реализованы в учебном процессе по юридическим и другим гуманитарным дисциплинам. Основные выводы, полученные в результате исследования, выносимые на защиту: 1. Аргументирована объективная необходимость существования в современной рыночной экономике России государственных предприятий-несобственников, закрепленного за ними имущества, являющихся продуктов уникального исторического опыта использования государственного имущества в отечественном хозяйственном обороте в целях построения и поддержания в течение столетий такой системы хозяйствования, в которой государство выступало в роли собственника, предпринимателя, гаранта безопасности и стабильности, тем самым обеспечивая нормальную жизнедеятельность страны. 2. Обоснован вывод о том, что для совершенствования правового регулирования и оптимизации деятельности унитарных предприятий на современном этапе построения в России рыночной экономики необходимо переосмысление целей и задач участия государства в гражданском обороте, учет итогов тех негативных процессов, которые наступили в результате его ухода из экономики в начале 90-х годов XX века, а также последствий приватизации и утраты государственными предприятиями роли основного звена экономики. 3. Предлагается философско-правовое понятие унитарного предприятия как правового явления социально-экономической действительности, имеющего переменное и исторически развивающееся содержание, соответствующее законам диалектики. 4. Аргументирована возможность сокращения количества унитарных предприятий с одновременным сохранением их в интересах государства форме акционерных обществ, корпоративных и интегрированных структур участием государства. Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена проводимой в Российской Федерации реформой гражданского законодательства, направленной, в том числе, на преобразование правовых конструкций юридических лиц. Одной из тенденций развития отрасли российского гражданского права стало совершенствование законодательного регулирования положений, определяющих систему и особенности правового положения отдельных видов юридических лиц. Реформирование организационно-правовых форм организаций является необходимой основой для развития современного общества. Система юридических лиц должна отвечать реалиям современного государства и общества в целом, учитывать как экономические, так политические и социальные условия развития современного российского общества, при этом в условиях трансформации экономических отношений наиболее дискуссионной продолжает оставаться концепция реформирования такого вида юридических лиц, как государственные и муниципальные предприятия. Несовершенство гражданско-правового регулирования деятельности унитарных предприятий и недостаток комплексных научных работ по вопросам правовой природы унитарных предприятий, гражданско-правовой регламентации правового положения унитарных предприятий в системе юридических лиц, управления государственной (муниципальной) собственностью посредством унитарных предприятий - предопределяют необходимость их исследования. Степень научной разработанности темы. Проблематика правового положения и гражданско-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий на всех этапах развития этого института гражданского права традиционно представляла интерес для научного исследования. В науке гражданского права значительный вклад в исследование проблем, затрагивающих общие вопросы природы и деятельности унитарных предприятий, внесли: С.В. Артеменков, B.C. Белых, И.П. Грешников, И.В. Ершова, А.А. Иванов, В.П. Камышанский, Н.М. Козина, Н.В Козлова, К.П. Кряжевских, В.В. Лаптев, А.Б. Лахов, Д.А. Медведев, К.Я. Портной, А.Д. Радыгин, В.А. Рахмилович, А.Я. Рыженков, Е.А. Суханов, А.В. Фролова, И.С. Шиткина, Л.В. Щенникова и другие. Вопросы регламентации деятельности государственных предприятий нашли широкое отражение в трудах многих правоведов: В.К. Андреева, М.И. Брагинского, С.И. Братуся, А.В. Бенедиктова, Д.М. Генкина, В.П. Грибанова, В.А. Дозорцева, О.С. Иоффе, А.В. Карасса, СМ. Корнеева, О.А Красавчикова, Э.Г Полонского А.А. Пушкина, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфиной, В. Шретеря В.Ф. Яковлева, B.C. Якушева и других.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 7 1.1. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных предприятий 7 1.2. Понятие и признаки государственных и муниципальных предприятий 13 1.3. Виды государственных и муниципальных предприятий 23 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 30 2.1. Создание государственных и муниципальных предприятий 30 2.2. Органы управления и их компетенция 38 2.3. Реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий 48 ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 58 3.1. Специфика функционирования и развития государственных и муниципальных унитарных предприятий 58 3.2. Основные причины нарушения законодательства, регулирующего деятельность государственных и муниципальных предприятий 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Список литературы

I. Нормативные правовые акты 1.Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [от 30.11.1994 № 430-ФЗ] // Справочная информ.-прав. система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.02.2020) 2.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: федер.закон : [от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ] // Справочная информ.-прав. система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 10.02.2020) 3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[Текст] : федер.закон : [от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ] Справочная информ.-прав. Система // «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 14.02.2020) 4.О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]: федер.закон : [от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ] // Справочная информ.-прав. система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_35155/ (дата обращения: 15.02.2020) 5.О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" [Текст]: федер.закон : [от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ] Справочная информ.-прав. система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_341777/ (дата обращения: 18.02.2020) 6.О некоммерческих организациях [Текст]: федер.закон : [от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ] // Справочная информ.-прав. система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 10.02.2020) 7.Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федер.закон : [от 29 июня 2018 г. № 171-ФЗ] // Российская газета. – 2018. – 04 июля. – С. 2. 8.Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации [Текст] : [одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009] // Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 11. II. Книги 9.Абова Т.Е., Кабалкин. А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный / Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2007. - 975 с. 10.Алексеева Д.Г. и др. Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев. – М.: Проспект, 2010. – 1072 с. 11.Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том 1 / Под ред. Б. М. Гонгало. - М.: Статут, 2018. – 528 с. 12.Еремичев И.А., Павлов Е.А. Корпоративное право: Учебное пособие / И.А. Еремичев, Е.А. Павлов. - М.: Юнити, 2012. – 439 с. 13.Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / под ред. А.Я. Рыженкова, Б.Б. Инжиевой. – М.: Юстицинформ, 2014. – 182 с. 14.Коммерческое право: Учебник. В 2 ч. Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. – 518 с. 15.Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учебное пособие / В.В. Лаптев. – М.: Юрист, 2003. – 236 с. 16.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / В.В. Румынина. - М.: Академия, 2006. - 192 с. III. Статьи 17.Аверин О.И. Правовые и организационные основы деятельности муниципальных унитарных предприятий и полномочия органов местного самоуправления в этой сфере / О.И. Аверин // Философия права. – 2009. - № 5. - С. 64-67. 18.Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий / С. Артеменков // Законность. - 2003. - № 6. - С. 7 - 11. 19.Беляева О. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики / О. Беляева // Хозяйство и право. - 2004. -№ 10. - С. 120 - 128. 20.Верхова Н.А., Барсегян А.Г. Порядок реорганизации унитарных предприятий / Н.А. Верхова, А.Г. Барсегян // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2016. - № 8. - С. 26-29. 21.Вознюк Н.Ю. Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности / Н.Ю. Вознюк // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 96-98. 22.Золотько Т.А. Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий / Т.А. Золотько // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. - № 6. – С. 6-16. 23.Калиниченко А.Р. Некоторые аспекты, связанные с ликвидацией юридических лиц / А.Р. Калиниченко // Отечественная юриспруденция. – 2018. - № 2. – С. 63-66. 24.Маркова Ю.В. Правовой режим имущества унитарного предприятия / Ю.В. Маркова // Молодой учёный. - 2017. - № 18. - С. 230-232. 25.Маркова Ю.В. Проблемы повышения эффективности правового регулирования деятельности унитарных предприятий / Ю.В. Маркова // Молодой ученый. - 2017. - № 18. - С. 232-234. 26.Паршин К.А. Основные проблемы функционирования унитарных предприятий / К.А. Паршин // Вестник современных исследований. – 2018. - № 4.2. – С. 496-497. 27.Подъячева Л.А. Ликвидация недействующих государственных унитарных предприятий: проблемы правового регулирования / Л.А. Подъячева // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2009. - № 4. - С. 148-150. 28.Степанов В.Г. Унитарное предприятие - пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? / В.Г. Степанов // Юрист. - 2003. № 5. - С. 29 - 36. IV. Диссертации и авторефераты диссертаций 29.Кеворков В.Р. Гражданско-правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Кеворков Вячеслав Рафаэльевич.- Ставрополь, 2010. - 182 с. 30.Кондаков Д.А. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.03 / Д.А. Кондаков. – М., 2009. – 22 с. V. Электронные ресурсы 31.Балахонцев С. В каких формах возможна реорганизация МУП? / С. Балахонцев // Режим доступа: https://pravoved.ru/questio№/2592788/ (дата обращения: 11.02.2020) 32.Беднов О.В. Правовые проблемы реорганизации государственных унитарных предприятий России / О.В. Беднов // Режим доступа: https://ya№dex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwiselawyer.ru%2Fpolez№oe%2F4734-pravovye-problemy-reorga№izacii-gosudarstve№№ykh-u№itar№ykh-predpriyatij-rossii (дата обращения: 14.02.2020) 33.Бородина Р.И. Создание унитарных предприятий / Р.И. Бородина. // Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/172254/ (дата обращения: 31.01.2020) 34.Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции // Режим доступа: https://busi№essma№.ru/№ew-gosudarstve№№aya-i-mu№icipal№aya-orga№izaciya-opredele№ie-osobe№№osti-i-fu№kcii.html (дата обращения: 25.02.2020) 35.Какой порядок преобразования унитарных предприятий в 2020 году? // Режим доступа: https://urstart.ru/kakoj-poryadok-preobrazova№iya-fgup-v-ao/ (дата обращения: 21.02.2020) 36.Корчагин Ю.А. Реорганизация унитарных предприятий с 2019 года / Ю.А. Корчагин // Режим доступа: https://ce№ter-yf.ru/data/ip/reorga№izaciya-u№itar№yh-predpriyatiy-s-2019-goda.php (дата обращения: 27.02.2020) 37.Корчагин Ю.А. Управление унитарных предприятий // Режим доступа: https://ce№ter-yf.ru/data/ip/upravle№ie-u№itar№yh-predpriyatiy.php (дата обращения: 27.02.2020) 38.Кузнецов Ф.Н. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд / Ф.Н. Кузнецов // Режим доступа: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/sozda№ie-u№itar№ogo-predpriyatiya-i-ego-ustav№yj-fo№d.html (дата обращения: 17.02.2020) 39.Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях // Режим доступа: https://vuzru.ru/sushh№ost-i-osobe№№osti-deyatel№osti-u№itar№yh-predpriyatij-v-sovreme№№yh-usloviyah/ (дата обращения: 26.02.2020) 40.Особенности ликвидации унитарных предприятий // Режим доступа: https://eco№omy-ru.com/buhgalterskiy-uchet-k№igi/osobe№№osti-likvidatsii-u№itar№yih-38285.html (дата обращения: 26.02.2020) 41.Рахимова Д.С., Ханнанова Т.Р. Актуальные проблемы совершенствования управления государственными унитарными предприятиями / Д.С. Рахимова, Т.Р. Ханнанова // Режим доступа: https://№ovai№fo.ru/article/5121 (дата обращения: 27.02.2020) 42.Угренинова Е.А., Камышанова А.Е. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / Е.А. Угренинова, А.Е. Камышанова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. - № 2. – С. 47-49. // Режим доступа: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/osobe№№osti-pravovogo-statusa-gosudarstve№№yh-i-mu№itsipal№yh-u№itar№yh-predpriyatiy/viewer (дата обращения: 12.12.2019) 43.Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации // Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/accou№t/basis/a79/44098.html (дата обращения: 24.02.2020) 44.ФАС в СМИ: Госдума приняла закон о ликвидации унитарных предприятий до 2025 г. // Режим доступа: https://fas.gov.ru/publicatio№s/19965 (дата обращения: 19.02.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 1.1. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных предприятий Одно из направлений развития отрасли гражданского права стало совершенствование законодательного регулирования положений, определяющих систему и особенности правового положения отдельных видов юридических лиц. Реформирование организационно-правовых форм организаций является необходимой основой для развития современного общества. Система юридических лиц должна отвечать реалиям современного государства и общества в целом, учитывать как экономические, так политические и социальные условия развития современного российского общества, при этом в условиях трансформации экономических отношений наиболее дискуссионной продолжает оставаться концепция реформирования такого вида юридических лиц, как государственные и муниципальные предприятия. Основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законодательные основы получили развитие в подзаконных нормативных правовых актах, которые детализируют такие вопросы, как порядок создания, назначение руководителя, определение порядка эффективности деятельности предприятий, их отчетность, разграничение полномочий между государственными органами управления и др. По мнению некоторых ученых, длительное отсутствие специального закона о правовом статусе унитарных предприятий существенно ослабляло правовое регулирование этих субъектов хозяйственной деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ новый закон значительно детализировал правовые основы государственного и муниципального унитарного предприятия его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации. 161-ФЗ регламентировал основы управления унитарным предприятием, порядок формирования и использования его имущества, а также специально урегулировал права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий. На деятельность ГУПов распространяются общие правила гражданского законодательства, затрагивающего юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие имеет следующие особенности правового положения: 1) создаются, реорганизуются и ликвидируются по воле собственника имущества; 2) могут быть участниками только того ряда юридических действий, которые соответствуют целям и задачам их создания и закреплены в учредительных документах; 3) уставный фонд должен быть оплачен собственником имущества до государственной регистрации предприятия; 4) если банкротство унитарного предприятия связано с выполнением им обязательных указаний и распоряжений собственника имущества, собственник имущества отвечает по долгам в части, где имущества унитарного предприятия оказалось недостаточно; 5) закон устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, который не может быть изменен соглашением между этими юридическими лицами или собственниками закрепленного за ними имущества; 6) собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Одним из проблемных вопросов правового статуса унитарного предприятия является вопрос его имущественной обособленности. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, которое возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Особый правовой статус унитарных предприятий, а именно ограниченные случаи их создания и сферы деятельности, обусловливают необходимость закрепления за ними исключительно профильного имущества, т.е. имущества, необходимого для осуществления уставных видов деятельности. Так, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порядок определения состава имущества унитарных предприятий устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия собственника имущества. Существование такой организационно-правовой формы юридических лиц, как государственные и муниципальные предприятия, имеет глубокие исторические корни. Возникнув благодаря проводимой Петром I экономической реформе, направленной на создание государственной системы снабжения, они сохранились до сегодняшнего времени, несмотря на происходившие в государстве коренные политические и экономические преобразования. Однако на сегодняшний день проблемные аспекты правового статуса унитарных предприятий указывают на то, что данная организационно-правовая форма не отвечает потребностям современного гражданского оборота. Целесообразность реформирования государственных и муниципальных предприятий, использующих для осуществления своей деятельности комплекс государственного или муниципального имущества, объясняется их негативным влиянием на развитие добросовестной конкуренции в Российской Федерации. Кроме того, особый правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, характеризующийся ограниченным вещным правом на имущество и строго целевой правоспособностью, подрывает основы стабильности гражданского оборота, поскольку контрагенты таких юридических лиц находятся под постоянной угрозой оспаривания собственником имущества совершенных унитарным предприятием сделок, при том что сам собственник имущества не несет практически никакой имущественной ответственности за результаты своего «управления». В этой связи в Концепции развития гражданского законодательства РФ делался вывод о бесперспективности существования такого вида юридических лиц и целесообразности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со стопроцентным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе, с сохранением только федеральных казенных предприятий, осуществляющих свою деятельность в особо важных сферах экономики. Между тем необходимость сохранения государственных и муниципальных предприятий обусловлена многими факторами. Во-первых, публично-правовые образования, имея в собственности огромный пласт имущества, должны обеспечивать его эффективное использование, поскольку доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются одним из основных источников неналоговых доходов бюджетов. Кроме того, непосредственное участие публично-правовых образований в осуществлении предпринимательской деятельности ввиду их особого правового статуса либо невозможно, либо крайне ограничено, поэтому вовлечение имущества в гражданский оборот, в том числе его использование для осуществления предпринимательской деятельности, возможно путем закрепления его на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями. Во-вторых, в структуре государственной и муниципальной собственности существует имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, управление данным имуществом возможно только через такие конструкции, как государственные и муниципальные предприятия и учреждения. В качестве одного из наиболее весомых преимуществ формы государственного унитарного предприятия исследователи выделяют то обстоятельство, что при данных условиях имущество остается в собственности Российской Федерации, что делает данную форму предприятия гораздо прозрачнее. Согласно действующему законодательству, государственные унитарные предприятия обязаны согласно требованию собственника имущества, проводить ежегодный обязательный аудит, целью которого является проверка состояния имущества, стоящего на балансе у предприятия. Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, по своей сути, являются формой опосредованного участия публично-правовых образований в предпринимательской деятельности, когда обособляется часть их имущества, закрепляется за некой юридической личностью и вовлекается в гражданский оборот. Следует отметить, что, хотя унитарные предприятия отнесены к коммерческим юридическим лицам, извлечение прибыли фактически не является главной целью их создания. Сферы, в которых осуществляют свою деятельность унитарные предприятия, это либо заведомо убыточные и дотационные производства, либо это сферы, в которых исключена возможность деятельности иных хозяйствующих субъектов. Более того, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что сферы создания унитарных предприятий зависят от уровня имущества, на базе которого они созданы, причем действующее законодательство содержит запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований разного уровня. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные унитарные предприятия могут создаваться для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, случаи создания унитарных предприятий, поименованные в ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», для муниципальных унитарных предприятий дополнительно ограничиваются вопросами местного значения, которые исчерпывающим образом определены в гл. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В отличие от иных видов коммерческих организаций виды деятельности унитарного предприятия не только должны соответствовать предмету и целям его создания, но и исчерпывающим образом должны быть поименованы в Уставе предприятия. Правовая конструкция унитарных предприятий объективно нуждается в преобразованиях, однако в рамках реформирования законодательства, определяющего правовой статус унитарных предприятий, необходимо создавать правовые нормы, позволяющие унитарным предприятиям интегрироваться в современную экономику. 1.2. Понятие и признаки государственных и муниципальных предприятий Действующим российским законодательством среди прочих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предусмотрена возможность создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. В Гражданском кодексе РФ предоставляется традиционное определение предприятия на унитарной основе в качестве коммерческой организации, которая не наделена правом собственности за закрепленным за ним имуществом. Также подчеркивается неделимость имущества предприятия на унитарной основе, не подлежащего распределению по вкладам (долям). Унитарные предприятия следует отнести к категории коммерческих организаций, однако в отличие от других организаций, преследующих коммерческие цели, они имеют не общую, а специальную правоспособность. Вторым отличительным признаком предприятий на унитарной основе от других коммерческих организаций является их отнесение к категории юридических лиц на унитарной основе в соответствии с новой классификацией (статья 65.1 Гражданского кодекса РФ). Все другие организационно-правовые формы организаций на коммерческой основе относятся к юридическим лицам корпоративного характера. Эта организационно-правовая форма применяется публично-правовыми образованиями в качестве особого способа участия государства или муниципальных образований в гражданских правоотношениях. В Гражданском кодексе РФ выделяются две разновидности предприятий на унитарной основе: муниципальные и унитарные. В порядке и случаях, определенных законодательством о муниципальных и государственных унитарных предприятиях, может быть учреждено казенное предприятие . Правовые основы управления унитарными предприятиями были определены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности управления федеральными казенными предприятиями были урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». В нем были установлены правила создания и реорганизации предприятия, дан перечень документов, необходимых для его организации, порядок отчетности и др. В настоящее время политику в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяет Министерство экономического развития . Выделяются следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями: – обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность); – внедрение системы экономического мониторинга и контроля за функционированием федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества). Помимо Росимущества от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия, может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Министерство обороны РФ и другие федеральные министерства. Росимущество участвует в формировании уставного фонда унитарных предприятий, утверждает уставы и программы их деятельности, принимает решения о назначении на должность руководителя предприятия, согласовывает совершение сделок, которые связаны с получением банковских гарантий, предоставлением поручительств и займов, а также крупных сделок. В отчетах, предоставляемых руководителями унитарных предприятий уполномоченным органам, предусмотрены следующие показатели: доля по основному продукту на рынке деятельности предприятия, себестоимость на рубль продаж, производительность труда, рентабельность по чистой прибыли, долговая нагрузка и ликвидность, уровень расходов на НИОКР в общей сумме выручки и др. Сравниваются плановые показатели и фактически достигнутые. Необходимо также обосновать, почему произошло отклонение от плана. К отчету руководителя предприятия помимо этого прилагаются следующие документы: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, справка для ведения федерального реестра имущества, документ, подтверждающий участие предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, порядок вознаграждения руководителя. Следует отметить, что продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении предприятий, а также имущество, приобретенное ими за счет доходов от своей деятельности, являются федеральной собственностью. Имущество казенных предприятий будет формироваться за счет следующих источников: имущество, закрепленное на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходы предприятий от их деятельности; другие источники, которые не противоречат российскому законодательству . На данный момент в соответствии со сметой доходов и расходов проводится финансирование деятельности казенного предприятия. Чистая прибыль казенных предприятий распределяется в соответствии с законодательством РФ. 25% прибыли перечисляется в соответствующий бюджет, а остальная часть прибыли может распределяться по различным фондам. Например, резервный фонд используется для покрытия убытков, социальный фонд – на укрепление здоровья работников предприятий и другие социальные нужды, жилищный фонд – для приобретения и строительства жилья, фонд материального поощрения – для премирования работников . В Постановлении Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» указывалось, что основная деятельность значительного числа унитарных предприятий не всегда отвечает интересам государства. В связи с этим предусматривалось установление оптимального количества унитарных предприятий путем преобразования их в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. Однако законодатель проявил непоследовательность в реализации запланированных мероприятий по уменьшению числа унитарных предприятий, расширив возможности создания казенных предприятий. Первоначальная редакция ст. 115 ГК устанавливала возможность создания унитарных предприятий, которые основаны на праве оперативного управления (казенных предприятий), исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Однако Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях внес изменения в ст. 115 ГК, определив возможность создания казенных предприятий на базе государственного или муниципального имущества. Именно специфические цели создания унитарных предприятий, не ориентированные на систематическое извлечение прибыли, являются основой для критики их правового статуса как коммерческих организаций. Помимо строго установленных целей создания казенных предприятий данные юридические лица имеют следующие особенности: - правовой режим имущества - право оперативного управления (государственные и муниципальные унитарные предприятия действуют на праве хозяйственного ведения); - наличие субсидиарной ответственности по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества (п. 3 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; - отсутствие требования к формированию уставного фонда казенного предприятия (п. 5 ст. 12 Закона); - в казенном предприятии распределением доходов занимается Правительство РФ, орган местного самоуправления, субъект РФ или уполномоченный орган государственной власти (п. 3 ст. 17 Закона); - особый порядок распоряжения имуществом (ст. 19 названного Закона). В 2014 г. была принята государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом». Результатом выполнения запланированных программой мероприятий станет отсутствие федеральных государственных унитарных предприятий, которые основаны на праве хозяйственного ведения, к 2018 г., утверждение «дорожных карт» в отношении подлежащих сохранению в федеральной собственности федеральных государственных учреждений, федеральных казенных предприятий. Унитарные предприятия не являются субъектами права собственности. Они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, как полученным от учредителя, так и приобретенным в процессе осуществления хозяйственной деятельности, на основе ограниченных прав оперативного управления и прав хозяйственного ведения, то есть вещных прав. В правоприменительной практике встречаются попытки закрепления за унитарным предприятием имущества на праве собственности. Но данные действия являются нарушением норм действующего законодательства, не допускающего наличия права собственности у унитарного предприятия. Суды выносят в таких случаях решение, согласное которому испрашиваемое имущество не может принадлежать унитарному предприятию на праве собственности, Это связано с тем, что данное имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или на ином ограниченном вещном прав, а собственности находится у государства или муниципалитета. Правовой режим имущества унитарного предприятия регламентирован гл. 19 «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» Кодекса. Основное различие между данными ограниченными вещными правами состоит в объеме правомочий, как собственника имущества, так и самого унитарного предприятия по распоряжению имуществом. Как правило, собственник имущества, которое находится в хозяйственном ведении: - на основе закона контролирует использование по назначению и сохранность имущества, которое принадлежит предприятию; - решает вопросы создания и деятельности унитарного предприятия. Все остальные полномочия принадлежат унитарному предприятию. При этом собственник обязан наделить унитарное предприятие имуществом и финансировать его деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных законом и уставом. В частности, суд посчитал, что именно бездействие собственника по формированию уставного фонда, как и в дальнейшем, недофинансирование его деятельности, привело к невозможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества казенного предприятия вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за предприятием либо приобретенное казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Собственник унитарного предприятия такими правами не наделен. Он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (п. 1 ст. 295 ГК). Несмотря на необходимость сохранения юридической конструкции ограниченных вещных прав на хозяйствование с имуществом собственника, в переходный период преобразований от административно-командной, плановой экономики к рыночной экономике, предпринимательскому типу хозяйствования признавалось, что организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств. Разработчики Концепции развития гражданского законодательства пришли к выводу о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций. Допустимым признавалось лишь сохранение федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики (п. 6.3 Концепции). Единственным учредительным документом унитарного предприятия Кодексом признается устав. Устав должен быть утвержден уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Минэкономразвития России разработало Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Кодексом закреплены основные требования к содержанию устава унитарного предприятия, в том числе и казенного. В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях состав сведений, подлежащих обязательному включению в устав унитарного предприятия, превышает указанный в ГК минимум. Более точно, чем в Кодексе, сформулированы в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях требования относительно сведений в уставе об уставном фонде. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли; сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Особенностью унитарных организаций является система управления, основанная на принципе единоначалия. Комментируемая статья определяет традиционный подход к определению в качестве органа унитарного предприятия его руководителя. Руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом. Кроме того он без доверенности имеет право действовать не только от имени унитарного предприятия, но также осуществлять различные действия (выдавать доверенности, прекращать трудовые договоры, издавать приказы, принимать работников на работу, утверждать штаты и структуру данного предприятия). Если иное не предусмотрено законом, руководитель унитарного предприятия назначается уполномоченным собственником органом. В предыдущей редакции комментируемой нормы Кодекса назначение руководителя признавалось компетенцией собственника либо уполномоченного собственником органа. Также указывалось, что руководитель им подотчетен. Действующая редакция Кодекса устанавливает, что руководитель подотчетен уполномоченному собственником органу. Данный вариант представляется более точным, так как позволяет сконцентрировать все управленческие и контрольные функции уполномоченного собственником органа. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества. По общему правилу, установленному комментируемой статьей, собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В п. 2 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено дополнительное основание для привлечения собственника имущества унитарного предприятия к ответственности по обязательствам предприятия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 79 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 57 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 71 страница
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg