Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая профилактика отклоняющегося поведения младших школьников

irina_k200 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование психолого - педагогических мероприятий по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Объект исследования: отклоняющееся поведение младших школьников. Предмет исследования: психологическая профилактика отклоняющегося поведения младших школьников. Гипотеза исследования: деятельность учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников будет успешной при реализации следующих педагогических условий: • определении содержания деятельности учителя начальных классов по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения младших школьников; • разработке и реализации модели деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников; • повышении научно - теоретического и методического уровня учителей начальных классов по вопросам профилактики отклоняющегося поведения младших школьников; • обеспечении тесного взаимодействия в системе «учитель - родитель - обучающийся», повышении педагогической культуры родителей. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «отклоняющееся поведение младших школьников». 2. Выявить факторы, влияющие на появление отклоняющегося поведения младших школьников, и выявить типичные трудности учителей начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения младших школьников. 3. Разработать модель деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, выявить педагогические условия успешной ее реализации. 4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной модели и выявленных педагогических условий. Методологическую основу исследования составили: теория познания; философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о ведущей роли деятельности в формировании личности и ее самореализации, о регулирующей роли сознания и деятельности человека; общенаучные позиции целостности, системности, развития; идеи гуманистического, аксиологического, культурологического подходов в воспитании, оптимизации учебно-воспитательного процесса; законодательные акты и нормативные документы по организации воспитательно - профилактической работы школы с обучающимися. Теоретической основой исследования явились: - идеи и положения о воспитании в контексте социализации личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер, Б.Д. Эльконин и др.); - психологическая теория деятельности (Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - теории оптимизации и развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина и др •); - идеи гуманизации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Маслоу, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский и др.); - теория личностно ориентированного образования (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская); - теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Ю.П. Сокольников); - теория системно-функционального подхода (Н.М. Таланчук и др.); - теория компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.B. Хуторский, М.А. Чашанов и др.); - теории воспитания и перевоспитания, профилактической работы с обучающимися (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, H.H. Верцинская, А.Д. Гонеев, A.A. Дмитриев, Е.В. Змановская, В.П. Кащенко, А.И. Кочетов, A.C. Макаренко, И.В. Павлов, Л.Ю. Сироткин и др.); - теория аксиологического подхода (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Н.Е. Щуркова и др.); - теория социально-педагогической деятельности по поддержке детей социального риска в условиях конкретного микросоциума (Л.А. Беляева, В.Г. Бочарова, H.A. Никитин, Л.Я. Олифиренко и др.); - идеи этнопедагогизации воспитательного процесса (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, Н.З. Нигматов, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, М.Г. Харитонов и др.). Для решения поставленных задач и проверки верности гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого - педагогической и научно - методической литературы, нормативно-правовых, инструктивно-методических и рабочих документов, материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследования, абстрагирование, аналогия, сравнение, синтез, моделирование; эмпирические - изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, включенное наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистические - математико-статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследований. Этапы исследования Первый этап - диагностический (2018 - 2019 г.т.) - был посвящен изучению литературы и опыта работы педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних; обоснованию актуальности проблемы исследования; определению цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработке модели деятельности учителя начальных классов по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения младших школьников. Второй этап — экспериментальный (2018-2019 г.г.) В этот период были определены экспериментальные и контрольные классы, реализовывалась гипотеза исследования. На третьем этапе - обобщающем (2019-2020 г.г.) — сформулированы выводы исследования, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов, их оформление в виде диссертации. Научная новизна данного исследования состоит в том, что: - дана сущностно - содержательная характеристика отклоняющегося поведения младших школьников как поведения, проявляющегося в систематическом нарушении правил поведения обучающихся школы, недисциплинированности, безответственном отношении к учебе, к труду, к окружающей среде, к людям и самому себе; - выявлены критерии успешности предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников: наличие у обучающихся устойчивых мотивов нравственного поведения, отсутствие нарушений правил поведения для обучающихся, успешность школьников в учебной деятельности, сформированность у них ценностных ориентаций; - разработана и апробирована модель деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, включающая в себя целевой, субъект - субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, результативный компоненты; - выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют теорию и методику воспитания младших школьников. В работе уточнена сущность отклоняющегося поведения младших школьников, разработана модель деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, обоснованы педагогические условия ее успешности. Результаты исследования могут послужить теоретической основой для проведения дальнейших исследований по данной проблеме. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают условия для успешной деятельности учителя начальных классов по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения младших школьников. Использование разработанных программ бесед и семинаров для родителей, программы воспитания «Нравственность», а также программы методического семинара учителей начальных классов «Профилактика отклоняющегося поведения младших школьников» способствует совершенствованию нравственного воспитания младших школьников. На защиту выносятся следующие положения: 1. Отклоняющееся поведение личности есть поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. У - младшего школьника оно проявляется в систематическом нарушении правил поведения обучающихся школ, недисциплинированности, безответственном отношении к учебе, к труду, к окружающей среде, к людям и самому себе. Факторами, влияющими на появление отклоняющегося поведения младших школьников, являются: деформированные внутрисемейные отношения; асоциальность действий и поступков родителей; бесконтрольность детей со стороны взрослых членов семьи; неадекватное родительское давление, которое не согласуется с потребностями и желаниями ребенка, соответствующими его развитию и социокультуральной принадлежности; бытовые условия, создающие потенциально опасную психологическую ситуацию и приводящие к различным отклонениям в поведении; хронический межличностный стресс, связанный с отставанием в учебе, неуспеваемость; авторитарный стиль работы учителей; отрицательное влияние старшеклассников с девиантным поведением. 2. Успешность деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, формирования у них положительного социального опыта обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: выявлении факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения младших школьников; внедрении разработанной модели деятельности учителя начальных классов по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, включающей в себя целевой, субъект - субъектный, содержательный, процессуально - коммуникативный и оценочно - результативный компоненты; повышении научно - теоретического и методического уровня учителей начальных классов по вопросам профилактики отклоняющегося поведения обучающихся на основе методологического семинара, самообразования; создании ситуации успеха в учебно-познавательной, трудовой, игровой и иной позитивной деятельности младших школьников, способствующей созданию воспитывающей среды; организации нравственного и правового просвещения обучающихся; осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; обеспечении тесного взаимодействия в системе «учитель - родитель - обучающийся», повышении педагогической культуры родителей. Экспериментальной базой исследования явились МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска. Исследованием было охвачено 214 обучающихся начальных классов, 211 родителей, 22 педагога, а также были задействованы психологи, медицинские работники, руководители кружков и секций (всего 12 человек). Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на основополагающие научно - теоретические положения философии, педагогики, психологии; адекватностью исследуемых методов цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой, количественным и качественным анализом экспериментальных данных. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения выпускной квалификационной работы и результаты исследования были обсуждены и апробированы в научном рецензируемом электронном журнале Мичуринского ГАУ «Наука и Образование», на ежегодных научных конференциях Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, на научных семинарах кафедры педагогики и психологии Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 88 наименований. В тексте работы имеется 12 таблиц. Общий объем работы составляет 93 страницы.
Введение

Актуальность исследования. За последние годы в нашей стране заметен рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте. Законодательная система РФ возлагает на родителей, образовательные учреждения, правоохранительные органы обязанности по предупреждению и преодолению отклонений в поведении обучающихся, воспитанию у них нравственной устойчивости. Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей и подростков привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др. В основном эти труды выполнены на материале исследования проблемы воспитания и перевоспитания подростков в различных образовательных учреждениях. Специальные исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости дошкольников и младших школьников, были проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, A.A. Рояк, Е.А. Сарафьян, В.Г. Сенько, Л.С. Славиной, И.П. Трушиной и рядом других ученых. Ими изучались трудности, связанные с адаптацией ребенка к условиям школы, с организацией педагогического сопровождения, укрепления здоровья обучающихся девиантного поведения. Выводы и рекомендации этих ученых успешно используются учителями начальных классов в практической деятельности. Вместе с тем, как показали наши исследования, 87% современных учителей начальных классов испытывают определенные трудности в организации учебно-воспитательной работы по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения у младших школьников, а в науке до конца не определены педагогические условия успешного решения этой проблемы. На основе анализа философской, психолого - педагогической литературы, изучения опыта работы начальной школы было выявлено и сформулировано противоречие между стоящей перед начальной школой задачей по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников и недостаточной разработанностью научно обоснованных условий ее решения в деятельности учителя начальных классов. Указанное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешность предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников в системе деятельности учителя начальных классов. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы способствовали выбору темы исследования: «Психологическая профилактика отклоняющегося поведения младших школьников».
Содержание

Введение………………………………………………………….………. 4 Глава 1 Теоретические основы предупреждения отклоняющегося поведения младших школьников….………………… 12 1.1 Предупреждение отклоняющегося поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема.………………… 12 1.2 Факторы возникновения отклоняющегося поведения младших школьников ………………… 24 1.3 Педагогические трудности работы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников............ 36 Глава 2 Экспериментальная работа по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников…….............. 47 2.1 Психолого-педагогическая модель психологической профилактики отклоняющегося поведения младших школьников…. 47 2.2 Организация экспериментальной работы по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников….………. 60 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников …………………… 76 Заключение…………………………………………………………….… 84 Список использованных источников…….……………………...………. 89 Приложение……………………………………………………….……… 94
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы предупреждения отклоняющегося поведения младших школьников 1.1 Предупреждение отклоняющегося поведения младших школьников как психолого - педагогическая проблема Обучающиеся младших классов представляют собой особую категорию детей, которые под руководством учителя в течение четырех лет учатся познавать окружающий мир, жить в коллективе, выполнять учебные, трудовые, общественные обязанности. Об этом неоднократно говорилось в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Л.С. Славиной, Н.Е. Щурковой и др. От ребенка требуется усидчивость и прилежание, аккуратность и умение заниматься теми предметами, которые определены школьной программой. Кроме того, младшему школьнику нужно научиться неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, прикладывать усилия к усвоению положенных по программе знаний, умений и навыков. У детей начинает формироваться ответственное отношение к себе, людям, коллективу, обществу в целом. Особое место в характеристике младшего школьника занимает проблема мотивов. Мотивы детских поступков разнообразны, их можно разделить следующим образом: 1) дисциплинарные (страх наказания); 2) утилитарные (достижение какой-либо конкретной цели); 3) утверждение своего «Я» (похвала, поощрение); 4) чувство справедливости; 5) доказательство «правильности» своей позиции. Одни побуждения могут сочетаться с другими, соподчиняться, составляя некоторую иерархию мотивов. Но мотивы могут противоречить друг другу (например, чувство справедливости противоречит желанию получить материальный результат). В этом случае ребенок оказывается перед выбором, который определяет нравственную сущность поступка. Результат выбора определяется уровнем развития нравственного сознания, т. е. личностными установками и ценностями. Знания о нравственных явлениях, нормах, требованиях к общественно одобряемым действиям, поступкам являются основой прочности ценностно- значимых форм поведения. Значение развитых представлений о нравственных законах и соответствующем поведении подтверждает проведенный нами эксперимент. Детям предлагалось в определенной ситуации сделать нравственный выбор: 1) поступить по-товарищески (дружески) или, руководствуясь эгоистическими интересами; 2) поступить по справедливости или несправедливо. В обоих случаях использовалась однотипная ситуация, но в первом варианте она была словесной, воображаемой, во втором - реальной. Если в воображаемой ситуации ученик выбирал негатив, то и в реальном поведении делал аналогичный выбор. Если же в вербальном варианте был положительный ответ, то в реальных обстоятельствах могло быть два варианта: как позитивный, так и негативный. В силу различных причин, часто обучающиеся нарушают правила поведения, проявляют недисциплинированность, непослушание, оказывают «сопротивление воспитанию» (A.C. Макаренко). Как показали исследования М.А. Алемаскина [6], А.И. Кочетова [12], И.А. Невского [13], И.В. Павлова [15], Л.Ю. Сироткина [19] трудновоспитуемость обучающихся проявляется уже в начальной школе. Если своевременно не вести профилактическую работу, обучающиеся становятся на путь нарушения нравственных норм. Неслучайно 92% взрослых правонарушителей были трудными детьми, проявляли в прошлом недисциплинированность еще в начальной школе. В связи с этим, приступая к исследованию, мы поставили перед собой задачу рассмотреть сущность и содержание взаимосвязанных понятий «поведение», «отклоняющееся поведение», «факторы отклоняющегося поведения младших школьников». Прежде всего, подчеркнем, что когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его образ жизни и действий (поведение) в зависимости от характера нарушения называют девиантным, отклоняющимся, асоциальным, антисоциальным, т.е. отклонения отличаются большим разнообразием. Поведение человека можно рассматривать и как психологическую категорию, и как свойство индивида [52]. Отклоняющееся поведение - это, прежде всего, некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся / девиантное поведение. Отклоняющееся поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного обсуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются об недоверие и отвержение окружающих людей. Таким образом, «дурная» репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы отклоняющегося поведения. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности и окружающим ее людям. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком и окружающими его людьми [23, 29, 39, 46]. Учеными были выделены три группы причин, определяющих трудновоспитуемость и отклонения в поведении: социальная испорченность, педагогическая запущенность и аномальные, болезненные отклонения в психическом развитии (В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Н.В. Чехов и др.). Этими причинами в разные годы истории нашей страны годы являлись массовое сиротство, беспризорность миллионов детей, низкий уровень духовного развития родителей, консерватизм учителей, ошибки в школьном и семейном воспитании. Исследователи отмечали, что внешние отрицательные явления, сочетаясь со слабостями и отклонениями в психике, создают внутренние причины трудновоспитуемости и аморальности. Возникает негативная установка личности к окружающему миру. «Враждебная установка по отношению к внешнему миру, - писал JI.В. Занков, - есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка» [78, 60]. Значительный вклад в научное понимание трудновоспитуемости внес A.C. Макаренко. На практике и в теории он показал, что трудновоспитуемость есть следствие нарушения нормальных связей ребенка с семьей, школой, обществом. Трудновоспитуемый - это чаще всего просто неправильно воспитанный ребенок. A.C. Макаренко сделал важные выводы: прежде всего надо, чтобы дети забыли о своем неприятном прошлом, чтобы они поверили в лучшее будущее. «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» [23, 67]. Осуществление данного положения на практике A.C. Макаренко видел, прежде всего, в предъявлении высоких требований к ребенку и глубочайшем уважении к нему, что и определило оптимизм и гуманизм макаренковской системы воспитания. Далее, если трудновоспитуемые - обычные дети, у которых в силу тех или иных обстоятельств ненормально сложились отношения с другими людьми, значит, надо усилить их связи с полноценным сильным коллективом. В сплоченном бодром коллективе трудный ребенок в кратчайший срок восстанавливает положительные социальные связи. Именно поэтому Макаренко придавал такое громадное значение формированию детского коллектива, установлению связей с другими коллективами. Преодоление отклоняющегося поведения связано с воспитанием дисциплинированности. Макаренко считал, что для этого необходимо привлекать детей к организации дисциплины в своем коллективе, доверять им, развивать их активность. Процесс воспитания сознательной дисциплины - это процесс движения от внешней организации поведения к внутренней, переход к внутренне осознанным целям, моральным стимулам, убежденности в необходимости именно такого поведения. Как же воспитывается сознательная дисциплина у школьников? A.C. Макаренко в свое время очень верно говорил, что дисциплина - результат всей суммы воспитательного воздействия, включая «и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия...» [24, 35]. Обобщая позицию советских ученых этого периода, необходимо отметить, что главную причину трудновоспитуемости они видели в испорченных отношениях трудного ребенка с окружающим миром, - в первую очередь, с родителями и педагогами, с семьей и детским коллективом. Однако это не означает, что в психических особенностях ребенка нет предпосылок для возникновения трудновоспитуемости. Известно, что внешние воздействия преломляются через внутренний мир ребенка, преобразуются в нем. Вот почему одни и те же воспитательные воздействия одними детьми воспринимаются и принимаются, а другими - отвергаются. Являясь результатом сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов развития, психика трудного ребенка приобретает определенное своеобразие, при котором внешние влияния воспринимаются в искаженном виде. Произошли существенные изменения и в психологии трудновоспитуемых: прежде превалировали такие отрицательные качества, как жестокость, анархизм, воровство. У трудных детей 60-х годов в первую очередь бросались в глаза эгоизм, зависть, лживость, лень, умение лавировать, пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности. Изменились и силы, участвующие в предупреждении преодолении отклоняющегося поведения несовершеннолетних: в 20-30-е годы воспитание осуществлялось главным образом в специальных учреждениях, а в 60-е годы - усилиями широких слоев населения, общественности, школы, семьи, производства, органов милиции и т.п. Больше стало возможностей для эффективного решения проблем перевоспитания. К одному из факторов, вызывающих отклоняющееся поведение обучающихся, ученые относят акцентуации характера подростков. Новым вкладом в науку становится положение о том, что акцентуации характера как пограничные состояния могут провоцировать делинквентность в неблагоприятной социальной среде. Предупреждение девиантного и делинквентного поведения видится через диагностику, выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития, учет их в воспитании детей и подростков. Методологически значимыми идеями, которые разрабатывались учеными в рамках антропологического подхода к проблеме предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних в 70-90 гг. XX столетия, стали: • идея значимости антропологических факторов, признание роли социальных факторов, обусловливающих отклоняющееся поведение и преступность детей и подростков; • идея важности научного изучения и учета криминогенности психических аномалий (врожденных и приобретенных) и личностных особенностей в превентивной педагогической деятельности; • идея целесообразности изучения и учета в превентивной деятельности особенностей возрастных этапов развития и разработки технологий воспитательной работы с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста; • идея значимости характерологического подхода к проблемам превентивной работы, необходимости знания педагогом классификации характеров, возможных особенностей их становления, искажения; • идея важности учета пограничных состояний, акцентуаций характера для предупреждения девиантного и делинквентного поведения детей и подростков; • идея необходимости индивидуальной работы по своевременной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка (М.А. Алемаскин, А.Д. Гонеев, Е.В. Змановская, Л.Ю. Зюбин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, И.В. Павлов, М. Раттер, И.П. Трушина и др.). Разрабатываются и другие ценные для теории и практики превентивной деятельности идеи. На их основе в педагогике начинают развиваться гуманистический или личностно-ориентированный подход к организации воспитательного процесса. В настоящее время наметилась тенденция осуществления системного подхода в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения несовершеннолетних (Б.И. Алмазов, С.А. Беличева, И.В. Павлов, Р.В. Овчарова, В.А. Попов и др.). В современной психологической и педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «безнравственный поступок», «агрессивное поведение», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «правонарушение», «противоправное действие». Без четкого определения этих понятий невозможно организовать процесс воспитания обучающихся в школе. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность. Поведение при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющий природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленный, опосредованный языком и другими знаково-смысловыми системами, типичными формами которой является познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. [10]. Типичным проявлением отклоняющегося поведения детей является агрессивное поведение, как специфическая форма действий ребенка, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому ребенку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться от степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Авторитарная педагогика провоцирует проявление агрессивного поведения как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно- ориентированный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления агрессивного поведения. Гиперактивное поведение - это обусловленное, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка, нарушение поведения. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети часто и легко подвергаются скуке, одновременно демонстрируя дурашливость и шутовство в классе. Нарушают дисциплину, но при этом у них отсутствует выраженное асоциальное поведение. Из-за относительной неспособности распознавать последствия своих действий и учиться на ошибках, испытывают раздражение со стороны значимых взрослых. Вследствие этого у них формируется неадекватная, чаще низкая самооценка, а также подверженность сниженному настроению. Дети с инфантильным поведением отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками. Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Следующей формой проявления девиаций является аддиктивное поведение, которое определяется как одна из форм деструктивного поведения, которая отражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение охватывает различные формы поведений: фармакологические аддикции - наркомания, алкоголизм, токсикомания. Нефармакологические - азартные игры (гэмблинг), пищевые (переедание и голодание), прослушивание ритмической музыки и т.д., которые, хотя и в разной степени, также могут вести к асоциальным действиям. Любой аддикт не может являться полноценным членом общества в силу своей отрешенности от всего за исключением предмета аддикции, что является причиной личного несчастья и не способствует процветанию общества. Названные выше поведения младших школьников справедливо вызывают у взрослых серьезное беспокойство. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Нередко термин «отклоняющееся поведение» в литературе заменяется синонимом - девиантное поведение. Мы в своем исследовании будем использовать оба термина - «отклоняющееся», «девиантное» - в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному. В педагогической литературе под «девиантным» поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В психологической литературе «девиантным» называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм [8] либо ошибочный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимания сверстников [21]. Несмотря на некоторые различия во взглядах, все авторы основным критерием отклонения считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации. Довольно часто в специальной педагогической литературе, при описании отклоняющегося поведения ученые используют понятия «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность». По мнению Р.В. Овчаровой, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной среды, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе [10,12]. В младшем школьном возрасте в развитии педагогической запущенности главную роль играют школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения и др. - возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. С.А. Беличевой [25] иллюстрируется необходимость комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностике, профилактике и коррекции нарушений школьной дезадаптации младшего школьника. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Для усвоения школьниками правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от классного коллектива. Предупреждение отклонений в поведении младшего школьника состоит в том, чтобы своевременно обнаружить и устранять даже самые незначительные конфликты и недоразумения немедленно, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую форму отклоняющегося поведения. Для многих младших школьников характерны некоторые недостатки в поведении как результат несформированности опыта поведения или постоянных неудач в той или иной деятельности. Ребёнок не всегда может найти социально одобряемую форму поведения: у одних недостает некоторых положительных качеств, у других - социального опыта поведения. В этих условиях всё чаще появляются отклонения поведения: ошибки в работе, отчуждённость или конфликтность в отношениях с людьми [19, 15] и потребность в саморазвитии, желание проявить активность в достижении целей. Очень важным является положение о сущности саморазвития личности как ее прохождения через множество точек «ветвления», т.е. через кризисы (затруднения), от выбора направления движения в которых зависит последующее состояние системы. По мнению Л.Н. Куликовой [13], жизнь «трудного школьника» как раз и протекает через кризисы: 1) социальные, затрагивающие сложные проблемы семейных отношений или положение школьника в малых группах; 2) педагогические, вызванные отдельными действиями учителей, которые усложняют и без того сложное положение трудного ребенка в семье, школе, детском сообществе, разрушают его самоидентичность; 3) психологические, связанные с переходом на принципиально новый возрастной период своего развития. Особого интереса заслуживает дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так, выделяются четыре варианта отклоняющегося поведения: • первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (например, младший школьник любит играть с игрушками детсадовской поры); • второй - нарушения общепринятых норм. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, со временем могут стать устойчивой формой поведения; • третий - поведение, нарушающее правовые нормы; таких детей среди младших школьников мало, если и есть, то они в основном учатся в 3-4 классах; • четвертый - отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у школьников с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных. К сожалению, дети с таким поведением в младших классах встречаются и требуют к себе пристального внимания учителей и врачей. Соответственно, отклонения в поведении младшего школьника может проявляться в нескольких плоскостях: - как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, повышенная возбудимость и аффективность и др.); - как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость). Особая роль в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения младших школьников принадлежит учителю начальных классов, который берет на себя ответственность воспитывать, поэтому вполне оправдано его стремление и тяготение к совершенствованию личностных качеств, развитию эмоционально-волевой сферы, формированию положительной самооценки и внутренней культуры каждого ребенка. Но эффект воспитания будет напрямую зависеть от того, насколько продуманы, целенаправленны средства воздействия на маленькую личность. Отечественная психология и педагогика в подходе к проблемам воспитания и перевоспитания исходит из специфики высшей нервной деятельности младшего школьника, заключающейся в характерной для этого возраста чрезвычайной подвижности и пластичности нервных процессов. Важной предпосылкой успешного преодоления трудновоспитуемости обучающихся является и тот факт, что даже в случае самой высокой степени педагогической запущенности у них в силу анатомо - физиологических и психологических особенностей развития личности нет еще стойкой антиобщественной установки, поэтому при правильной организации процесса профилактики могут быть преодолены недостатки направленности личности (мировоззрения, интересов, потребностей). Сущность предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников заключается в нормализации всей психической жизни ученика, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности, формирования у нее нравственной устойчивости, нравственно - волевых качеств. Эти положения послужили организацией учебно-воспитательной работы по психологической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников [59].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg