Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Управление организационно-экономическим потенциалом предприятия

irina_k200 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
Актуальность исследования состоит в обосновании необходимости сохранения и наращивания организационно-экономического потенциала, являющегося главным смыслом успешного развития предприятия с точки зрения всех заинтересованных хозяйствующих субъектов. Объектом исследований выбрано производственное предприятие Общество с Ограниченной Ответственностью «Строительные материалы». Предметом исследования является изучение процесса формирования ассортимента строительных изделий на предприятии как экономического элемента потенциала предприятия. Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по управлению организационно-экономическим потенциалом предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) Изучить теоретические аспекты управления организационно-экономическим потенциалом предприятия; 2) проанализировать организационно-экономический потенциал ООО «Строительные материалы»; 3) разработать практические рекомендации по улучшению управления организационно-экономическим потенциалом в ООО «Строительные материалы». В процессе выполнения работы были использованы различные методы исследований: динамические, аналитические, прием сравнения. Для анализа финансово-экономического состояния предприятия использовались горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ. В качестве теоретических и методологических материалов для написания выпускной квалификационной работы использовались нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов предпринимательства, научная литература отечественных и зарубежных авторов по формированию и управлению организационно-экономическим потенциалом предприятия, статьи периодической печати.
Введение

Нарождающиеся стабилизационные тенденции пока не носят комплексного, системного характера. Их устойчивость и необратимость во многом зависят от общей экономической ситуации, складывающейся в народном хозяйстве. Развитие товарных и финансовых рынков, конкуренция при получении заказов, а также при реализации готовой продукции выдвигают новые, более жесткие требования к хозяйствующим субъектам. В этих условиях выживание предприятия во многом определяется его способностью приспосабливаться к изменяющейся экономической конъюнктуре, полностью реализовать внутренние резервы, диверсифицировать производство в поисках новых рынков, товаров и услуг. Каждое предприятие имеет определенный организационно-экономический потенциал, который необходимо использовать для достижения поставленных целей. Под потенциалом предприятия следует понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Организационно-экономический потенциал любого предприятия представляет собой состав его ресурсов – трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении организации для производства запланированных работ и услуг. Управление развитием потенциала предприятия будет способствовать непрерывному его экономическому росту за счет наиболее рационального использования всех его производственных ресурсов. Анализ потенциала предприятия позволяет разработать меры по его эффективному использованию.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9 1.1. Сущность организационно-экономического потенциала 9 1.2. Экономический анализ как инструмент управления организационно-экономическим потенциалом предприятия 21 1.3. Управление ассортиментом продукции как элементом организационно-экономического потенциала 25 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» 43 2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия 43 2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Строительные материалы» 48 2.3. Анализ формирования ассортимента продукции как составляющей потенциала предприятия 55 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» 69 3.1. Управление ассортиментом продукции как элементом организационно-экономического потенциала ООО «Строительные материалы» 72 3.2. Экономическая оценка разработанных рекомендаций ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
Список литературы

1. Большаков В.А. Выбор организационных форм проведения реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий: Методическое пособие / В. А. Большаков. – М.: Финансы и статистика, 2017. 2. Берг Д. Б., Гольдштейн С. Л. Пакет концептуальных моделей конкуренции в физических и экономических системах // Интелектика, логика, системология, 2019. – Вып. 4-5. 3. Бычкова А. Н. Метод классификаций в ассортиментной политике // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 1. 4. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Пер. англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. 5. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 416 с. – (Высшее образование). 6. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2017. 7. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры.–М.: Дело, 2018. 8. Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия./Учебное пособие; СПб, 2019. – 371с. 9. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. 10. Денисов, А.В. Информационные технологии в экономике /Денисов, А.В. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 350 с. 11. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга./Учебное пособие. – Москва, 2016- 360с. 12. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – М.; Омега-Л, 2017. – 451 с. 13. Зимин Н.Е. Анализ экономических результатов, диагностика финансового состояния и оценка эффективности работы предприятия. – М.: МГАУ. – 2017, 68 с. 14. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М: Наука, 2018. – 300 с. 15. Ионас, Б.Я. Экономика строительства / – М.: Стройиздат / Ионас, Б.Я.– 2016. 16. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг, 2018. –№2. 17. Клюковкин В. Н., Федотов М. О. Применение моделей принятия портфельных решений // Маркетинг в России и за рубежом, 2017. – № 2. 18. Колосс Б. Управление финансовой деятельностью предприятий: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2018. 19. Кохман, В.Э. Мицкевич, В.А. Минеева, И.А. Шумов, Н.С. Организация, планирование и управление промышленными предприятиями: Учебник. – М.: Высш.школа, 2016. – 287 с. 20. Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 328 с. 21. Китова О.В. Основы управления эффективностью маркетинга – М.: Издательство ГОУ ВПО РЭА им. Г.В. Плеханова, 2017. 22. Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга (MarketingPerformanceManagement)на основе сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей // Маркетинг, 2018. – № 2. 23. Котлер Ф. Маркетинг – Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2016. – 752 с. 24. Кузак Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учебник / Кузык Б.Н., 2017. 25. Методика анализа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Приор, 2018. 26. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина // Маркетинг в России и за рубежом, 2017. – № 1. 27. Позднякова В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 617 с. – (Высшее образование). 28. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг – М.: Финансы и статистика/ Попов, Е.В.,2017. – 560 с. 29. Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. / Пер. с нем. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2019. 30. Пигунова О.В. Ассортиментная концепция предприятия торговли // Маркетинг, 2018. – № 1. 31. Репин В.В. Бизнес – процессы компании: построение, анализ, регламентация. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2018. 32. Росситер, Дж. Р., Перси, Л. Реклама и продвижение товаров – СПб.: Питер/ Росситер, Дж. Р., Перси, Л. – 2016. – 230 с. 33. Питеев В.Г. Управление конкурентностью организации: инновационная деятельность и маркетинг: уч. пособие / В. Питеев, С,В. Питеев. – Майкоп: Адыгейский гос. Ун-т, 2016. – 178 с. 34. Панова Е. Н. Обеспечение конкурентности торговых предпринимательских сетей на основе изменения ассортиментной политики: автореферат, к.э.н. / Е. Н. Панова; С. – Петер. 18 с..: Библиогр.: с. 17-18. 35. Савикин А. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор, 2017. – № 5. 36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., прераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 425 с. – (Высшее образование). 37. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. 38. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 528 с. – (Высшее образование). 39. Терещенко Н.Н. Реальный Российский маркетинг: как теории применять на практике / Н. Терещенко, Е. Трибунская, О. Корень. – М.: ЭСКМО, 2019. – 270 с. 40. Желебев И.А. Повышениеконкурентности предприятий сетевой розничной торговли: монография / И. А. Желебев., М. Д. Магомедов. – Маркетинг. – М.: Маркетинг, 2017. – 174. 41. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2018. 42. Формин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. – М.: ЭКМОС, 2018. 43. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М, 2017.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Сущность организационно-экономического потенциала Оценка организационно-экономического потенциала предприятия является одной из важнейших стратегических задач управления организацией. В экономической литературе существует множество подходов к определению, содержанию, критериям оценки категории «организационно-экономический потенциал предприятия». Нами были изучены мнения различных авторов, осуществляющих свои разработки в области экономического анализа и стратегического менеджмента, с целью формирования понятия, структуры и характеристики организационно- экономического потенциала предприятия. Согласно трактовке, данной в большом энциклопедическом словаре, потенциал рассматривается, как совокупная способность предприятий осуществлять производственно - экономическую деятельность, обеспечивать развитие производства и потребления. Автор Л.С. Сосненко под организационно-экономическим потенциалом понимает совокупность имущественного потенциала и финансового состояния экономического субъекта. Формирование имущественного потенциала в бухгалтерском учете заключается в отражении собственности при создании предприятия. В активе бухгалтерского баланса отражаются ресурсы, которые предприятие контролирует в результате событий прошлых периодов и от которых ожидает экономическую выгоду в будущем[54]. Финансовое состояние организации определяется наличием соответствующих источников финансирования – капитала и обязательств. Таким образом, актив баланса характеризует имущественный и производственный потенциал в стоимостном выражении, а пассив отражает финансовые отношения, возникающие в процессе привлечения средств. В результате использования имущества формируется финансовый результат от деятельности экономического субъекта и его правильное использование дает приращение экономического потенциала. Профессор В.В. Ковалев стоимостную оценку потенциала так же характеризует наличием активов и источников их формирования. Которые соответствуют имеющимся ресурсам, обеспеченным собственным капиталом, что определяет устойчивость финансового положения предприятия. Имущественный потенциал и степень устойчивости финансового положения определяют экономический потенциал предприятия. Взаимосвязь обеих сторон экономического потенциала предприятия – имущественного и финансового потенциалов – очевидна: нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, а неоправданный рост заемных средств – к необходимости сократить имущество организации для расчетов с кредиторами. Повышение эффективности использования материальных, трудовых, финансовых, организационных, информационных и других видов ресурсов способствует росту экономического потенциала и развитию бизнеса [36]. В отличие от некоторых авторов, В.В. Ковалев говорит о необходимости оценки долгосрочной перспективы использования финансового потенциала, предлагая для этого показатели уровня использования операционного и финансового левериджа. Н.П.Любушин, Г.В.Савицкая рассматривают экономический потенциал более узко, как некий обобщающий показатель, характеризующий эффективность деятельности организации. [41] Наращивание экономического потенциала происходит в том случае, когда темпы роста прибыли превышают темп роста выручки от реализации продукции, а последний в свою очередь больше прироста себестоимости реализованной продукции. По оценкам специалистов, в настоящее время потенциал российских организаций используется на 40-60%. Поэтому Н.П.Любушин в неразрывной связи с экономическим потенциалом, говорит о выявлении резервов повышения эффективности использования ограниченных ресурсов, и их оптимального сочетания для повышения объема выпуска и увеличения доли организации на рынке. Автор выделяет объективные и субъективные предпосылки возникновения резервов [41]. Объективные обусловлены макроэкономическими тенденциями, которые проявляются в смене фаз циклического развития. Например, фазе кризиса стоит проблема высвобождения части экономического потенциала организации с целью предотвращения возможного банкротства. На стадии депрессии возникает проблема сохранения баланса между производственным потенциалом и долей присутствия на рынке. Особо актуальна задача поиска резервов экстенсивного и интенсивного развития на этапе оживления и экономического роста. К субъективным предпосылкам возникновения резервов автор учебного пособия относит повышение эффективности использования всех видов ресурсов и их оптимального сочетания на основе экстенсивного или интенсивного способа развития производства. Г.С. Мерзликина и Л.С. Шаховская в своей монографии к предметным составляющим потенциала промышленного предприятия, помимо названных категорий, относят рыночный потенциал, который характеризует потенциальный спрос на продукцию и долю рынка, занимаемую предприятием[46]. Р.В. Марушковв своем диссертационном исследовании на тему «Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли)» трактует экономический потенциал, как «…способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов[44]». Данное определение позволило Р.В. Марушкову разработать многоуровневую структурную модель формирования экономического потенциала предприятия, согласно которой материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, отраженные в балансе предприятия, а величина экономического потенциала есть результат их совокупных усилий, выраженный потенциальной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтапно-структурный подход к формированию величины экономического потенциала предполагает выделение промежуточных уровней обобщения потенциальных возможностей предприятия. Нижним уровнем является производственный потенциал, представляющий способность производственной системы производить материальные блага, используя ресурсы производства. Связующим звеном является хозяйственный потенциал, т.е. совокупная способность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности в условиях существующей маркетинговой среды удовлетворять потребности рынка в определенном объеме материальных благ и услуг. Р.Ю. Симионов выделяет две составляющие потенциала: объективную – совокупность материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов для производства продукции; субъективную – способность работников использовать ресурсы с максимальной отдачей. Экономический потенциал конкретного предприятия в рыночных условиях не является абсолютной характеристикой, он существенно зависит от состояния конкурентной среды, конкурентоспособности отрасли, состояния макроэкономики. Для предприятия строительной отрасли экономики этот автор дает следующее определение категории экономический потенциал: «это способность предприятия создавать, сохранять, развивать и активно использовать материальные инематериальные активы, кадровый ресурс и возможности бизнес-среды для обеспечения конкурентоспособной деятельности на рынке строительных работ» [53]. Ю.С. Валеева, Н.С. Исаева основными составляющим потенциала предприятия считают возможности: маркетинговые, трудовые, интеллектуальные, производственно-финансовые. Последние являются наиболее значимыми, как отмечают авторы, и состоят из двух локальных субпотенциалов – производственного и финансового. Под производственным потенциалом предприятия понимаются отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании: интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых форм организации производства; имеющейся техники в целях получения наиболее высокого уровня технологий; материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости. Финансовый потенциал, по мнению авторов, является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности [7]. Несколько иначе характеризуют организационно-экономический потенциал И.В. Грошев и Е.М.Уланова как «интегральная характеристика, включающая способности предприятия в сфере использования финансовых и трудовых ресурсов». Финансовый потенциал – это возможности и способности предприятия в перспективе иметь достаточный уровень финансовых ресурсов. Трудовой потенциал рассматривается как « предельная величина участия всех сотрудников фирмы в ее деятельности с учетом психофизических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта» [16]. Б.А. Райзберг под потенциалом понимает систему средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи. Потенциал характеризуется как оптимальное использование всех имеющихся ограниченных ресурсов предприятия для получения максимальной прибыли, и является основной составляющей потенциалов производственно-экономического системы, которая представляется следующим образом: 1. Рыночный потенциал – это максимально возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности необходимыми ресурсами. Рыночный потенциал включает в себя: блок ресурсов (финансовых, производственных, трудовых, интеллектуальных, информационных); блок системы управления (планирование, организация, контроль, мотивация и координация). 2. Производственный потенциал представляет собой имеющиеся на предприятии основные фонды и персонал, максимально эффективно взаимодействующие между собой. 3. Производственно – технологический потенциал представляет собой потенциальные возможности по увеличению мощности предприятия в результате внедрения новейших методов организации производства и технологий. 4. Управленческий потенциал – это необходимость наличия условий функционирования организации, систематический мониторинг внутренних потенциалов управления, определение масштабов и целей управленческой подготовки и выделение соответствующих ресурсов. Также автором выделяются инновационный, экологический, технический, информационный и организационный потенциалы. Многие авторы в своих исследованиях, используют категорию «производственный потенциал», которая по нашему мнению является одной из составляющих организационно-экономического потенциала. Существует несколько подходов в определении сущности и структуры производственного потенциала. Например, ученый Нгуен Ханг определяет производственный потенциал предприятия, как «…имеющиеся у него потенциальные возможности по выпуску 3конкурентоспособной продукции при использовании совокупности имеющихся на предприятии технических, трудовых и материально-энергетических ресурсов[49]». По мнению Л.Д. Ревуцкого производственный потенциал – это «… технически, организационно, экономически и социально-обоснованную норму эффективного рабочего времени основного производственного персонала предприятия за определенный интервальный период календарного времени»[51]. Автор данного определения, рассматривая производственный потенциал, ограничивается только одним видом ресурса - трудовым, без которого использование остальных не представляется возможным. В общем, можно отметить, что производственный потенциал предприятия выступает как категория социально- экономическая, так как обеспечивается, наряду с прочими, трудовыми ресурсами, и значение их при формировании производственного потенциала очень велико. А. Берлин и А. Арзямов отмечают, что величина производственно-экономического потенциала предприятия предопределяет его конкурентоспособность на целевом рынке, которая характеризует способность (сегодняшнюю и перспективную) проектировать, изготавливать и сбывать товары, по своим ценовым и иным качествам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов. Авторы статьи называют маркетинговый потенциал предприятия производственно-экономическим, на величину которого влияет объем реализованной продукции. Предлагаемая трактовка носит довольно обобщенный характер и не позволяет в структуре производственно-экономического потенциала выделить его составляющие: производственную, финансовую, маркетинговую и прочие. При рассмотрении перспективного экономического потенциала можно говорить о способности предприятия к дальнейшей его деятельности, основанной на тех или иных организационных или ресурсных составляющих. Уровень использования ресурсов организации определяется наличием резервов, как неиспользованных возможностей повышения эффективности производства, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности хозяйствования и устранению отрицательного влияния других факторов[1]. Резервы, таким образом, выступают как одна из характеристик экономического потенциала. Несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, можно отметить ряд общих моментов: Во-первых, категорию «организационно-экономический потенциал» в общем для коммерческой организации нельзя ограничить определенными, четко выраженными рамками. Необходим индивидуальный подход к разработке методики оценки составляющих потенциала для конкретного предприятия. Во-вторых, как правило, в структуре организационно-экономического потенциала выделяют имущественные, финансовые, трудовые ресурсы, а так же маркетинговые возможности организации по продвижению и сбыту продукции. Эти составляющие можно определить базовыми для исследования и оценки экономического потенциала, дополненной индивидуальными составляющими для той или иной организации в соответствии с внешними и внутренними факторами, определяющими деятельность организации. В-третьих, уровень организационно-экономического потенциала определяется стратегическими целями, стоящими перед конкретной организацией. В менеджменте главная цель или миссия организации характеризуется множеством подцелей. Для достижения каждой подцели используется совокупность различных потенциалов организации: трудовых, рыночных, финансовых, производственных, организационных и других. Приоритет тех или иных составляющих определяется исходя из множества факторов внешней среды и внутрипроизводственных факторов, оказывающих влияние на экономический потенциал в соответствии с различными целями организации. На наш взгляд, одним из факторов, воздействующих на формирование составляющих организационно-экономического потенциала, является отраслевая принадлежность предприятия. К примеру, экономический потенциал машиностроительного предприятия в большей степени определяется производственным потенциалом, а для компаний по производству программных продуктов – интеллектуальным. С другой стороны, многие другие факторы, такие как масштаб организации, территориальное расположение, этап жизненного цикла различных систем организации, сезонная составляющая, мотивация персонала к достижению тех или иных целей и подцелей организации оказывают существенное влияние на значимость тех или иных составляющих экономического потенциала. Задача экономистов, аналитиков понять, определить главные составляющие экономического потенциала конкретной организации и, по возможности, дать им адекватную оценку для помощи руководству в выполнении главной миссии организации. Таким образом, понятие организационно-экономического потенциала так же многогранно, как и наука управления организацией. Поэтому определение главных составляющих потенциала для конкретного предприятия так же сложно, как определение основных целей организации. 1.2. Экономический анализ как инструмент управления организационно-экономическим потенциалом предприятия Деятельность экономического субъекта (предприятия) представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще – на повышение своего экономического потенциала. Обеспечить четкую работу системы позволяет грамотное управление, использующее определенный инструмент для принятия управленческих решений. Процесс управления отличается многосложностью функций и элементов. Система управления выполняет такие функции, как планирование, организация, регулирование, стимулирование и контроль. Выполнение этих функций осуществляется через принятие управленческих решений, которые должны быть своевременными и обоснованными. Обоснованность управленческих решений обеспечивает своевременный и качественный анализ потенциала предприятия. Использование в экономическом анализе, равно как и в управлении системного подхода, существенно облегчает изучение деятельности экономического субъекта в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы). Системный подход позволяет структурировать деятельность предприятия. Структуризация деятельности предприятия возможна путем рассмотрения направлений деятельности предприятия, таких как производственная, финансовая, коммерческая, инновационная деятельность и прочие. При этом каждое направление деятельности предприятия структурируется на более мелкие составляющие. Такая систематизация используется Мосиным В.Г. и Щербаковым В.А при внешней оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия и основана на концепции видных ученых Баканова М.И., Шеремета А.Д., Барнгольц Г.Б. концепции проведения экономического анализа по направлениям деятельности предприятия. Однако при проведении экономического анализа следует структурировать не просто деятельность предприятия, а целенаправленную деятельность, что позволит формализовать процесс достижения поставленной цели и построить экономико-математическую модель всей финансово-хозяйственной деятельности. Управление деятельностью предприятия можно рассматривать как управление использованием имеющегося экономического потенциала предприятия. Известно, что деятельность предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние. Планирование дальнейшего развития действующего предприятия осуществляется, как правило «от достигнутого». В этом случае базой для планирования деятельности предприятия является достигнутый экономический потенциал и выявленные резервы, не использованные при его формировании. В свою очередь, наличие неиспользованных резервов определяется в результате экономического анализа. Таким образом, возможности дальнейшего развития предприятия определяются результатами анализа экономического потенциала. Ковалев В.В. отмечает: «Принятию любого решения, имеющего неспонтанный характер, предшествует определенное его обоснование, базирующееся обычно на некоторых аналитических процедурах. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простейших арифметических действий или расчета ряда бессистемно отобранных аналитических показателей»[36]. Практика показывает, что при принятии управленческих решений менеджеру необходимо иметь результаты анализа имеющегося экономического потенциала. Всесторонний анализ имеющегося экономического потенциала, сформированного в результате использования различных ресурсов, является инструментом для принятия управленческих решений по увеличению экономического потенциала. При этом необходимо учитывать, что деятельность предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели. В какой степени и насколько эффективно используется потенциал предприятия – это вопросы, которые решает экономический анализ. Информация о результатах деятельности предприятия формируется в процессе учета (бухгалтерского, статистического, оперативного) и может быть использована при принятии управленческих решений. Однако осмысление, понимание информации достигается с помощью экономического анализа. Таким образом, обоснованность принятия управленческих решений обеспечивает экономический анализ. Функции управления могут реализоваться при наличии необходимого потенциала у предприятия, создание которого также является задачей менеджеров. В результате встает вопрос о создании необходимого потенциала для дальнейшего развития предприятия, который можно решить, если определить резервы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятия, обеспечивающей прирост собственности. Экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием деятельности предприятия. Экономический анализ, являясь средством обоснования планов, также является и средством контроля за их выполнением. Экономический анализ занимает важное место среди экономических наук, являясь одной из функций управления деятельностью экономического субъекта. Место анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта показано на рисунке 1.2. Экономический анализ, являясь важным элементом системы управления производством, используется как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов, как инструмент прогнозирования финансово-экономических результатов, для решения текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, оценки финансового состояния. Общепринято экономический анализ классифицировать по временному принципу: ретроспективный и перспективный анализ. Относительно анализа экономического потенциала ретроспективный анализ – это анализ формирования экономического потенциала за истекший период, который позволяет выявить неиспользованные резервы. Перспективный анализ включает в себя оценку экономического потенциала, позволяющую выявить возможности деятельности предприятия. Рисунок 1.2 - Место экономического анализав системе управления Наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определенную дату и о процессе его формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Наиболее важными задачами оценки потенциала предприятия являются: оценка финансовых результатов; оценка доходности (рентабельности капитала); оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия; оценка финансовой устойчивости; оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия. Экономический анализ – это аналитическая обработка экономической информации, которая проводится по определенным правилам, таким как: система правил по организации анализа; правила подготовки информационных потоков; методы моделирования изучаемых процессов; аналитические процедуры, связанные с определенными приемами анализа; приемы обобщения получаемых результатов. Выполнение этих правил в большей или меньшей степени зависит от целевых установок аналитика или от конкретных функций анализа (оценочной, диагностической и поисковой). Оценка степени соответствия определенных показателей деятельности предприятия заданным заранее параметрам – это оценочная функция экономического анализа. В развитие оценочной функции выполняется диагностическая функция, т.е. проводится распознание экономического состояния исследуемого предприятия по определенным признакам. Выполнение диагностической функции является основой для поисковой функции, которая заключается в выявлении имеющихся резервов повышения эффективности деятельности предприятия. При проведении экономического анализа важно определить состав решаемых задач, последовательность выполнения работ, а также используемые методы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg