Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.[37; 14]
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.[44; 5]
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
• обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
• проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;
• принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
• на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
• активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
• заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии;
• дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.[13; 45]
Исходя из всего вышеизложенного перед нами стоит вопрос: какие формы и методы работы являются наиболее эффективными для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста?
Цель – составить и экспериментально проверить систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
• в процессе работы педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей;
• в ДОУсоздаются условия для формирования здорового образа жизни – соответствующаяпредметно-пространственная развивающая среда;
• систематически и целенаправленно проводится работа по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Поставленная в ходе исследовательской деятельности цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
2. Охарактеризовать основные средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста (использование прогулок, укрепляющих упражнений, зарядок, гимнастик, бесед, дидактических и подвижных игр, продуктивной деятельности, чтение художественной литературы в процессе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режиме дня, самостоятельной образовательной деятельности).
3. Определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с применением различных форм и методов работы.
При рассмотрении состояния исследуемого вопроса на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.