Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что многие ?едагоги очень часто обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе воспитания и реализации внеурочной деятельности.
Индивидуальный подход к каждому школьнику во внеурочной деятельности в последнее время становится все более актуальным из-за постоянного стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет намного улучшить уровень знаний ученика, а со стороны учителя повысить свой квалификационный уровень, непосредственно изучая разные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя его сильные и слабые стороны личности и таким образом, зная и понимая эти особенности и особенные качества воспитуемого, выбирать методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия.
Успешное усвоение и понимание учащимися учебного материала, темпы овладения учебным материалом, прочность осмысленности знаний, уровень развития младшего школьника, зависят не только от работы педагога, но и от познавательных возможностей и способностей учеников, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Следовательно, перед педагогом постоянно стоит важная задача - предотвратить негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные последствия, т.е. создать такие условия, при которых было бы возможно использование фактических и потенциальных возможностей каждого школьника при классно-урочной форме обучения. Решение этой непростой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к школьникам.
Развитие человека как личности, несет на себе отражение его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо обязательно понимать и использовать в процессе обучения и воспитания. Характер человеческой деятельности, особенности мышления, запросы человека, его интересы, различные социальные проявления – все это связано с возрастом. Со всем этим, для каждого возрастного промежутка характерны свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, мыслительные способности и особенности памяти наиболее сильно развиваются в детские и юношеские годы. Следовательно, если в эти периоды возможности мышления и памяти будут использованы не в должной мере, то в более поздние возрастные периоды будет уже очень тяжело наверстать упущенное. При этом, если слишком перегружать ребенка, воздействовать на его особенности не по годам, то эффекта может попросту не быть.
В своей работе я решила поднять очень важный вопрос, очень важную проблему современного внеурочного образования, которая интересует лично меня, т.к. я сама являюсь субъектом внеурочной деятельности.
Эти вопросы, в частности, ставили такие люди как Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогические теории, исходя из идей природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития детей, хотя эта идея и понималась ими по-разному. Ян Амос Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процеccе воспитания тех особенностей развития ребенка, которые характерны природе человека, а именно: тяга к знаниям, стремление к труду, способность к многостороннему развитию и др. Руccо, а затем Толстой объясняли этот самый вопрос по-другому. Они отталкивались от того, что ребенок от природы есть существо совершенное, уникальное, и что воспитание не должно ухудшать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества ребенка. Однако все они сходились в одном: необходимо пристально изучать ребенка, понимать его особенности, особенности его характера и опираться на данные аспекты в процессе обучения и воспитания.
Полезные идеи по данной проблеме можно найти в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупcкой, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Кpупская отмечала, что, если не понимать особенностей детей и того, что интересует их в том или ином возрастном промежутке, нельзя правильно и продуктивно их воспитывать.
При осуществлении внеурочной деятельности педагогами недостаточно учитываются индивидуальные и возрастные особенности младших школьников. Именно об этой проблеме пойдет речь: какой должна быть индивидуализация младших школьников в процессе реализации внеурочной деятельности.
Объектом исследования является личность младшего школьника в процессе реализации внеурочной деятельности.
Предметом исследования являются особенности младших школьников - основные и индивидуальные, их сходства и различия.
Цель исследования - изучить индивидуальные особенности младших школьников и их учет в процессе реализации внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить возрастные и индивидуальные особенности личности младших школьников.
2. Изучить проблему реализации внеурочной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
3.Выявить учет индивидуальных особенностей младших школьников в программе внеурочной деятельности «Музыкальная палитра».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы.