Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Компенсация как вид социального обеспечения

irina_k200 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Целью настоящей работы является анализ сущности и видов компенсационных выплат как вида социального обеспечения. Из цели работы исходят ее задачи: ? определить социальное обеспечение и его виды; ? рассмотреть понятие компенсационных выплат как вида социального обеспечения; ? выделить источники правового регулирования компенсационных выплат; ? рассмотреть компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком; ? изучить компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся за питание; ? проанализировать иные виды компенсационных выплат. Исходя из поставленных задач, структурно основная часть работы состоит из двух глав, разбитых на параграфы, в которых рассматриваются поставленные выше вопросы. Источниками для написания работы послужили нормативные акты РФ, а также учебная и научная литература по исследуемой проблематике.
Введение

По смыслу Конституции РФ социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство . Конституционные права граждан в социальной сфере - это права на получение от государства и общества необходимых материальных условий существования . Н.В. Витрук, разрабатывая теорию правового положения личности, выделяет ее социально-правовой статус, который обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, т.е. социальную защиту (ст. 7 Конституции РФ) . В социально-правовой статус личности в соответствии с положениями Конституцией РФ он включает: права и законные интересы, связанные с государственной защитой семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ч. 1 ст. 38); право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); право каждого на жилище, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 1 и 3 ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В России цели оказания государственной социальной помощи сформулированы в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» . Формулировка указанных целей в российском законодательстве достаточно спорная. Первая цель - поддержание уровня жизни малоимущих семей. Логичнее было бы добавить к данной формулировке - достойного. Вторая цель - адресного использования бюджетных средств аналогична третьей цели и относится более к бюджетному законодательству, более того, бюджетные средства должны использоваться на цели, предусмотренные законодательством. Третья цель - усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан также не относится к целям социальной помощи, поскольку, во-первых, в том виде, в котором она оказывается в настоящее время, такая помощь предоставляется достаточно большому кругу получателей и в довольно слабой мере отражает какую бы то ни было адресность, а во-вторых, постановка данной цели вовсе не обязательна, поскольку уже первой целью формируется круг получателей, и при введении уточненного определения малоимущих необходимость в ее выделении отпадает. Четвертая цель (создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг) также не имеет отношения к государственной социальной помощи, поскольку относится более к целям организации социальных органов, а не к отдельному виду их деятельности. Снижения уровня социального неравенства пятая цель, которую действительно нужно закрепить в рамках данного Закона. И наконец, шестая цель - повышение доходов населения достигается в большей мере за счет установления минимальной заработной платы и пенсий на уровне хотя бы прожиточного минимума. Более точно она может быть сформулирована как обеспечение достойного уровня жизни населения (доходов населения на уровне прожиточного минимума). Кроме того, такая цель, как увеличение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума, изначально существовала в данном Законе, однако впоследствии была исключена. Вышесказанное обуславливает актуальность исследования объекта настоящей работы – социальное обеспечение граждан РФ. Предмет работы – компенсация как вид социального обеспечения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения и компенсационных выплат 6 1.1. Социальное обеспечение и его виды 6 1.2. Понятие компенсационных выплат как вида социального обеспечения 12 1.3. Источники правового регулирования компенсационных выплат 15 Глава 2. Основные виды компенсационных выплат 19 2.1. Компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком 19 2.2. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся за питание 22 2.3. Иные виды компенсационных выплат 28 Заключение 35 Список использованных нормативных актов и специальной литературы 38
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237. 2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 30. Ст. 3597. 3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) // СЗ РФ. от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. Ст. 3. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп. от 05.03.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3686. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563. 7. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Ведомости ВС РСФСР. 1971. N 50. Ст. 1007. 8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 52. Ст. 5880. 9. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 04.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475. 10. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ от 27 октября 1997 г. N 43 ст. 4904. 11. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» // СЗ РФ. от 3 января 2005 г. N 1 (часть II) ст. 109. Специальная литература 1. Баранов В.Н., Толстик В.А. Кодификационный процесс и результат (Международная научно-практическая конференция «Кодификация законодательства: теория, практика, техника», Нижний Новгород, 25 - 26 сентября 2008 г.) // Журнал российского права. 2009. N 4. 2. Богдановская И.Ю. Особенность систематизации в странах общего права // Право и политика. 2009. N 7. 3. Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение. 2013. N 2. 4. Гончарова С.Г. Правовая защита человека как социальный инструмент становления и развития правового государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 8. С. 3 - 7. 5. Ерохина Т.В. К вопросу о проблемах правового обеспечения приоритетного национального проекта в области здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2007. N 1. 6. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права. 2010. N 1. 7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2011. С. 364. 8. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 40. С. 153 - 193. 9. Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. 2010. N 6. С. 42 - 44. 10. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962. 11. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. 12. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства. Т. 3. 2008 (декабрь). Выпуск 2. 13. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Инфра-М-Норма, 2009. 14. Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (под ред. Э.Р. Курманова). - Система ГАРАНТ, 2013. 15. Лавров М.В. О проблемах развития правового регулирования в сфере корпоративных отношений и корпоративного контроля // Юрист. 2006. N 9. 16. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 17. Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2011. 18. Научные труды Российской академии наук. Вып. 2. Т. 2. 19. Носков Б.П., Брусник Е.В. Состояние нормативно-правовой базы и правовое обеспечение национальных проектов в сфере образования // Социальное и пенсионное право. 2007. N 1. 20. Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. N 2. 21. Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2013. 22. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Городец, 2003. 23. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2009. С. 363. 24. Правовые основы здравоохранения в России / Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2001. 25. Путило Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации // Журнал российского права. 2007. N 1. 26. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2010. N 4. 27. Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита» // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 15 - 17. 28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006. 29. Рыбакова С.В. К вопросу о систематизации банковского законодательства // Банковское право. 2006. N 2. 30. Самсонов В.Н. Административное законодательство: понятие, содержание, реформа. Харьков, 1991. 31. Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт регулирования // Социальное и пенсионное право. 2012. N 4. 32. Система советского законодательства. М., 1980. 33. Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971. 34. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 30. 35. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 1. Воронеж, 1998. 36. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991. 37. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. 38. Уржинский К.К. Правовые аспекты борьбы с бедностью и проблемы реализации международных стандартов в области прав человека в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: ТК «Велби»; «Проспект», 2004. С. 2. 39. Худойкина Т.В., Толкунова Н.А. Информационные аспекты систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения // Информационное право. 2010. N 3. С. 10 - 14. 40. Чашин А.Н. История, состояние и перспективы кодификации медицинского законодательства России // Медицинское право. 2007. N 1. 41. Шебанова А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 1. С. 2 - 6. 42. Экштайн К. Основные права и свободы: Учеб. пособие. М.: NOTA BENE Медия Трейд Компания, 2004. 43. Яблокова И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 30 - 32. 44. Ягофаров Д.А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права // Право и образование. 2004. N
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения и компенсационных выплат 1.1. Социальное обеспечение и его виды Имеющиеся у человека социальные права важны для него в той мере, в которой они служат удовлетворению его реально существующих потребностей, отвечают его интересам. Субъективные права выступают средством, при помощи которого индивид получает доступ к определенным благам. Чем более настоятельно, жизненно необходимо удовлетворение той или иной потребности, тем большее значение имеет адекватное отражение в праве возможностей ее удовлетворения. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют социальное обеспечение одним из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса . Анализируя определения, даваемые другими авторами, они обращают внимание на то, что под социальным обеспечением понимается система материального обеспечения и обслуживания граждан, в частности по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законодательством случаев при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несению дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам . Уже в первый год своего существования Советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементами которого было, в частности, обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребенка, детских домах. Детские приюты и воспитательные дома, действовавшие за счет средств благотворительных организаций, после упразднения этих организаций были реорганизованы в дома матери и ребенка, детские ясли, детские дома для сирот, что свидетельствовало о внимании государства к проблемам социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей. В 1919 г. вводится бесплатное детское питание (бесплатный отпуск пайков на детей до 14-летнего возраста) независимо от социального положения родителей . В период нэпа было сформировано соответствующее ему законодательство, в частности, был решен вопрос о пенсионном обеспечении при потери кормильца . Были установлены пособия по временной нетрудоспособности и материнству в размере фактического заработка; дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка . Постановлением СНК РСФСР от 30 августа 1923 г . все учреждения социального воспитания, обслуживания детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п. были переданы органам Наркомпроса и содержались в основном за счет средств, отпускаемых государством. Поскольку финансирование было недостаточным и в основном должно было осуществляться за счет средств местных бюджетов, произошло сокращение стационарных дошкольных и внешкольных учреждений с одновременным развитием сети так называемых площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или двухразовым питанием. Дети с первых дней жизни до двухлетнего возраста берутся на учет соответствующими консультациями, которые организуют выдачу для них детского питания. Дома матери и ребенка принимают по направлению специальных комиссий на бесплатное содержание беременных женщин, матерей с детьми (на срок не более двух месяцев) детей-сирот грудного возраста . Постепенно расширяется сеть детских яслей и садов. 16 июня 1926 г. было принято Положение о детском доме. Оно предусматривало такие типы детских домов, как дошкольный, для детей школьного возраста, трудовая коммуна для детей 13-16 лет. Затем появляются санаторно-лесные школы, функционирующие круглый год (в основном для детей, больных туберкулезом). Со временем зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов, включая детей. За ними закрепляется право на поступление в профтехшколы и техникумы системы Наркомата социального обеспечения . В период сплошной коллективизации колхозные кассы взаимопомощи становятся правопреемниками крестьянских касс общественной взаимопомощи. Согласно Положению о кассах общественной взаимопомощи, принятому ВЦИК и СНК РСФСР 13 марта 1931 г. они создают и содержат детские ясли, детские площадки, оказывают помощь нетрудоспособным колхозникам. В 1937 г. государство полностью взяло на себя финансирование здравоохранения, а также расходы на содержание детских яслей и садов. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение приобрели все граждане независимо от их правового положения . Таким образом, как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия социальное обеспечение детей развивалось в соответствии с теоретическими положениями, содержащимися в многочисленных трудах классиков марксизма. Как пишут М.В. Лушникова и А.М. Лушников, советская система государственного социального обеспечения в зрелый период развития имела очевидные сильные стороны: охват практически всего населения; покрытие практически всех социальных рисков; универсальность; достаточно высокий процент замещения заработной платы (впрочем, при ее небольшом размере); гарантированность для всего населения бесплатной медицинской помощи (с акцентом на профилактические мероприятия) и образования; реальная гарантированность права на существование (биологическое выживание) всем гражданам. Тем не менее исторический очерк в их работе озаглавлен: «Советская модель социально-обеспечительного законодательства: прорыв в будущее или торжество утопии». Заканчивают они его следующим положением: несмотря на достигнутые успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м месте в мире . Смена общественного строя, переход к рынку сказались и на социальном обеспечении. Как отмечал А.Е. Козлов, общественный строй оказывает существенное влияние на государственную политику в области социального обеспечения, на его содержание и задачи. Согласно капиталистической идеологии каждый гражданин должен обеспечивать себя средствами существования и поддерживать свое бытие с помощью собственной предприимчивости. Основным двигателем развития экономики считается частная инициатива. Соответственно этому проводится социальная политика, организован институт социального обеспечения, призванные укреплять ту основу, на которой держится капиталистический общественный строй . Применительно к детям это означает, что в капиталистическом обществе ответственность за их благосостояние несет и должна нести семья. Соответственно, рождение детей должно предполагать наличие у родителей возможностей для их содержания. Коль скоро мы отказались от социалистической системы хозяйствования и обратились к капиталистическому способу производства, массовое распространение и одобрение получила идеология индивидуального благополучия, рационализма, выгоды, предприимчивости, жизни для себя. В таких условиях закономерно снижение интереса к браку, семье и детям, их рождению и воспитанию. Еще до возможного рождения детей взвешиваются все связанные с этим плюсы и минусы, делается вывод о нецелесообразности брать на себя немалые, а зачастую и непосильные заботы по их воспитанию и содержанию, тем более что эти заботы трудно сочетать с профессиональной активностью, успешной карьерой, особенно женской. Кроме того, в российских условиях сознательное отцовство и материнство, при котором могут быть обеспечены потребности всей семьи, является уделом незначительного меньшинства людей. Большинство же рожает и воспитывает детей главным образом в силу биологической, психологической, духовной потребностей в продолжении рода либо в силу религиозных убеждений, заведомо идя на связанные с этим трудности. В любом случае россияне оказываются в условиях жесткой конкуренции потребности в детях с потребностями в приобретении источника средств к существованию и в личном благосостоянии. Отсюда и отказ от рождения детей, и малодетность, и распространенность абортов, и оставление детей в родильных домах, и внебрачное материнство, и социальное сиротство, равно как и беспризорность детей. Отсюда распространенные высказывания в адрес родителей: «зачем плодить нищету?», «нечего было рожать», «мы вас рожать не просили». И убеждения будущих и молодых родителей в том, что либо они еще материально не готовы к рождению детей, либо никому до их детей нет дела. Общеизвестно и то, что, как уже отмечалось, работодателю невыгодны не только работники с семейными обязанностями, но и бездетные женщины фертильного возраста. При этом во многих официальных документах говорится о необходимости государственной заботы о материнстве и детстве, повышении благосостояния семей с детьми. Эти проблемы оцениваются и с позиции национальной безопасности и национальных интересов, а также с позиции развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. Низкая рождаемость и сокращение численности населения в России признаются также и острыми демографическими проблемами, требующими незамедлительного решения. Однако все посвященные этому концепции, нормативные правовые акты, программы предусматривают в перспективе (как правило, отдаленной) «расширить охват», «повысить (или понизить) процент», «принять дополнительные меры», «увеличить размеры», переломить неблагоприятную статистику и т.п. Они не нацеливают на 100%-ное решение проблем каждого ребенка и каждой семьи, причем не когда-либо в будущем, а именно сегодня. Изучение этих документов приводит к выводу, что любой ребенок может оказаться в положении, когда останется без необходимой ему помощи или даже вообще без средств к существованию. Отсюда - пессимистические прогнозы многих исследователей и отношение ко многим нормативным актам и официальным установкам, как к популистским, декларативным . Теоретически изменение ситуации возможно, если отвлечься от того, что ребенок прежде всего не член семьи, отпрыск родителей, пребывающий в том или ином «домохозяйстве», которое организует его жизнь. Он, как уже говорилось, является и должен восприниматься (в частности, в сфере социального обеспечения) в первую очередь как человек и гражданин, хотя бы по аналогии с лицами пенсионного возраста, социальное обеспечение которых не зависит от наличия у них семьи и трудоспособных детей. При таком подходе каждому ребенку должны быть гарантированы права, установленные Конвенцией о правах ребенка и Конституцией РФ, включая право на социальное обеспечение. Понятно, что уровень социального обеспечения детей может и должен зависеть от возможностей семьи, однако в совокупности с этими возможностями блага социального обеспечения должны быть достаточными для полного удовлетворения его потребностей в необходимых средствах существования. 1.2. Понятие компенсационных выплат как вида социального обеспечения Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 2 ТК РФ). Для реализации этого принципа трудовое законодательство предусматривает различного рода гарантии и компенсации, которые установлены разделом VII «Гарантии и компенсации» ТК РФ. Понятие гарантии и компенсации раскрыто в статье 164 ТК РФ. Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. То есть основной целью компенсаций является возмещение расходов, осуществленных работником в связи с исполнением трудовых и иных обязанностей . Статьей 165 ТК РФ определено, что гарантии и компенсации фактически разделены на общие и специальные. Общие виды гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, компенсации за неиспользованный отпуск и другие) предоставляются и выплачиваются исключительно всем работникам организации. Отметим, что указанный перечень открытый, то есть в трудовом договоре могут быть предусмотрены и иные случаи предоставления работникам гарантий и компенсаций по сравнению с установленными трудовым законодательством. Также трудовым договором могут устанавливаться более высокие размеры компенсационных выплат. Кроме того, работникам, помимо оклада, могут выплачиваться различные доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и другие . При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей (статья 165 ТК РФ). Кроме гарантий, трудовое законодательство предусматривает денежные выплаты для возмещения дополнительных затрат, понесенных работниками в связи с выполнением ими трудовых или иных установленных федеральными законами обязанностей (ст. 164 ТК). Они называются компенсациями. Компенсации следует отличать от компенсационных выплат, входящих в состав заработной платы работника и названных так в соответствии со своей целевой направленностью (ст. 129 ТК). В отличие от компенсационных выплат, которые представляют собой часть вознаграждения за труд (компенсацию неблагоприятного воздействия вредных производственных факторов, неудобного режима и т.п.), компенсации по смыслу ст. 164 ТК направлены на покрытие дополнительных расходов работника. Часто предоставление гарантий в виде сохранения места работы и среднего заработка сочетается с компенсациями, поскольку наряду с выполнением соответствующих обязанностей работник несет дополнительные расходы. Основные случаи предоставления гарантий и компенсаций предусмотрены в ст. 165 ТК. Они предоставляются: - при направлении в служебные командировки; - при переезде на работу в другую местность; - при исполнении государственных или общественных обязанностей; - при совмещении работы с обучением; - при вынужденном прекращении работы не по вине работника; - при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; - в некоторых случаях прекращения трудового договора; - в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника. Вместе с тем разд. VII ТК не ограничивается указанными в ст. 165 ТК случаями, а существенно добавляет их . Кроме того, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут быть предусмотрены иные случаи предоставления работникам гарантий и компенсаций, а также устанавливаться более высокие размеры гарантийных и компенсационных выплат в случаях, предусмотренных законодательством. По общему правилу гарантии и компенсации предоставляются за счет средств работодателя. Вместе с тем в тех случаях, когда работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей в интересах других органов и организаций, соответствующие гарантийные и компенсационные выплаты производятся за счет этих органов и организаций либо путем прямых выплат работникам (например, присяжным заседателям), либо путем возмещения работодателям понесенных расходов (например, Минобороны России возмещает работодателям расходы, связанные с реализацией Закона о воинской обязанности) в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. В таких случаях работодатель лишь освобождает работника от основной работы на период выполнения государственных или общественных обязанностей. 1.3. Источники правового регулирования компенсационных выплат В Конституции РФ закреплен ряд положений, характеризующих роль государства в той или иной области социальной деятельности: "государство гарантирует" (ст. ст. 37, 39, 43, 45, 46); "государство принимает меры" (ст. 41); "государство поощряет" (ст. ст. 39, 40, 41); "государство предоставляет" (ст. 40); "государство защищает" (ст. 38); "государство признает" (ст. 37); "государство создает условия" (ст. 40). Таким образом, сама по себе деятельность государства в социальной сфере имеет скорее опосредованный, нежели непосредственный, характер. Исходя из изложенного, мы приходим к выводу, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, в принципе осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права. Анализ правовой базы в области занятости свидетельствует о полноте системы законодательства о занятости, однако оно громоздко и не совсем эффективно. Поэтому все чаще мы говорим о гармонии не только в законодательстве, но и в праве. Право, регулирующее реальные отношения в жизни людей, ориентируясь на нужды ее отдельных сторон, редко предстает в своей целостности и стройности. Законодательство, дробясь на отрасли, институты, акты, нормы в государственном масштабе, на семейства отраслей, отрасли, подотрасли права в науке, создает сложную систему, части которой наслаиваются друг на друга, сталкиваются в частных конфликтах в процессе служения обществу . Поэтому цель гармонизации правовой системы - добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части - в законодательстве (даже одного государства). В сферу трудового права входят правовые нормы, направленные на предотвращение необоснованного прекращения трудового договора, правила заключения трудового договора, охраны трудовых прав работающих граждан. Однако некоторые из перечисленных отношений входят не только в сферу трудового права. Например, отношения по трудоустройству инвалидов с намерением заключить трудовой договор можно отнести как к трудовому праву, так и к праву социального обеспечения. Действительно, в силу действующего законодательства одной из мер социальной защиты выступает реабилитация, которая включает и профессиональную. Трудоустройство - один из элементов профессиональной реабилитации. Однако ст. 1 ТК РФ относит отношения по трудоустройству у данного работодателя к предмету трудового права. В этой связи представляется более правильной позиция тех авторов, которые предлагают рассматривать трудоустройство инвалидов в двух аспектах: и с точки зрения социального обеспечения, и как гарантию в сфере занятости . В последнем случае речь идет о трудоустройстве как форме содействия трудовой занятости. Приведенные примеры лишний раз свидетельствуют о многоотраслевом регулировании отношений в сфере содействия трудовой занятости населения. Это не могло не сказаться на содержании действующего Закона о занятости населения в России и странах СНГ. Взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеют следующие статьи Закона о занятости в РФ: ст. 8, подтверждающая право граждан на выбор места работы и говорящая об оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 21 (п. 5) - о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, ст. 24 (п. п. 2, 3) - о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; ст. 21 (п. п. 2, 3) - об условиях массового увольнения работников. Непосредственную связь с правовыми нормами гражданского права имеет ст. 2 Закона о занятости в РФ, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: занимающихся предпринимательской деятельностью; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Аналогичная взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеется и в законах о занятости стран СНГ. Статья 11 Закона о занятости, упоминающая о праве граждан на защиту своих интересов путем обжалования решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в суд, корреспондирует со ст. 46 Конституции РФ и дает основание для обращения к гражданскому процессуальному праву и ГПК РФ по поводу выяснения механизма реализации права на судебную защиту прав граждан . Нормы финансового права необходимы для претворения в жизнь ст. 22 Закона, определяющей источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Наибольшее количество статей Закона о занятости (ст. ст. 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35) являются правовыми нормами, относящимися к праву социального обеспечения. Именно они регулируют отношения, связанные с условиями, порядком назначения и выплаты пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии безработным. Глава 2. Основные виды компенсационных выплат 2.1. Компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон N 255-ФЗ) застрахованные лица обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи. В ст. 6 данного Закона из числа членов семей упоминаются лишь дети. Кто еще относится к членам семей, остается неизвестным. Чем же должны руководствоваться работники медицинских учреждений при выдаче листков временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи? К сожалению, в Семейном кодексе РФ к членам семей отнесены одни лица, в Жилищном кодексе РФ - другие, в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» - третьи. На наш взгляд, требуется в срочном порядке внести соответствующие изменения в ст. 5 Закона N 255-ФЗ. При этом весьма полезно было бы изучить опыт Чешской Республики по данному вопросу. Согласно Закону Чешской Республики N 54/1956 «О страховании по нетрудоспособности работников» пособие при болезни членов семьи выделяется в качестве самостоятельной выплаты. Кроме того, к членам семьи отнесены: супруг (супруга); дети; друг (подруга), проживающие совместно не менее трех месяцев; внуки, братья, сестры; родители, бабушки и дедушки; тесть, теща, свекор, свекровь; сестра либо дочь, которая ведет домохозяйство вдовы (вдовца), разведенной, разведенного застрахованного лица либо ухаживает за его ребенком школьного возраста, бывший муж (бывшая жена). К числу дефектов Закона N 255-ФЗ необходимо отнести положение ч. 3 ст. 12, по которому застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Подобное положение содержится в ч. 6 ст. 7 этого Закона и касается размера пособия по временной нетрудоспособности. Однако одно дело - пособие по временной нетрудоспособности, а другое - по беременности и родам. Это два самостоятельных социальных пособия. Если в отношении пособий по временной нетрудоспособности нормы ограничительного характера можно оправдать, то в отношении пособий по беременности и родам - ни в коем случае. В настоящее время государством принимаются меры к стимулированию рождаемости. Поэтому следует отменить правовые нормы, ограничивающие права женщин на выплаты по беременности и родам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg