Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Тьютор-обучение и его программное обеспечение в условиях реализации учебного процесса организаций среднего профессионального образования

irina_k200 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Определив цель нашего исследования – показать технологическую сторону работы тьютора при онлайн-обучении, мы сформулировали задачи, представив их как перечень последовательно изучаемых вопросов: - тьютор-обучение в образовательных организациях и его организационно-методические основы; - тьюторство и его место в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций; - тьютор-обучение и его программное обеспечение в условиях реализации учебного процесса организаций среднего профессионального образования; - информационно-коммуникационные технологии в образовательных системах; - организационные основы деятельности тьютора в образовательных организациях; - тьютор-наставник и его функции в организациях профессионального образования и др. Объектом нашего исследования мы определили тьютор-обучение, а предметом – его программное обеспечение в условиях реализации учебного процесса организаций среднего профессионального образования. Методологической основой нашей работы стал принцип научной объективности. Основными методами исследования стали методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, монографический, диалектический и др. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Введение

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция - за процессом образовательной рефлексии. Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Сегодня профессия тьютора перестала быть второстепенной и вышла далеко за пределы школ и ВУЗов. За последние 5 лет ее востребованность стремительно возросла на фоне проявления массового интереса к онлайн-обучению и повышению квалификации. Современный тьютор - это преподаватель, работающий со своей аудиторией в онлайн-режиме. Именно от онлайн - тьютора зависит образовательный эффект, который за счет правильной организации учебного процесса и персонализации может в разы превзойти эффект от очного обучения. Широкое использование ИКТ в образовании и связанное с ними тьюторство подвергают научному анализу многие исследователи: Аристов В.А., Беляев А.Н., Гаврилова С.В., Золотарева А.В. и др. Вместе с тем, Гаврилова С.В. в своем исследовании указывает, что использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Исследователи Зибров Т.Н., Аристов В.А. так же отмечают, что использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Разделяя эти опасения, тем более значимой, как нам представляется, становится роль тьюторов при онлайн-обучении. Это подтверждает актуальность тех вопросов, которые мы планируем рассмотреть в нашем исследовании. Труды выше названных ученых позволили сформулировать тему нашей выпускной квалификационной работы - «Тьютор-обучение и его программное обеспечение в условиях реализации учебного процесса организаций среднего профессионального образования».
Содержание

Введение 5 Глава 1. Тьютор-обучение в образовательных организациях и его организационно-методические основы 8 1.1. Тьюторство и его место в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций 8 1.2. Тьюторское сопровождение в образовательных организациях и основы методики его использования 13 Глава 2. Тьютор-обучение и его программное обеспечение в условиях реализации учебного процесса организаций среднего профессионального образования 25 2.1. Информационно-коммуникационные технологии в образовательных системах 25 2.2. Организационные основы деятельности тьютора в образовательных организациях 36 2.3. Тьютор-наставник и его функции в организациях профессионального образования 43 Заключение 63 Источники и литература 65
Список литературы

1. eLearning Server. Система управления обучением. Руководство преподавателя /HyperMethod IBS, 2012 2. eLearning Server. Система управления обучением. Руководство слушателя /HyperMethod IBS, 2012 3. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87. 4. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87. 5. Аристов В. А. Педагогические принципы дистанционного обучения. // Дистанционное образование. - №№1-12. - 2005. 6. Беляев А.Н. Дистанционные технологии обучения при подготовке инженеров-механиков / А.Н. Беляев, Ю.В. Некрасов // Сб. материалов пятой международной конф. по вопросам обучения с применением е- Learning. - Москва: ООО «Синергия Экспо», 2011. - С. 32-34. 7. Беляев А.Н. Применение компетентностного подхода при организации подготовки выпускника по направлению «Агроинженерия» / А.Н. Беляев, Т.В. Тришина // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. Вып. 1 (36). С. 158-160. 8. Беляев А.Н. Рациональный подход к реализации дистанционных образовательных технологий в вузе /Беляев А.Н., Котарев А.В., Тришина Т.В. //Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 1-2. С. 121-124. 9. Беляев А.Н. Цифровые технологии в лабораторных практикумах / А.Н. Беляев, В.В. Шередекин // Актуальные проблемы и инновации в экономике, технике, образовании, информационных технологиях : материалы международной науч. конф. -Вып. 6, т. 1- Ставрополь: НОУВПО «СевКавГТИ», 2011. - С. 113-115. 10. Боровой Н.В. Решение организационных, мотивационных и методических проблем при внедрении ИКТ в образовательный процесс //Сборник тезисов докладов XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2009». Москва- Санкт Петербург. 2-8 июля .2009 г 11. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32. 12. Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32. – Библиогр. в конце ст. 13. Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2019). 14. Гаврилова, С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL:http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (дата обращения: 20.09.2019). 15. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58. 16. Гущина, Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58. – Библиогр. в конце ст. 17. Дистанционное обучение URL: http://www.dlearn.org/ 18. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87. 19. Золоторева, А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87. 20. Казанцев А. Прекрасное далеко. // Школа LXF. - 2011. http://www.linuxformat.ru/download/LXF146.school.pdf 21. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26. 22. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72. 23. Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26. 24. Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72. 25. Королева Ю. Дистанционные технологии в системе обучения: подход и реализация / On-line конференция "Дистанционное обучение: мифы и реальность" 24-26 мая 2006 г. http://www.rhr.rU/index/rule/edu/trainings/l 0458,0.html 26. Н.И. Бухтояров Н.И. Состояние, проблемы и пути совершенствования методического обеспечения учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / Н.И. Бухтояров [и др.] // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. Вып. 2(33).-С. 172-175. 27. Некрасов Ю.В. Перспективы развития дистанционных образовательных технологий обучения при подготовке инженерных кадров / Ю.В. Некрасов, А.Н. Беляев, Т.В. Тришина // Вестник Воронежского государственного аграрного университета- 2013. - Вып. 2 (37). - С. 282- 290. 28. О Moodle URL: http://d0cs.m00dle.0rg/ru/0 Moodle 29. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образователь- * ных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января . N . Москва2014 г2 г 30. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения http://mag-union.ru/wp-content/uploads/201З/06/E-learning.pdf 31. Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения URL: http://www.learnware.ru/static.php?id=3010 32. Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций URL: http://www. 1 september.ru/~dec/concept.htm 33. Попов А.А., Дидактические основы дистанционного обучения 34. Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 6 мая . N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий2005 г 35. Приказ министерства общего и профессионального образования российской федерации от 14 октября . № 2033 об утверждении положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской федерации1997 г 36. Пьянин В. С. Создание тьютором образовательного маршрута учащихся / В. С. Пьянин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 220–222. – URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=15552370(дата обращения: 20.09.2019). 37. Решение ректората ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ от 08.02.2010 г. 38. Сидоренко И. В. Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования / И. В. Сидоренко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 217–221. 39. Тришина Т.В. Опыт применения дистанционного обучения при подготовке инженеров-механиков / Т.В. Тришина, А.Н. Беляев // Актуальные проблемы и инновации в экономике, технике, образовании, информационных технологиях : материалы международной науч. конф. - Вып. 6, т. 2. - Ставрополь: НОУВПО «СевКавГТИ», 2011. - С. 58-59. 40. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62. 41. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62. 42. Федеральный закон Российская федерация от 10 июля 1992 года N 3266-1 Закон об образовании. 43. Федеральный закон Российская федерация от 22 августа 1996 года п 125-фз о высшем и послевузовском профессиональном образовании 44. Федеральный закон Российской федерации от 10 января 2002 года n 1- фз об электронной цифровой подписи. 45. Центр образования «Технологии обучения» URL: http://home-edu.ru 46. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60. 47. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60. – Библиогр. в конце ст. 48. Что такое Система Дистанционного Обучения URL: http://elearningsoft.ru/sistema-distancionnogo-obucheniya-chto-eto.html 49. Шалимова, Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы / Н. А. Шалимова. – URL:http://www.science-education.ru/pdf/2011/6/273.pdf(дата обращения: 20.09.2019).
Отрывок из работы

Глава 1. Тьютор-обучение в образовательных организациях и его организационно-методические основы 1.1. Тьюторство и его место в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций Научно-техническая революция кардинальным образом преобразила систему образования в мире. Взрывной рост площадок с онлайн-курсами, постоянная перестройка обучающих программ, новые форматы обучения и использование прогрессивных технологий - все это сегодня распространяется с огромной скоростью. В этих условиях информационная среда порождает новые профессии. И тьюторство - одна из них. Так кто же такой тьютор и что такое тьюторство? Тьютор - это персональный наставник, который помогает получать конкретные навыки и повышать квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности. Но все же, преимущественно, в образовательных организациях. Современный тьютор —- это организатор, преподаватель-консультант и личный наставник в онлайн-обучении. Тьютор (англ.tutor - наставник) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 02.08.10 № 761н. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор [15, с. 66]. Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях [19, с. 112]. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней. Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах - учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом. В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии. Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин). Образовательная рефлексия - это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор» [18, с. 90]. Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в её знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс - учитель. Учитель (позиционно) - это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель - это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося. Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве - «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу [18, с. 112]. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Необходимость индивидуального сопровождения ребёнка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в индивидуальной программе реабилитации, если ребёнок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение с прописанными требованиями к квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать психолого-медико-педагогическая комиссия. В инклюзивном образовании вопрос о разделении обязанностей между учителем и тьютором имеет свою специфику. Работа тьютора только с одним учащимся может иметь и отрицательные последствия: ученик может оказаться изолирован от одноклассников, общаясь с ними опосредованно через тьютора; действия тьютора могут отвлекать остальной класс; учащийся может стать излишне зависимым от помощи тьютора. Поэтому некоторые специалисты рекомендуют рассматривать тьютора как помощника в работе со всеми учениками класса (в том числе, освобождающего время для того, чтобы учитель мог уделить индивидуальное внимание учащемуся с ОВЗ). 1.2. Тьюторское сопровождение в образовательных организациях и основы методики его использования В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) -индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося. Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации [3, с. 55]. Тьюториал (учебный тьюторский семинар) Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2, с. 134]. Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы. Тренинг. В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии [22, с. 45]. Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки. Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»). Методы тьюторского сопровождения: - методы практикоориентированной деятельности - методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса), - проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио), - психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование), - методы активного обучения, - методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей) - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах). Технология тьюторского сопровождения в образовательных организациях Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования. – «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), - «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов), - «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью: проектной технологии; технологии работы с портфолио; технологии группового и индивидуального консультирования; тренинговой технологии; технологии профильных и профессиональных проб; активизирующей методики Н.С. Пряжникова; информационных технологий. Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении Таблица 1. Типовые задачи Действия тьютора Знакомство (вхождение в деятельность) Определение целей и задач совместной деятельности. Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. Разработка стратегии работы группы на презентацию. Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. Определение собственной роли и позиции в группе. Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. Определение учебного потенциала группы. Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе. Размораживание (проблематизация) Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. Включение обучающихся в активную работу. Создание мотивации. Выделение индивидуальных проблем обучающихся. Поддержка мотивации. Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. Вовлечение всех обучающихся в работу группы. Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Работа с проблемами, предложенными группой. Организация изучения концепций курса Объяснение сложных вопросов, концепций, Системное представление концепций курса, Выделение главных идей в теме, курсе, Организация работы обучающихся с кейс-стади. Объяснение концепций курса. Демонстрация связи курса с реальной практикой обучающихся. Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему. Представление более полного и более широкого, чем в материалах курса, взгляда на изучаемую область. Подготовка и чтение мини-лекций. Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Работа с проблемами, предложенными группой. Оформление опыта обучающихся. Обзор материалов всего курса. Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам. Оценка адекватности применения концепций. Организация групповой и индивидуальной Организация групповой работы, Обучение обучающихся навыкам рефлексии, Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. Организация межгруппового взаимодействия. Выбор адекватных методов обучения. Организация дискуссии. Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. Вовлечение всех обучающихся в работу группы. Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления. Организация обратной связи и рефлексии Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся. Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния обучающихся. Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. Организация обратной связи. Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. Проведение рефлексии собственной деятельности. Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок. Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся. Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие: диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; осуществление целеполагания; мотивация и вовлечение обучающихся; управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; коррекция деятельности обучающихся; контроль выполнения заданий; рефлексия деятельности (своей и обучающихся). Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2): Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся Таблица 2. Типовые задачи Функции Знакомство Диагностика; целеполагание «Размораживание» (проблематизация) Мотивация Организация изучения концепций курса Организация деятельности Организация групповой и индивидуальной работы Коррекция Организация обратной связи Контроль Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа. Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся. В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях: изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.); определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.); определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих; определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения; диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций). Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели. Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи: анализ целей модели обучения; определение содержания и специфики деятельности обучающихся; выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся; определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся; формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть); согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся; согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению. Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо». Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи: выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы; формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность; создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки; стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения; организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях. Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно. Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении: формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.); формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися; определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами; разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся; распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся). Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg