ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ
1.1. История развития уголовного законодательства о разглашении государственной тайны
Впервые ответственность за измену и информационное пособничество военному противнику была установлена лишь в Соборном уложении 1649 года. Так в ст. 20 главы 7 Соборного уложения было установлено: «А будет кто, будучи на государеве службе в полке, уч нет изменою ис полков преезжати в неприятельские полки, и в неприятельских полках сказывати про вести и про государевых ратных людей» . Из этой статьи следует, что «вести», касающиеся государственных дел и «государевых ратных людей», являются информацией, представляющей интерес для государства, и, как следствие, разглашение которой влечет наказание. Обращает на себя внимание то, что толчком для формирования такой специфичной категории сведений явились военные действия, во время которых их разглашение наносило невосполнимый урон. Поэтому законодатель счел необходимым их защищать на государственном уровне. При этом не упоминается какую степень секретности должна носить деятельность государства во всех сферах человеческой жизни.
Следуя хронологическому порядку, следующим документом, который сделал шаг вперед в разработке этой темы, является Артикул воинский 1715 года. Из всего документа необходимо проанализировать два артикула из глав 16-125 и 128. В первом запрещалось объявлять «неприятелю пароль или лозунг» . В артикуле 128 разъясняется, что «как офицеры, так и рядовые не дерзают о воинских делах, о войске, о крепости что писать, ниже о том с другими корреспондовать» . Нельзя не отметить тот факт, что понятием государственной тайны начинает охватываться все более широкий круг сведений, в который на данном этапе уже включены «воинское дело», «войска», «крепости», «пароли и лозунги». Но все же этот процесс идет, не меняя русла – военной области. При Петре I «преступление рассматривалось не только как нарушение законов, но и как действие, причинившее вред государству, даже если об этом деянии ничего не говорилось в законе» , поэтому очертить границы государственной тайны как сведений, защищаемых государством, было практически невозможно, так как любая информация, разглашение которой представляло угрозу, могла быть отнесена к ней.
По прошествии определенного времени обстоятельства современности вынудили законодателя принять новый уголовный закон. Таковым явилось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, которое «не представляло собой достаточно четко, юридически точно разработанного уголовного кодекса» . Однако в последующем оно подвергалось различного рода редактированиям, изменявшим в некоторой степени отдельные части и главы. Из огромного массива норм этого документа для нас интерес представляют лишь некоторые. В статье 275 впервые дается наиболее обширное понятие государственной измены: «...сообщение неприятелю плана крепости, порта, гавани, арсенала, или же укрепленного или иного стана (лагеря), или тех мест, где происходят военные действия, или дает известия о расположении и движении войск, или о состоянии армии и других средствах нападения или обороны...» . В целом к 1845 году к сведениям, составляющим государственную тайну относились: судебная деятельность, секреты для производства изделий и армия с ее составляющими.
Уголовное уложение 1903 года содержало специальную главу «О государственной измене», в которой значительно полнее устанавливалась ответственность за шпионаж и введена ответственность за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов. В остальном же продолжало действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
В Уголовном уложении 1903 года впервые за три века с момента появления охраняемой информации в законе дано легальное определение государственной тайны, под которой понимается «не всякая тайна, а лишь тайна порядка управления или имеющая общегосударственное значение».
В Уголовном кодексе РСФСР от 1 июня 1922 года была предусмотрена ответственность за оглашение сведений, которые имеют характер государственной тайны, при отсутствии контрреволюционных или корыстных целей и неосведомленности о возможных последствиях таковой деятельности (ч. 2 ст. 66).
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 года «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» была установлена уголовная ответственность за разглашение должностными лицами сведений, которые составляют государственную тайну, а также за утрату документов, которые содержат эти сведения. Этот указ вводил высшую меру наказания за разглашение государственной тайны .