Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности и изменение сферы деятельности муниципальных служащих
Современные принципы управления, которыми вынуждены пользоваться руководители территорий, в основном были заложены в начале XIX века и с тех пор мало изменились. Достаточно продолжительное следование не изменявшимся принципам внесло существенные диспропорции в современную хозяйственную жизнь территорий. Если раньше для города было важнее точно и качественно выполнять планы и задачи в условиях жесткого централизованного планирования, строгой нормативно-правовой базы и контроля исполнения, то основными доминирующими функциями в аппарате управления были адаптирующие (приспособление планов к реальной действительности) и исполнительные. Требования функций определяли иерархию качеств работников аппарата управления и руководителей (исполнительность, усидчивость, добросовестность). Формирование качеств обеспечивалось соответствующим социальным заказом к системе социализации (образование, система материального стимулирования и поощрений, средства массовой информации, др.). Объективные и субъективные факторы сформировали и определенную корпоративную культуру.
Территории строили заводы, прокладывали улицы, содержали городскую инфраструктуру, а городские управленцы рекрутировались из инженеров и техников, которые, если обладали набором вышеуказанных качеств, в соответствии с целями и принципами государственного строительства и адекватной кадровой политики становились профессиональными управленцами. [7, c.56]
В настоящее время в связи с социальными изменениями в управлении меняются структура и иерархия функций. Появилось большое количество хозяйствующих субъектов, которые сами начинают создавать планы, строить дороги и улицы, создают собственную инфраструктуру обслуживания видов деятельности и проживания. При этом возникают социальные конфликты, требующие иных управленческих реакций и алгоритмов реагирования на типичные ситуации, чем располагает опыт современных руководителей и специалистов. На первый план в иерархии управленческих функций начинают выходить такие задачи, как: планирование, координация, посредничество, а также политические функции, др. В структуре профессиональной компетентности управленческой деятельности начинают доминировать новые качества: умение действовать в условиях социальной неизвестности и повышенной конфликтности, умение разделять и систематизировать противоречивые информационные потоки (ориентироваться в документальной разноголосице), коммуникативные способности и др. Актуализируются функции, связанные с созданием комплексной системы развития территории, основанной на местной информационной, научной, аналитической базе. Приобретают новое звучание термины: социальное планирование, региональная политика, контролинг и др. [2, c.104]