Макроэкономика как самостоятельная наука сформировалась в 30-х годахXX века. Она возникла в связи с глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада из-за невиданной раньше депрессии и общего кризиса. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и предложить эффективные меры выхода из кризиса.
Новая модель регулирования экономики, предложенная английским экономистом Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Кейнсговорил, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из Великой депрессии 30-х годов. В основе его теории лежит следующая идея: увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, поэтому она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.
Приступая к изучению макроэкономических моделей, следует помнить, что хотя в них пользуются теми же графиками, что и в микроэкономике, однако, вместо индивидуальных переменных в макроэкономике выступают агрегированные, или совокупные, переменные.
Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов по конкретным частным показателям в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения более общих, обобщающих совокупных показателей.
Актуальность данной темы состоит в том, что в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины. Цель курсовой работы – разобраться в этой ситуации, выучить основные экономические законы, макроэкономические закономерности.
Задача курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.
AD и AS могут быть представлены как общая сумма, соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен – на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.