ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЗИНГА В СТРАНЕ
1.1. Понятие лизинга
Принято считать, что все экономико-правовые отношения, которые связанны с лизингом, относятся к новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Но это не так. Документы свидетельствуют, что аренда, то есть лизинг, известна человеку с незапамятных времен.
Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина «лизинг» как такового раньше не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Именно Аристотелю принадлежит высказывание: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество. Достаточно иметь право пользоваться этим имуществом, а в результате этого получать доход [14, c.18].
Т. Кларк английский историк обнаружил в Законах Хаммурапи несколько положений о лизинге, которые приняты примерно между 1775-1750 годами до н.э. Касающихся собственности группа статей является самой большой в судебнике Хаммурапи. Эти статьи очень внимательно и скрупулезно рассматривали случаи аренды, условия залога имущества и нормы арендной платы.
Другие древние цивилизации (римляне, греки, египтяне) считали аренду доступным, привлекательным и порой единственным способом приобретения домашнего скота, земли и оборудования.
Первое, всем известное, употребление термина «лизинг» относится к 1877 году. Тогда телефонная компания под названием «Белл» решила не продавать свои телефоны, а сдавать их в аренду, таким образом устанавливались оборудования в домах или офисах клиентов на основе арендной платы. Такая операция сильно воздействовала не только на развитие связи, многие очень высоко оценили и аренду оборудования, которая позволяла им защитить свое монопольное право на использование новой технологии, в отличие от простой продажи. Аналогично телефонной компании «Белл» компания, которая изготавливала инструменты, под названием «Hughes» сохраняла над ценами контроль, предоставляя свой специализированный товар только на условиях аренды. Компания, которая изготавливала обувь «U.S. Shoe Machenery», использовала соглашения, которые связывали клиентов только с ее собственной продукцией. С принятием федерального антимонопольного законодательства США закончилась эта практика, также по законодательству США требовалось от изготовителей выставлять оборудование на свободную продажу [6, c.104].
Правительство Соединенных Штатов Америки активно использовало контракты с фиксированной рентабельностью, во время второй мировой войны. Что выдавало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса. Во многих контрактах правительственным подрядчикам позволялось фиксировать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Подрядчики хорошо понимали то, что большая часть их услуг и товаров нужна правительству только лишь пока идет война. И по всей вероятности, эти контракты не будут возобновлены после окончания войны.
Промышленники рисковали не успеть восстановить свои издержки на оборудование, которое приобреталось для выполнения правительственного проекта. И специализированные машины и станки могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в время мирное, послевоенное. Правительственные подрядчики поняли то, что, арендуя промышленное оборудование на срок, который ограничен договором подряда (в противоположность покупке), можно минимизировать риск. В том случае, если требовались специализированные инструменты и машины, правительство само должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.