Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Территориальная структура транспортной инфраструктуры региона

irina_k200 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития транспортной инфраструктуры в регионе. Объектом исследования является транспортная инфраструктура, предметом исследования - стратегия развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи: - изучить понятие и характеристику территориальной структуры транспортной инфраструктуры региона; - исследовать факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона; - исследовать методы измерения уровня транспортной доступности в регионе; - представить общую характеристику транспортной инфраструктуры Республики Башкортостана; - проанализировать эффект влияния внешних и внутренних факторов на транспортную инфраструктуру региона; - оценить уровень транспортной доступности в Республике Башкортостан; - выявить проблемы развития территориальной структуры транспортной инфраструктуры региона; - предложить направления развития транспортной инфраструктуры. Предполагается, что для этой цели в работе будет использована статистическая модель для которой важной задачей является выявление показателей, характеризующих развитие транспортной инфраструктуры региона. Вышеперечисленные задачи определили структуру работы. Решение этих задач должно способствовать более точной разработке стратегии развития транспортной инфраструктуры рассматриваемого региона.
Введение

В настоящее время транспортная инфраструктура занимает одно из приоритетных мест среди основополагающих факторов, которые определяют результативное функционирование экономики страны, и является важным критерием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в России является физический и моральный износ материально-технической базы, неравномерное размещение и развитие, ограниченность инвестиций. Недостаточный уровень развития и размещения транспортной инфраструктуры можно назвать сдерживающими факторами развития экономики в целом. Свои отличительные особенности имеет региональная транспортная инфраструктура: её отрасли функционируют в общенациональном масштабе как единая система, в то же время, её деятельность характеризуется четко выраженным региональным аспектом; результаты её функционирования определяют успешную деятельность других сфер экономики региона. Транспорт региона обеспечивает условия для развития и взаимосвязи отдельных отраслей промышленности региона и способствует эффективному использованию ресурсной базы региона. В связи с высокой значимостью транспортной инфраструктуры в экономике Российской Федерации и отдельных ее регионов актуальным становится разработка стратегии развития транспортной инфраструктуры.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы транспортной инфраструктуры региона 5 1.1 Понятие и характеристика территориальной структуры транспортной инфраструктуры региона 5 1.2 Факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона 14 1.3 Методы измерения уровня транспортной доступности в регионе 17 2. Анализ транспортной инфраструктуры региона (на примере Республики Башкортостан) 21 2.1 Общая характеристика транспортной инфраструктуры Республики Башкортостана 21 2.2 Эффект влияния внешних и внутренних факторов на транспортную инфраструктуру региона 25 2.3 Оценка уровня транспортной доступности в Республике Башкортостан 29 3. Приоритетные направления развития территориальной структуры транспортной инфраструктуры 34 3.1 Проблемы развития территориальной структуры транспортной инфраструктуры региона 34 3.2 Направления развития транспортной инфраструктуры 36 Заключение 41 Список использованных источников 42
Список литературы

1 Вучик В. Транспорт в городах, удобных для жизни / Пер. с англ. под ред. М. Блинкина. – М: Территория будущего, 2018. 2 Зубов И. Н. Особенности и современные подходы к организации управления транспортной системой / Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 371-376. 3 Шуравина Е. Н. Особенности управления и государственного регулирования транспортного комплекса России / Косякова И. В. // Российское предпринимательство. — 2017. — № 18 (240). — С. 118-124. 4 Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru (дата обращения 04.02.2019). 5 Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. – Режим доступа: https://transport.bashkortostan.ru (дата обращения 04.02.2019). 6 Агасьянц А. А. Развитие сети автомобильных магистралей в крупнейших городах: транспортно-градостроительные проблемы. – М.: АСВ, 2010. 7 Гавриленко Н. Г. Использование ориентированных графов при построении системы управления автомобильным транспортом // Вестник Брянского государственного университета – 2017 - №3 – С. 46 – 52. 8 Симарова И. С. Региональная связанность как фактор формирования единого экономического пространства // Перспективы науки. – 2018. – № 1 (40). – С. 110-114. 9 Кудрявцев А. М., Руднева Л. Н. Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона. // Российское предпринимательство – 2018. – №8 (254). С. 109 – 120. 10 Транспортная система мира // под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского. – М.: Транспорт, 1971. – 216 с. 11 Официальный сайт «Росстата», сборник «Регионы России». Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 04.02.2019). 12 Якунин Н. Н., Нургалиева Д. Х. Транспортная подвижность в г. Оренбург / Вестник Оренбургского государственного университета – 2018. –№10 (171). 13 Руднева Л.Н., Мосякина Е.А. Оценка дифференциации социально-экономического развития субъектов Уральского федерального округа / Перспективы науки. – 2017. – № 6 (45). – С. 90-95. 14 Система взимания платы «Платон». Режим доступа: http://platon.ru/ru/about/ (дата обращения 04.02.2019). 15 Григорьев Л. Бюллетень социально-экономического кризиса №08, 2015. 16 Грузинов В. П., Морозова Л. Э. О полноте комплекса показателей стратегического развития транспортной отрасли. // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2017. – №4 (18), т.1. – С. 248-256. 17 Задворный Ю.В. Критерии оценки развития транспортной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство – 2011. – №1-1 (175). – С. 168. 18 Борзунов А. А. Кластерная интеграция как фактор обеспечения экономической безопасности в транспортной отрасли // Транспортный бизнес в России – 2018. – №5 – С. 42 - 46. 19 Транспортная стратегия РФ-2030: курс на навигационные и инфокоммуникационные технологии. Режим доступа: http://vestnikglonass.ru/stati/transportnaya_strategiya_rf_2030_kurs_na_navigatsionnye_i_infokommunikatsionnye_tekhnologii/ (дата обращения 04.02.2019).
Отрывок из работы

1. Теоретические основы транспортной инфраструктуры региона 1.1 Понятие и характеристика территориальной структуры транспортной инфраструктуры региона До середины 20 века понятие «инфраструктура» применялось для обозначения вспомогательных служб и систем, и использовали его в военной терминологии. Свое экономическое содержание данный термин получил в 50-х годах 20 века в работах американского ученого П. Розенштейна-Родана. П. Розенштейн-Родан под инфраструктурой понимал - комплекс общих условий, содействующих развитию частного предпринимательства и удовлетворяющих потребности населения. В российской экономике инфраструктура делится на 2 группы: производственную и непроизводственную, иначе социальную. К первой группе относятся отрасли, занимающиеся обслуживанием материального производства: шоссейные и железные дороги, канализация, водоснабжение и др. К второй группе относятся отрасли, косвенно взаимодействующие с процессом производства: школьное и высшее образование, повышение квалификации, здравоохранение, подготовка кадров и т. д. Транспорт по праву считается важной частью производственной и социальной инфраструктуры России и является одним из основополагающих отраслей хозяйства. Транспортные коммуникации связывают все районы государства, а это является Незаменимый компонент для ее территориальной целостности и для единства ее экономического пространства. Транспортные коммуникации являются связующим звеном между государством и всем мировым сообществом, они являются материальной базой внешнеэкономических связей России и интеграции в глобальную экономическую систему. Условия экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения, все это обеспечивает транспортная система. [9] Транспортная система способствует развитию внешнеторговых отношений, участвует в удовлетворении производственных нужд. Эффективность бизнеса, развития и работы производства, социальной сферы определяет возможность доступа к безопасным и качественным транспортным услугам. Транспорт также является важной составной частью мировой экономики, потому что считается материальным носителем среди стран. В отсутствие системы транспорта невозможна специализация стран и их комплексное становление. Дойти до уровня рационального размещения производительных сил нельзя без учета транспортного фактора, так как он оказывает воздействие на размещение производства. При планировании расположения производства предусматривается потребность в перевозках, снабженность транспортной сетью и ее пропускная способность, количество исходных материалов готовой продукции и их транспортабельность, и пр. Размещаются предприятия в зависимости от влияния данных элементов. Весомый смысл имеет транспорт и при решении социально-экономических задач. Обеспеченность территории развитой транспортной системой считается основополагающим условием в привлечении населения и производства, такая территория считается предпочтительней при расположении производительных сил и дает интеграционный эффект. Специфичность транспорта как области экономики состоит в том, что он сам не изготавливает продукцию, зато принимает участие в ее создании, обеспечивает производство материалами, оборудованием, сырьем и доставляет готовую продукцию покупателю. В себестоимость продукции входят транспортные издержки. Во многих отраслях промышленности транспортные издержки велики, например, в нефтяной, лесной отраслях промышленности, они имеют шансы достичь 30% первоначальной стоимости продукта. Не ограничивается одним передвижением пассажиров и грузоперевозок. Влияние транспорт оказывает на целый ряд факторов, оказывает огромное влияние на экономику, культуру, социальное развитие общества. Приоритетная функция инфраструктуры - это объединение в единую систему всего общественного производства и сокращение затрат времени производства, ускорение оборота капитала, а ее рациональное использование - главное условие рентабельного процесса производства. Важнейшую роль транспорта в развитии экономики страны подчеркивали М. Ломоносов, А. Смит, Н. Г. Лаппо, Мироненко, Н. Баранский и другие известные географы и экономисты. Все они отмечали, в своей работе транспорт исполняет целый ряд социальных миссий, приоритетными из них являются следующие функции: а) культурная, состоящая из возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Здесь нужно обозначить и то, что сам транспорт стал элементом культуры (существует большое количество музеев транспорта, создаются общества любителей старинных автомобилей и др.); б) экономическая, смысл которой заключается в обеспечении становления, координации и связи всех отраслей экономики; в) оборонная, данная функция проявляется в способности быстрой передислокации населения, войск, производства; г) научный смысл, который имеет двойственный характер. С одной стороны транспорт, нуждается в совершенствовании, тем самым ставит перед наукой новые задачи. С иной - транспорт позволяет активно развиваться большинству направлениям науки; д) социологическая функция, состоящая в облегчении труда человека, повышении его производительности и экономии его времени. Транспорт - многообразная ветвь. Все без исключения разновидности транспорта, входят меж собой и с множеством областей производства во взаимосвязь и выполняют миссию - обеспечения хозяйственного комплекса государства в грузовых и пассажирских перевозках. Основываясь на это, транспорт можно рассматривать как систему, а механизм её развития и формирования - неразрывно с экономикой государства. Зачастую в экономических и экономико-географических источниках транспортную систему рассматривают только как одну линию путей сообщения. Конечно, пути сообщения - это основная и главная составляющая транспортной системы, однако, сводить её только лишь к транспортную к путям сообщения недопустимо. Техническая и управленческая части являются неразделимой частью транспортной системы. В таком значении транспортная система выступает синонимом термина транспортный комплекс. Российская Федерация - это страна, которая обладает обширной землей с не равной плотностью населения, с комплексом природно- климатических условий и со своеобразным расположением производства. Важным элементом выгодного соц. -экономического формирования и в развитии конкурентоспособности является транспортная инфраструктура. Из-за этого исследование развития и состояния инфраструктуры транспорта остаются важными в течение всего становления нашей страны Одними из составляющих частей инфраструктуры транспорта области являются социальная и хозяйственная инфраструктуры области. Производственную инфраструктуру региона составляют инженерные сети, технические сооружения, информационно- коммуникационная система, рекреационные и природоохранные объекты, средства транспорта, связь и система, обеспечивающая производство материальных резервов. Инфраструктура транспорта гарантирует координацию финансовой работы субъектов экономики на разных уровнях. [11] В транспортную инфраструктуру входит все виды транспортных структур и транспорта, их деятельность нацелена на формирование хороших обстоятельств функционирования абсолютно всех секторов экономики. Иными словами, под инфраструктурой транспорта понимается совокупность организационных и материально-технических условий, которые обеспечивают беспрепятственное и быстрое выполнение перевозочного процесса. [12] Транспортная инфраструктура региона - это совокупность всех элементов транспорта, которые создают выгодной положение в развитие и функционирование во всех отраслях экономики. Пассажирские и грузовые вокзалы и станции, пути сообщения, морские и речные порты, аэропорты, технические сооружения, транспортные агентства и многое другое являются объектами транспортной инфраструктуры региона. В социальную инфракрасно входит пассажирский транспорт, а автотранспорт, выполняющий перевозки грузов, принадлежит инфраструктуре производства регионов. В областной экономике автотранспорт причисляют к дополнительным областным инфраструктурным отраслям. [13] К задачам транспортной инфраструктуры региона, как правило, относят: реализация необходимостей элементов экономики в транспортных объектах, развитие автотранспортных узлов региона, снабжение связей среди разных видов транспорта, увеличение конкурентоспособности и уровня экономического и социального развития региона. В состав транспортной системы можно определить территориальное соединение узлов сообщения, промышленных служб перевозок и средств, связывающие все разновидности транспорта и все элементы транспортного процесса в их взаимодействии, который гарантирует воплощение в жизнь финансово-транспортные связи для выгодной работы экономики страны. В разработке единой транспортной системы страны и/или региона главную роль играет развитие транспортной инфраструктуры. В научной литературе понятие транспортной инфраструктуры как элемент экономической системы и как элемент транспортного комплекса немного отличаются и опираются на разные подходы: а) функциональный подход, его исследователи: Яновский В.В, Серебряков Л.Г., они считают транспортную инфраструктуру «частью инженерной инфраструктуры, обеспечивающей грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, реализующая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий» [14], то есть совокупность сооружений, осуществляющие определенные, заданные им функции; б) системный подход, в трудах Шелестова Н.Е., Кузнецовой А.И. [15] и др. ученных отведено значительное место исследованию категории «транспортная инфраструктура» с использованием системного подхода. Благодаря тому, что рассматривать транспортную инфраструктуру можно как систему, становится возможным выделение и обособление главных кодификационных свойств инфраструктуры и возникает нужный материал с целью последующего объединения компонентов, это позволяет более глубокого их исследовать. Наряду с энергетической и телекоммуникационной отраслями отрасль транспорта не зависит от разновидностей транспорта и считается основной разновидностью инфраструктуры и играет основополагающую роль в экономике страны. При помощи выявления системных элементов и ключевых признаков инфраструктуры транспорта её представление обуславливается «совокупностью разного рода инженерных сооружений, которые предназначены для реализации движения транспорта» [16]. В рамках целого государства, в рамках города транспортная инфраструктура играет важную роль, так как исполняет внушительный ряд ключевых для национальной экономики функций: а) мобильности - заключается в возможности поездок внутри страны, а также возможности заехать в страну и выехать из нее как для граждан своей страны, так и граждан зарубежных стран; б) интегративная - с целью укрепления устойчивой деятельность государства либо мегаполиса, с целью предоставления доступности этих либо других областей, органов и применяется автотранспорт абсолютно всех типов; в) рыночная - гарантирует комплексную работу на мировом уровне, как способ обращения товаров, так и в городе, как в отдельной стране; г) конкурентная - так как транспортная отрасль не делает собственный продукт, она - производит услуги, которые в свою очередь потребляются в ходе изготовления. Главной ее функцией является перевозка товаров фирм и предприятий других отраслей с меньшими физическими и временными потерями, чем, работающие с их конкурентами, транспортные компании. Рассмотренные функции определяют транспортную инфраструктуру как обязательный компонент, составляющий социально-экономический прогресс городов в России. Кроме важных функций, транспортная инфраструктура имеет характерные и уникальные признаки, благодаря которым она отличается от иных видов инфраструктуры в отраслях общенародного хозяйства: а) социальная форма применения инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления; б) активная роль при создании условий функционирования сфер нематериального и материального производства; в) инфраструктура - это особенный, конкретный раздел экономики; г) общественно-полезные услуги являются итогом производства инфраструктуры; д) инфраструктура воздействует на экономическое развитие. Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» 09.02.2007 N 16-ФЗ [17] к объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя: а) автомобильные, железнодорожные станции и вокзалы; б) эстакады, тоннели, мосты; в) метрополитены; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) расположенные в территориальном море искусственные сооружения, установки, острова; е) порты на внутренних водных путях; ж) аэропорты, аэродромы, управления и навигации перемещением автотранспортных денег; з) зоны авто дорог, водных и железнодорожных линий, посадочные площадки и вертодромы, а кроме того другие обеспечивающие деятельность автотранспортного ансамбля сооружения, постройки, приборы и спецоборудование, которые определяются Правительством Российской Федерации. Субъектами транспортной инфраструктуры являются: и предприниматели, физические и юридические лица, которые в свою очередь являются владельцами различных предметов автотранспортной инфраструктуры либо автотранспортных денег, или же используют их на другой легитимной основе. К основным объектам инфраструктуры транспорта относят пути сообщения, а так же грузовые и пассажирские станции и вокзалы. Из этого следует, что инфраструктура транспорта оказывает огромное влияние на развитие государства, она представляет собой комплекс организационных и материально-технических условий, которые обеспечивают беспрепятственное и быстрое выполнение перевозочного процесса. Оказывает воздействие на разделение производительных сил, важную роль играет в постановлении общественно-финансовых вопросов, формирует требование с целью развития общегосударственного и местного рынка. Схематично структура транспортной системы изображена в приложение А, в данную блок-схему входят автотранспорт индивидуального использования и автотранспорт единого и необщего использования. Транспортом общего пользования считается транспорт, осуществляющий транспортировку пассажиров и грузов, в независимости от того, кем были предъявлены эти перевозки: общественной организацией, государственным учреждением или предприятием, частным лицом или фирмой. Транспорт общего пользования позиционируется самостоятельной сферой обслуживания и обеспечивает взаимосвязь между и сферой потребления и производства. Транспорт необщего пользования, в отличие от транспорта общего пользования, осуществляет транспортировку продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретной фирмы, организации или предприятия. Выполненные перевозки, являются технологическими или внутрипроизводственными. В системе транспорта государства существует плотная линия подобных путей. Транспорт разделяют на общий и необщий, а также на магистральный и немагистральный. Магистральным называют транспорт общего пользования, а немагистральным называют - необщего пользования. Также понятие "магистральный транспорт" используется в целях определения линий сообщений, которые связывают промышленные центры государства или крупного региона, крупные города. В таком случае незначительные ответвления от основных магистралей не будут являться цепочками транспорта магистралей и, как правило, называются путями регионального назначения. Согласно задачам финансового исследования транспорт общего пользования сгруппировывается последующим способом: внешний (перевозки выполняются как внутри страны, так и за границей) и внутренний (перевозки внутри страны), специальный и универсальный (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный); сезонный (частично морской и внутренний водный) и круглогодичный. В приоритетах инженера соответствующего профиля считается обеспечение требуемой пропускной способности узлов и связей, их технологическое соответствие обслуживаемым потокам пассажиров и грузов для своевременного обеспечения потребностей населения и экономики. Транспортные потоки образует перемещение транспортных средств по транспортной сети. При проектировании транспортных сетей необходимо учитывать, что транспортные ресурсы обладают обширным спектром характеристик. При использовании транспортных средств, будь то карьерный самосвал или велосипед, железнодорожный состав или трамвай, будет меняться не только требования к техническим и геометрическим параметрам транспортных сетей, но и характеристики транспортного потока. 1.2 Факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона Характер развития транспортной инфраструктуры и ее функциональные особенности определяются исходя из специфических особенностей региона, степени взаимодействия и взаимосвязи с другими инфраструктурными элементами, общих социально-экономических интересов региона под влиянием множества различных факторов. В зависимости от научных взглядов обосновывают разный набор факторов развития транспортной инфраструктуры, которые целесообразно систематизировать в соответствии со сферой действия на внешние, возникающие на уровне макроэкономической системы, и внутренние, возникающие на уровне региональной транспортной инфраструктуры. Внутренние факторы являются субъективными и оказывают непосредственное воздействие на развитие транспортной инфраструктуры, поэтому данные факторы можно определить как инфраструктурообразующие факторы. Внешние факторы являются объективными и оказывают опосредованное влияние на развитие не только транспортной инфраструктуры, но и других видов инфраструктуры региона, поэтому их можно определить как созданные в экономике условия формирования региональной инфраструктуры (рисунок 1). Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется влиянием инфраструктурообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования, и при этом является одним из определяющих факторов социально-экономического развития региона. Стоит отметить, что влияние транспортной инфраструктуры на развитие региона может как усиливаться, так и ослабевать под действием данных факторов. И поэтому изучение факторов развития позволяет не только определить их роль, специфику и направленность воздействия на региональную транспортную инфраструктуру, но и оценить экономические следствия развития транспортного инфраструктурного комплекса для социально-экономического развития региона. Рисунок 1 – Факторы развития транспортной инфраструктуры конкретной территории Однако эффективность развития транспортной инфраструктуры региона зависит не только от факторов и условий формирования, созданных в экономике, но и от умения управлять ею, и поэтому решению проблем управления развитием транспортной инфраструктуры региона должно быть уделено большое внимание. 1.3 Методы измерения уровня транспортной доступности в регионе Методы анализа функционирования и развития транспортного комплекса являются одним из важных инструментариев управления. Рассмотрим основные методы анализа, используемые для оценки результативности работы транспортного комплекса и обслуживающей ее инфраструктуры. В частности: простые сравнительные, графические, графоаналитические и методы экономико-математического анализа. В них различают два способа сравнения – прямое и обратное. В первом случае анализируется динамика основных показателей (их рост характеризуется положительной динамикой). В данном случае результирующие показатели сравниваются с плановыми показателями. Обратное сравнение используется, когда плановые показатели сравниваются с отчетными показателями. Кроме того, используют сопоставления разностные и индексные. Разностные сопоставления показывают, на сколько единиц изменился анализируемый показатель. Индексные отражают относительную динамику – во сколько раз изменился анализируемый показатель. Таким образом, все выдвинутые критерии можно разделить на две основные группы: – критерии, отражающие характеристики процесса перевозки (стоимость, партионность и время перемещения груза и др.); – критерии, отражающие деятельность транспортного комплекса, или отдельного хозяйствующего субъекта в целом (доля производимых услуг в данном сегменте рынка, качественные показатели работы и др.). Первая группа критериев имеет большее значение для оперативного управления хозяйствующим субъектом, вторая в большей степени отражает конечные результаты работы транспортного комплекса и чаще используется в процессе стратегического планирования. Естественно, на каждом из основных универсальных видов транспорта применяются свои критерии и показатели оценки работы, которые отражают различные стороны организации транспортного процесса. Таким образом, общий состав подлежащих учету показателей можно классифицировать: 1) по принадлежности: общетранспортные, отраслевые, видовые. Они дают возможность оценивать результативность работы тех или иных видов транспорта в регионе, раскрывать возможность и ресурсы повышения эффективности их деятельности; 2) по исходным данным: предшествующая статистика, прогнозы и инженерные расчеты; 3) по эксплуатационным показателям: они характеризуют процесс перевозки и работу транспортных средств в натуральных показателях; 4) по экономическим показателям: они дают возможность оценить результаты транспортного процесса в стоимостной форме. Данные показатели подразделяются на абсолютные и относительные (удельные). Абсолютные показатели отражают общую количественную величину учитываемого показателя (сутки, тонны, мили, доходы, финансовый результат). Удельные показатели определяются отношением двух или нескольких показателей (например, себестоимость единицы продукции – как отношение общей величины затрат к общему объему продукции, рентабельность – как отношение общей величины доходов к общей величине затрат и т.п.). Не менее важной является оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. По нашему мнению, при определении эффективности транспортной инфраструктуры в условиях рыночной экономики предпочтение надо отдать не одному единственному критерию, а системе критериев и использованию экспертных подходов. Это можно сделать с учетом оценки степени выполнения инфраструктурных функций и влияния их на ускорение социального и экономического развития территорий. Исходя из рассмотренных выше функций транспортной инфраструктуры, можно выделить основные критерии ее социальной эффективности. В их составе: – степень удовлетворения потребности населения в транспортных услугах; – степень влияния транспортных услуг на решение социальных задач; – влияние на сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и на структуру использования рабочего времени; – воздействие на совершенствование качественной структуры рабочей силы и на эффективность материального производства. При формировании критериев экономической эффективности можно исходить из возможности расчета затрат на развитие непроизводственной сферы и экономической отдачи этих затрат в стоимостном выражении. Так, в отраслях, оказывающих платные услуги, к каковым относится транспорт, в качестве критериев экономической эффективности вполне применимы производительность труда, себестоимость, прибыль, рентабельность. Но эти традиционные показатели применимы лишь в том случае, если действие рыночных регуляторов не снижает уровня и качества жизни людей, пользующихся транспортными услугами. В условиях, когда возникает противоречие между повышением рентабельности оказания услуги и возникающим в следствие этого удорожанием жизни людей, необходимо для оценки работы транспорта использовать иные критерии. Кроме того, при определении экономической эффективности транспортной инфраструктуры необходимо учитывать, что она проявляется не только во внутренних показателях самой транспортной инфраструктуры (внутриотраслевой эффект), но и находит свое основное выражение в результирующих показателях обслуживаемых ею отраслей и производств (внешний эффект). Для оценки эффективности функционирования транспортной системы предлагается применять минимальный транспортный стандарт. Минимальный транспортный стандарт мы рассматриваем как совокупность индикаторов потребления населением и хозяйствующими субъектами транспортных услуг, от которых, в конечном счете, зависит состояние экономики и уровень качества жизни населения. В качестве индикаторов минимального транспортного стандарта могут выступать: – уровень транспортной доступности (%); – уровень транспортной дискриминации (%); – доля транспорта в загрязнении окружающей среды (%); – удельный потерянный фонд свободного времени (ч/чел.); – уровень ДТП из-за неудовлетворительного качества автодорог (ед./100 000 поездок); – грузоемкость экономики (ткм/1 руб. ВВП); – ежегодная подвижность населения с социально-культурными целями (км/чел.); – соотношение затрат на транспортную инфраструктуру и подвижной состав (%); – доля общественного транспорта в пассажироперевозках (%) и т.д. [2].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Транспортные средства, 40 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Транспортные средства, 17 страниц
204 руб.
Курсовая работа, Транспортные средства, 41 страница
420 руб.
Курсовая работа, Транспортные средства, 40 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg