Актуальность темы исследования обусловлена тем, чтов отечественной и зарубежной юридической науке до сих пор не прекращаются дискуссии по вопросам оптимальной организации системы органов государственной власти Российской Федерации, а также статуса главы государства. В рамках таких дискуссий одни высказывают мнение о необходимости существования в России института «сильного» Президента, мотивированное необходимостью обеспечения государственного единства ицелостности страны. Другие же, будучи несогласными с этим мнением, выдвигают свои доводы в обоснование своей позиции, которые, в частности, касаются таких возможных последствий централизованного управления, как высокий уровень коррупции, низкая исполнительская дисциплина, практика использования служебных полномочий в целях, противоположных публичным интересам, которые могут проявляться при сосредоточении власти в одних руках и отсутствии действенного механизма «сдержек и противовесов».
За последние годы в Российской Федерации произошло немало изменений как в статусе главы государства, так и в общественной жизни государства.
Вопрос о конституционно-правовом статусе главы государства приобретает особую актуальность в связи с предпринятыми попытками модернизации политической системы, в том числе, связанными с изменением полномочий Президента РФ в отдельных сферах. Важным в данном контексте представляется и вопрос дальнейшей модернизации государственного управления, определения вектора развития системы государственной власти.
Анализ принятых законов и реакция на них со стороны правящей государственной элиты, представителей оппозиции, широкой общественности в определенной мере помогают спрогнозировать ближайшие перспективы развития России, обобщить основные политико-правовые тенденции, оценить возможность и необходимость проведения новых демократических реформ, в том числе в части совершенствования нормативной базы, закрепляющей статус и компетенцию главы Российского государства.
Степень разработанности темы исследования проблематики организации и функционирования государственной власти, взаимодействия различных ее органов отражены в работах многих современных отечественных ученых, среди которых: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, B.C. Нерсесянци др.
Детальному исследованию института президентства, его роли и особенностям становления в Российской Федерации посвящены труды К.Н. Бобылевой, Г.В. Дегтева, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зуйкова, В.И. Кайнова, Н.Е. Колобаевой, Е.Л. Кузнецова, А.А. Мишина, Л.А. Окунькова, В.И. Радченко, Н.А. Сахарова, Ю.И. Скуратова, В.В. Согрина, И.Д. Хутинаева, А.И. Черкасова и др.
Несмотря на значительное количество публикаций о роли главы государства в механизме разделения властей, безусловную важность и научную значимость полученных результатов, некоторые аспекты рассматриваемой проблематики не в полной мере исследованы или по ним существуют неоднозначные выводы. В отдельных научных публикациях высказываются довольно спорные точки зрения относительно оптимальной системы власти в России и роли главы государства в ней, а значит, требующие повторного или дополнительного рассмотрения в юридической науке. Поэтому вопрос о конституционно-правовом статусе главы государства не закрыт для исследователей.
Объект исследования общественные отношенияскладывающиеся в процессе осуществления Президентом Российской Федерации как главой государства возложенных на него полномочий
Предмет исследования составляют конституционные нормы, закрепляющие конституционно-правовой статус главы государства в России
Цель комплексныйанализ правового статуса главы государства в Российской Федерации, а также его взаимодействия с иными органами государственной власти в рамках сформированной и действующей системы разделения властей.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
- анализ становление и развитие института Президентства в России;
- выявление места и роли главы государства в системе разделения властей;
-охарактеризоватьПрезидента в системе исполнительной власти;
- исследовать особенности правового статуса главы государства;
- раскрытьполномочия Президента России;
- показатьпублично-правовая ответственность главы государства.
Методы исследованияпризнанные в юридической науке способы познания, имеющие как общий, так и специально-прикладной характер. В работе были задействованы общие исследовательские приемы абстрагирования, аналогии, анализа и синтеза, индукции и дедукции, движения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В то же время, применялись более частные подходы: вероятностный, системный, формально-логический, историко-правовой и т.д. Методы абстрагирования и аналогии наиболее активно использовались при исследовании теоретических основ конституционно-правового статуса главы государства.
Нормативная правовая база включает анализ международной и российской законодательной базы, в том числе Конституции Российской Федерации и конституций иностранных государств, законов и подзаконных актов, эмпирическую основу исследования составляют судебная практика, в том числе практика Конституционного Суда РФ по теме исследования, данные научно-практических исследований, характеризующие деятельность главы государства.
Теоретическая и практическая значимость обусловлена необходимостью дальнейшего развития конституционно-правовой науки и совершенствования правовой системы с учетом отечественной практики и опыта зарубежных стран в целях упрочения демократических основ организации публичной власти в России.
Структура работы состоит из введения двух глав включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка