Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютерные информационные системы и их проектирование для организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего профессионального образования

irina_k200 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Цель выпускной квалификационной (бакалаврской) работы состоит в проектировании автоматизированной информационной системы для организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении и ее реализация в среде MS Access. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: - рассмотрены особенности информационных технологий и систем в управлении образовательным процессом; - проведен анализ современных информационных систем в управлении образовательным учреждением; - изучена технология проектирования информационных систем; - рассмотрены современные подходы к проектированию автоматизированных информационных систем (АИС); - разработано информационное обеспечение АИС для организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении; - спроектирована и реализована в среде MS Access АИС для организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении; - разработанная АИС апробирована на данных Нововоронежского политехнического колледжа. Предметом исследования является автоматизированная информационная система для организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Объектом исследования выбран Нововоронежский политехнический колледж - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Источником информации явились разработки ученых в области информационных технологий и систем, отчеты Нововоронежского политехнического колледжа о проведении самообследования, информационные ресурсы глобальной информационной сети Интернет. В работе использованы монографический, абстрактно-логический, методы программирования и другие методы научных исследований. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

В своей педагогической работе педагогу постоянно приходится работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели - научить студентов думать. А в современном цифровом мире необходимость использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ - технологий) в обучении актуальна и неоспорима. А ИКТ-компетентность является уже универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека. Она обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. Правительственная стратегия модернизации образования направлена на обновление формы и содержания общего и профессионального образования, а также методов обучения и нацелена создать новые условия образовательной деятельности. Переориентация профессионального образования от подхода всесторонне развитой личности к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса и воспитательной работы, как одной из основных его частей. Компетентностный подход к подготовке специалистов усиливает практическую ценность образования, подчеркивает роль умения применять имеющиеся знания в решении производственных задач. При компетентностном подходе к организации образовательного процесса у обучающегося могут быть сформированы ключевые компетенции, необходимые будущему специалисту на рынке труда. Функционирование организаций различного типа и всех форм собственности в современных условиях ставит новые задачи» по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми информационными, технологическими и производственными процессами, а также трудовыми ресурсами. Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью управления образованием. С их помощью происходит своевременный и полный обмен информацией, систематизируется организационный процесс управления, создаются более эффективные и современные способы организации образовательного процесса. Образовательные учреждения уже достаточно широко пользуются информационными системами, предназначенными для ведения отчетности и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Вместе с тем, нередко после внедрения даже полнофункциональной автоматизированной системы сотрудники образовательного учреждения не вполне довольны качеством информационного обеспечения, и это одна из причин того, что вопросы проектирования информационной системы управления образовательным процессом колледжа остаются актуальными. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов проектирования информационных систем внесли такие ученые как Г.Н. Исаев, В.В. Трофимов, Г.А. Титаренко, Г.Л. Макарова, В.В. Брага, Н.З. Емельянова, М.Р. Когаловский, И.В. Соловьева, В.П. Божко, Г.Н. Смирнова и ДР- В то же время особенности проектирования информационных систем управления образовательным процессом исследованы недостаточно полно.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Компьютерные информационные технологии и их использование в управлении образовательными учреждениями 6 1.1. Информатизация образовании как процесс и его основные теоретические положения 6 1.2. Основные направления применения информационных систем в управлении образованием 9 1.3. Опыт применения информационных систем в управлении образованием 18 Глава 2. Научно-теоретические основы проектирования компьютерных информационных систем для образовательных организаций 25 2.1. Объекты, субъекты, инструментальные средства проектирования информационных систем в образовании 25 2.2. Структурный подход к проектированию информационных систем в образовательных организациях 37 Глава 3. Основные этапы разработки компьютерной информационной системы 48 3.1. Информационная система колледжа как предметная область исследования 48 3.2. Информационное обеспечение разрабатываемой информационной системы колледжа 53 Заключение 70 Источники и литература 73
Список литературы

1. Агальцов В.П. Базы данных. Распределенные и удаленные базы данных: учебник / В.П. Агальцов. - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с. 2. Аницына Т. М. Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения / Т. М. Аницына // Методист. - 2007. - № 7.-С. 10-13. 3. Балдин К.В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, М., 2007. - 325 с. 4. Баранчиков А.И. Алгоритмы и модели доступа к записям баз данных / А.И. Баранчиков, П.А. Баранчиков, А.Н. Пылькин. - М.: Телеком, 2013.- 182 с. 5. Булавенко О.А. Информационные технологии в управлении образованием/ О.А. Булавенко, А.В. Одинец // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.- [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10843 (дата обращения: 10.12.2019). 6. Васюхин О.В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. / О.В. Васюхин, А.В. Варзунов - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010.- 119 с. 7. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие./ Н.А. Гайдамакин - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 388 с. 8. Гвоздева В.А. Базовые и прикладные информационные технологии: учебник / В.А. Гвоздева. - М.: Инфра-М, 2014.- 384 с. 9. Голицына О.Л. Основы проектирования баз данных: учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - Изд. 2-е, - М.: Инфра- М, 2016. -416с. 10. Емельянова Н.З. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие / Н.Э. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов - М.: Форум: Инфра-М, 2005. - 412 с. 11. Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / Н.З. Емельянова, И.И. Попов, Т.Д. Партыка.- М..Форум, 2011. - 432 J* с. 12. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): учеб. пособие / В.П. Захаров. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т,2002. - 188 с. 13. Золотое С.Ю. Основы проектирования информационных систем: Учебное пособие/С.Ю. Золотое. - Томск, ТУСУР, 2007. - 98 с. 14. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/ под ред. В.В. Трофимова. - М. Юрайт, 2010. - 528 с. 15. Информационные технологии управления: Учеб. пособие ; под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 280 с. 16. Информационные технологии: приоритетные направления развития: Монография / J1.H. Абдулатипова, А.Г. Гусейнов, А.С. Дулесов, Д.Р. Зиятдинова, А.И. Иванов, Д.Г. Павлов, P.P. Фаткуллина, С.С. Чернов, О.Р. Чертов. - Новосибирск: ЦРНС, 2012. - 328 с. 17. Кириллов В.В. Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 450 с. л 18. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем / М.Р. Когаловский. - М.: ДМК «Пресс»: Компания«АйТи», 2003. - 288 с. 19. Корнеев И.К. / Информационные технологии в управлении/ И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, В.А. Машурцев. - М.: 2009. - 224 с. 20. Кузибецкий А. Информационно - коммуникационные технологии в управлении образованием / А. Кузибецкий, Т. Смыковская // Народное образование. - 2008. -№1.-С.Ю5 -112. 21. Кумскова И.А. Базы данных / И.А. Кумскова. - Изд. 2-е, - М.: Кно- Рус, 2016.-488 с. 22. Липаев В.В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем / В.В. Липаев. - М.: СИНТЕГ, 1999. - 224 с. 23. Рудикова Л.В. Базы данных. Разработка приложений / Л.В. Рудакова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014.-491 с. 24. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : Практическое руководство / Б. П. Сайков. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 25. Сенькин В.В. Возможности информационных систем в управлении образованием / В.В. Сенькин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки - 2012. - № 41 (300). 26. Смирнова Г.Н. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с. 27. Соловьев И.В. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс: Учебное пособие для высшей школы / И.В. Соловьев, А.А. Майоров - М.: Акад Проект, 2009 - 398 с. 28. Улезько А.В. Информационные системы в экономике: учебное пособие/ А.В. Улезько, Е.Ю. Горюхина, С.А. Кулев, С.М. Кусмагамбетов, * И.М. Семенова, Л.И. Литвинова; под ред. А.В. Улезько. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2013,- 204 с. 29. Фирма 1С. - [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/08/lC_Colledge_PROF.pdf (дата обращения: 12.12.2019) 30. Чашников Л.А. Курс лекций «Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением / Л.А. Чашников, А.А. Полушкина, С.А. Бартева [Электронный вариант] Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.avers- edu.ru%2FDOY%2Fprilozhenie 2 kurs_lekcii.pdf&name=prilozhenie 2 kurs le kcij.pdf&lang=ru&c=57986c5c3ca5 31. Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И.К.Шалаев, А.А. Веряев //Педагог.-2010.-.№4. - [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_l .html (дата обращения: 12.12.2019) 32. Шустова Л.И. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. -М: Инфра-М, 2015.-336 с. 33. Ямбург Е. Единое информационное пространство образовательного учреждения: педагогический аспект./ Е. Ямбург. - М, 2003. - 153с.
Отрывок из работы

Глава 1. Компьютерные информационные технологии и их использование в управлении образовательными учреждениями 1.1. Информатизация образовании как процесс и его основные теоретические положения Информационные технологий (ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, преподавателей, методистов, требует существенной перестройки в их работе. Существенно изменяется роль руководителя, основной задачей которого является аналитическая деятельность, а в условиях информационного общества это невозможно без применения информационных технологий. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию новой информационной среды обитания и нового информационного уклада жизни и профессиональной деятельности. * Под информатизацией системы образования понимается технология внедрения новых информационных технологий (НИТ) в систему образования с целью получения нового качества образования. С точки зрения современного состояния и перспектив развития процесса информатизации образования обычно выделяют два основных направления: 1. инструментально-технологическое - связанно с использованием новых возможностей средств информатики и информационных технологий (ИТ) для повышения эффективности системы образования; 2. содержательное - связанно с формированием нового содержания самого образовательного процесса [30]. Инструментально-технологическое направление включает: 1. Использование средств информатики и ИТ как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. 2. Информационную поддержку образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных таблицах и обычных библиотеках, фондах и других источниках информации. 3. Информатизацию управления системой образования со стороны федеральных, региональных, ведомственных или внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать это управление более эффективным. 4. Развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих расширение доступности качественного образования для удаленных пользователей и возможностей повышения их квалификации без отрыва от производства [30]. Поскольку информатизация образования и, в частности, информатизация управления неразрывно связана с такими понятиями как «информационные технологии», «информационное обеспечение», «информационная культура», имеет смысл рассмотреть их понятийный аппарат с точки зрения деятельности руководителей образования. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Часто термин «информационные технологии» выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. В тоже время информационные технологии, в основе которых лежит использование современных компьютерных и сетевых средств, целесообразно называть «современными информационно-коммуникационными технологиями». Информационные технологии предназначены для хранения информации больших объемов, оперативного поиска, многозадачной обработки, продуцирования (моделирования, проведения анализа и выработки новых знаний), передачи на любые расстояния и представления в гипертекстовом виде мультимедиа, а также интегрирования процесса познания. Информационные технологии, как и любой инструмент, сами по себе ценности не имеют, и их ценность определяется тем, какую пользу они приносят для деятельности организации. Понятие «информационные технологии» неразрывно связано с понятием «информационное обеспечение». В.М. Полонский информационное обеспечение системы образования понимает как информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами [33]. В.В. Васильев рассматривает всякий процесс управления как информационный процесс, включающий в себя выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений [6]. Мы считаем, что информационное обеспечение управления представляет собой совокупность средств и методов построения информационной базы. Организационно-управленческая информация, циркулирующая в учреждениях образования, в значительной степени влияет на деятельность не только руководителей, поэтому наряду с научно-педагогической и методической эту разновидность по праву следует включить в объем педагогической информации. Васильев В.В. рассматривает термин «педагогическая информация» в двух смыслах: - в узком - как научно-педагогическая, т.е. сведения о достижениях педагогической науки и научно-осмысленном педагогическом опыте; - в широком - как сведения о педагогических процессах, совершающихся в соответствующих учебных заведениях [30]. Под информационной потребностью педагогов понимается состояние педагогов, осознающих необходимость получения профессионально значимой информации, которая восполняет дефицит сведений, обеспечивает принятие ими оптимального педагогического решения. Исходя из вышеизложенного, под информационным обеспечением системы образования будем понимать снабжение образовательных учреждений и органов управления информационной, методической продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике. 1.2. Основные направления применения информационных систем в управлении образованием Анализ применения информационных технологий (ИТ) в управлении образовательными системами позволил выделить 4 уровня: I. ИС по отдельным аспектам применения (контингент, успеваемость, {садры, материальные, технические и информационно-методические ресурсы, расписание, канцелярия, бухгалтерия и др.) II. Корпоративная ИС на основе единой информационной среды (учреждение образования - методическое объединение - региональный орган управления). III. Автоматизация управления на основе СППР - систем поддержки принятия решения (мониторинг, анализ, эвристическое управление, сценарное прогнозирование). IV. Совершенствование управления на основе математических моделей оптимизации (ограниченной бюджетной или свободной рыночной). Уровни I и II решают задачу наблюдения (частичного мониторинга), III облегчает принятие решений специалистом, а IV дает основу для оптимизации структуры и функционирования административных подразделений [30]. Информационные технологии при использовании в сфере управления могут выступать в следующих качествах: - как инструмент составления документации; - как средство мониторинга; - как средство контроля; - как средство поддержки пользователей при принятии управленческих решений. Управленческая деятельность руководителя включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии при помощи, которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени. Процесс внедрения новых информационных технологий в управление образовательным учреждением базируется на основных управленческих функциях: Рис. 1. Функции управления Как известно, управленческие функции связаны между собой с помощью информации, при этом процесс обмена информацией выступает связывающей, т.е. коммуникативной функцией управления. Исходя из задач информатизации образования в целом, информатизации управления в частности, а также понятий «информационная культура», «информационное обеспечение», уровней применения ИТ в управление образовательными системами и понимания эффективности как соотношения результатов и затрат деятельности организации, можно предположить, что информационные технологии положительно влияют на показатели, характеризующие труд в сфере управления: 1. экономия затрат труда и времени; 2. повышение информированности о состоянии управляемой системы; 3. оперативность принятия управленческих решений; 4. адекватность и продуктивность управленческих решений; 5. оптимизация и автоматизация информационных процессов; 6. повышение интеллектуального потенциала [30]. Современный руководитель образования XXI века осуществляет эффективно свою деятельность в том случае, если применяет информационные технологии и обладает информационной культурой. В каждом учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы и т.д.). Поиск необходимой информации вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, учеников. В связи с этим возникает необходимость в создании единой информационной среды образовательного учреждения, которая позволит ре- шить следующие задачи: - создать единую для всего образовательного учреждения базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно- воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т.п.; - предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам; - обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду. Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом признаков и свойств: » 1. Выступает условием сложных взаимодействий типа «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию. 2. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. 3. Структура информационной среды в основном определяется необходимостью решения педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участников образовательного процесса. 4. Информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты: - образовательный (учебно-воспитательный процесс); - управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; - обеспечения коммуникации [30]. Информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: - наличие единой базы данных; - ввод данных с возможностью их последующего редактирования; - многопользовательский режим использования данных; - разграничение прав доступа к данным; - использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах; - возможность обмена данными между различными прикладными программами, а также с базой данных [30]. Информационная среда образовательного учреждения помогает решить задачу интеграции информационных потоков, характерных для основных видов деятельности образовательного учреждения. Она является педагогически и технически организованной сферой информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Информационная среда образовательного учреждения (ИСОУ) может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, округа), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей. Итак, построение информационной среды является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение. Основными пользователями ИСОУ являются: - директор; - зам. директора по учебной работе; - зам. директора по воспитательной работе; - зам. директора по АХЧ; - педагог-организатор; - социальный педагог; - психолог; - секретарь; - библиотекарь; - классный руководитель; - учитель-предметник; - ученик; - родитель. Вообще говоря, ИСОУ представляет собой совокупность локальных информационных сред. Понятно, что информационная среда зам. директора по АХЧ должна отличаться от информационной среды зам. директора по учебно-воспитательной работе и учителя-предметника. Эти среды изолированы и не пересекаются. Иначе обстоит дело с информационными средами для классного руководителя, который одновременно является и учителем- предметником. Он выступает в разных профессиональных ролях, для каждой из которых предназначена своя ИС, но в данном случае эти среды частично «пересекаются и объединяются». ИСОУ реализуется на базе локальной вычислительной сети образовательного учреждения. Без этой сети невозможно осуществить информационные потоки и наладить их взаимодействие. Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представительным и объемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по образовательным областям дошкольной, начальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования. В его функции входит непрерывное образование по информатике, расширенное образование по предметам гуманитарного, естественнонаучного цикла, социально-экономическое образование. В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на модели организации учебного процесса. Руководитель образовательного учреждения должен понимать значимость информационной среды. На начальном этапе, когда никто еще не почувствовал преимуществ такой системы, когда объем работы не уменьшается, а возрастает организующая воля управленца (объяснять, меняя сложившееся мировоззрение учителей, поощрять энтузиастов, издавать приказы, контролировать и т.д.). Без желания руководителя организовать такую систему управления образовательным процессом, она обречена на провал. На этапе создания организационной и технической инфраструктуры в образовательном учреждении оформляются программно-аппаратные комплексы, компьютерные классы, информационно-методический центр, медиа- комплекс, оснащаются компьютерами рабочие места административного персонала. Все компьютеры образовательного учреждения должны быть объединены в компьютерную сеть. ИСОУ можно рассматривать с различных точек зрения, что позволяет получить наиболее полное представление о ее месте в деятельности образовательного учреждения. С точки зрения тех видов деятельности образовательного учреждения, которые реализуются на основе ИСОУ, ее структура может быть представлена в виде, представленном на рисунке (Рис. 2). Рис. 2. Структура информационной среды образовательного учреждения Данным видам деятельности соответствуют информационные ресурсы и сервисы с соответствующим программным обеспечением: 1. Учебно-воспитательная работа: обучающие программы, тренажеры, тестовые системы, медиатеки и электронные энциклопедии, ресурсы Интернета, операционные системы и прикладные программы иного назначения. 2. Управление образовательным процессом: системы учета успеваемости и личных достижений обучающихся, программы составления и редактирования учебной нагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образовательного учреждения и обучающимся. 3. Управление контингентом обучающихся: базы данных по обучающимся, содержащие полные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям. 4. Управление кадрами образовательного учреждения: базы данных по работникам, содержащие персональные данные, с возможностью получения сведений о результативности профессиональной деятельности, повышении квалификации, программы подсчета стажа, составления тарификации и т.д. 5. Управление ресурсами: базы данных по обучающимся и кадрам, фондам библиотеки, помещениям, оборудованию, УМК и т. д. 6. Обеспечение коммуникаций. Одним из основных факторов, обеспечивающих успешность использования ИСОУ, является интеграция программно-технологических ресурсов в единый комплекс, позволяющий решать различные задачи на основе единых технологических решений. Проектируя информационную среду образовательного учреждения, целесообразно: - определить систему задач, которые будут решаться при использовании информационной среды; - определить круг участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды; - подобрать программное обеспечение, наиболее полно отвечающее педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды; - выбрать наиболее приемлемое техническое решение для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, что любая техническая система нуждается в обслуживании; - продумать форму подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы; - определить порядок проведения работ по созданию информационной среды, а также продумать все необходимые финансово-хозяйственные вопросы [30]. Рис. 3. Виды программного обеспечения в реализации информационной среды образовательного учреждения Как уже отмечалось, информационная среда обеспечивает оптимизацию управления образовательным процессом и управления образовательным учреждением, а именно: контингентом обучающихся, кадрами, материально- техническими и библиотечно-информационными ресурсами. Проектирование и формирование информационной среды ОУ может осуществляться постепенно на базе создания минимально функциональных блоков: 1. Обучающий блок: компьютерные классы, малые информационные комплексы, демонстрационный комплекс. 2. Методический блок: информационно-методический центр или отдельный компьютер в учительской, в методическом кабинете и пр. 3. Библиотечный блок: рабочие станции заведующего библиотекой и посетителей. 4. Управленческий блок: рабочие станции, обеспечивающие функционирование АРМ директора, заместителей директора по учебно- воспитательной работе, АХЧ, секретаря и бухгалтера. Технически необходимым условием создания информационной среды в образовательном учреждении является создание сети с выделенным сервером. Программное обеспечение должно отвечать следующим требованиям: - работать в сетевом режиме или обеспечивать возможность запуска с одного сервера различными рабочими станциями; - хранить информацию в едином формате, доступном для обработки различными программами или модулями одного программного комплекса, или иметь функции экспорта-импорта данных; - допускать подключение новых модулей; - обеспечивать многопользовательский режим и разграничение прав доступа. Создание компонентов технической инфраструктуры информационной среды, проведение регламентных и ремонтных работ целесообразнее всего выполнять силами инженера по техническим средствам обучения (ТСО). 1.3. Опыт применения информационных систем в управлении образованием Информационная система представляет собой систему, которая позволяет упорядочивать и координировать информацию, так как это необходимо для управляющего субъекта. Информационную систему (ИС) можно рассматривать как информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией [12]. Она представляет собой комплекс, «включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей» [18, с. 12]. Информационные системы необходимы для создания информационной и технологической базы, предназначенной для управления образовательным учреждением. Обращаясь к накопленному опыту использования информационных систем в управлении образовательным учреждением, можно выделить следующие разработанные блоки информационных систем и их информационные возможности (Таблица 1). Проведенный анализ информационных систем образовательных учреждений показал, что информационные системы необходимы для создания информационной и технологической базы, предназначенной для управления образовательным учреждением, обладая при этом многообразием функций информационного обеспечения управления образовательным процессом и межличностным взаимодействием. Однако вопросы организации воспитательной работы, рассмотренные ИС, не решают. Продукты, предназначенные для управления образованием, разрабатывает Компания «1С», основанная в 1991 г. и специализирующаяся на разработке, дистрибьюции, издании и поддержке компьютерных программ делового и домашнего назначения. Так, программный продукт «1С:Университет» предназначен для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего профессионального образования. Программа «1С:Университет» разработана на платформе «1С:Предприятие 8.2», используя все преимущества программных продуктов данного поколения: эргономичный интерфейс, развитые средства построения аналитической отчетности, принципиально новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции, удобство администрирования системы. «1С:Университет» позволяет автоматизировать следующие функции ВУЗа: работу приемной комиссии, планирование учебного процесса, управление контингентом студентов, работу с приказами, печать дипломов, приложений и справок, учет оплаты за обучение и трудоустройства выпускников [29]. К основным функциональным возможностям программы следует отнести многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет с использованием веб-браузеров или тонкого клиента и при этом программа позволяет автоматизировать работу приемной комиссии, планирование учебного процесса (учебные планы, нагрузка), управление контингентом студентов (личные дела, учет успеваемости и посещаемости, воинский учет). Кроме того программа «1С:Университет» обеспечивает автоматизацию работ с приказами: Печать дипломов, приложений и справок; Учет трудоустройства выпускников; Учет оплаты за обучение [29]. Комплексным программным продуктом компании 1С, предназначенным для автоматизации управленческой деятельности образовательных учреждений, принадлежащих к начальному и среднему профессиональному уровню, является пакет «1С: Колледж». «1С: Колледж» представляет собой готовое решение для автоматизации учета, контроля, анализа и планирования в учебном заведении, реализованное на новой версии технологической платформы «1С: Предприятие 8.2». Являясь комплексной системой для управления на всех уровнях управленческой деятельности образовательного учреждения от работы приемной комиссии до выпуска студента, «1С: Колледж» предоставляет пользователям следующие возможности: - в автоматическом режиме в комплексе осуществлять управление всеми бизнес-процессами, например: удобство и скорость в управлении методическими и учебными процессами, в функционировании приемной комиссии, а также операции, касающиеся студенческого контингента; - накапливать данные для проведения анализа и дальнейшего принятия необходимых решений, благодаря которым повысится качество предоставляемых услуг по обучению; - создавать «информационную базу», которая позволит хранить и в дальнейшем использовать имеющуюся информацию в сфере образовательного процесса; - обеспечивать «прозрачность» в управлении разного рода бизнес- процессами и другими вспомогательными процессами; - предоставить учащимся и их родителям - основным клиентам учебного заведения - дополнительные информационные сервисы, что повысит их лояльность и упрочит положение учебного заведения в конкурентной среде [29]. Программный продукт «1С колледж» дает возможность автоматизировать следующие рабочие места: - Директора - Рабочий стол директора учебного заведения позволяет держать под контролем все процессы учебного заведения. Оперативно можно получить информацию о текущем состоянии ключевых параметров (количество групп, студентов, динамика, успеваемость и посещаемость, выполнение учебной нагрузки), полную информацию о студенте, мероприятиях, расписании на текущий момент, составе и работе комиссий, приказах и т.д; - Председателя приемной комиссии; - Заведующего учебной частью; - Заместителя директора по воспитательному процессу; - Секретаря заведующего отделением; - Заведующего отделением; - Заместителя директора по методическому процессу; - Секретаря заместителя директора по методическому процессу; - Секретаря заведующего учебным процессом; - Методиста; - Секретаря заместителя директора по воспитательному процессу; - Старосты;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Информационные технологии, 68 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 112 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 59 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 49 страниц
1113 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 109 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg