Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экскурсия как средство формирования нравственных качеств у умственно отсталых детей

irina_k200 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Проблема исследования. Проблемой исследования явился поиск ответа на вопросы, каковы особенности нравственного развития младших школьников с умственной отсталостью и какова роль экскурсий в их нравственном воспитании. Объект исследования. Процесс нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами экскурсий. Предмет исследования. Педагогические условия эффективности процесса нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами экскурсий. Гипотеза. Мы предположили, что изменения в нравственном развитии качеств личности умственно отсталых младших школьников будут проходить эффективно, если использовать экскурсии и включить их в работу с детьми в форме внеклассных занятий. Цель исследования. Изучить воздействие экскурсии на нравственное воспитание и развитие младших школьников с умственной отсталостью. В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования: 1) Анализ методической, научной, теоретической, педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития и воспитания детей с умственной отсталостью; 2) Определить особенности нравственного развития учащихся начальной школы с умственной отсталостью; 3) Оценка степени влияния экскурсионных мероприятий на нравственное воспитание учащихся начальных классов с умственной отсталостью; 4) Определение особенностей организации экскурсионной работы с младшими школьниками. Создать серию поездок «Нет ничего дороже»; Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы по вопросам нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, наблюдения, выбора методов, проведения позитивного эксперимента, количественного и качественного анализа полученных данных, реализации внеклассных мероприятий. Организация исследования: УКАЖИТЕ БАЗУ Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность. Актуальность темы. Школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период социализации человека, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Большинство детей младшего школьного возраста посещают школы и проводят в них значительную часть своего времени. В связи с этим современная школа должна быть местом, в котором под руководством взрослого происходит накопление ребенком ценного социального опыта, что способствует раскрытию личностного потенциала школьника и впоследствии успешному его вступлению во взрослую жизнь. Личностный потенциал не может быть реализован при несформированности нравственных качеств у ребенка с умственной отсталостью на каждой ступени его развития. Поэтому особенно актуальной в системе школьного образования является проблема организации средств для формирования нравственных качеств. Ребенок-школьник познает активно отношения человека с миром, постигает законы взаимодействия людей, осознает нормы поведения и пытается свое поведение подчинить социальным нормам. На формирование представлений о нравственности у современного школьника влияют многие факторы, это средства массовой информации, стиль и содержание семейного общения, примеры поведения окружающих, игры, в том числе и компьютерные, в которые школьники начинают играть достаточно рано. Среди названных факторов следует назвать и те, которые могут влиять негативно. Так, те мультфильмы, которые дети смотрят, не всегда демонстрируют образцы нравственного поведения, в рекламе, которую дети невольно смотрят по телевидению, даются образцы агрессии, деструктивного поведения. В семье дети наблюдают за взаимоотношениями родителей и других родственников, когда взрослые дают образцы жестокости, черствости, непонимания и т. д. Но в то же время существует противоречие между необходимостью организации средств формирования нравственных качеств у умственно отсталых детей и недостаточной разработанностью организационно-содержательного и методического аспектов успешного решения данной проблемы в школах, необходимо найти новые и эффективные пути формирования у детей нравственных качеств. Это обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении средств организации деятельности школы по формированию нравственных качеств у детей с умственной отсталостью Воспитательная работа детей с умственной отсталостью должна основываться на принципах последовательности, доступности, последовательности, концентрированности и определенной повторяемости. Это позволяет вести детей напрямую от простого к сложному, от познания окружающей действительности, от предметов и явлений до формирования обобщенных представлений о мире. [30]. Мораль и духовность личности всегда были одной из актуальных проблем общественного развития, и в современных условиях она приобретает еще большее значение. Отдельные аспекты этой проблемы отражены в исследованиях Г.М. Дульнева [11], М.И. Смирнова [28] и др. Хотелось бы отметить, что психолого-педагогические исследования Т.И. Пороцкой [24], Ж.И. Шиф [36] опровергнуть теорию «умственного расстройства» ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями. Сам по себе недостаток органических веществ не ограничивает нравственное формирование ребенка; учитель должен столкнуться с последствиями возможных неблагоприятных условий жизни. Исходя из предыдущей ситуации, мы рассматриваем нравственное воспитание и развитие в контексте социализации как интеграцию в систему социальных отношений умственно отсталого ребенка, которая напрямую зависит от условий, благоприятствующих обучению. Если воспитательная работа организована должным образом, это увеличит вероятность того, что дети этой категории приобретут характеристики зрелой и нравственной личности, которая в будущем сможет адаптироваться к обществу. Одним из старейших педагогических и психологических методов являются экскурсии. В специальной литературе проблема нравственного воспитания детей с умственной отсталостью посредством экскурсий не получила широкого распространения, поэтому актуальность нашей темы заключается в раскрытии вопроса о понятии экскурсии и его влиянии на нравственное воспитание и развитие детей младшего возраста. с умственной отсталостью. Организация и использование экскурсий как метода нравственного воспитания и развития школьников с умственной отсталостью в последнее время стали очень актуальными, но недостаточно развитыми.
Содержание

Введение..................................................................................................................2 Глава 1.Теоретические основы формирования нравственных качеств умственно отсталых детей начальной школы посредством экскурсии.....2 1.1. Сущность нравственного воспитания умственно отсталых детей в начальной школе......................................................................................................2 1.2.Потенциал экскурсии как формы работы в формировании нравственных качеств умственно отсталых детей в начальной школе.......................................2 1.3. Методика проведения (организации) экскурсии с умственно отсталыми детьми в начальной школе как средства формирования нравственных качеств......................................................................................................................2 Глава 2. Реализация программы экскурсионной работы с умственно отсталыми детьми в начальной школе для формирования нравственных качеств.....................................................................................................................2 2.1. Диагностика нравственных качеств детей с умственной отсталостью в начальной школе......................................................................................................2 2.2.Программа экскурсионной работы..................................................................2 Заключение.............................................................................................................2 Список литературы...............................................................................................2 Приложения............................................................................................................2
Список литературы

1. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. - М .: Проспект, 2008 .-- 496 с. 2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М .: Педагогика, 1979.- 289 с. 3. Вачков И.В. Сказочная терапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачки. - М .: Образование, 1997 .-- 178 с. 4. Воспитание и обучение детей в общеобразовательной школе: пособие для учителей и учащихся дефектологических школ пед. институты / под ред. В.В. Воронкова. - М .: Школьная пресса, 1994 .-- 416 с. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах / В.И. Даль. - М .: Русский язык, 1998. - Т. 2. И О. - 779 р. 6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего образования: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В.Давыдов. - М .: Педагогика, 1986.- 240 с. 7. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б.Дерманова. - СПб .: Речь, 2002 .-- 114 с. 8. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского / Г.Н.Джибладзе. - М .: Педагогика, 1982. - 168 с. 9. Долгобородова, Н.П. Отцовство учащихся средней школы / Н.П. Долгобородова Н.А. Лялин И.Д. Пик. - М .: Просвещение, 1965 - 144 с. 10. Дробницкий, О.Г. Концепция морали / О.Г. Дробницкий. - М .: Наука, 1974.- 283 с. 11. Дульнев Г.М. Воспитательная работа в вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М .: Образование, 1957. - 216 с. 12. Экжанова, Е.А. Коррекционно-воспитательное воспитание: дошкольные образовательные учреждения для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями / Е.А. Экжанова Е.А. Strebelova. - М .: Просвещение, 2005 - 272 с. 13. Заширинская, О.В. Сказочная психология посещения: психологические приемы: терапия basniowa / О.В. Zashchirinskaya. - М .: ДНК, 2001. - 150 с. 14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Мастер-классы из сказки / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - св. СПб .: Речь, 2002. - 313 с. 15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб .: Речь, 2006. - 208 с. 16. Истратова, О.Н. Мастерская детской психокоррекции: игры, упражнения, методики / О.Н. Истратовой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 .-- 349 с. 17. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О. С. Богданова, - М .: Образование, 1975. - 319 с. 18. Карелин, А. М. Большая энциклопедия психологических тестов / А. М. Карелин. - М .: Эксмо, 2007 - 416 с. 19. Комениус, Ю.А. Избранные педагогические очерки: в 2-х томах / Я.А. Коменский. - М .: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с. 20. Константинов, Н. А. История педагогики: учебник для студентов образовательных учреждений / Н. А. Константинов.- М .: Образование, 1982. - 447 с. 21. Макаренко, А. С. Об образовании / А. С. Макаренко. - М .: Издательство политической литературы, 1988. - 256 с. 22. Моральные проблемы развития личности / мин. редактор А.И. Титаренко. - М .: Образование, 1997 .-- 335 с. 23. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер. - М .: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. - 220 с. 24. Пороцкая Т. И. Работа учителя вспомогательной школы: книга для учителя: опыт работы. - М .: Образование, 1984. - 176 с. 25. Тип VIII специальных образовательных (коррекционных) программ: с 1 по 4 курс / под ред. В.В. Воронкова. - М .: Образование, 2006 .-- 176 с. обучение / М.И.Смирнов. - Киров: КГЛИ, 1990 .-- 152 с. 29. Соколов Д.Ю. Сказки и терапия / Д.Ю. Соколов. - М .: Класс, 1997.-- 160 с. 30. Соловьев, В. С. Философская мораль / В. С. Соловьев. - М .: Пенси, 1897. - 479 с. 31. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М .: Юнити-Дана, 2001.-- 432 с. 32. Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта / Е.А. Strebeleva. - М .: Парадигма, 2012 .-- 256 с. 33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / В.А.Сухомлинский. - М .: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 384 с. 34. Толстой Л.Н. Педагогические работы / Сост. Н. В. Вейкшан - М .: Педагогика, 1989 .-- 544 с. 35. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки: интерпретация сказок / М.-Ф. Фон Франц - М .: Б.С.К., 2004. - 364 с. 36. Шиф, J.I. Особенности психического развития учащихся средней школы / Ю.И. Шиф. - М .: Просвещение, 1965 .-- 343 с. 37. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М .: Педагогика, 1971. - 352 с. 38. Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника: учебно-методическое пособие / Н.Н. Яковлева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресса, 2011. -128 с. 39. Собрание сочинений. Т.2 - 1948 г./ Научно-педагогическая электронная библиотека - режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sоbranie-sоchineniy_t2_1948/ 40. Постановление Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «После утверждения федерального стандарта начального образования для учащихся-инвалидов» _0_: Федеральный стандарт образования для начальные школы для учащихся с ограниченными возможностями. Министерство науки и образования Российской Федерации. -Режим доступа: http: //minobrnauki.rf/documents /5132/file/4068/Prikaz_у_1598_оt_19.12.2 014.pdf41. MBOU Lycee n ° 5 _0_: духовно-нравственное развитие и образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - режим доступа: http://sc5.achmap.ru/wp-content/uploads/2013/09/Programme_spiritual-moral education_and_development учеников с_OVZ copy.pdf 42. Правительство России _0_: стратегия развития образования в Российской Федерации до 2025 года. / Медиа. - Режим доступа: http: //government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания умственно отсталых детей средствами экскурсии 1.1 Сущность нравственного воспитания умственно отсталых детей в начальной школе В кратком словаре по философии [1] Понятие морали связано с понятием морали (латинская моральная мораль), что означает нормы, правила поведения человека, принципы и поведение человека в целом (причины действия, результаты деятельности), суждения, чувства, выражающие нормативное регулирование. Отношений людей друг с другом и в обществе (рабочая группа, класс, люди, общество). В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется следующим образом: «Моральное воспитание - это сознательное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и развитие нравственных поведенческих навыков и способностей» [6, с.85]. По мнению В.И. Даля [5, с.267] «Мораль» - это «моральное учение, правила воли, человеческая совесть». Автор также считает, что: «Мораль - противоположность физического, телесного, духовного, духовного. Моральная жизнь человека важнее материальной жизни". С древних времен в педагогике было установлено, что нравственное воспитание и развитие играют решающую роль в жизни человека. L.N. Толстой [34], К.Д. Ушинский [39] признал важность нравственности в развитии, становлении и воспитании личности. Наряду с целью преподавания различных предметов Я.А. Коменский [19]. Он считал, что задача нравственного воспитания является самой важной вещью в жизни человека. По мнению К.Д. Ушинского, самоуправление - это [34], одна из трех образовательных целей. Это достигается посредством нравственного воспитания, считает выдающийся учитель. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет развитие у человека позитивных привычек. В.В.Давыдов [6] Одним из наиболее важных является роль отца и матери семьи в нравственном воспитании детей. Автор полагал, что учителя школы могут только развивать и направлять воспитание детей, но базовая установка стандартов, ценностей и морали человека происходит в семье. Даже в трудах Аристотеля в древней Греции они говорили о человеческой морали: «Человека называют совершенным человеком, совершенной моралью ... В конце концов, мы говорим о нравственной красоте добродетели: справедливой, смелой, разумной и, как правило, обладающей всеми Добродетели называют прекрасной моралью ". Я. А. Комениус сказал: «Тот, кто делает время в науке, но опаздывает в хороших манерах, опаздывает больше, чем он во времени» [19, с.68]. Мораль - это один из основных типов социального регулирования, способ организации процесса развития человеческой жизни. Определенные в морали потребности общества существуют в форме оценок, общих норм, принципов и практических требований. Содержащиеся в них материальные отношения были представлены с точки зрения того, как они могут быть реализованы и как они должны быть реализованы в прямой деятельности групп людей и одного человека. Мораль выступает как одна из возможностей для практической ориентации людей в жизни и определяет требования, которые общество предъявляет к сознательно действующим людям. По своей роли в обществе он близок к законам, обычаям, нормам и т. Д. Согласно концепции «практического духовного развития мира», мораль - это форма духовного отношения к миру, которая, однако, практически ориентирована и на чью непосредственную задачу она направлена сделать. Организовать реальное общение между людьми [10]. Нравственные представления, моральные чувства и привычка правильного поведения являются основой для овладения навыками правильного поведения и овладения моралью. [17, с. 67]. На современном этапе развития общества приоритет отдается проблемам нравственной культуры как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года [24] подчеркивается важность духовно-нравственного воспитания россиянина, подчеркивается, что оно должно осуществляться путем развития нравственных чувств у детей, формирования нравственной позиции, выраженной в поведении, в том числе способности сознательно выбирать добро и т. д. В Программе духовно-нравственного развития [41], в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями (интеллектуальные нарушения) (19 декабря 2014 г.) [40] это должно быть включено в структуру адаптированной базовой общеобразовательной программы, прописаны руководящие принципы для обучения нравственным качествам умственно отсталых детей с первого по четвертый год обучения, такие как: первоначальные представления об определенных универсальных ценностях, понятия «хороший» и «плохой», мотивация универсальной моральной компетентности и т. д. [25,с.33]. Чтобы выявить специфику нравственности, необходимо определить ее оригинальность в рамках самого общественного сознания. Таким образом, социальная сущность морали находит свое концентрированное выражение в регулирующей функции. По мнению А.С.Макаренко [21, с.86], «Человек должен считаться моральным, если нормы, правила и требования морали выступают как его собственные мнения и убеждения, как глубоко осмысленные и знакомые формы поведения ...». 1.2 Потенциал экскурсии как формы работы в формировании нравственных качеств умственно отсталых детей в начальной школе Экскурсия - это «сочетание научной информации и жанра разговора, вопросов, которые могут возникнуть среди экскурсантов, а также исторической и биографической информации, которую гид может включить в свою« историю »по просьбе экскурсанта или организатора экскурсии. Экскурсия часто является единственным способом познакомить школьников с особенностями страны, региона, культурного центра, музея или выставки. Ниже мы рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы. Автор учебника «Педагогика» В. А. Сластенин описывает экскурсию как особый урок, который передается компании, музею, выставке и т. Д. В соответствии с конкретной образовательной или образовательной целью. [29] Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников. [16] Термин «экскурсия определяется как учебный урок, но в толковом словаре Даль - научная прогулка, доступ к поиску чего-либо; в «Педагогике» В. А. Сластенин представляет собой конкретный учебный урок; а в книге «Экологическое конструирование детской души» З. И. Тюмасева является одним из основных видов занятий и особой формой организации труда по экологическому воспитанию младших школьников. В рамках нашей работы мы будем использовать определение из учебника Сластенина В. «Педагогика». Все экскурсии включают предмет и объект поездки, цель осмотра, посещение достопримечательностей региона или города. Поездка всегда связана с перемещением гида и школьников по маршруту поездки. Самое важное для экскурсии - это «показ» объекта или объектов и «история», которая представляет собой комментарий к исторической, природно-исторической или культурной значимости объекта или объектов экскурсии. Для детей с умственной отсталостью экскурсия как форма воспитательной работы имеет большое значение. Известно, что дети с умственной отсталостью ненаблюдаемые, они не перестают обращать внимание на события, которые происходят вокруг них в природе и в обществе, они не проявляют инициативу, они закрыты. Задача учителя - развить ребенка, многому научить его и сделать это на экскурсии. Экскурсия может дать столько материала, что со временем ее можно будет обработать. Экскурсия предлагает множество впечатлений, знаний и практических навыков. Наиболее важным преимуществом является то, что обучение проходит в естественной среде, то есть на природе, на производстве или в обществе. Экскурсии эффективны только в том случае, если учащиеся узнают связь между нормами и правилами. Понимание этих отношений очень важно. Во время экскурсий дети получают материал в его целостности, т.е. во всей системе существующих связей и отношений. Встреча ученика с проверяемым подлинным объектом, а не с его описанием и изображением на картинке, имеет первостепенное значение. Экскурсии расширяют кругозор детей, обогащают их новыми знаниями и навыками и способствуют развитию жизненных эмоций. Учитель должен знать богатство и красоту мест и быть в состоянии раскрыть их ученикам. Показать размеры достопримечательностей; учить любить, защищать и приумножать природные богатства. Живое общение стимулирует интерес учащихся к обучению и способствует эстетическому воспитанию школьников, пробуждая чувство любви к своей родной стране. О благотворном влиянии экскурсий на воспитание учащихся писали многие выдающиеся педагоги и методисты (И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д Ушинский, А.Я. Гердт и др.). Как показывает опыт, школьникам нравится только говорить о предстоящей поездке. Они готовятся с большим интересом и с нетерпением ждут этого. Во время экскурсий учитель обращает внимание детей на самые важные предметы. Это способствует развитию наблюдения. Не каждый ученик может самостоятельно увидеть красоту своего дома или места. Учитель обязан помочь ему в этом. И когда школьник почувствует красоту, он достигнет ее, и это чувство любви к Родине будет продолжаться всю жизнь. Поэтому учитель должен развивать способность воспринимать красоту на протяжении всей экскурсии Экскурсия является одной из наиболее распространенных форм внеклассной деятельности. Это важное звено в академической работе, то, как оно значительно дополняет и расширяет знания об окружающем нас мире, помогает лучше понять законы развития природы и общества и ассимилирует культурное наследие прошлого. Это расширяет круг интересов, активизирует познавательную деятельность школьников и укрепляет связь между обучением и жизнью. С одной стороны, экскурсия функционирует как совершенно независимая форма идеологической и воспитательной работы, которая способствует усвоению культуры, способствует накоплению интеллектуального богатства человеком и влияет на мировоззрение человека. С другой стороны, она может выполнять роль иллюстрированных пособий, которые привлекаются к определенной цели. Такое назначение целей, конечно, существенно не меняет основных характеристик экскурсии, поскольку ее влияние на формирование мнения, на эмоции ученика в сочетании с другими средствами воздействия не уменьшается, а увеличивается. Материал экскурсии не только передает новые знания, но, как уже упоминалось выше, предлагает большие образовательные возможности. Особое место в школьных поездках занимают учебные и программные поездки, связанные с передачей определенного учебного материала. Известно, что основной формой обучения является урок. Экскурсия никоим образом не заменяет ее; она должна дать школьникам представление о реальных объектах и явлениях в их естественном состоянии и окружающей среде, способствовать лучшему пониманию и закреплению знаний, полученных в школе, и помочь глубоко освоить последующие разделы учебной программы. Производственная экскурсия благоприятно влияет на выбор будущей профессии. Образование и обучение, трудовое обучение для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся детей. Это связано с гораздо меньшей способностью детей самостоятельно понимать и обрабатывать информацию, полученную из окружающей среды. И здесь учитель становится помощником ребенка, его руководством в процессе обучения. Обучение через экскурсии, направленное на формирование нравственных качеств умственно отсталых детей, предполагает, прежде всего, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Эта важная область работы оправдывается тем фактом, что хотя умственно отсталый ребенок свойственен во всех его проявлениях, именно дефектность мышления проявляется в нем особенно резко и, в свою очередь, тормозит и препятствует познанию окружающего мира. На экскурсии мышление ребенка несомненно, развивается. Формирование умственной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в процессе общего развития и тем самым создает реальную основу для социальной и трудовой адаптации школьников. Другая, также очень важная область работы включает в себя улучшение эмоционально-волевой сферы учащихся, которая играет важную роль в усвоении знаний и навыков, в установлении контактов с другими людьми и в социальной адаптации учащихся в школах за пределами школы. Рассматривая взаимодействие организма и окружающей среды, Л.С. Выготский сформулировал концепцию «социальной ситуации развития» и подчеркнул, что воздействие на ребенка и окружающей среды определяется не только его природой, но и индивидуальными характеристиками субъекта, теми переживаниями, которые возникают. А во время экскурсии ученики перегружены эмоциями и впечатлениями, и это накладывает определенный отпечаток на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Инструментом человеческой мысли, средством общения и руководства является язык. Многие дети с умственной отсталостью имеют слабое развитие речи. Во время экскурсии словарный запас ребенка обогащается, чему способствуют различные задания, завершающие развитие ребенка, улучшающие его самосознание и мышление. Отвечая полными предложениями, составляя описания объекта, анализируя его, ребенок активизирует познавательную деятельность. С помощью «живых» наглядных пособий ребенок учится сочинять историю и, в конце экскурсии, рассказывать. В таких условиях речь становится более подробной и связной Поскольку образование ребенка с умственной отсталостью больше зависит от процесса памяти, а количество запоминания резко сокращается, во время экскурсии требуется тренировка памяти. Итак, ученики запоминают менее удачные слова, чем изображений. Но поход в значительной степени состоит из показа, и это лучший способ внести свой вклад в развитие детской памяти. Техника труда стимулирует процессы компенсаторного развития детей с умственной отсталостью и позволяет им формировать новые положительные качества. Чтобы правильно организовать работу по исправлению недостатков познавательной деятельности в процессе обучения, необходимо учитывать структуру дефекта и закономерности развития ребенка. Организуя наблюдения, необходимо сосредоточиться на действиях, выполняемых учениками. Процесс восприятия наблюдаемых объемов должен быть активным. Неполноценность восприятия в значительной степени зависит также от того факта, что, будучи не в состоянии выявить существенные признаки объекта, дети часто сосредотачиваются на случайных признаках и связях. Одним из методов, активирующих процесс восприятия и обеспечивающих его наибольшую производительность, является сравнение изучаемых объектов. Сравнивая предметы, дети устанавливают признаки их различий и сходств, тем самым выполняя необходимую аналитическую деятельность. Тут же есть сочетание визуальных образов, слов и практических действий. Все это помогает исправить нарушенные когнитивные функции ребенка. Во время экскурсии также осуществляется развитие словесного и логического мышления. Свойства объектов носят относительный характер и, следовательно, для умственно отсталого ребенка усвоение соответствующих понятий представляет собой серьезную трудность. Основная техника, используемая для развития словесного и логического мышления, состоит в том, чтобы показать действия с предметами, сопровождаемые объяснениями учителя. Дети повторяют за учителем не только движения, но и его слова. Чрезвычайно важно стремиться к тому, чтобы процесс умственной деятельности учащихся был быстрым, чтобы они могли организовать эту деятельность в направлении, указанном учителем, а затем самостоятельно найти трудные решения. В дополнение к образовательным ценностям, экскурсии важны для здоровья, поэтому экскурсии должны планироваться в тематическом календарном плане с учетом особенностей класса, сильных сторон и способностей детей, а также с учетом использование естественных факторов здоровья. Минимальные учебные поездки указаны в программе академических предметов. Таким образом, экскурсии приобретают большую образовательную ценность при условии, что они хорошо подготовлены, организованы и продуманы учителем. 1.3 Методика проведения (организации) экскурсии с умственно отсталыми детьми в начальной школе как средства формирования нравственных качеств Создание экскурсии - сложный процесс, требующий активного участия всей команды. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность напрямую зависят от знаний учителя, его компетенции, степени практического владения основами педагогики и психологии, умения выбирать наиболее эффективные способы и методы воздействия на аудиторию. В истории развития экскурсионной работы в нашей стране основное внимание уделялось методической подготовке экскурсии и методам ее проведения, организации и сопровождения. Л. Н. Олесюк отмечает следующее: термин «экскурсия» широко используется в начальной школьной педагогике как форма организации познавательного процесса окружающей природы. В дополнение к определению, которое мы взяли за основу, мы можем добавить, что визит может восприниматься как форма организации учебного процесса, направленная на овладение учебными материалами, но проводимая вне школы.[32] Н.Ф. Виноградова подчеркивает педагогическую значимость экскурсий. Кроме того, она отметила его огромное воспитательное значение. Тур материализует материал программы, расширяет кругозор и углубляет знания студентов. [6] З. И. Тюмасева считает, что поездка для детей - это поездка, выход из узких официальных стен учебного заведения в открытый космос. Каждое путешествие создает особый, своеобразный мир, полный ощущений, эмоционального подъема и хорошего настроения. Люди становятся более счастливыми, более расслабленными, более общительными, с внутренним чувством свободы и странным жадным желанием, не будучи вынужденными воспринимать окружающий мир. [15] Она отмечает, что весь спектр положительных впечатлений, даже от короткой поездки, делает ее особенно привлекательной и желанной для детей. Для того чтобы определить особенности организации экскурсионной работы для младших школьников, в том числе с умственно отсталыми, нам необходимо знать возрастные характеристики учащихся с учетом стандартов развития. Основная деятельность учащихся со стандартом развития 2 класса - образовательная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе обучения. Образование определяет характер других видов деятельности: игры, работа, общение. Вот почему родители должны создавать условия для отражения своей домашней работы, применять знания и навыки, приобретенные в школе. Это сделает преподавание в школе более значимым и на практике покажет необходимость и полезность знаний, полученных в школе. Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам). В это время у школьников преобладает визуально эффективное и наглядно-образное мышление (все, что изучается, нужно трогать и видеть). Абстрактное мышление все еще недостаточно развито, поэтому ребенок почти не понимает образного значения слов, значения пословиц и фразеологизмов. Почти все, что было сказано, буквально понято, поэтому вы должны остерегаться поспешных заявлений («как я устал», «мои глаза не видят вас», «я вас не люблю»). Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из- за того, что не способен проанализировать ее условие. Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу. У умственно отсталых детей наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Такой ребенок имеет гораздо более длительную игровую мотивацию (часто в течение всех лет обучения в начальной школе), и мотивационные интересы формируются с трудом и до минимума. Из-за недостаточной способности его возраста сравнивать, обобщать, резюмировать, классифицировать, ученик не может самостоятельно, без специальной педагогической помощи, выучить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих. У этих детей неровные шаблоны мышления. Задержка в вербально-логическом мышлении (работа с представлениями, чувственными образами предметов) наиболее выражена, визуально эффективное мышление ближе к нормальному уровню развития. Но, тем не менее, дети могут осуществлять процесс перевода знаний в новые условия, а это значит, что для этих детей необходимы специально созданные условия. Большинство детей с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуется ослабленным вниманием к информации, предоставляемой только в устной форме. Даже во время увлекательной, интересной, эмоциональной истории такие дети начинают отвлекаться на посторонние вещи, теряют нить истории. Эти особенности особенно выражены, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний в классе, упавший предмет - все это настолько отвлекает внимание детей, что они полностью забывают задачу учителя. После того, как мы определили возрастные характеристики школьников, мы должны начать готовить новую экскурсию, которая проходит два основных этапа: 1. Предварительная работа - отбор материалов для новой экскурсии, их изучение, подбор объектов, на которых она будет построена; 2. Непосредственное развитие самой экскурсии - подготовка экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием тура, его основной частью, состоящей из подтем и нескольких ключевых вопросов, включенных в каждый из них; написать контрольный текст; работа над методологией; подбор наиболее эффективных методов преподавания успеваемости и истории во время экскурсии; подготовка методической разработки нового тура. При выявлении особенностей восприятия предметов и объектов экскурсии в процессе отображения экскурсии, необходимо опираться на цель экскурсии, выбор технологий «Показ» или «рассказ», который учитель считает наиболее подходящим для целей этой экскурсии: первая и главная цель экскурсионного показа - адаптировать зрительную память экскурсантов, обратиться к механизмам «узнавания» чего - то им ранее известного, что обеспечит доступность понимания особенностей и уникальности объектов и предметов экскурсии: • вторая цель экскурсионного показа - это точность объяснений в процессе комментирования при осмотре объектов и предметов экскурсии. • Третья цель визуализации экскурсии - выявить скрытые характеристики, свойства объектов или объектов экскурсии, которые исчезают или теряются в определенный момент. Например, это утраченная церковь Михаила Архангела в музее-усадьбе Д.В. Веневитинов. Когда «демонстрировали» макет усадьбы Веневитиновых, реконструкцию проводили художники выставки, которые опирались на документы и рисунки, сохранившиеся членами семьи Веневитиновых, путешественники могут представить, где была разрушена церковь Михаила Архангела. Воинствующие атеисты в 1930-х гг. 20 век Основными задачами экскурсионного шоу являются создание положительных, интеллектуальных и эстетических эмоций, которые должна вызвать экскурсия. Это может быть «радость открытия», «радость узнавания» или «радость встречи» с ранее известными выставками. Важной задачей является развитие стоимости объектов и объектов экскурсии, что отражается на сложности маршрута, подготовке тех уникальных впечатлений, которые были заложены при разработке маршрута организаторами экскурсии. Важная составляющая тура отражена в содержании музейных экспонатов. Иногда дети оказываются в неожиданных ситуациях, например, участники телевизионных съемок экскурсии, проводимой телекомпанией об этом экскурсионном маршруте или его основных достопримечательностях, из-за профессионализма учителя. Цели и задачи экскурсионного показа являются неотъемлемой частью всей экскурсионной работы, поскольку проведение экскурсионного показа является показателем качества работы. Цели и задачи показа экскурсии требуют от учителя выполнения определенных условий и технологий для экскурсии. Преподаватель должен разбираться в районе или между улицами и площадями в городе, чтобы выбрать наиболее впечатляющие или идеальные места для обзорной экскурсии, позволяющие увидеть объект экскурсии в целом. Преподаватель должен быть хорошо ориентирован в районе или между. По улицам и площадям города можно выбрать экскурсионные экскурсии - это самые зрелищные или идеальные места, которые позволяют увидеть объект экскурсии в целом. Учитель должен выбрать правильное время года, когда туристические объекты наиболее эффективны для показа. Каждый учитель должен знать часы работы музеев и учитывать фактор времени в их работе, чтобы вовремя отправлять учеников на экскурсию в музей. Двигаясь по маршруту, учитель выделяет несколько «историй», связанных с судьбой выдающихся людей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg