Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Использование компьютерных программных продуктов в учебно-воспитательном процессе отечественных общеобразовательных школ

irina_k200 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Актуальность темы обусловлена рядом факторов: - объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации; - механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности; - работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки; - сложные информационные модели (автоматизированные системы управления школой), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами. В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения. Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением. Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования ИТ в управлении характеризуется определёнными противоречиями: - между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.); - между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса управления образовательным учреждением, обусловленными, с одной стороны, прогрессом техники и достижениями науки управления, с другой стороны, необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном на субъект-субъектных отношениях; - между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением; Учитывая эти противоречия, была выбрана тема данной выпускной работы, проблема которой сформулирована следующим образом: выяснить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБОУ «Кирбинская СОШ» Новохоперского района Воронежской области новых информационных технологий. Решение этой проблемы и составляет цель данного исследования. Объектом исследования является система внутришкольного управления в МБОУ «Кирбинская СОШ». Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в управлении МБОУ «Кирбинская СОШ». Основные задачи: 1. Оценка уровня владения ИКТ персоналом. 2. Оценка степени информатизации процесса управления. 3. Оценка эффективности использования ИКТ в управлении. 4. Разработка теоретической модели управления школой с применением информационных технологий. 5. Разработка методических рекомендаций по использованию ИТ в управлении школами. Практическая значимость исследования: на основе созданных моделей информационных потоков и управления с использованием НИТ в МБОУ «Кирбинская СОШ» возможно их внедрение и разработка системы управленческого мониторинга в любом ОУ. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

В XXI веке общество вступило в фазу постиндустриального общества, для которого характерно применение информационных технологий во всех сферах жизни, построение информационного общества. Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий. Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того, чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени. Однако в реальности при осуществлении своей информационно-аналитической деятельности руководитель сталкивается с рядом проблем: большие массивы информации обрабатываются вручную, многие данные из-за большого объема и сложности подсчета собираются в школах формально, не точно отражают происходящие изменения; некоторые показатели совсем не выделяются и не анализируются. На сегодняшний день решить эти проблемы управленцу может помочь применение информационно-коммуникационных технологий. Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей. Государством предусматривается создание условий для организации информационного обеспечения в образовательном учреждении с использованием информационно-коммуникационных технологий: оборудование образовательных учреждений информационно-вычислительной техникой, организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров. Но, несмотря на наличие большого количества разработанных программных продуктов, на практике информационно-коммуникационные технологии используются руководителями школы недостаточно. Рассматриваемые тенденции свидетельствуют об актуальности работы на социально-педагогическом уровне. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы. Для успешной организации своей управленческой деятельности руководителю школы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации может информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач. Важным условием информационного обеспечения на современном этапе является использование информационно-коммуникационных технологий. В последние годы появляется немало специальных программ по управлению школой, составленных профессиональными программистами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных, прежде всего с тем, что разработчик программы не учитывает всех особенностей управленческих задач конкретной школы, а управленец ограничивается поверхностным представлением о возможностях компьютера. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления школой на сегодняшний день осуществляется эпизодично и недостаточно. Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя. Что же с этой точки зрения даёт создание единой информационной среды школы, внедрение информационных технологий в образовательный процесс? Во-первых, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений, страха самовыражения. Во-вторых, снимает нагрузку – рутинные операции выполняются машиной, а учитель оперативно привлекает необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации. В-третьих, расширяются возможности представления результатов учебной деятельности учениками. Это не только тетрадные листки с сочинениями, ответами на вопросы или решёнными задачами, а иные продукты – гипертексты, презентации, модели. Работы ребёнка с применением информационных технологий при профессиональном сопровождении педагога имеют более высокий эстетический и технический уровень. Очень важно, что практически значимые продукты доступны для трансляции и применения другими людьми. Проанализировав опыт внедрения ИТ в управление образовательными структурами в регионах РФ можно сделать вывод, что вопросы влияния ИТ на эффективность управления в сфере образования в настоящее время является недостаточно разработанными; использование ИТ в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования. Информатика и новые информационные технологии (далее - НИТ) занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать НИТ в своей повседневной работе, работа в Интернет, знание теоретических основ информатики, информационная культура, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века. В связи с этим очевидно повышение внимания органов государственного управления к информатизации образования. Основные направления модернизации российского образования связаны с повышением его качества, доступности и эффективности. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2025 года выдвигает созвучные требования и к процессу управления образовательным учреждением. Одним из важнейших направлений в области информатизации образования является использование в системе управления образованием информационно-коммуникационных технологий. В связи с ростом требований к информационно-аналитической деятельности директора школы в управленческой науке идёт активный поиск путей эффективного сбора, хранения и анализа школьной педагогической информации. Повышение качества управления образовательным учреждением нуждается в разработке новых технологий управления информационными потоками.
Содержание

Введение 5 ГЛАВА 1. Информационно-коммуникационные технологии и особенности их использования в школьном образовании 12 1.1. Процесс информатизации учреждений общего среднего образования 12 1.2. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением 18 1.3 Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением 28 ГЛАВА II. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательной организацией (на примере общеобразовательной школы) 32 2.1. Оценка уровня компьютерной информатизации и развитие информационно-коммуникационных технологий образовательного учреждения 32 2.2. Разработка проекта «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением» 36 2.3. Модель управления школой с использованием новых информационно-коммуникационных технологий 43 Заключение 61 Источники и литература 65
Список литературы

1. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c. 2. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c. 3. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с. 4. Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. – 140с. 5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2012. - 190 с. 6. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110. 7. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: [б.и.], 1997. – 47 с. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 12с. 9. Корнеев, И.К. Технические средства управления / И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 198 с. 10. Лузянин, А.Г. Оптимизация деятельности руководителя образовательного учреждения с использованием информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Лузянин // Педагогические науки. - 2013. - № 1. - С.7-11. 11. Матрос, Д.Ш.. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 57с. 12. Массовый открытый онлайн курс института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании по икт компетентности учителей, Цветкова М.С., Бадарч Д. - Профильная школа. 2014. Т. 2. № 5. С. 24-33. 13. Модель инновационного управления образовательным процессом современной школы с использованием информационно-коммуникационных технологий /Демина Е.В.// Информатика и образование.-2012.-№1.-С.13-18. 14. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь, 2001. – 160с. 15. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства / В. Фортов // Народное образование. - 2012. - №7. – С.7-9. 16. Некоторые подходы к моделированию системы управления образовательным процессом / О.М. Полещук // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2002. - №3. – С.4-6. 17. Обзор информационных технологий в управлении общеобразовательной школой / Маржина Р.А.// Теоретические и прикладные аспекты современной науки.-2014.-№5-3.-С94-97. 18. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 231с. 19. Повышение эффективности управления адаптивной школой за счет использования информационных технологий /Грачева А.П.// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.-2014.-№1.-С.114-120. 20. Сергеева, М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Сергеева.- М.:[б.и.], 2003. – 20с. 21. Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. – 248с. 22. Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9. 23. Тихомирова, Н.В. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. Серия: Научные школы Юнити-Дана.- 2012.-752 с. 24. Третьяков, П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина. – М.: Новая школа, 2001. – 108с. 25. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 85с. 26. Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. – 83с. 27. Федеральный закон от 29 декабря . №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - №53. – Ст. 7598.2012 г 28. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд., доп. - М.: Советская энциклопедия, 1986. – 207с. 29. Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Л.И. Фишман. – Самара, 1994. - 394с. 30. Чашников, Л.А. Применение информационных технологий в управлении школой / Л.А. Чашников // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (Москва, 5-9 ноября 2001г.): тез. докл. – Москва, 2001. С. 11-14. 31. Шамова, Т.И.. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы / Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарёва. - М.: МГПИ, 1989. – 300с. 32. Шамова, Т.И.. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. – 384с. 33. Ямбург Е. Единое информационное пространство школы : педагогический аспект / Е. Ямбург. – М.:[б.и.], 2003. – 87с. 34. Электронное образование в Республике Татарстан: https://edu.tatar.ru/ 35. Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] // Материалы конференции: [тез. докл.]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/ (20.01.2015).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Информационно-коммуникационные технологии и особенности их использования в школьном образовании 1.1. Процесс информатизации учреждений общего среднего образования Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания . Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления информационного продукта). Этот процесс инициирует: • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества; • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний. В настоящее время использование ИКТ в практику управления ОУ в основном заключается в следующем: • подбор иллюстративного материала для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации); • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ОУ; • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса); • использование Интернета в управленческой деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения процесса управления ОУ; • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности. • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей. • использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различных баз данных. • создание электронной почты, ведение сайта ОУ. Наступило время, которое учёные характеризуют «информатизацией общества», под которой понимается «процесс возрастания объёма научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и иные сферы общественной жизни» . Существует огромное множество различных определений понятия «информации», но их нельзя свести к единому содержанию. В философском словаре даётся следующее определение: «Информация (от латинского informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – это, во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемое людьми; во-вторых, уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; в-третьих, сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвёртых, передача, отражение, разнообразие в любых объектах и процессах (живой и неживой природы)» . С середины ХХ века это понятие включило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом и автоматом» . Теория организации сводит формулировку понятия «информации» к следующей: «Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией» . А.И. Берг, академик АПН, точно характеризует современное состояние информационного общества, утверждая, что без полноценной информации нет прогресса. С.И. Архангельский понимает информацию как основной мыслительный материал. Приведённые точки зрения можно рассматривать как взаимодополняемые. В данной исследовательской работе мы принимаем точку зрения Т.К. Чекмарёвой, которая истолковывает информацию как некоторую совокупность сведений, сообщений, данных, определяющих меру потенциальных знаний человека о тех или иных явлениях или процессах, их взаимосвязи . Информационная среда любой организации подчиняется закону информированности-упорядоченности: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)» . Управленческая информация «всегда связана либо с функциями управления, либо с компонентами управленческой деятельности, либо с субъектами управляющей системы» . В данном исследовании за основу было принято определение управленческой информации Т.И. Шамовой. Управленческая информация – это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения. По мнению Ю.А. Конаржевского, возможно интенсифицировать управление на основе информации, представленной как системе, отражающей во всём многообразии управляемый объект. «По форме управление любой социальной системой (в том числе и школой) представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трёх основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки её и выдачи командной информации (управленческое решение)» . Конаржевский, выстраивая схему управления образовательным учреждением, по сути доказал, что управление – это информационный процесс, где управляющая система получает информацию о системе управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение. Это решение направлено на упорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние. Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается (рис. 1). Рис. 1 . Схема управления ОУ 1 – управляющая система; 2 – командная информация; 3- управляемая система; 4 – информация о состоянии управляемой системы; 5 – данные о состоянии внешней среды; 6 – директивная информация вышестоящих органов, достижения науки, передовой педагогический опыт. М.М.Поташник указывает на органичную взаимосвязь двух ролей управленческой информации для руководителя – «она является основанием для принятия оптимальных управленческих решений и средством обратной связи о реализации всех управленческих действий» . Таким образом, информация повышает научную обоснованность управленческого решения, исключает излишние затраты материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению качества и эффективности управленческого труда и производства в целом. Информация обслуживает все виды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном на конечные результаты деятельности школы и планово-прогностическую функцию, она играет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётся стратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполнения организационно-исполнительской функции управленческой деятельности идёт постоянный обмен информацией и её переработка; в ходе внутришкольного контроля накапливают сущностную, конкретную, объективную информацию и на её основе принимаются регулятивные и коррекционные меры. 1.2. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением Назначение информации в управлении образовательным учреждением: 1. Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней; 2. Информация даёт возможность принять оптимальное, научно обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат 3. Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом. 4. Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания. Эффективно выстроенная система получения внешней педагогической информации в образовательном учреждении своевременно обеспечивает учителей результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими идеями и технологиями обучения и воспитания, директивными указаниями вышестоящих органов образования, регламентирующими предписаниями из учреждений, сопричастных к деятельности школы, сведениями внешней среды об условиях жизни детей в семье и т.д. Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии здоровья школьников, результатах обучения и воспитания учащихся, сведений об учителях, их деятельности, родителях, данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса, сведения о внешних связях школы. Внутреннюю педагогическую информацию подразделяют на оперативную, тематическую и итоговую. Оперативная информация даёт возможность руководителю своевременно распознать зачатки негативных отклонений в образовательном процессе. Тематическая информация преследует целью сбор сведений по конкретному вопросу, выявление тенденций в развитии объектов управления. Итоговая информация даёт возможность сформулировать аналитическое обоснование, управлять школой по результатам . Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательного учреждения: I – формализованный (в достаточной степени достоверная, регламентированная по форме, содержанию и времени информация); II – стихийный (не всегда объективные сведения, звонки по телефону, устные обращения, ответы и т.д.); III – свободный (информация, представляющая профессиональный интерес для руководителя и инициируемая им). Информационный канал – это потенциально существующая связь между элементами системы информационного обеспечения школы. Ю.М. Кузнецов указывает на то, что информационные потоки, обрушивающиеся на руководителя со всех сторон, в 4 раза превышают его возможности их обработать. Поэтому естественно существование определённых требований к внутришкольной информации: Точность. Информация должна быть безошибочной и объективной. Для достижения этого могут потребоваться неоднократные и независимые друг от друга проверки. Своевременность. Информация должна быть доступна тогда, когда она необходима, не позже. Запоздалая информация может привести к дорогостоящим ошибкам и задержкам. Уместность. Информация должна отвечать на определенные вопросы, ответ на которые необходим в настоящий момент. Информация может быть точной и своевременной, но совершенно не относящейся к делу. Форма представления. Информация должна быть представлена в той форме, в которой ее обработка наиболее удобна в настоящий момент. Часто информация, представленная в неудобном или незнакомом формате попросту игнорируется. Доступность. Информация должна быть легко доступна для того, кому она в первую очередь необходима. Развивающаяся система информации необходима для любой школы. Методы сбора информации – важнейшая часть этой системы . М.М. Поташник приводит основные: изучение директивных, нормативных, методических и других документов, наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование. Также существуют и комплексные методы сбора информации. В процессе их использования сразу же осуществляется анализ информации: метод оперативного разбора мероприятия, метод ретроспективной беседы, ведение дневниковых записей и т.д. Своевременность полученной информации – важнейший фактор, влияющий на оптимальность её сбора. Все методы сбора информации не универсальны, поэтому необходим их отбор и сочетание в зависимости от управленческой ситуации. Комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании открытой, сложной системы, называется мониторингом (от англ. monitor – следить, вести наблюдение). Это понятие, заимствованное в педагогическую науку из экологии и социологии, характеризуется понятиями: система, наблюдение, прогнозирование результатов, состояние объекта или процесса и т.д. Мониторинг даёт целостное представление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяет принимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новое качественное состояние. В современной системе мониторинговых исследований контроль занимает важное место. М.А. Сергеева с точки зрения системного подхода выстраивает информационную модель мониторинга и представляет процесс переработки (анализа) информации в виде схемы. Рис. 2. Схема анализа информации. По сути, здесь представлены три основных этапа управления как информационного процесса: - сбор информации о состоянии управляемого объёкта и внешней среды; - её переработка и анализ; - выдача командной информации. Современные научные исследования доказывают, что мониторинг является механизмом управления при соблюдении определённых условий: 1. комплекс мероприятий по его реализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла; 2. совокупность мониторинговых действий должна представлять собой информационную систему; 3. необходимо сформировать целостную систему распределения потоков информации, определить условия и технологию её хранения и использования. Таким образом, перед каждым руководителем рано или поздно встаёт вопрос о создании или корректировке существующей системы информационного обеспечения в учреждении. Для создания единого информационного пространства школы необходимо в первую очередь создать целостную систему внутришкольной педагогической информации, определиться с её содержанием и объёмом, сформировать информационные потоки, выбрать методы сбора информации, обеспечить оптимальное использование и хранение информации. Под понятием «информационный поток» мы понимаем определённое количество информации, передаваемой по каналу связи в определённый период времени. Чтобы построить эффективную модель системы информационных потоков в ОУ, важно вывести их на определённый уровень (административно-управленческий, коллегиальный, уровень ученического самоуправления) и конкретные лица для анализа и принятия управленческого решения . Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящую некоторые свойства системы оригинала. Все виды специфической функциональной информации в процессе управления становятся непрерывным круговоротом внешней, внутришкольной (оперативной, тематической и итоговой) информации и воздействующей (коррекционной) информации, исходящей от руководителя образовательного учреждения . Модель информационного обеспечения образовательного учреждения мы выстраиваем, взяв за основу схему управления на основе информации Ю.А. Конаржевского (рис.1) и цикличной схеме анализа и получения воздействующей информации, построенной М.А. Сергеевой. ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Рис. 4. Модель информационного обеспечения ОУ Построенная нами модель иллюстрирует содержание информационно-аналитической функции управления: «Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность её функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень её централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние» . При построении модели информационного обеспечения мы учитывали органичное распределение функционала звеньев административного управления в школе. Чётко налаженная на практике система информационного обеспечения школы, сбор, переработка и анализ информации предполагает вовлечение больших по объёму массивов информации и может быть реализована лишь на основе определённых технологий. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «технологии». Однако в его истолковании и употреблении существуют разночтения: • Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приёме труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определённым требованиям (Большая Советская Энциклопедия). • Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Если технология – это совокупность методов обработки, то информационные технологии представляют собой методы обработки информации. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Таким образом, если технические средства обеспечивают возможность доступа к информации в нужное время и её достаточную полноту, то овладение и использование информационных технологий делают эту возможность реальной. К средствам НИТ относят: компьютеры и их периферийное оборудование, средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией, средства передачи информации, программные комплексы. Они различаются по степени интерактивности и по источнику информации, поэтому их условно подразделяют на: • технологии, обеспечивающие хранение информации, т.е. в данном случае информация выступает в виде услуги (сервиса), сюда обычно относят всевозможные банки данных, базы данных, базы знаний, телетексты; • технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам информации, сюда относятся различные формы коммуникации. Как было сказано выше, эффективность действия модели информационного обеспечения в школе в значительной степени определяется качеством обратной связи, поэтому способ её осуществления можно считать основным содержанием технологии управления. Применение информационных технологий делает реализацию информационного обеспечения управления наиболее эффективной. Простейшим примером может служить компьютеризация ряда функций административной работы, которая может в свою очередь благотворно повлиять на деятельность всего учреждения в целом . Среди основных направлений использования информационных технологий в обучении и управлении образованием Ю.С. Брановским называются следующие: • использование компьютера и средств НИТ в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала; систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажа, контроля усвоения знаний; • применение автоматизированных обучающих систем; • освоение различных автоматизированных рабочих мест в образовании; • использование технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием; • применение НИТ в психолого-педагогических исследованиях .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Программирование, 55 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Программирование, 65 страниц
2250 руб.
Дипломная работа, Программирование, 44 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Программирование, 39 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Программирование, 166 страниц
4150 руб.
Дипломная работа, Программирование, 88 страниц
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg