Актуальность темы исследования. В результате отсутствия правового порядка в повседневной жизни общества на протяжении многих десятков лет, характерными особенностями современного российского общества является наличие таких негативных явлений, как низкий уровень правосознания, тотальный правовой нигилизм. В связи с тем, что договор контрактации является одним из наиболее массовых потребительских договоров, дальнейшее совершенствование законодательства о розничной купле-продаже и, самое важное, создание эффективного механизма реализации его норм, должно способствовать преодолению указанных явлений.
В современных условиях, когда формирование и эффективное функционирование рынка сельскохозяйственной продукции признаются одним из приоритетных направлений отечественных рыночных реформ, механизм договорного регулирования отношений, складывающихся в сфере закупок сельхозпродукции, занял особое место в системе правовых средств развития экономики. К сожалению, в последние годы он не стал предметом самостоятельного научного анализа. Договоры контрактации и закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд как будто «выпали» из сферы внимания не только законодателей и правоприменителей, но и представителей цивилистической науки. Многочисленные научные труды, посвященные анализу правоотношений, связанных с реализацией сельхозпродукции, изданные в 1960 - 1980-е гг., в известном смысле утратили свой потенциал, в современной же юридической литературе на их долю приходится лишь незначительная часть публикаций, в основном в виде журнальных статей. Более того, распространенной стала точка зрения, согласно которой специфика договорных отношений по закупкам сельхозпродукции в рыночных условиях является надуманной, а их регулирование вполне может быть обеспечено нормами о поставке продукции.
Между тем значительное своеобразие отношений, связанных с реализацией продукции сельского хозяйства, обусловленное как влиянием естественных (природных) факторов на сам процесс производства сельскохозяйственной продукции, так и существенными особенностями правового положения субъектов отношений по ее реализации, в частности производителя сельскохозяйственной продукции, предопределяет необходимость выработки новой легальной и доктринальной концепции форм реализации сельскохозяйственной продукции с учетом возможностей ее перспективного развития с точки зрения сочетания механизмов публично-правового и частноправового регулирования в рамках предмета гражданского права.
Социально-экономические условия, сложившиеся в России за последние пятнадцать лет в результате проведения экономических реформ, характеризуются свободой предпринимательской деятельности, многообразием форм собственности, отсутствием развитой конкуренции, сложностью технологий производства, развитостью экономических связей, усложнением экономической жизни общества. Эти обстоятельства, а также ряд иных, повлияли на развитие, в том числе, и отношений контрактации. При наличии указанных условий покупатель по договору контрактации оказывается в неравном положении по отношению к его контрагентам (продавцу, изготовителю, импортеру). Данное неравенство усугубляется еще и тем, что в настоящее время происходит лишь становление рыночной экономики, и цивилизованные взаимоотношения покупателей по договору контрактации и их контрагентов еще не сложились. Именно в этот период покупатель нуждается в наибольшей защите со стороны государства. С момента своего возникновения контрактация явилась одним из средств взаимодействия сельского хозяйства о промышленности.
В зависимости от конкретной исторической обстановки на разных этапах развития государства менялось и содержание договора контрактации, поэтому в разных исторических условиях на первое место выступали то одни, то другие его черты. Так, договор контрактации в один период носил характер, главным образом, торгового соглашения между производителями сельскохозяйственного сырья и перерабатывающими его промышленными предприятиями; в другие периоды центр тяжести переносился на производственную помощь посевщикам в целях развития производительных сил в сельском хозяйстве. Отдельные черты договора возникали в процессе его развития, как, например, обязательство контрактующей организации снабжать посевщика минеральными удобрениями; другие же, напротив, исчезали, как, например, имевшая в определенных условиях существенное значение обязанность контрактующей организации предоставлять крестьянским хозяйствам сельскохозяйственные машины, тракторы и т. п.
Впервые договор контрактации встречается в практике заготовки сельскохозяйственной продукции в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства, после замены продразверстки продналогом.
Заготовку сельскохозяйственной продукции осуществляли в этот период многочисленные государственные заготовительные органы, отдельные государственные перерабатывающие предприятия, органы потребительской и сельскохозяйственной кооперации и частные посредники. Такое разнообразие заготовителей явилось необходимым для осуществления поставленной государством трудной и новой задачи - наладить широкий товарооборот между городом и деревней и тем самым поднять производительные силы страны, в первую очередь производительные силы сельского хозяйства.
Заготовки производились в самых различных правовых формах. Одной из таких форм являлась заготовка продуктов сельского хозяйства по договору контрактации, которая производилась непосредственно заинтересованными в получении сырья предприятиями.
Для обеспечения себя сырьем предприятия перерабатывающей промышленности стали заключать предварительные договоры с крестьянскими хозяйствами, по которым они обязывались принять и оплатить всю предусмотренную договорами продукцию и даже авансировать хозяйства, ее производящие, деньгами, а в случае необходимости - и семенами. Крестьяне же, сдатчики сельскохозяйственной продукции, обязывались засеять соответствующей культурой определенную площадь, предусмотренную договором, и впоследствии сдать выращенную продукцию данному заготовителю. Тем самым договор контрактации обеспечивал предприятие сырьем, а крестьянину давал уверенность в сбыте выращенной продукции и притом на заранее известных ему условиях, при материальной поддержке заготовителя. В этом заключалось содержание договора контрактации в начальный период его применения. Перерабатывающие предприятия стремились установить непосредственную связь с производителями сырья, минуя частного посредника. Таким образом, контрактация явилась в руках Советского государства одним из средств для вытеснения капиталистов из области заготовки сельскохозяйственной продукции.
Настоящая работа является попыткой осмыслить правовое значение договоров о закупках сельскохозяйственной продукции и их место в системе гражданско-правовых договоров в современных рыночных условиях, а также в какой-то мере восполнить образовавшийся в юридической литературе пробел.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования контрактации.
Предмет исследования - Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Правительства РФ, существующая литература по теме.
Цель работы: проанализировать комплекс гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с присутствием в законодательстве такого института, как договор контрактации.
Задачи исследования:
• дать понятие правовой природы договора контрактации и определить содержание договора контрактации;
• определить обязанности сторон договора контрактации и порядок его исполнения;
• охарактеризовать ответственность сторон по договору контрактации.
• подвести итоги и сделать соответствующие выводы по работе.
Методы исследования. При написании работы методологическую основу исследования составили: общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др..
Нормативной основой исследования явились: Конституция РФ, федеральное законодательство, Граждански кодекс РФ, Федеральный закон о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, иные нормативные правовые акты.
Научная новизна исследования нашла отражение в том, что в работе, с одной стороны, выдвинуты и обоснованы предложения по решению ряда теоретических и практических вопросов, являющихся дискуссионными; с другой - сформулированы и проанализированы проблемы, которые не были предметом специального анализа в юридической литературе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования высока и заключается в том, что теоретические выводы и предложения, обоснованные в работе, развивают и дополняют ряд положений науки права и могут быть использованы в учебном курсе, чтении лекций, спецкурсов, проведении семинарских занятий.
Вопросы связанные с исследованием данной темы осветили в своих трудах советские ученые-правоведы: М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, С.И. Аскназия, Ю.Г. Басина, Л.Н. Баховкиной, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.Г. Быкова, В.Г. Вердникова, Ф.И. Гарзе, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, Н.И. Клейн, М.И. Козыря, О.А. Красавчикова, В.В. Лаптева, В.К. Мамутова, И.Б. Новицкого, И.Н. Петрова, А.Г. Первушина, Р.О. Халфиной, В.С. Шелестова, В.А. Язева, В.Ф. Яковлева, В.Ф. Яковлевой и др.
Структура работы: состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных в работе источников.