Глава I. Основы правового статуса политических партий по российскому законодательству
§1. Регулирование деятельности политических партий после распада СССР
Процесс формирования многопартийной системы в России наме¬тился в начале 90-х гг. В сентябре 1997 года Прези¬дентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права участвовать в референдуме граждан Россий¬ской Федерации», согласно которому вес партии обязаны пройти перере¬гистрацию в Министерстве юстиции. К началу 1999 года перерегистрацию прошло 141 общероссийское политическое общественное объединение.
Новые партии в России после распада СССР возникли путем от-почковывания от КПСС, либо самостоятельно прошли путь партийного строительства. Отпочковавшиеся от КПСС КПРФ и другие мелкие ком-мунистические партии с маргинальным составом и радикальной идеоло-гией заняли противоположные места в российской многопартийной сис-теме.
В отличие от Европы и Северной Америки, в России многопартий¬ность развивалась в условиях несформированности основных институтов гражданского общества.
Возникшие партии и блоки, представлявшие корпоративные инте¬ресы, также не имели политического успеха. Результаты партий, образованных на базе парламентских фракций и из окружения того или иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»), были более впечатляющими. Партии, созданные под определенного лидера, периоди¬чески появлялись и исчезали на разных уровнях российской политической арены. Длительность их существования во многом зависела от политиче¬ской гибкости лидера и от его харизмы. Лидер ЛДПР В.Жириновский, после того как столичная аудитория потеряла интерес к его политическим шоу, оперативно переключился на провинциальный электорат и снискал у него определенную поддержку, особенно у молодежной части.
Выборы 1999 г. со всей очевидностью продемонстрировали наме¬рение власти заполучить контролируемое парламентское большинство. С этой целью в спешном порядке было создано «Межрегиональное движе¬ние «Единство», успешно выступившее на выборах.
Особый способ создания «Единства» характерен сочетанием не-скольких элементов: 1) наличие популярного или имеющего (благодаря точно уловленному политехнологами общественному настроению) хо-рошие шансы на популярность лидера; 2) использование государственно-го финансового и информационного ресурса (прежде всего телевидения); 3) действующая структурная основа в виде региональной власти с нахо-дящимися под её патронажем группами; 4) опора на разветвленную структуру МЧС и, возможно, других силовых ведомств. При этом процесс «партийного строительства» идет следующим образом: с помощью политтехнологов создается смысловой образ лидера с присущими ему качест¬вами (например, решительностью, готовностью навести порядок), кото¬рый затем «раскручивается» телевидением, а региональная власть и неко¬торые федеральные ведомства предоставляют свои административные ресурсы.
Таким образом, в России способ создания партий сверху, исходя из прагматических интересов исполнительной власти, так называемых «пар-тий власти», лишенных четких идеологических программ, но созданных с учетом массовых настроений избирателей, оказался самым эффективным, и скорее всего о нем не скоро забудут. Нормальные гражданские партии не способны, к сожалению, стабильно развиваться в наших условиях по многим причинам. Это прежде всего неразвитость самих гражданских отношений, а также ресурсов, которые доступны «партиям власти», амби-ции их лидеров. Не случайно, в силу неинституциализированности, неор-ганизованности многих появившихся партий, получил распространение термин «псевдопартия».