Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Анализ аккультурации студенческой молодежи к условиям образовательной среды на примере КемГУ студентов из Республики Тыва

arina_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме курсовой работы, можно сказать, что вопросы аккультурации как процесса освоения чужой культуры ставят перед исследователями закономерные вопросы о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого у человека нужно развить межкультурную чуткость - чувственное восприятие и толкование культурных различий. Людям важно осознать не сходство между собой, а различие, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за непонимания культурной разницы.
Введение

Актуальность темы исследования.На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Проблемами аккультурации занимались многие ученые: Херсковиц, М. Мид, Редфилд, М. Хантер, Л. Спайер, Линтон, Малиновский. Первоначально термин «аккультурация» применялся в узком значении, обозначающем преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В настоящее время аккультурация понимается более широко, как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация. Стратегия ассимиляции характеризуется принятием индивидом норм и ценностей новой среды и одновременно полным отказом от культуры этнического меньшинства, к которому индивид принадлежит. Стратегия интеграции отражает стремление индивида сохранить основные культурные характеристики, но при этом индивид принимает основные ценности и образцы поведения новой культуры и устанавливает прочные связи с ее представителями. Стратегия сепарации характеризуется тем, что иммигранты, придерживающиеся этой стратегии, сохраняют все свои культурные характеристики и этническую идентичность, отвергая любые контакты и отношения с представителями принимающей среды. Стратегия маргинализации выражается в том, что иммигранты отвергают свою собственную культуру (зачастую вынужденно под воздействием принимающей среды, но в то же время так и не принимают новой. Таким образом, вопрос получения данных о процессе аккультурации, такой социальной группы как студенты, оценка его особенностей, сравнение и анализ этих данных, является очень актуальным на сегодняшний день. Гипотезой данной исследовательской работы является утверждение о том, что особенности адаптации в иной или иной среде студентов с разными культурами отличаются друг от друга. Во – первых, потому что мы сравниваем студентов с разным менталитетом, который зависит от культурных особенностей той или иной страны, а во – вторых, потому что иная культурная среда с разными условиями не одинаково отражается на процессе адаптации. Объектом исследования данной работы являются студенты,обучающиеся в КемГУ из Республики Тыва. Предметом выступают малоизученные особенности аккультурации студентов молодежи к условиям образовательной среды. Таким образом, новизна исследовательской работы заключается в том, что автор исследует совокупность особенностей аккультурации студенческой молодежи, дифференцируя их по гендерному признаку, выявляя основные факторы, влияющие на этот процесс. Целью работы является проведение анализа аккультурации студенческой молодежи к условиям образовательной среды на примере КемГУ студентов из Республики Тыва. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Проанализировать основные теоретические основы аккультурации; 2. Рассмотреть формы и факторы аккультурации; 3. Выделить основные стратегии; 4. Сделать анализ аккультурации студенческой молодежи к условиям образовательной среды на примере КемГУ студентов из Республики Тыва; 5. Представить анализ результатов исследования и сделать выводы. Методы исследования – социологический опрос. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В целом работа состоит из 33 печатных страниц.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы аккультурации 6 1.1. Понятие и сущность аккультурации 6 1.2. Факторы и стратегии аккультурации 11 Глава 2. Анализ аккультурации студенческой молодежи к условиям образовательной среды на примере КемГУ студентов из Республики Тыва 16 2.1. Особенности аккультурации тувинских студентов в условиях высших учебных заведениях г. Кемерово 16 2.2. Анализ аккультурации тувинских студентов, обучающихся в КемГУ 20 Заключение 30 Список использованной литературы 32
Список литературы

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 2011. - 297 с. 2. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология /Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект – Пресс, 2013. – 271 с. 3. Берри, Д.У. Аккультурация и психологическая адаптация /Д.У. Бери //Развитие личности. – 2012. - № 1. – С. 291 – 296. 4. Болотских В.И., Дедова О.М. Роль внешних и внутренних факторов межкультурной адаптации в процессе актуализации тувинских студентов. // Воспитательные и образовательные технологии в современном медицинском вузе. Материалы 15 межрегиональной учебно-методической и научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в ВОВ. Архангельск, 2012. – С. 20 – 23. 5. Бороноев, А.О. Этническая психология /А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. – СПб, 2014. – 347 с. 6. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации; под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 352 с. 7. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 352 с. 8. Дедова О.М., Шерстникова С.В, Тумакаева Ф.А. Адаптационный процесс аккультурации тувинских студентов-англофонов медицинских вузов. // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 62 – 65. 9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 томах -ИНФРА-М,2013-2007 10. Морозов А.Н., Дедова О.М. Адаптация как ключевой этап аккультурации тувинских студентов. // Проблемы обеспечения безопасности, преодоления ксенофобии и предупреждения правонарушений на межэтнической и межрелигиозной почве в высших учебных заведениях Воронежской области: материалы научно-практической конференции (30 сентября 2010 г., Воронеж) / [под общ. ред. Е.Н. Арсеничевой, Г.П. Ивановой]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2011. – С. 16 – 23. 11. Раченкова, И.Я. Психологические проблемы адаптации к новой культурной среде /И.Я. Раченкова //Вестник интегративной психологии. – 2013. - № 4. – С. 27 – 33. 12. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. -М.: Высшая школа, 2010 - 310 c. 13. Смирнова Е.Н., Шерстникова С.В. Формы адаптационной работы с тувинских студентами предвузовского этапа обучения и первого курса на кафедре латинского и русского языков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. // Интернационализация современного российского образования. Материалы II Международной научно-практической конференции» (10-12 октября 2011 г.). – Воронеж: ВГУИТ, 2014. – С. 104-109. 14. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология:Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2011. - 566 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы аккультурации 1.1. Понятие и сущность аккультурации «Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин аккультурации используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация». [3, c. 198] Понятие аккультурации начало использоваться в американской культурной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо - американских индейцев. Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. ХХ в. данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. Аккультурация была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х гг. ХХ в. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации. Они определяли аккультурацию как совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих. Было проведено аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирического исследования культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирические исследования и получила дальнейшую разработку. В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретических религиозных культов). Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию «примитивных культур» на ситуацию контакта с западной индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие «нативистские движения»; Малиновский использовал термин «трайбализм»). Линтон разработал типологию нативистских движений («Нативистские движения», 1943).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 23 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Социология, 20 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Социология, 25 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg