Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Совершенствование процедур таможенного контроля лизинговых товаров

irina_k200 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2020
Объектом выпускной квалификационной работы являются операции, проводимые по товарам, импортированным на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга). Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование таможенных операций по товарам, импортированным на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга). В выпускной квалификационной работе рассмотрены сущность международного финансового лизинга и лизинговых товаров, а также особенности таможенного контроля товаров, импортированных на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды. Проведен анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга). Разработана рекомендация по совершенствованию порядка ввоза лизинговых товаров. Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость для таможенных органов.
Введение

Актуальность темы. На данном этапе времени одна из главных задач для государства – это совершенствование экономики, в том числе развитие сферы производства, что невозможно без модернизации и восстановления производственных мощностей. Необходимость в высокотехнологичном оборудовании, замене не современного оборудования на новое имеется во всех отраслях экономики. Решение поставленных задач осуществляется, также, исходя из заключения договоров международного финансового лизинга и импорта по этим договорам современного оборудования. Лизинг является одним из инструментов развития основного фонда предприятий. В условиях мирового финансового кризиса лизинговая деятельность актуальна еще и потому, что предприниматели вынуждены столкнуться с проблемами в кредитовании предприятий банками и несоизмеримо повышенной стоимостью оборудования. Основным условием при осуществлении лизинговой сделки является качественное и быстрое совершение таможенных операций в отношении лизингового оборудования, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Далее – ЕАЭС). Варианты импорта оборудования, порядок уплаты таможенных платежей и вычисления его таможенной стоимости в отношении импортированного оборудования сказываются на лизинговую активность участников внешнеторговой деятельности. Поэтому в современных условиях целесообразно достичь формирования для лизингополучателей оптимальных условий совершения таможенных операций в отношении оборудования, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС. Объект выпускной квалификационной работы – таможенные операции, проводимые по товарам, импортированным на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга). Предмет выпускной квалификационной работы – особенности таможенного контроля лизинговых товаров. Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование таможенных операций по товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС по контракту финансовой аренды (лизинга). Задачи выпускной квалификационной работы: – определить понятие и сущность международного финансового лизинга; – раскрыть особенности международных лизинговых операций и международный опыт его использования; – рассмотреть правовые аспекты таможенного контроля в Российской Федерации международных лизинговых операций; – определить проблемы таможенного регулирования лизинговых операций; – провести анализ зарубежной практики международных лизинговых операций; – провести анализ отечественного рынка международных лизинговых операций; – провести Рассмотрение судебных дел в случаях оспаривания решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, импортированных на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга); – определить перспективы решения проблемной ситуации; – разработать предложения по совершенствованию таможенных операций по товарам, импортированным на таможенную территорию ЕАЭС по контракту финансовой аренды (лизинга). Результаты выпускной квалификационной работы рекомендуется использовать при совершенствовании таможенных операций по товарам, импортированным на таможенную территорию ЕАЭС по контракту финансовой аренды (лизинга).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 1.1 Определение и суть международного финансового лизинга 10 1.2 Особенности международных лизинговых операций и международный опыт его использования 18 1.3 Правовые аспекты таможенного контроля в Российской Федерации международных лизинговых операций 25 1.4 Проблемы таможенного регулирования лизинговых операций 33 2 АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 41 2.1 Анализ зарубежной практики международных лизинговых операций 41 2.2 Анализ отечественного рынка международных лизинговых операций 45 2.3 Рассмотрение судебных дел в случаях оспаривания решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, импортированных на таможенную территорию Евразийского экономического союза по контракту финансовой аренды (лизинга) 52 2.4 Определение размера таможенных платежей по лизинговым товарам 57 2.5 Определение перспектив решения проблемной ситуации 66 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЛИЗИНГОВЫМ ТОВАРАМ, ИМПОРТИРОВАННЫМ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 70 3.1 Проблемы таможенных операций по лизинговым товарам, импортированным на таможенную территорию ЕАЭС 70 3.2 Предложения по совершенствованию таможенных операций по лизинговым товарам, импортированным на таможенную территорию ЕАЭС 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Договор о международном лизинге 83
Список литературы

1 Конвенция УНИДРУА 28.05.1988 «О международном финансовом лизинге» 2 Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» 3 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» – ред. от 28.12.2016. 4 Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ – ред. от 29.01.2002. 5 Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» – ред. от 17.04.2018. 6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ – ред. от 18.04.2018. 7 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ – ред. от 10.10.2016. 8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) – ред. от 1.01.2018. 9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ – ред. от 23.04.2018. 10 Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по контракту лизинга» – ред. от 23.01.2001. 11 Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» – ред. от 24.12.2010. 12 Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утв. Минэкономики России от 16.04.1996. 13 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» – ред. от 16.02.2018. 14 Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» – ред. от 16.02.2018. 15 Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» – ред. от 16.02.2018. 16 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» – ред. от 10.11.2017. 17 Письмо ФТС РФ от 19.11.2008 № 05-33/48386 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам аренды и лизинга» 18 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2009 года по делу № А40-109308/09-54-702 19 Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 13049/11 по делу № А29-7557/2010 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» 21 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 № 13049/11 22 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010. № 09АП-3537/2010-ГК по делу № А40-94835/09-64-579 23 Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2010 № КГ-А40/4117-10 по делу № А40-109308/09-54-702 24 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 № 09АП-32228/2010-ГК по делу № А40-66467/10-113-570 25 Постановление Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15150-09 26 Постановления ФАС Московского округа от 08.07.2009 № КА-А41/5962-09 по делу № А41-9501/08 27 Постановление ФАС Центрального округа от 22.02.2006 по делу № А54-623/2005-С8 28 Бахмарева, Н.В. Лизинг: Сущность и перспективы // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2015. № 15. – С. 35 – 39. 29 Ковалев, В.В. Лизинг. Финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев // – Проспект. 2017 – С. 232 – 233. 30 Назарова, Е.В. Лизинг: российский зарубежный опыт / Е.В. Назарова, М.С. Земляков // Экономика и социология, 2016. № 29. – С. 52 – 56. 31 Плужникова, Е.С. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования лизинга / Е.С. Плужникова, П.В. Акинин // Пространство экономики. – 2017. – №2 – 3. – С. 73 – 76. 32 Семенихин, В.В. Международный лизинг. / В.В Семенихин // – Эксмо, 2016. – С. 24 – 31. 33 Юзвович, Л.И. Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику // Проблемы современной экономики. – 2016. – №3. – С. 246 – 250. 34 Международный лизинг: ввоз оборудования. В.Н. Ионичева, «Лизинг», № 1 – http://base.garant.ru/57795742/ 35 Рынок лизинга: итоги 2017 года – https://raexpert.ru/researches/leasing/2017/
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Определение и суть международного финансового лизинга Раскрытие концепции международного финансового лизинга может основываться на нормах международного и российского законодательства. Особое значение имеет Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге“. Конвенция была принята в 1988 году, Россия присоединилась к настоящей Конвенции в 1998 году. Настоящая Конвенция была утверждена с идеей исключения различных юридических противоречий в части аренды международного финансового оборудования и в то же время поддержания справедливого баланса между интересами различных сторон сделки. Формирование единых норм было необходимо в связи с тем, что три стороны, участвующие в лизинговой сделке, расположены на территории разных государств. В статье 1 указанной Конвенции говорится, что в сделке финансового лизинга одна сторона (арендодатель) заключает договор (договор поставки) с третьим лицом (поставщиком), согласно которому лизингодатель приобретает полное оборудование, средства производства или иное оборудования, одобренное арендатором, в той мере, в какой они затрагивают его интересы. При заключении договора лизинга лизингополучателю предоставляется право использовать оборудование в обмен на оплату периодических платежей. В Конвенции указывается, что сделка по финансовому лизингу должна включать следующие характеристики: лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и оценку арендодателя; периодические платежи, подлежащие оплате по контракту лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или значительной части стоимости оборудования. Основные положения Конвенции также учитываются в положениях российского законодательства о лизинговых сделках. В 1998 году Россия приняла Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Этот Закон определяет концепцию «лизинга». В соответствии с этим определением лизинг представляет собой сочетание экономических и правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением лизингового соглашения, включая приобретение предмета лизинга. Договор лизинга – это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести имущество, указанное арендатором (лизингополучателем) у определенного продавца, и предоставить арендатору это имущество за плату во временном владении и пользовании. Согласно Закону, лизинговая деятельность является видом инвестиционной деятельности для приобретения имущества и передачи ее в лизинг. Совершенствование форм лизинговых отношений, включая совершение таможенных операций в отношении лизингового оборудования, приводит к увеличению количества международных договоров финансового лизинга. Лизинговая деятельность напрямую влияет на процесс модернизации экономики нашего государства. В статья 665 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что по контракту финансовой аренды, арендодатель обязуется приобрести имущество, указанное лизингополучателем у определенного продавца, и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное пользование и владение. В договоре финансового лизинга может предусматриваться, что выбор продавца и приобретенного имущества осуществляется арендодателем. Эта норма также соответствует нормам международной Конвенции. Финансовый лизинг – это одна из форм лизинга. При осуществлении сделки международного финансового лизинга оборудование часто остается у арендатора, подобная сделка является формой долгосрочного кредитования [24]. Предметом финансовой аренды могут быть любые непотребляемые товары, использующиеся для предпринимательской деятельности, за исключением земельных и других природных объектов. Объект лизинга может быть движимым (автомобили, оборудование, транспортные средства и т. д.) и недвижимым имуществом (здания, сооружения, объекты, космические объекты воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания). Наиболее популярными объектами лизинга являются сельскохозяйственная техника, строительная и дорожная техника, транспортные средства и авиационная техника, телекоммуникационное оборудование, значительная часть специального оборудования для горнодобывающей, нефтегазовой промышленности. В лизинговой сделке, обычно, участвуют три субъекта (рисунок 1). Субъектами лизинга могут быть резиденты или нерезиденты Российской Федерации. Количество субъектов может быть два в том случае, если продавец и арендодатель являются одним и тем же лицом. Рисунок 1 – Субъекты лизинга Арендодатель (лизингодатель) – это лицо, приобретающее имущество, чтобы сдавай его в аренду для временного использования. Арендатором (лизингополучателем) является лицо, которое предоставляет имущество для временного пользования. Продавец (поставщик) является лицом, продающим имущество. Разницей между финансовой арендой и обычной арендой является наличие трех субъектов в сделке. В обычной аренде участвуют только два субъекта: арендатор и арендодатель. В зависимости от ситуации количество участников транзакции может уменьшаться или увеличиваться. Иногда в сделке может участвовать банк, который финансирует лизинговую операцию или брокерская компания, являющаяся посредником между поставщиком, лизингополучателем и лизингодателем. В крупных операциях количество участников может увеличиться до шести-семи, в том числе брокерские фирмы, трастовые компании, финансовые учреждения и т. д. При обычной аренде одно и то же оборудование может сдавать в аренду несколько раз, а арендодатель приобретает оборудование не по заказу арендатора. Сегодня в России все больше и больше проводится исследований по сравнению лизинга с банковским кредитом или покупкой внеоборотных активов за собственные средства, при этом вывод о том, что рассматриваемый экономический инструмент является лучшим в отношении других видов финансирования. Следует отметить, что выбор формы финансирования для каждого предприятия должен применяться на основе досконального сравнительного анализа возможных вариантов привлечения средств. Каждая из форм лизинга имеет свои собственные преимущества. Кредит – это экономические отношения, в которых материальные или иные ценности передаются от их владельца другому лицу на условиях возмещения, срочности и оплаты. Кредит предусматривает обязательный возврат заемщиком средств кредитору, которые соответствуют определенному типу ценностей. При финансовой аренде основных средства могут перейти на счет лизингополучателя. Еще одно отличие – это амортизация. Расчет амортизации в кредите не предусмотрен. Что касается лизинга, то в нём предусмотрен расчет амортизации основных средств. Кредит и лизинг могут быть оформлены как юридическим, так и физическое лицом. Лизинг чаще всего выбирают индивидуальные предприниматели и юридические лица. Еще одна особенность заключается в том, что при заключении кредитного договора налоги оплачиваются заемщиком, а при заключении договора финансовой аренды налоги выплачивает лизингодатель. Лизинг в большинстве случаев – это долгосрочная аренда. Кредит может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным. Процентная ставка по лизингу начисляется на остаток долга в зависимости от стоимости имущества. Процентная ставка по кредиту зависит от суммы кредитования, времени погашения и т. д. Согласно мировой практике схемы лизинга (рисунок 2) делятся на 2 группы: лизинг с полной окупаемостью и с неполной окупаемостью. Рисунок 2 – Схемы лизинга Лизинг с полной окупаемостью называется финансовым лизингом. Суть его заключается в том, что лизинговая организация покупает имущество для передачи его арендатору за плату согласно лизинговому договору на срок, который близок к сроку службы данного имущества. Предметом финансового лизинга является дорогостоящее оборудование, имеющее длительный период физического износа. Финансовый лизинг имеет следующие особенности: – продавец (поставщик) знает, что имущество приобретается для сдачи в лизинг; – арендодатель приобретает имущество в собственность специально для сдачи его в лизинг; – имущество доставляется арендатору; если появляются претензии о качестве имущества, то в этом случае арендодатель предъявляет их продавцу, а не арендодателю. Когда лизингополучатель оплачивает полную сумму лизинговых платежей, которые предусмотрены в договоре, тогда лизинговый актив становится собственностью лизингополучателя. Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контрактов, а также амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый лизинг является формой долгосрочного кредитования. Операционный лизинг – это лизинг с неполной окупаемостью. Суть его заключается в том, что лизинговая компания покупает имущество для передачи пользователю по контракту на срок, который короче обычного срока службы имущества, а амортизация происходит частично. Обычно эта форма лизинга применяется, когда существует кратковременная потребность в определенном имуществе. Данный вид лизинга чаще всего используется в строительстве, сельском хозяйстве и в транспорте. При сравнении финансового и операционного лизинга можно выделить несколько важный различий: во-первых, при оперативном лизинге имущественные права не приходят к лизингополучателю, а во-вторых, лизингодатель берет на себя обязательство по техническому обслуживанию и по страхованию предмета лизинга. Лизинговая компания, которая приобретает имущество для последующей его сдачи во временное пользование, на срок, который меньше срока службы оборудования, ориентируется на множество сделок с разными потребителями. То, что высокие ставки лизинговых платежей выше стоимости имущества объясняется тем, что: – в основном доходы лизингодателя зависят от изменений в рыночной ситуации, поэтому у него нет гарантии возмещения затрат; – ответственность за обслуживание, ремонт и страхование лежит на собственнике имущества. Оперативный лизинг очень похож на традиционную аренду. Договор оперативного лизинга является договором аренды и имеет следующие признаки: – срок действия договора меньше, чем нормативный срок службы имущества; – арендованное имущество было приобретено без ориентации на конкретного пользователя; – ответственность за техническое обслуживание, ремонт и страхование лежит на фирме, которая сдает имущество для временного использования; – по истечении срока действия договора имущество возвращается владельцу. После истечения срока действия договора лизингополучатель имеет право: – на продление срока действия договора на льготных условиях; – заключить договор купли-продажи (приобрести данное имущество). В зависимости от типа имущества существует лизинг движимого имущества (автомобили, суда, оборудование и т. д.) и недвижимого имущества (сооружения, здания). В зависимости от степени новизны предмета лизинга выделяется лизинг нового имущества и лизинг имущества, которое было в пользовании. Лизинг может принадлежать к одной или нескольким странам. Исходя из этого, лизинг делится на внутренний и внешний (международный лизинг). Внутренний лизинг – это лизинг, в котором все субъекты представляют одну страну. Внешний лизинг – это лизинг, при котором одна сторона или все стороны являются резидентами разных стран. В зависимости от состава субъектов взаимоотношений выделяются прямой, раздельный и возвратный лизинг. При прямом лизинге функции лизингодателя выполняет владелец имущества. Крупные производители создают подразделения, которые сдают в аренду произведенное имущество для временного пользования. Это помогает увеличить объем продаж продукции предприятия. Возвратный лизинг (рисунок 3) предполагает, что собственник имущества будет продавать имущество арендодателю, а последний сдаст это имущество для временного использования бывшему владельцу. Владелец является сначала продавцом, а потом арендатором. После истечения срока действия контракта бывший владелец может выкупить оборудование и восстановить на него право собственности. Рисунок 3 – Схема возвратного лизинга Организация, использующее возвратный лизинг, получает дополнительные финансовые средства от продажи имущества, может корректировать стоимость активов баланса, тем самым улучшая финансовое состояние данной организации. Раздельный лизинг используется при лизинге дорогостоящих объектов. В этом случае арендодатель при приобретении имущества платит за свои средства только часть денег и выплачивает оставшуюся сумму с помощью займа или ссуды. По объему обслуживания существует полный, чистый и частичный лизинг. Суть чистого лизинга заключается в том, что арендатор берет на себя все расходы на обслуживание имущества и выплачивает арендодателю так называемые «чистые» платежи. В случае полного лизинга все расходы на обслуживание имущества оплачиваются арендодателем. Частичный лизинг может считаться промежуточным между полным и чистым. В этом виде лизинга арендодателю назначаются отдельные функции, связанные с содержанием имущества. В зависимости от заключенных лизинговых сделок лизинг делится на возобновляемый и срочный. При возобновляемом лизинге контракт по истечению времени первого срока продлевается на следующий период. Одним из видов возобновляемого лизинга является генеральный лизинг. В данном лизинге арендатор может дополнить список лизингового имущества без заключения новых контрактов. Срочный лизинг предполагает одноразовую сделку между субъектами отношений. В зависимости от формы и характера лизинговых платежей лизинг делится на смешанный, денежный, компенсационный. Срок договора лизинга также очень важен. Как правило, финансовый лизинг – это среднесрочная или долгосрочная операция. Но в российской практике существуют также краткосрочные контракты [26]. 1.2 Особенности международных лизинговых операций и международный опыт его использования На данный момент лизинг (финансовая аренда) стал общим вариантом для обновления основных фондов российскими организациями. Для отечественных производителей международный лизинг представляет интерес как один из наиболее приемлемых и быстрых способов обновления средств производства. Международный лизинг с экономической точки зрения – это иностранные инвестиции, которые облачены в товарную форму. При лизинге возможна периодическая форма оплаты, которая растянута на определенный промежуток времени, в первую очередь из средств, полученных в ходе эксплуатации лизингового актива, а не из собственных или заемных средств. Первой компанией, занимающейся лизинговыми операциями, была компания «United States Leasing Corporation», созданная в 1952 г. США стали родоначальниками нового направления в бизнесе. В 1962 г. в Европе появилась первая лизинговая компания «Deutsche lising GMbH». В середине 60-х годов обороты по лизинговым операциям в США составляли 1 млрд долл. Стремительный рост вызван имеющимися преимуществами лизинговых сделок [26]. В современном понимании лизинг появился и начал развиваться в середине 1950-х годов в США. Значительной заслугой правительства США стало признание лизинга в качестве прогрессивного источника инвестиций в обновление технологии и стимулирование ее использования посредством реализации специальной программы развития. Через 10 лет произошла настоящая революция в арендных отношениях, лизинг начал распространяться в европейских государствах, прежде всего в Швейцарии, Австрии, Франции, Великобритании, Германии, а объем инвестиций в оборудование через лизинг увеличился в множество раз. Средства производства, технологическое оборудование, автомобили, корабли, самолеты и т. д. стали массово сдаваться в аренду. Только в конце 1970-х годов лизинговые операции начали использоваться в Японии (таблица 1). Эта задержка объясняется закрытостью и отсталостью японской экономики в то время и нежеланием Японии интегрироваться в мировое экономическое пространство. После успешного использования лизинга в Европе, США и Японии он начал быстро распространяться, изменяться, совершенствоваться и приобретать новые формы [27]. Таблица 1 – Этапы развития мирового лизингового рынка Период Страны Начало 1950-х годов Соединенные Штаты Америки Конец 1950-х годов Канада, Австралия, Великобритания 1960-е года Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Япония 1970–80-е года Наиболее развитые страны Латинской Америки и Азии Конец 1980-х годов – настоящее время Страны Азии и Африки, страны СНГ, страны Восточной Европы Источник: Плужникова Е.С. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования лизинга / Е.С.Плужникова, П.В.Акинин// Пространство экономики. – 2013. – № 2 – 3. – С.73 – 76. На современном этапе развития лидерами лизингового бизнеса являются такие страны, как США, Япония, а также Западная Европа, среди которых доминирующее положение по лизинговым сделкам занимали и занимают США. В докризисный период рынок лизинга в перечисленных странах продолжал расти, однако в связи с перенасыщением собственных рынков и активного развития лизинга в других странах доля лизинговых операций в передовых странах сократилась в общем объеме. Заметен активный рост лизинговых операций в Латинской Америке, особенно в Бразилии, в Восточной Европе, на Африканском континенте. Передовой страной является ЮАР. Увеличивается объем лизинговых операций в Австралии. Необходимо отметить такие страны, как Китай и Индия, которые, по оценкам экспертов, имеют перспективы занять лидирующее положение в доле мировых лизинговых операций. В мировой практике наиболее распространены следующие основные модели международных лизинговых операций: 1) Лизингодатель определенного страны осуществляет контакты по организации и осуществлению лизинговых операций с лизингополучателем, который находится в другой стране. 2) Лизингодатель определенной страны осуществляет контакты по организации и осуществлению лизинговых операций с лизингополучателем, который находится в другой стране, но через свою дочернюю компанию, которая расположена в стране лизингополучателя. 3) Лизингодатель одной страны ведет контакты по организации и осуществлению лизинговых операций с лизингополучателем, который находится в другой стране, но через посредника – лизинговую компанию, расположенную в стране лизингополучателя. Промежуточной фирме поручено организовать и провести переговоры, подготовить и заключить договор лизинга на согласованных условиях, а также его исполнить. Юридические отношения между двумя лизинговыми компаниями оформляются обычным агентским соглашением (то есть договором о выполнении посреднической фирмой от имени и в интересах лизингодателя определенных обязанностей), а расчеты производятся в форме комиссии за услуги или встречной сделки, а также возможно распределение прибыли. 4) Лизингодатель определенной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговых операций с лизингополучателем, который находится в той же стране. Лизингодатель передает исполнение заключенного лизингового договора лизинговой посреднической фирме, которая расположена в другой стране на условиях агентского соглашения [28]. Одной из главных особенностей лизинга в Российской Федерации является наличие специального законодательства о лизинге, а именно Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Данный закон определяет организационно-экономические и правовые условия лизинга. Именно он сыграл значительную роль в становлении лизинга и стал своеобразным толчком его развития в России [6]. Следующая особенность связана с условиями лизинга. В западных странах рынок лизинга уже давно стабилизировался, и там присутствует достаточно сильная конкуренция. В России условия лизинга могут отличаться на несколько процентов (в Европе, для сравнения, на десятые доли процента), а также в договоры могут быть включены скрытые комиссии. Стоит отметить, что наиболее распространенной формой лизинга в Российской Федерации является финансовый лизинг. Он отличается от оперативного тем, что срок лизинга и нормативный срок службы оборудования примерно равны и лизингодателю удается вернуть практически полную стоимость имущества, а также получить прибыль. И еще одна особенность. В России лизинговые компании предъявляют к заемщику более гибкие и либеральные требования. Этому также способствует российское лизинговое законодательство, которое дает существенную свободу договорным отношениям между сторонами лизинговой сделки. Одной из главных характеристик развития лизинга в США является повышение за последнее время в экономике страны роли возвратного лизинга (железнодорожные контейнеры, самолеты, компьютеры, нефтяные танкеры) и оперативного лизинга (печатное оборудование, транспорт). Особенно наглядно просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. К сказанному следует добавить еще ряд специфических черт лизинговых отношений в США, а именно: ? лизингом не должна быть предусмотрена возможность покупки имущества по цене ниже рыночной; ? срок лизинга не должен превышать 30 лет; ? лизинг должен предусматривать одинаковые по объему лизинговые платежи. Если же лизинговые платежи вначале будут больше, а затем меньше, то это будет свидетельствовать об использовании лизинга как средства ухода от налога; ? лизинг должен обеспечивать лизингодателя нормальным рыночным уровнем прибыли; ? лизингополучатель не вправе инвестировать в арендованное оборудование, за исключением так называемых отделимых усовершенствований; ? минимальные инвестиции со стороны лизингодателя должны составлять не менее 20 % стоимости объекта лизинга [26]. Теперь обратимся к специфике лизинга в Японии. Одной из интересных особенностей лизинга этой страны является возможность лизинговых компаний не ограничиваться финансированием услуг, связанных с арендой. Они предоставляют так называемый комплексный пакет услуг, который может включать комбинацию лизинга, купли-продажи и займов. Такие услуги получили название «комплексный лизинг». Нельзя не упомянуть и об особенностях финансового лизинга в Японии. Финансовый лизинг в Стране Восходящего Солнца определяется как сделка, которая удовлетворяет двум требованиям. Первое требование. Общая сумма лизинговой платы должна быть примерно равна совокупным затратам на приобретение имущества. При этом срок сделки фиксирован. Второе требование. Запрещается аннулировать договор лизинга в течение срока его действия. Если финансовый лизинг выступает в качестве сделки по реализации, то лизингополучатель имеет право на налоговую амортизацию. В противном случае данным правом обладает лизингодатель. Финансовый лизинг можно рассматривать как сделку по реализации, если выполняется одно из следующих условий: ? срок аренды меньше, чем 70 % установленного законодательством срока службы оборудования (60 % в случае, если этот срок службы составляет 10 или более лет), и лизингополучатель имеет право на покупку; ? передача после истечения периода аренды объекта лизинга лизингополучателю за номинальное или нулевое денежное вознаграждение; ? арендуемые машины, оборудование сложно использовать в каких-либо других целях, кроме указанных арендатором; ? арендуется неперемещаемое оборудование, монтированное в здание. Интересен опыт Австрии. Лизинг в Австрии развивается уже около 25 лет. Срок лизинга составляет от 2 до 15 лет в зависимости от экономически целесообразного срока службы объекта лизинга. Опцион на продление или покупку запрещается. После истечения срока действия контракта лизингополучатель может заключить новый договор на аренду объекта лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации либо начать переговоры о покупке. Существенной особенностью является то, что в лизинг сдаются даже школы и детские сады. Для получения налоговых льгот необходимо, чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей и срок договора по лизингу составлял 40-90 % общего периода эксплуатации оборудования. Франция – это страна, в которой, как и в России, существует специальное законодательство по лизингу. Здесь выделяют лизинг недвижимого имущества без права выкупа (location-simple) и лизинг движимого имущества с правом выкупа (creditbail), или финансовый лизинг. Creditbail (финансовый лизинг) имеет место в случае, если: ? оборудование используется лизингополучателем для производства или коммерческой деятельности; ? оборудование приобретается лизингодателем для последующей его сдачи в аренду; ? лизингополучатель имеет возможность выкупить имущество у лизингодателя по заранее установленной цене, которая учитывает размер ранее сделанных лизинговых платежей. Сделка будет признана финансовым лизингом, если лизингодатель приобрел оборудование у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его по контракту creditbail в лизинг. За последние годы понятие «лизинг» стал более популярным в России в связи с его функционированием в роли инвестиционного механизма, необходимого для развития рыночных отношений. Крупнейшими компаниями, занимающимися лизинговым бизнесом, являются ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг, СБЕРБАНК ЛИЗИНГ, Государственная транспортная лизинговая компания, Европлан, Балтийский лизинг, ТрансФин-М, САКСАОЕ Лизинг, РЕСО-Лизинг [24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg