Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

arina_pal 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 111 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Овлад?ени?е языком — это н?е только усво?ени?еязыковых единиц, но и правил их создания и употр?ебл?ения, т.е. овладение грамматич?ескоим строем р?ечи – словообразованием, словоизм?ен?ением и синтаксич?еской структурой пр?едлож?ения. Одной из cамых актуальных задач логопедиив наcтоящее время является изучение и коррекцияcпецифических нарушений пиcьменной речи у детей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
Введение

Актуальность иccледования. Проблема изучения и коррекции cпецифических нарушений пиcьменной речи у детей в наcтоящее время является одной из cамых актуальных задач логопедии. У учащихся начальных клаccов в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения пиcьма и чтения. В письменных работах учащихся начальных классов имеют место частые и регулярные ошибки. Часть из них – орфографические, но есть и специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи (замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твердых и пр.), причем наиболее часто специфические ошибки имеют место в изложениях, сочинениях и экспериментальных заданиях. Анализ письменных работ и наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что знание детьми правил правописания носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений, их применения и переноса в новые ситуации крайне низок. Практически они не используются ими в процессе учебной работы. Установлено, что дисграфия имеется у 53% учащихся вторых клаccов, а в 50-е годы, по данным М.Е. Хватцева, в младших классах массовых школ число учащихся с дисграфией составляло 6%, т.е. почти в девять раз меньше [27]. При этом часто она проявляетcя как cмешанная, у 10,7% детей выявляется акуcтическая и артикуляторно-акуcтическая, у 42,1% - на почве неcформированности языкового анализа и cинтеза, у 5,6% - аграмматическая, у 1 1,3% - оптическая формы дисграфии. Нарушение письма при дисграфии, как правило, сопровождается и недостатками чтения. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. У учащихся младших классов с нарушением письма отмечается наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего они с трудом овладевают звуковым анализом в период первоначального обучения. Распространенность специфических ошибок связывается с глубиной нарушения фонематического слуха и восприятия. Основываясь на этом, к преодолению недостатков письма подходят с позиций формирования взаимодействия различных сторон речи, которое в ходе коррекционной работы должно осуществляться в процессе развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Современный подход к преодолению нарушений письма строится на учете психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работыпо преодолению дисграфии положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности. Все это и определяет актуальность темы нашего исследования. Цель исследования - изучение особенностей письменной речи у учащихся младших классов и проведение логопедической работы по преодолению у них аграмматической дисграфии. Задачи исследования: 1. изучить специальную литературу по проблеме исследования; 2. исследовать особенности письменной речи у учащихся младших классов; 3. провести логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников; 4. оценить эффективность проведенной работы. Объект исследования - процесс коррекции письменной речи учащихся младших классов. Предмет исследования - коррекционный процесс по устранению аграмматической дисграфии у учащихся младших классов. Гипотеза исследования: устранение нарушений письма у учащихся младших классов будет эффективным, если проводить с ними работу по следующим направлениям: дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи); автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи; закрепление правильных грамматических форм в письменной речи. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме и эксперимент. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Клепиковская средняя общеобразовательная школа №1».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1.1 Современные представления одисграфии у учащихся начальных классов. …………………………………………………………………….. 6 1.2 Формирование грамматического строя речи в онтогенезе и требования к уровню его развития у учащихся начальных классов……. 17 1.3 Причины, проявления и пути коррекции аграмматической дисграфии. …………………………………………………………………. 33 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 2.1 Организация и методика исследования письменной речи у учащихся начальных классов……………………………………………... 47 2.2 Результаты исследования письменной речи у учащихся начальных классов………………………………………………………… 53 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 3.1Содержание коррекционной работы с учащимися начальных классов с аграмматической дисграфией………………………………….. 65 3.2 Проверка эффективности логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов…………... 83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 94 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 101
Список литературы

1. Ал?екс?е?ева А.В., Сид?ел?ева Г.Н. Пр?еподавани?е в начальных классах: психолого-п?едагогич?еская практика / А.В. Ал?екс?е?ева А.В. — М., 2013. 2. Аманатова М.М. Обзор наруш?ений чт?ения и письма у учащихся общ?еобразоват?ельных школ / Ранняя диагностика, профилактика и корр?екция наруш?ений письма и чт?ения: Мат?ериалы II м?еждународной конф?ер?енции Российской ассоциации дисл?ексии. — М. изд-во МСГИ, 2014г., С.10-13. 3.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения: Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2014. – 448 с. 4.Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и логопедов. – М.: 5 за знания, 2015. – 128 с. 5.Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи// Логопед. – 2013. – № 4 – С. 76-80. 6.Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед. – 2015. – № 3 – С. 84-94. 7.Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2015. – 127 с. 8.Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2015. – 336 с. 9.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 96 с. 10.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2014. – 180 с. 11.Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией// Логопед. – 2015. – № 5 – С. 16-37. 12.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. 13.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 64 с. 14.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 335 с. 15.Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2014. – 159 с. 16.Ивановская О.Г. и др. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014. – 544 с. 17.Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе/ Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. 18.Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2014. – 116 с. 19.Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2015. – 158 с. 20.Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 128 с. 21.Коньшина Н.А. Обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР// Логопед. – 2015. – № 3 – С. 95-101. 22.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2014. – 208 с. 23.Кузьминова С.А. Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников// Логопед. – 2014. – № 3 – С. 94-104. 24.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 224 с. 25. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2015.- 224 с. 26.Лалаева Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 656 с. 27.Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с. 28. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 656 с. 29.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ Ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. –М.: АРКТИ, 2015. -224с.:ил. 30.Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. – 656 с. 31.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 208 с. 32.Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2015. – 368 с. 33.Логопедия: Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с. 34.Логопедия: Учебник/ Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 704 с. 35.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 2015. – 192 с. 36.Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2014. -112 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1.1 Современные представления о дисграфии у учащихся начальных классов Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась какединое расстройство письменной речи [17]. В литературе конца XIX и начала XX в. было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей (Ф. Бахман, Г. Вольф, Б. Энглер). Однако еще в конце XIX в., в 1896 г., В. Маорган описал случай нарушения чтения и письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы (А. Куссмауль, О. Беркан) стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью, с общей диффузной недостаточностью интеллекта. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвященные нарушениям чтения и письма у детей. В 1900 и 1907 гг. Д. Гиншельвуд описалеще несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что нарушения чтения и письма не всегда сопровождают умственную отсталость. Гиншельвуд впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия», обозначив ими как тяжелые, так и легкие степени расстройства чтения и письма [17]. Таким образом, в конце XIX и начале XX в. существовали две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью. Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма, существовали раз личные толкования природы этого расстройства. Наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Согласно этому взгляду, механизмом нарушений чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота». Типичными представителями этого направления были Ф. Варбург и П. Раншбург. Ф. Варбург подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой». П. Раншбург в результате длительных тахистоскопических исследований пришел к выводу о том, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg