Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ

arina_pal 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2018
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период времени закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Введение

Цель современного дошкольного образования — формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности. Сегодня процесс обучения — это не готовый конспект, а поиск и творчество, при котором дети учатся планировать, делать умозаключения, приобретают новые знания и навыки через собственную деятельность. Современное занятие рассматривается как развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, системно - деятельностного подхода и использования различных активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации и так далее. Появление системы гибких образовательных услуг, возникновение частных детских образовательных учреждений различного типа, поиск активных форм и методов обучения и путей развития творческой личности делают актуальным исследование оригинальных, методических приемов и организационных форм воспитания детей, возникает необходимость более глубокого изучения исторического опыта в этой сфере деятельности. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия приро-ды с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В «Экологической доктрине Российской Федерации» особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан. И начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут преобразоваться в прочные убеждения. Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности, творчества детей. Активные методы и формы отвечают новым подходам организации экологического образования дошкольников. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста привлекает множество исследователей. Изучены возможности дошкольников в освоении различных аспектов содержания экологической культуры: знаний о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, Л. Я. Мусатова, и др.), опыта бережного и заботливого к природе (В.Г. Грецова, М. К. Ибраимова, Г. В. и др.); умений деятельности в ней (Н.И. Ветрова, Л. М. и др.); разработаны методические основы осуществления данной работы [Серебрякова, 2008, с. 17]. Актуальность данного исследования заключается в необходимости по-вышения качества экологического образования детей дошкольного возраста, и связана с социальным заказом современного общества. Несмотря на то, что существует множество программ экологической направленности, таких как комплексная программа «Детство» парциальных «Мы», «Наш дом — природа», «Юный эколог» и др., практическая реализация данных программ в детских учебных заведениях продолжает оставаться проблемной. Поиск эффективных методов и форм экологического образования и определил цель нашего исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования активных методов и форм в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи: • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; • изучить состояние современной системы экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ; • рассмотреть методы и формы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста; • дать характеристику активным методам и формам экологического образования детей старшего дошкольного возраста; • провести исследование уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; • разработать и реализовать методику организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм; • провести анализ результатов исследования. Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы и приёмы: • анализ психолого-педагогической литературы; • беседы, опрос, вопросы к детям, наблюдение; • детское проектирование, экспериментирование, экологические игры и др. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и выводы позволят более глубоко исследовать вопросы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм. Практическая значимость заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться студентами, методистами, воспитателями в детском саду по организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………… 6 1.1 Состояние современной системы экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………………. 6 1.2 Методы и формы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста………………………………………………... 14 1.3 Характеристика активных методов и форм экологического образования детей старшего дошкольного возраста………………………………………… 27 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ………………….. 32 2.1 Исследование уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….. 34 2.2 Организация экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных форм и методов………………………… 42 2.3 Анализ результатов исследования………………………………………… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 52
Список литературы

1. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. — 2007. №3. С. 66. 2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с. 306. 3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 528 с. 4. Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 208 с. 5. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Форум, 2012. — 256 с. 6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. №?5. С. 30. 7. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Т Ц Сфера, 2009. — 288 с. 8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2007. — №9. С. 22?24. 9. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ТЦ «Сфера», 2011. — 320 с. 10. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: Т Ц Сфера, 2008. с. 277. 11. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Авт-сост. Ю. А. Афонькина. — М.: Учитель, 2012. — 119 с. 12. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. — Волгоград: Учитель, 2012. — 415 с. 13. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 496 с. 14. Лихачев Б. Т. Экология личности//Педагогика. -1993. -№2. 15. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2?7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. — М.: Учитель, 2012. — 333 с. 16. Масленникова О. М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — М.: Учитель, 2011. — 232 с. 17. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с. 18. Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ре-бенка, идущего в школу. // Начальная школа. -2003. -№9. -С. 6?11 19. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 2009. -32с. 20. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание. -2006. -№7. -с. 36 21. Ола Ф. Занимательные эксперименты и опыты. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 128 с. 22. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с. 23. Реймар Н. Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. — М.: Наука, 2002. 24. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Кара-пуз, 2000 25. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. — 208 с. 26. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа: до и после. — №10, 2011. — с. 3 27. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / В. И. Турченко. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. — 256 с. 28. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. — М.: Просвещение, 2010. — 303 с. 29. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 23. 11. 2009 г. №655 30. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования от 20. 07. 2011 №2151 31. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры. — М.: Акрополь, 2013. с. 234.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Состояние современной системы экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ре-бенка — это период времени его бурного роста и интенсивного развития, период времени непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности [Микляева, 2012, с. 28]. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период времени закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [Ясвин, 2013, с. 12]. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сооб-щать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [Лихачев, 1993, c. 28] Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Значимую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе, таких как З.Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. и др. [Букин, 2009, с.28]. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых исследований — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи. [Лихачев, 1993, c. 29] В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей [Лихачев, 1993, с. 26]. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [19, с. 32]. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности неживой и живой природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [Турченко, 2012, с. 48]. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух важных с точки зрения экологии процессов: осмысление человечеством экологических проблем планеты до кризисного состояния и их углубления. За рубежом и в России в это время происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования. Проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg