Актуальность темы исследования.
Государственный контроль (наряду с государственным надзором) является важнейшей функцией государства, способом и гарантией обеспечения законности и правопорядка. Эффективный государственный контроль в экономической сфере – это один из необходимых факторов построения в России конкурентоспособной экономики.
Однако, несмотря на то, что данная контрольно-надзорная деятельность на всех уровнях власти весьма масштабна, она мало эффективна. Например, в 2014 году при огромном числе проверок (более 2 млн.) только в 18 % случаев были выявлены нарушения, влекущие причинение вреда. При этом на проведение проверок из бюджетов всех уровней было израсходовано более 70 млрд. рублей .
Необходимость реформирования контрольно-надзорной деятельности осознается на государственном уровне . С 2008 по 2015 гг. был принят ряд основополагающих законодательных актов, внесших кардинальные изменения в систему государственного контроля (надзора) в Российской Федерации. Прежде всего, это Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294-ФЗ, который стал системообразующим нормативным правовым актом на 2008-2016 гг. в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору в сфере предпринимательской деятельности. В соответствие с требованиями данного закона были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, регулирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах общественной жизни, а Правительством РФ утверждены положения об осуществлении отдельных видов надзора практически во всех сферах деятельности.
Тем не менее, потенциал частичной корректировки контрольно-надзорной функции государства, судя по всему, исчерпан. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные примеры упразднения и реорганизации контрольно-надзорных органов. Основными признаками кризиса контрольно-надзорной системы являются: практически неизменное число преступлений в экономической сфере; гигантский и затратный аппарат госконтроля в сфере экономики; высокий уровень коррупционной нагрузки на бизнес; преобладание мер ответственности перед мерами профилактики правонарушений в сфере экономики; несбалансированность ведомственного и надведомственного контроля; отсутствие единого законодательного регулирования государственного контроля; дублирование исполнения контрольно-надзорных функций различными органами государственной власти и др .
В Послании Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 г. Президент РФ обозначил необходимость отказаться от принципа тотального контроля, призвав «отслеживать ситуацию там, где действительно есть риски или признаки нарушений» .
По поручению Президента РФ Министерством экономического развития разработан проект концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы , концепция проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)» и проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» , положения которых являются предметом научных исследований и многочисленных дискуссий.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам государственного контроля в отечественной научной мысли уделяется много внимания. Прежде всего, это работы, посвященные становлению отношений контроля в рыночной экономике: Абалкина Л.И., Ведута E.H., Глазьева С.Ю., Кудрина А.Л., Львова Д.С., Салихова Б.В. Юровицкого В.М. и др.
Теоретические и прикладные аспекты государственного контроля в экономической сфере России исследовались Е.Р. Азаряном, Бурыкиным, Ю.А. Дмитриевым, М.А. Кауфманом, А.А. Фальченко, И.Б. Шаховым и др.
О понятии и административно-правовой сущности государственного контроля писали: В.В. Барабин, О.К. Застрожная, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, Н.М. Чепурнова, Е.В. Шорина и др.
Деятельность государственных контролирующих органов исполнительной власти в экономической сфере исследовалась следующими учеными: А.В. Агутин, Л.Д. Гаухман, В.Н. Калинин, С.В. Максимов, А.В. Победкин, А.П. Рыжаков, В.Д. Филимонов, В.Н. Яшин и др.
Однако исследований правового статуса, полномочий и особенностей деятельности государственных контролирующих органов в экономической сфере на текущем этапе не так много.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность, возрастающая значимость государственного контроля в экономической сфере в условиях жесткой финансовой ситуации, очевидная необходимость реформирования контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и, соответственно, необходимость анализа предлагаемых новелл законодательства об организации контрольно-надзорной деятельности определили выбор темы, цель и постановку задач.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственными органами исполнительной власти государственного контроля в экономической сфере России.
Предмет исследования составляют нормы административного, конституционного и уголовного права, определяющие механизм реализации контрольных функций государственными органами исполнительной власти в экономической сфере России.
Целью выпускной квалификационной работы является определение юридической природы и системы государственных контролирующих органов исполнительной власти в экономической сфере на современном этапе и выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность этих органов.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
- исследование понятия государственного контроля в России как формы юридической деятельности;
- исследование системы государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- исследование и систематизация нормативных и организационно-правовых основ деятельности государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- определение основных задач и принципов контрольной деятельности государственных органов в экономической сфере;
- изучение и систематизация полномочий и особенностей деятельности должностных лиц государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- выявление проблем реализации контрольных функций государственных органов в экономической сфере и формулирование путей их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, системный, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их комплексное применение позволило проанализировать юридическую природу, систему и механизм осуществления контрольных функций государственными органами исполнительной власти в экономической сфере Российской Федерации.
Источниковедческую основу исследования составили труды отечественных авторов по административному, конституционному, праву, отраслевым юридическим наукам.
Исследованию подвергались, также, нормативные правовые акты: Конституция РФ 1993 г. , Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ , Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ (доклады, информационно-аналитические и другие материалы) за период 2008-2016 гг., связанные с осуществлением подведомственными данным министерствам федеральными службами контрольных полномочий.
Научная новизна работы. Изучение государственного контроля в экономической сфере России осуществлено в условиях подготовки нового закона, регулирующего контрольно-надзорную деятельность государственных органов. В свете этого обозначены проблемы реализации контрольных функций государственных органов в экономической сфере и возможные пути их решения с учетом предлагаемого законопроекта.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации государственных контролирующих органов в экономической сфере России, их основных задач, принципов и полномочий деятельности.
Практическое значение работы состоит в том, что сформулированные предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности государственных органов в экономической сфере могут способствовать повышению эффективности работы контролирующих органов.