Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

shahov_2020 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.09.2020
В ходе работы над выпускной квалификационной работой мы изучила большое количество литературы зарубежных и отечественных ученых и педагогов по организации проектной деятельности в начальной школе. Провели анализ становления этапов проектной деятельности. Изучили классификацию, этапы, формы и методы работы. Организовали практическую деятельность в опытно-практической части работы.
Введение

Особенность современного мира состоит в том, что он меняется очень быстро. С каждым годом объём информации в мире возрастает. Поэтому знания, которые дети получают в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в их исправлении, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться и становятся сегодня всё более и более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника, в частности [71; с. 31]. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ученика, а также раскрытие спо¬собностей каждого ребенка, воспитание его как личности, готовой к жизни в нашем обществе. Таким образом, в своем исследовании мы исходим из того, что современное образование ориентировано не на передачу знаний, а на выяв-ление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, побуждение его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Со¬временному обществу нужны высококвалифицированные, активные, спо¬собные к постоянному самосовершенствованию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Актуальность работы заключается в том, что, данная проблема связана с тем, что уровень освоения знаний в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, определяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить в дальнейшем на практике. Каждое новое поколение людей, прежде всего, сталкивается с овладением ранее накопленного опыта человечества. Для этого необходимо усвоить определенный ряд способов учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Усовершенствование школьного образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование пре¬имущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся». Объект исследования: познавательная активность обучающихся. Предмет исследования: процесс развития познавательной активности обучающихся средствами проектной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность развития познавательной активности обучающихся в процессе проектной деятельности. Гипотеза: развитие познавательной активности обучающихся средствами проектной деятельности будет результативным, если: - проанализирована теория и практика познавательной активности, обучающихся в образовании; - выявлены особенности организации проектной деятельности обучающихся и значение проектов для их обучения; - проведена и подвергнута оценке опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных умений школьников в процессе проектной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать теорию и практику развития познавательной актив¬ности обучающихся в образовании 2. Выявить особенности организации проектной деятельности обучаю¬щихся и значение использования проектов для их обучения. 3. Провести и подвергнуть оценке опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных умений школьников в процессе проектной деятель¬ности. Методологическую основу исследования составили работы таких авто¬ров, как А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Матяш, и др. Теоретическая значимость заключается в обосновании проектной деятельности как средства развития познавательной активности обучающихся. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в процессе обучения школьников. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент; изучение творческих работ, учащихся; наблюдение; качественный и количественный анализ полученных результатов. База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8», Ленинск-Кузнецкого ГО Структура итоговой аттестационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем итоговой аттестационной работы составляет 72 страницы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности………………………………………………………….6 1.1. Познавательная активность школьников в теории и практике образования………………………………………………………………………..6 1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся….….17 1.3. Проект и его значение в обучении школьников…………………………..26 Выводы по первой главе………………………………………………………...32 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных умений школьников в процессе проектной деятельности……………………………..34 2.1. Описание процедуры исследования и результатов диагностики исходного уровня развития познавательных умений……………………………..……….34 2.2. Описание формирующего этапа эксперимента…………………………...37 2.3. Оценка эффективности развития у младших школьников познавательных умений в процессе проектной деятельности…………………………………..51 Выводы по второй главе………………………………………………………...58 Заключение……………………………………………………………………….60 Список использованных источников…………………………………………...63 Приложения……………………………………………………………………...71
Список литературы

1. Абасов З. А. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 40–43. 2. Андреев Г.П. К столетию метода проектов / Школьные технологии. - 2015. - №4. -С. 29-30. 3. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104с. 4. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Про-свещение, 1968. 139 с. 5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвеще¬ние, 2008 – 151с. 6. Байбородова Л. В. Проектная деятельность младших школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам). 7. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010. - 344 с. 8. Бим-Бад Б. М., Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2012. - 460с. 9. Биржева М.А., Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста / Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 42-43. 10. Бородина В. А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника. Начальная школа, 1997 г. № 11, 104 с. 11. Бреднева, H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / H.A. Бреднева // Педагогические науки. - М.: Спутник, 2008. – № 4 (32). – С. 109-112. 12. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2015. - с.44. 13. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2010. - №6. 14. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2001. - 47 с. 15. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010. 16. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Стандарты второго поколения. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. 17. Выготский Л. С., Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с. 18. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. - М., АСТ, 2008 - 671с. 19. Гаврилин А. М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2010. - с. 68. 20. Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2011. - с. 20. 21. Гилева Е. А., История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа, № 4, 2010. - с. 4. 22. Громыко Ю. В., Громыко Н. В., Исследование и проектирование в об¬разовании // Школьные технологии, № 2, 2015. - с.89. 23. Гузеев В. В., Планирование результатов образования и образователь¬ная технология. - М.: Народное образование, 2010. - 240 с. 24. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. - 2011. - №6. 25. Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986 - 240с. 26. Даль В. И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», М.: « Астрель . Хранитель», 2006. 27. Данилов М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73–95. 28. Данюшенков В.С. Теоретические аспекты формирования активности школьников в обучении / Педагогика. - 2013. - №5. - С. 38-44 29. Джонс Дж.К., Методы проектирования. - М., Мир, 2011. - 326 с. 30. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студен¬тов педагогических вузов/ - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014; 431с. С. 58 31. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384с. 32. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность школьников социально- эко¬логической направленности: учеб.-метод. пособие / С.А. Ермолаев. - Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86с. 30. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с. 31. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках// Начальная школа. - 2012. -№1. - с.17-23. 32. Землянская Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Народное образование. - 2016.- №1. -с.163-170. 33. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2015. № 9. - с. 55. 34. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль роди¬телей// Начальное образование. - 2014. - №5. - с. 31-36. 35. Землянская Е.Н. Учебные проекты обучающихся. // Нач.школа. - 2010. - №9. 36. Иванова А.П. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях внедрения ФГОС начального образования // Современные технологии начального образования: материалы Всероссийской заочной научной конференции (Барнаул, 18 февраля 2010.): в 2 ч./ под ред. Г.Ф. Свиридовой, Е.Н. Ставской. - Барнаул: АлтГПА, 2010. Ч. 1. С.12-16. 37. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного ме¬тода в начальной школе. // Нач.школа. - 2012. - №2. 38. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2014. - №2. - с. 13. 39. Ижболдина Г. Т. Формирование познавательной активности младших школьников // Наука, образование и культура. 2016. №6 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.12.2019). 40. Информационно-методическое пространство лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении. - Режим доступа: http://mioo.seminfo.ru/course/category.php?id=44 41. Камалеева, А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): монография / А.Р. Камалеева. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 108с. 42. Кайдаш Е. Г. Развитие познавательных интересов младших школьников. Начальная школа, 1991. № 7, 80 с. 43. Канакина В. П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку. Начальная школа, 1991 г. № 7. 80 с. 44. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925. 45. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - 2012. - 345с. 46. Климова, А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 21с. 47. Кобзарева Т.А., Судак И.Г., Елиференко Т.В., Суслова Л.Н., Воропай И.Г. - Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 класссы. - Волгоград: Учитель, - 2015. -166 с. 48. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А.Щекинского – М., 1893. – С.138. 49. Костенкова Ю.А. Как помочь обучающемуся научиться чи-тать? учеб. метод. пособие. М.: РУДН, 2008. — 78 с. 50. Красножонова, Е.С. Познавательная активность младших школьников в концепциях российских педагогов 60–80-х гг. ХХ века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пятигорский государственный лингвистический университет / Красножонова Екатерина Сергеевна. – Пятигорск, 2005. – 185 с. 51. Курнешова, Л.E. Методические рекомендации по организации про¬ектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. - Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы, 2003. – 34с. 52. Ляхов, И.И. Проектная деятельность (социально-философский ас-пект): Автореф. дисс. ... д-ра. филос. наук. – М., 1996. – 86 с. 53. Маслов, П.А. Творческая самореализация обучающихся в проектной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. – 218 с. 54. Матяш, Н.В. Проектная деятельность обучающихся: Книга для учите¬ля начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2004. 55. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59. 56. Морозова, С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Брянск, 2008. – 24 с. 57. Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. 567 с. 58. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 213 с. 59. Огородников Т. И. Содержание и методика исследова-ния воспроизводящей и творческой познавательной деятельно-сти учащихся в обучении // Опыт дидактических исследований СССР и ГДР: сб. статей / под ред.: И. Т. Огородникова, Э. Дрефенштедта. М.: Педагогика, 2014. С. 63–84. 60. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6. 61. Пищова, А. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2012. 197 с. 62. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 63. Поливанова, К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.:Просвещение, 2011. – 192 с. – С. 29. 64. Родак И. И. Сущность творческой активности учащихся учебном процессе // Советская педагогика. 1959. № 4. С. 69–77. 65. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. — М., 1996. — С. 211. 66. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011, с. 528, с. 287-289 67. Светенко, Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т.В. Светенко. - Псков, 2000. - 28с. 68. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 69. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности в обуче¬нии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 48 с. 70. Смирнов В. Ю. История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. Xx века // Вестник Марийского государственного университета. 2017. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-izucheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-v-60-80-e-gg-xx-veka (дата обращения: 10.12.2019). 71. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.:Просвещение, 2010.- 31с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-16. 72. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. 205 с. 73. Хижнякова, О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельно¬сти обучающихся в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. – 25 с. 74. Чанова, М.В. Методика использования метода проектов в обучении географов России: Автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. – Нижний Новгород, 2009. – 27 с. 75. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – с.209. 76. Шамова Т. И. Проблемность ? стимул познавательной активности // Народное образование. 1966. № 3. С. 32–37. 77. Щукина Г. А. Проблема познавательного интереса педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с. 78. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентност¬ного подхода в современном учебно-воспитательном процессе // Образование в современной школе. - 2013. - №1. - с. 15-22.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познава-тельных универсальных учебных действий у младших школьников в про¬цессе проектной деятельности 1.1. Познавательная активность школьников в образовательной теории и практике Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка [39; с. 14]. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна среди важных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg