За последнее десятилетие радикально преобразилась государственная и общественная жизнь страны. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан. Административно-правовой статус гражданина России определен конституцией РФ. Согласно ст.18. права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех государственных органов и должностных лиц. Нормы Конституционного права выделяют положение личности в наиболее значительных областях жизнедеятельности человека, но их более подробное регулирование охватывается другими отраслями права. Так, равный доступ к государственной службе (пункт 4. стю32 Конституции РФ) закреплен в таких административно- правовых актах, как Федеральный закон от 31.07.95г. «Об основах государственной службы РФ», указ президента РФ от 29.04.96г. «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы» Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве не только частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, но и как представители какой-либо организации.
Права и обязанности личности, о которых говорится в административно - правовых нормах, производны от конституционных в Гл.2 Конституции РФ, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила охоты, дорожного движения. Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти:
- конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;
- первично предоставляются определенные права;
- устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;
- определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.
Основные цели административного права можно определить как:
- создание условий для эффективной деятельности административной -исполнительной власти как важного инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, государственного аппарата, страны;
- обеспечение демократической организации исполнительной власти;
- создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
- обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти Административно-правовой статус граждан РФ Активное реформирование различных сфер жизни общества, затрагивает интересы всё большего числа населения, и вовлекает его во всё более тесные взаимоотношения с исполнительной властью различных уровней, этим обуславливается актуальность более подробного изучения административного права и, в частности, административно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина в РФ.
Объект курсовой работы - права и свободы граждан в сфере административного права, предмет - административно-правового статуса человека и гражданина и способы их защиты.