Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

irina_k200 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Целью данной дипломной работы является исследование системы ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1)Изучить понятие и признаки ответственности за совершение налоговых правонарушений; 2)Рассмотреть порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений; 3)Проанализировать налоговую ответственность за налоговые правонарушения в узком смысле; 4)Проанализировать налоговую ответственность за налоговые правонарушения в широком смысле; 5)Раскрыть уголовную ответственность налогоплательщиков; 6)Раскрыть административную ответственность налогоплательщиков. Объектом исследования, являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения. Предмет исследования — это нормы налогового, уголовного кодексов и кодекса об административном правонарушении, а также другие смежные акты, устанавливающие ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения. Примененные методы в данной курсовой работе являются: сравнительно-правовой, специально-юридический. Теоретическую основу исследований составляют работы таких авторов как: Алешина И.А., Хомушку С.В., Дзыба Ю.А., Яхонтова А.Ю., Зарамышева Д.А., Горлова Е.Н. и других. Нормативную основу исследований составляют такие акты как: Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие. Эмпирическую основу составляют такие документы как: Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ по делу №А50-4625/2007-А19, Постановление Пленума Верховного суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ» и другие. Структуру дипломной работы составляет введение, 3 главы включающие в себя по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы.
Введение

Государства и взаимосвязанные с ними налоги не могут существовать без системы налогообложения. Налоги как индивидуально безвозмездный платеж появились еще с возникновения первых государств и государственных образований. Они нужны были, прежде всего, для содержания государственного аппарата, армии. Налоги нужны были также для удовлетворения различных потребностей: строительство зданий, различных сооружений, дорог, ликвидации стихийных бедствий, а также поддержания общественного порядка. Таким образом, налоги играют большую роль для реализации лежащих перед государством задач. Огромное значение налоги имеют, и по сей день. Они составляют большую часть доходов государства, что позволяет в полной мере реализовать свои государственные функции. Около 80% бюджета Российской Федерации составляют налоговые платежи. Такие налоги активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни. Из этого можно сделать вывод, что налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной и муниципальной казны. Требуемое количество налогов государство взимает с физических и юридических лиц. Обязанность данных лиц устанавливается, прежде всего, в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ . Так, в статье 57 Конституции РФ в императивной основе установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Однако возникают ситуации, когда данные налоги в силу различных причин не уплачиваются. Для решения данных проблем государство создает специальные меры, именуемые юридической ответственностью, которые применяются соответствующим лицам за их неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, тем самым побуждая людей и организаций больше не совершать данные правонарушения, а также способствуя реализации системы предупреждения совершения правонарушений соответствующими органами. Этим и определяется актуальность данной темы.
Содержание

Введение……………………………………………………………….3 Глава 1.Общая характеристика ответственности за совершение налоговых правонарушений………………………………………………..6 1.1. Понятие и признаки ответственности за совершение налоговых правонарушений……………………………………………………….........6 1.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений……………………………………………………….........12 Глава 2.Налоговая ответственность за налоговые правонарушения в системе ответственности налогоплательщика……………………………..25 2.1.Налоговая ответственность за налоговые правонарушения в узком смысле………………………………………………………………………..25 2.2.Налоговая ответственность за налоговые правонарушения в широком смысле…………………………………………………………….37 Глава 3.Характеристика видов ответственности за налоговые правонарушения в системе ответственности налогоплательщика……….43 3.1Уголовная ответственность налогоплательщиков……………...43 3.2Административная ответственность налогоплательщиков….....55 Заключение……………………………………………………………63 Список использованной литературы………………………………..69
Список литературы

Раздел «I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы» 1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12.12.1993// Собрание законодательства РФ .—2014. — №31. ? Ст.4398. 2) Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998, №146-ФЗ:[ ред.29.09.2019]/ Собрание законодательства РФ.?1998.?№31.? Ст.3824. 3) Кодекс об административных правонарушениях от 30. 12. 2001, № 195-ФЗ: [ред. 02.12.2019]// Российская газета.?2001. ? №256. 4) Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996, №63-ФЗ: [ред.04.11.2019]/Собрание законодательства РФ .—1996.—№25.—Ст.2954. 5) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ [ред.02.12.2019]/Собрание законодательства РФ.—2002.—№30.—ст.3012. 6) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ[ред. от 27.12.2019]//Собрание законодательства РФ. —1998. —№31. — ст.3823. 7) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: [ред. от 16.12.2019] // Собрание законодательства РФ. ? 1994. ? № 32. ? Ст. 3301. 8) Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 12.12.2001 №174-ФЗ [в ред. от 27.12.2019]//Собрание законодательства РФ.— 2001.—№52(ч.1) —ст.4921. 9) Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. №140-ФЗ [в ред. от 02.12.2019]//Собрание законодательства РФ. —2015.—№24.—ст.3367. 10) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ [ред. от 26.07.2019]//Собрание законодательства РФ.— 2011.— №50.— ст.7344. 11) Федеральный закон «об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011г. №335-ФЗ [ред. от 27.12.2018]//Собрание законодательства РФ. —2011.— №49(ч.1).— ст.7013. 12) Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 №244-ФЗ [в ред. от 26.07.2019]//Собрание законодательства РФ. ?2007.?№1(ч.1).? Ст.7. 13) Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 №244-ФЗ [в ред. от 26.07.2019]//Собрание законодательства РФ. ?2007.?№1(ч.1).? Ст.7. 14) Федеральный закон «об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ [в ред.29.05.2019]//Собрание законодательства. —2008.—№17.—ст.1755. 15) Письмо Федеральной налоговой службы РФ «О мероприятиях налогового контроля» от23.05.2013 № АС-4-2/9355[в ред. от 07.08.2014]//Экономика и жизнь.—2013.— №24. 16)Приказ Минфина «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) от 28.06.2010г. [ред. от 06.04.2015] №63н//Российская газета. —2010.—№174. 17) Письмо Федеральной налоговой службы РФ «О правомерности представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость на бумажном носителе, начиная с 1 квартала 2014г.» от 11 апреля 2014г. №ЕД-4-15/6831//Налоги.—2014.—№9. Раздел «II. Материалы юридической практики» 1)Определение Конституционного суда по жалобе открытого акционерного общества востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 12 июля 2006 г. № 267-О// Собрание законодательства РФ. — 2006. — №43. — ст.4529. 2)Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ по делу №А50-4625/2007-А19 от 12 февраля 2008 г. №12566/07/ Вестник ВАС РФ.— 2008.— № 5. 3)Определение Конституционного суда об отказе в принятии к рассмотрению общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации от 27 мая 2010 г. № 650-О-О. 4)Постановление Конституционного суда по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2005г. №9-П//Собрание законодательства РФ.—2005. — №30(ч. ?).— Ст.3200. 5)Постановление Конституционного суда по делу о проверке конституционности подпункта «А» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года №188- ФЗХ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного страхования» в связи с запросами арбитражного суда города Москвы и арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2016 г. № 2-П. //Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 5. — ст.762. 6)Определение Конституционного суда РФ «по запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ от 18.01.2001 №6-О//Собрание законодательства РФ.—2001. —№ 10. — Ст.995. 7)Постановление конституционного суда по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и законов РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации и « О федеральных органах налоговой полиции» от15 июля 1999г.№ 11-П//Собрание законодательства РФ. —1999.—№30.—Ст.3988. 8)Постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 17 декабря 1996 г. №20-П// Собрание законодательства РФ. —1997. —№1. — Ст.197. 9)Определение Конституционного суда РФ по жалобе унитарного государственного предприятия «дорожное ремонтно-строительное управление №7» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ от 4 июля 2002 г. №202-О// Вестник Конституционного суда РФ. —2003. —№1. 10)Постановление Пленума Верховного суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ» №41,№9// Вестник ВАС РФ. —1999.—№8. 11)Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» от 30.07.2013 №57// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. —2013. —№10. 12)Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 26.11.2019 № 48//Российская газета. — 2019. —№276. 13)Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16.10.2009 [в ред. от 24.12.2019]//Российская газета. —2009. —№207. 14)Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005г.№5 [в ред. от 19декабря 2013г]//Российская газета.—2005.— №80. 15)Постановление от 9 июня 2017 г. по делу №3-326/2017 // https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2020). 16)Постановление от 17 июля 2017 г. по делу № 5-327/2017 // https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2020). 17)Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» от 24.10.2006 №18 [в ред. от 25.06.2019]//Российская газета .—2006.—№250. Раздел «III. Специальная литература» 1)Алферов А.В. общие положения и особенности привлечения к ответственности лиц за совершение налогового правонарушения/А.В. Алферов//Изд-во «Наука и просвещение». — 2017. — 852с. 2) Бакаева О.Ю. Функции пени в налоговом и таможенном праве/О.Ю. Бакаева, А.Р. Шамионов// Вопросы российского и международного права. —2017.—№1А.—210с. 3) Виноградова О.М. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления/О.М. Виноградова, Мусатов А.М//Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства. —2018.—№340.—64с. 4) Горлова Е.Н. Ответственность за нарушение финансового законодательства: учебное пособие для магистратуры/ Е.Н. Горлова, А.А. Ситник, О.С. Соболь.— М.: Норма: Инфра-М, 2018. — 111с. 5) Дзыба Ю.А. Ответственность за налоговые правонарушения/Ю.А. Дзыба, В.В. Заикин//Аллея науки. —2017.—№16.—463с. 6)Зарамышева Д.А. Ответственности за совершение налоговых правонарушений в системе юридической ответственности/Д.А.Зарамышева//Аллея науки. —2017. —№16.—451с. 7) Захарченко А.Ю. Проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления/А.Ю. Захарченко// Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. —2018.—№1(33).—207с. 8)Общая теория государства и права/ И.А. Алешина, К.А. Грандонян, В.А. Затонский [и др.]. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (Филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — 392с. 9) Ответственность за нарушение финансового законодательства: Научно-практическое пособие/Р.Ю. Абросимов, О.А. Акопян, Я.В. Буркавцова и [др.]; под ред. И.И. Кучерова, — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Инфра-М, 2019.— 225с. 10) Палей Я.В.К вопросу об административной ответственности должностных лиц за совершение налоговых правонарушений / Я.В. Палей, Ю.И. Чернов//Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. —2017.—№342.9 —71с. 11) Сабитова Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц за налоговые преступления: аргументы за и против/Е.Ю. Сабитова// Вестник Челябинского государственного университета. —2015.—№23(378). —162с. 12) Севостьянов И.А. Совершенствование механизма привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления/И.А. Севостьянов, С.Л. Кулюкин//Вестник Саратовского Государственного Социально-экономического Университета. —2017.—№2(66).—83с. 13) Скрягина В.В. Административная ответственность за налоговые правонарушения / В.В. Скрягина//Правовое регулирование общества: проблемы, приоритеты и перспективы. —2017—№34—292с. 14) Хомушку С.В. Административная ответственность за налоговые правонарушения: проблемы сходства с налоговой ответственностью и пути их решения/С.В.Хомушку//NovaUm.ru. —2018.—№15.—175с. 15) Шамионов А.Р. Правовая природа пени в налоговом и таможенном законодательстве/А.Р. Шамионов//Известия саратовского университета. —2017.—№1.—124с. 16) Шведова О.В.К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения/О.В. Шведова//Вопросы Российской юстиции.—2019.—№3. — 611с. 17)Яхонтова А.Ю. Место ответственности за совершение налоговых правонарушений в системе юридической ответственности/А.Ю.Яхонтова//Аллея науки. —2017. — №2(241). —750с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика ответственности за совершение налоговых правонарушений 1.1.Понятие и признаки ответственности за совершение налоговых правонарушений Юридическая ответственность играла значимую роль в теории права, оставаясь всегда объектом научных споров, поскольку единого и общепринятого понятия юридической ответственности и ее видов в правовой доктрине так и нет. Каждый автор предлагает свое определение юридической ответственности, тем самым раскрывая все ее важные элементы необходимые для установления сущности понятия. Как мы знаем из курса теории государства и права, за любое правонарушение всегда наступает соответствующая юридическая ответственность. Правонарушение это противоправное виновное общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства общества и граждан, за которое предусмотрено юридическая ответственность. В данном случае, правонарушение выступает как причина, а юридическая ответственность как последствие совершенного правонарушения. Таким образом, следует сказать, что в современном обществе нельзя жить и быть свободным от него: в любых жизненных ситуациях человек должен сообразовывать свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей, а государство должно контролировать этот процесс. Исходя из этого, можно согласиться со следующим мнением: «Ответственность это объективная необходимость лица отвечать за нарушения установленных обществом норм, влекущих обязанность претерпеть неблагоприятные последствия». В теории права выделяют различные определения к понятию юридической ответственности. По нашему мнению, более приближенными понятиями раскрывающими суть этого определения являются следующие: 1)Юридическая ответственность — это специфическая обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера (меры государственного принуждения) за совершенное им правонарушение; 2)Юридическая ответственность— это правоотношение, возникающее между государством в лице его компетентных государственных органов или должностных лиц и правонарушителем, в рамках которого государство обладает правом налагать взыскания за совершенного правонарушение, а нарушитель несет обязанность эти взыскания претерпевать. 3) Юридическая ответственность представляет собой меру (форму) государственного принуждения, которая применяется к правонарушителю за совершенное им правонарушение и содержат для него неблагоприятные последствия в виде лишений личного, имущественного или организационного характера государственными органами в жесткой процессуальной форме. В юридической литературы общепризнанным является следующее определение юридической ответственности. Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение. Такие меры могут быть личного, имущественного или иного характера. Соответственно, признаками юридической ответственности являются следующее: Во - первых, устанавливаются в правовых нормах (например, в Кодексе об административных правонарушениях, устанавливающее административную ответственность ). Во-вторых, имеет государственное принуждение. Государственное принуждение — это осуществляемое на основе закона, государственными органами должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное и организационное воздействие в целях защиты личных общественных или государственных органов. В-третьих, применяется специально уполномоченными на то органами. Такими органами, прежде всего, выступает суд, а также органы, осуществляющие исполнительную власть. В-четвертых, выражается в определенных отрицательных последствиях. Такими мерами могут быть, например, штраф, лишение свободы и другие. В-пятых, является формой реализации санкции правовой нормы. Формой реализации выступает конкретный вид наказания. В-шестых, возлагается в процессуальной форме. ответственность налагается при прохождении определенных стадий по результату которого выноситься решение о привлечении либо об отказе к привлечении соответствующей юридической ответственности. В-седьмых, наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушением является противоправное виновное деяние(действие или бездействие) причиняющее либо способное к причинению вред обществу государству, отдельным лицам. Относительно ответственности за совершение налогового правонарушения то можно сказать, что данный термин используется многократно в налоговом праве, но единого определения нигде нет. Это и является причиной многочисленных споров о соотношении не только налоговой административной и уголовной ответственности, но и понимания сущности ее правовой природы. В настоящее время существует много дискуссий по ответственности за данные правонарушения. В теории выделяют 4 точки зрения относительно ее правовой природы: 1)налоговая ответственность это административная ответственность за налоговые правонарушения, какие либо основания для выделения налоговой ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности; 2)налоговая ответственность это разновидность финансовой ответственности; 3)налоговая ответственность это новый самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительный отраслевой спецификой; 4)налоговая ответственность это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства. К тому же ряд ученых предлагают объединить понятия налоговой, административной и уголовной ответственности и назвать их правонарушениями в сфере налогов и сборов (налогообложения). К сожалению, нет единого мнения по поводу правовой природы налоговой ответственности. Одни авторы признают ту или иную теорию другие же не признают. Для решения данной проблемы некоторые авторы считают объединить те или иные виды правонарушений. Так Хомушку С.В. считает: «Те правонарушения, которые закреплены в НК РФ, следует объединить в одном нормативно правовом акте, причем лучше выглядит такое закрепление в КоАП и в нем же прописать и унифицировать ответственность за данные правонарушения». С данным мнением соглашается и Дзыба Ю. А., а также считает, что после такого нововведения сократится число совершаемых неправомерных действий как гражданами и должностными лицами, так и организациями. Что касается определения налогового правонарушения, то он закреплен на законодательном уровне в статье 106 НК РФ. Так налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние (действие, бездействие) налогоплательщика, и других лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. На основании данного определения, по нашему мнению можно предположить, что ответственность за совершение налогового правонарушения это обязанность налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершение налогового правонарушения или нарушения налогового законодательства. На основании данного понятия можно сделать вывод, что признаками ответственности за нарушения налогового законодательства являются следующее: 1)Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения установлены Налоговым кодексом, соответственно законодательно закреплена; 2) Основанием ответственности выступает налоговое правонарушение; 3) содержанием ответственности за совершение налоговых правонарушений является обязанность правонарушителя претерпеть меры государственно-принудительного воздействия; 4) для лица совершившего налоговое правонарушение, наступают отрицательные последствия в виде лишений имущественного характера; 5)ответственность всегда применяется либо уполномоченными лицами, либо компетентными органами; Однако Яхонтова А.Ю. в своей статье указывает: «В зависимости от того, какое правонарушение лежит в основе анализируемой ответственности, он может рассматриваться как разновидность финансовой, административной, уголовной, а также непосредственно налоговой ответственности». С данным мнением следует согласиться, ведь ответственность за налоговые правонарушения установлены не только налоговым кодексом, но и кодексом об административных правонарушениях в качестве административного правонарушения, а не налогового, а также нельзя не отметить и уголовный кодекс, который устанавливает ответственность за преступления в сфере налогов и сборов. В ч.1 статьи 114 НК РФ в качестве наказания за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция. Но для лица совершившего правонарушение в сфере налогов и сборов помимо лишений имущественного характера может быть применено лишение личного характера. Так, например, в статье 198 Уголовного кодекса РФ, в качестве наказания за совершение налогового преступления, помимо штрафа предусмотрен, арест, лишение свободы и другие виды наказания. Таким образом, следует согласиться с мнением Д.А. Зарамышевой. Она говорит нам, что во всех случаях более обобщенным понятием следует употребить не «налоговая ответственность налогоплательщика», а «ответственность налогоплательщика в сфере налогов и сборов», ведь как было указано выше, в понятие ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения входят помимо налоговой ответственности административная и уголовная. В заключение, хотим еще раз отметить, что юридическая ответственность — это мера государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение. Такие меры могут быть личного, имущественного или иного характера. Ответственность за совершение налогового правонарушения это обязанность налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершение налогового правонарушения или нарушения налогового законодательства. Признаками ответственности за нарушения налогового законодательства являются следующее: 1)Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения установлены НК РФ, соответственно законодательно закреплена; 2) Основанием ответственности выступает налоговое правонарушение; 3) содержанием ответственности за совершение налоговых правонарушений является обязанность правонарушителя претерпеть меры государственно-принудительного воздействия; 4) для лица совершившего налоговое правонарушение, наступают отрицательные последствия в виде лишений имущественного характера; 5)ответственность всегда применяется либо уполномоченными лицами, либо компетентными органами. Но как было указано выше, в данных признаках могут быть исключения (ответственность налогоплательщика регулируются также административным и уголовным законодательством). 1.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений Прежде чем привлечь лицо к ответственности для начала нужно доказать факт совершения налогового правонарушения. Такие правонарушения могут быть выявлены только в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а также при обнаружении фактов свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст.100.1 НК РФ). Установление ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только путем возбуждения и расследования такого правонарушения. Как отмечает Е.Н. Горлова: «Лицо привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения в административном порядке на основании решения налогового органа, о таком привлечении вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ» . Его также называют производством по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах. Так под производством по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах принято понимать деятельность уполномоченных органов, осуществляемую с соблюдением предусмотренных законодательством процедур, направленную на выявление, предупреждение, пресечение, расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечение виновных к ответственности, а также возмещение причиненного государству в результате их совершения ущерба. Порядок привлечения выглядит следующим образом. После обнаружения налогового правонарушения в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке, и по истечении десяти дней после окончания камеральной проверки составляется акт налоговой проверки. Рассмотрение акта налоговой проверки и других материалов осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проводившего такую проверку в порядке, предусмотренной статьей 101 НК РФ. Соответственно она проводится в несколько этапов: 1.Руководитель либо его заместитель извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка (если налоговая проверка осуществлялась консолидированной группой, то ответственному участнику этой группы). Такому лицу предоставлено право участие лично либо через своих представителей для рассмотрения материалов налоговой проверки. НК РФ предоставлены и другие права для такого лица. Как указывает Конституционный Суд РФ в своем определении от 12 июля 2006 года № 267-О: «при производстве дела в налоговых органах налогоплательщик имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения». Такие права корреспондируют соответствующими обязанностями налоговых органов. К ним, в частности, относится обеспечение возможности лица в отношении которого ведется производство участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично (и) или через представителя и представлять свои объяснения.(п.14 ст.101 НК РФ). Справедливо отмечает Президиум Высшего арбитражного суда в своем постановлении от 12 февраля 2008 года №12566/07. Он указал следующее: « Законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков, и других лиц, в отношении которых проводиться налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством. Одной из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании». Соответственно нарушение данного требования в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в любом случае будет являться основанием для отмены судебного акта. 2.Подготовительная часть. Руководитель либо заместитель руководителя налогового органа: объявляет, кто рассматривает дело, устанавливает факт явки лиц, в случае не явки кого-либо из лиц выясняет, надлежаще ли они извещены. К тому же на данном этапе решается вопрос о рассмотрении в отсутствии данных лиц либо об отложении рассмотрения, разъясняет права и обязанности лицам, участвующим при рассмотрении материалов налоговой проверки. 3.Рассмотрение материалов проверки по существу. На данном этапе может быть оглашен акт налоговой проверки, иные документы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Непосредственно исследуются доказательства, а также иные документы, предоставленные до рассмотрения материалов налоговой проверки, право на ознакомление которого было предоставлено лицу, в отношении которого осуществлялась проверка 4.Установление фактов совершения налогового правонарушения и обстоятельств исключающих, смягчающих и отягчающих ответственность. На данном этапе руководитель либо заместитель руководителя определяет 4 обстоятельства:1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; 2)образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3)имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В случае если обстоятельств недостаточно руководитель либо его заместитель вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (2 месяца при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей в налоговом учете) дополнительных мероприятий налогового контроля. НК РФ предусмотрено 3 таких случая: истребование доказательств, допрос свидетеля и проведение экспертизы. Информация, полученная при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, фиксируется в дополнении к акту налоговой проверки. Такое дополнение подписывается лицами, проводящими такие мероприятия в течение 15 дней со дня окончания такого мероприятия. Также дополнение передается в течение 5 дней с даты этого дополнения лицу, в отношении которого проводилось налоговая проверка под расписку либо иным образом, свидетельствующим о дате получения указанным лицом. А вот в течение 15 дней передается ответственному участнику консолидированной группы, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма. Лица, в отношении которых проводилось данное мероприятие также вправе представить письменное возражение на это дополнение в течение 15 со дня получения такого дополнения. По результатам их рассмотрения, устанавливается срок в размере 10 дней, который реализуется по истечении 1 месяца со дня принесения письменного возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, выносит одно из следующих решений: 1) О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) Об отказе в привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения. В Определении от 27 мая 2010 года № 650-О-О Конституционный Суд разъяснил: «рассмотрение акта налоговой проверки и иных полученных по ее итогам материалов продолжается вплоть до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, представляющего результат такого рассмотрения. Однако решение о дополнительных мероприятий налогового контроля выноситься в случае необходимости получения дополнительных доказательств: для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Такое решение выносится после того, как руководителем налогового органа будут установлены юридически значимые обстоятельства, к которым относиться также такие обстоятельства как: совершало или не совершало лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах и образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения. Можно сделать вывод, что такое решение выноситься во время рассмотрения материалов, а не по его результатам». Таким образом, правильно отметил Конституционный Суд в Постановлении от 14 июля 2005 г. №9-П, о том, что «привлечение к ответственности включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Соответственно в данном случае субъектами являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделенных правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой – лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности». Нельзя не отметить не однозначную позицию, выраженную в том же Постановлении, о том, что ответственность за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ, носит имущественный характер, ее введение направлено на восполнение ущерба казны от налогового правонарушения. Также большое значение для вопроса наложения ответственности имеет Постановление КС РФ от 19 января 2016г. №2-П. В ней указано, следующее: «Исходя из характера данных нарушений, а именно правонарушения, выразившиеся в неисполнении возложенных на них обязанностей, как непосредственно связанные с недополученным государством страховых взносов, так и создающие угрозу такого недополучения, законодатель предусмотрел за их совершение санкции. Такие санкции имеют компенсационный характер, а соответственно должны компенсировать причиненный имущественный вред, а также стимулировать плательщика сборов к исполнению возложенных на него обязанностей по представлению соответствующих расчетов. Всё потому что контроль над полнотой, правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов возможен только на основе полной и своевременно представленной информации». Но следует отметить, что привлечение лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений возможно при соблюдении определенных условий. Следует согласиться с мнением А.В. Алферова: «ответственность за совершение налогового правонарушения наступает, прежде всего, при наличии вины правонарушителя». Для решения вопроса о привлечении к ответственности решающую роль играет и исполнение надлежащих принципов. Так, в Статье 108 НК РФ установлены принципы привлечения к ответственности за налоговые правонарушения: 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, котором предусмотрены НК РФ. Отсюда можно сказать, что ни в административном, ни в уголовном порядке привлечение к налоговой ответственности не возможно, а возможно только за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ. 2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Так, к примеру, Конституционный суд, в своем определении от 18.01.2001 №6-О, указал на то, что «составы правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, не имеют четкого разграничения в пункте 1 статьи 122. Соответственно под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и «иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия)», имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Это же и относиться к нарушению правил учета доходов и расходов, а также налогооблагаемой базы, ответственность за которую установлена пунктами 1 и 3 статьи 120. При этом основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога. В результате лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное п.1 ст.122, одновременно может быть привлечено к ответственности и по пунктам 1 и 3 статьи 120, т.е. будет наказано дважды за одно и то же неправомерное деяние. Конституционный суд пришел к выводу, что перечисленные положения не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. При этом не исключается возможность их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составом налоговых правонарушений, выявленного Конституционным судом РФ. 3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. В данном случае, лицо можно привлечь только при доказанности совершения налогового правонарушения и соответствующим вынесением налоговым органом решения. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Помимо ответственности предусмотренной НК РФ, к должностным лицам могут быть применены также, административная, уголовная, трудовая, а также гражданско-правовая ответственность. 5. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени. Справедливо отмечает Конституционный Суд в постановлении от 15.07.1999 №11-П: «В целях обеспечения выполнения публичной обязанности уплаты налогов и сборов, а также возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства». К ним относится правовосстановительные (обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов), штрафные (возлагающие на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg