Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо [26].
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим навыки письма и чтения являются ведущими в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы навыки письменной речи у учащихся младшего школьного возраста, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык [4,5, 10,13,23,32].
Одной из причин неуспеваемости детей в школе являются специфические расстройства письма (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.).
В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций.
Во-первых, с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии буквы (чтение) и её воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии), по своим проявлениям обобщенно обозначаемым как аграмматизмы письменной речи (замены, пропуски, смешения букв, искажения морфологической структуры слов, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и др.).
Во-вторых, с позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи. Письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (её составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью.
Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанном на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение (Г.А. Каше, И.К. Колповская, H.A. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.), фонематическое восприятие (P.A. Белова-Давид, P.E. Левина, В.К. Орфинская, H.H. Трауготт, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова и др.), лексико-грамматический строй речи (P.E. Левина, Г.А. Каше, H.A. Никашина, И.К. Колповская, И.Н. Садовникова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Наряду с выделенными, особое внимание уделяется нейропсихологическим предпосылкам, к которым относят зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слухоречевую память, самоконтроль (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, И.А. Зимняя, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, A.B. Ястребова и др.).
Р.Е.Левина стала первой, кто занялся изучением устной и письменной речи детей с нарушениями речи, используя системный подход к анализу речевых нарушений. Она изучала особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, рассматривая письменную речь как результат взаимодействия фонетики, лексики и грамматики. Тем самым Р.Е.Левина определила необходимость системного комплексного подхода к изучению речи ребенка и обосновала значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом. Эффективная профилактика, своевременное выявление нарушение письма, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической и коррекционно-развивающей работы по коррекции этих нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР. Этим обусловлена актуальность работы.
Целью нашего исследования является изучение факторов риска нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и разработка комплекса коррекционно-логопедических занятий по профилактике возникновения нарушений письма у детей изучаемой группы для педагогов и родителей.
Объект исследования - факторы риска нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования - комплекс коррекционно-логопедических занятий по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность оптико-пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации, которые могут обуславливать трудности овладения письмом, т.е. являются факторами риска развития дисграфии. Это положения требуют разработки содержания коррекционно-развивающих работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для подтверждения гипотезы, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Провести экспериментальное изучение предпосылок развития письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и проинтерпретировать полученные результаты.
3. Определить содержание коррекционно-развивающих работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
В соответствии с целью и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; эмпирические - наблюдение, эксперимент, анамнестический метод; количественный и качественный анализ полученных данных, статистические методы – метод ранжирования, а также коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Методологическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие современное понимание сложной структуры нарушений (Л.С. Выготской, В.В. Лебединский, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.); положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи, теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтъев и другие); теория речевой деятельности (представления о письменной речи как сложной речевой деятельности (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.Н. Леонтъев, А.А.Леонтъев и др.).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологды. В нем участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями в качестве содержания коррекционно-развивающей работы по предупреждению риска развития нарушений письма.
Этапы исследования:
1 этап. Теоретическое обоснование проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2 этап. Подбор диагностических методик и проведение экспериментального изучения предпосылок развития письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3 этап. Определить содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению риска развития нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4 этап. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Выпускная квалификационная работа представляет собой труд на 69 страницах печатного текста. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы (57 источников) и приложение. В основном тексте работы дано 7 таблиц.