Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

arina_pal 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Анализ литературы, показал, что письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного.
Введение

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо [26]. Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим навыки письма и чтения являются ведущими в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы навыки письменной речи у учащихся младшего школьного возраста, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык [4,5, 10,13,23,32]. Одной из причин неуспеваемости детей в школе являются специфические расстройства письма (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.). В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций. Во-первых, с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии буквы (чтение) и её воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии), по своим проявлениям обобщенно обозначаемым как аграмматизмы письменной речи (замены, пропуски, смешения букв, искажения морфологической структуры слов, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и др.). Во-вторых, с позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи. Письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (её составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью. Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанном на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение (Г.А. Каше, И.К. Колповская, H.A. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.), фонематическое восприятие (P.A. Белова-Давид, P.E. Левина, В.К. Орфинская, H.H. Трауготт, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова и др.), лексико-грамматический строй речи (P.E. Левина, Г.А. Каше, H.A. Никашина, И.К. Колповская, И.Н. Садовникова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Наряду с выделенными, особое внимание уделяется нейропсихологическим предпосылкам, к которым относят зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слухоречевую память, самоконтроль (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, И.А. Зимняя, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, A.B. Ястребова и др.). Р.Е.Левина стала первой, кто занялся изучением устной и письменной речи детей с нарушениями речи, используя системный подход к анализу речевых нарушений. Она изучала особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, рассматривая письменную речь как результат взаимодействия фонетики, лексики и грамматики. Тем самым Р.Е.Левина определила необходимость системного комплексного подхода к изучению речи ребенка и обосновала значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом. Эффективная профилактика, своевременное выявление нарушение письма, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической и коррекционно-развивающей работы по коррекции этих нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР. Этим обусловлена актуальность работы. Целью нашего исследования является изучение факторов риска нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и разработка комплекса коррекционно-логопедических занятий по профилактике возникновения нарушений письма у детей изучаемой группы для педагогов и родителей. Объект исследования - факторы риска нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Предмет исследования - комплекс коррекционно-логопедических занятий по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность оптико-пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации, которые могут обуславливать трудности овладения письмом, т.е. являются факторами риска развития дисграфии. Это положения требуют разработки содержания коррекционно-развивающих работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Для подтверждения гипотезы, перед нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. 2. Провести экспериментальное изучение предпосылок развития письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и проинтерпретировать полученные результаты. 3. Определить содержание коррекционно-развивающих работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и разработать методические рекомендации для педагогов и родителей. В соответствии с целью и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; эмпирические - наблюдение, эксперимент, анамнестический метод; количественный и качественный анализ полученных данных, статистические методы – метод ранжирования, а также коэффициент корреляции рангов Спирмена. Методологическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие современное понимание сложной структуры нарушений (Л.С. Выготской, В.В. Лебединский, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.); положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи, теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтъев и другие); теория речевой деятельности (представления о письменной речи как сложной речевой деятельности (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.Н. Леонтъев, А.А.Леонтъев и др.). Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологды. В нем участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями в качестве содержания коррекционно-развивающей работы по предупреждению риска развития нарушений письма. Этапы исследования: 1 этап. Теоретическое обоснование проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. 2 этап. Подбор диагностических методик и проведение экспериментального изучения предпосылок развития письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 3 этап. Определить содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению риска развития нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 4 этап. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей. Выпускная квалификационная работа представляет собой труд на 69 страницах печатного текста. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы (57 источников) и приложение. В основном тексте работы дано 7 таблиц.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования в психолого-педагогической литературе………………………………………….8 1.1.Характеристика письменной речи…………………………………...8 1.2.Факторы риска возникновения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………12 1.3.Пути профилактики нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………25 Выводы по главе 28 Глава II Экспериментальное изучение нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……………………….30 2.1. Цели, задачи и организация экспериментального изучения………30 2.2. Анализ результатов…………………………………………………43 2.3. Методические рекомендации по профилактике нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……………47 Выводы по главе…………………………………………………………55 Заключение………………………………………………………………57 Литература………………………………………………………………60 Приложение………………………………………………………………65
Список литературы

1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2006. - 24 с. 2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004. - С. 106 3. Аркин Е. А.: Дошкольный возраст. - М., Учпедгиз, 1948 г. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе.- Тула, 1997 с. 53- 68., 5. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Автореф. дис…. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002. 6. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. - М., 1996. 7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / дети с общим недоразвитием речи. - М., 1981., 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1956. 9. Гаркуша Ю. Ф.: Коррекция и развитие речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология - №6 - 1990г. – с.14 10. Евдокимова Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001. 11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / дети с общим недоразвитием речи. - М., 1981 12. Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115. 13. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г., 15. Жукова Н. С., Мастрюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2е изд., перераб. - М., 1990., 16. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. -Спб, 2007. 17. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. - М, 1968г. 18. Ковшиков В. А.: Экспрессивная алалия. - Л., 1985г. 19. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – М., 2011. 20. Корнев А. Н.: Методика раннего выявления дислексии у детей. – СПб, 1991г. 21. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. – СПб, , 1995г. 22. Корнев А. Н.: Нарушение чтения и письма у детей. – СПб, 1997г. 23. Кукушин В.С. Логопедия в школе. – М., 2004 24. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989. 25. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999 26. Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей - М, Учпедгиз 1940г. 27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2003г. 28. Логинова Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявлений и коррекции у младших школьников с ЗПР. Учебное пособие /под. ред. Л.С. Волковой – СПб., 2004. 29. Логопедия: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, - М., 1999 - с. 439 – 442, 458 – 469. 30. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопеда. / Под ред. Л. С.Волковой: в 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 кн. V: ФФ и ОНР: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - с.126 – 143 182 – 185. 31. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., Изд – во АПН РСФСР, 1950 32. Лурия А. Р.: Высшие корковые функции человека.- М., 1969г. 33. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие.- М., 2003. 34. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М., 1979.
Отрывок из работы

I. Теоретическое обоснование проблемы исследования в психолого-педагогической литературе 1.1. Характеристика письменной речи Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению [43]. Л.С.Выготский писал, что письменная речь, имеет тесную связь с устной, но в самых существенных чертах своего развития не повторяет историю развития устной речи. Письменная речь не есть также простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма. Механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В психологическое содержание письма помимо речи входят: процессы восприятия разной модальности — зрительной, акустической и пространственной; также двигательные процессы — кинестетической и кинетической природы; и зрительные образы – представления буквенных знаков, оперативная память и т.д. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного [7]. Устная и письменная речь - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения. Устная речь формируется первой, а письменная является надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфические для новой формы выражения языка. Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания. Для того, чтобы осознанно выполнять языковые операции у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам младшего школьного возраста [27, 33, 44]. Письменной же речью овладевают целенаправленно в процессе обучения. Наиболее четкие различия устной и письменной речи можно проследить в психологическом содержании этих процессов. Устная речь это прежде всего контекстная и она реализуется в разговорной речи. Во-вторых, устная имеет ряд эмоционально-выразительных средств, которые помогают коммуникации, а так же более точной к экономной передаче и приему информации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg